Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал

Гармажапова Людмила Дабаевна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Турнир знатоков русского языка»

Цели:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Расширять кругозор учащихся.

Способствовать углублению знаний о русском языке.

Оснащение:

1.Презентация

2.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)

1.Разминка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик первый раз -  и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так  делал он четыре раза.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.

Объясните смысл сказки.

(птицы –месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)  

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

Учись всю жизнь                                   Век живи – век учись

Береги время                                 Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.  Не ссорься                                     Худой мир лучше доброй драки

Не торопись, делай всё аккуратно                       Семь раз отмерь – один раз отрежь

Нехорошо заглядываться на чужое                      Берут завидки на чужие пожитки.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

Язык до Киева доведёт

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Не дорог подарок, дорога любовь

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не в свои сани не садись

Жизнь дана на добрые дела

Гусь свинье не товарищ

4.Орфоэпия.

Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал,  танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

5.Решите пропорции.

1.Тигр/кошка=волк/собака

2.Ластик/карандаш=время/воспоминание

3.Пол/потолок=стена/стена

4.Пожарный/вода=дворник/метла

5.Тигр/4=паук/8

6.Дом/крыша=человек/шляпа

7.Пустыня/кактусы=море/водоросли

8.Женщина/мышь=пешеход/машина

9.Лицо/портрет=природа/пейзаж

10.Музыка/плеер=море/раковина

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

Холодильник ←холодильный ←холодить   ← холод

Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких  слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака

Индиго – синий цвет.

Маренго – черный с серым отливом

Прюн – темно-лиловый

Хаки – коричнево-зеленый

Пансе темно-фиолетовый 

Беж – светло-коричневый

Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.

Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Это этимологически родственные слова.

Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем  для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно  rodzina  (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и  родина, родить(ся), род, родственник,  объединенные общим значением  «рождение, появление на свет».

9.Что означает выражение «битый час»?  Каково его происхождение?

Битый час – целый час.

Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.

3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.

4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

2.Придаточное образа действия.  Что - союз, не является членом предложения.

3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья. (оксюморон)

2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров. (перифраза)

12. Отгадать загадки.

Что это за трава, которую слепые знают? Крапива

Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки

В землю — крошки, из земли — лепешки.  Репа

В лавке пятак, а не вытащить никак.  Сучок

Что вверх корнем растет? Сосулька

Оценка результатов

Тип задания

Критерии оценки

Команда №1

Команда №2

1.Разминка

При полном ответе -3б.

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

За каждую правильную пословицу-1б.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

За каждые две -1б.

4.Орфоэпия

За каждые 2 правильных слова -1б. (max -8)

5.Решите пропорции.

За каждые две пропорции-1б.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

За правильно составленную цепочку -1б.

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

За определение части речи -1б.

За каждое правильное значение слова-1б.

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

За аргументированный ответ -3б.

9.Что означает выражение «битый час»?  Каково его происхождение?

За ответ на каждый вопрос по 1б.

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

За каждое предложение-1б.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

За каждое слово-1б.

12. Отгадать загадки.

За каждую загадку-1б.

13.Кроссворд

За полностью решенный кроссворд-3б.

Итоги

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»?  Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»?  Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе. 9 класс.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (прозаический ИЛИ поэтический – выбор участника олимпиады)

Вариант 1

Выполните целостный анализ рассказа В. Ф. Одоевского «Два дни из жизни земного шара», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: вычленение смысла великих человеческих ценностей; особенности повествовательной структуры; функции второстепенных и эпизодических персонажей; особенности художественного времени и художественного пространства; назначение художественных деталей, сопровождающих повествование.

Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ

ДВА ДНИ ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОГО ШАРА

У графини Б. было много гостей; была полночь, на свечах нагорело, и жар разговоров ослабевал с уменьшающимся светом: уже девушки перетолковали обо всех нарядах к будущему балу, мужчины пересказали друг другу обо всех городских новостях, молодые дамы перебрали по очереди всех своих знакомых, старые предсказали судьбу нескольких свадеб; игроки рассчитались между собой и, присоединившись к обществу, несколько оживили его рассказами о насмешках судьбы, произвели несколько улыбок, несколько вздохов, но скоро и этот предмет истощился. Хозяйка, очень сведущая в светском языке, на котором молчание переводится скукою, употребляла все силы, чтобы расшевелить болтливость усталых гостей своих; но тщетны были бы все ее усилия, если бы нечаянно не взглянула она в окно. К счастью, тогда комета шаталась по звездному небу и заставляла астрономов вычислять, журналистов объявлять, простолюдинов предсказывать, всех вообще толковать о себе. Но никто из всех этих господ не был ей столько обязан, как графиня Б., в это время: в одно мгновение, по милости графини, комета соскочила с горизонта прямо в гостиную, пробралась сквозь неимоверное количество шляп и чепчиков - и была встречена также неимоверным количеством разных толкований, и смешных и печальных. Одни в самом деле боялись, чтобы эта комета не напроказила, другие, смеясь, уверяли, что она предзнаменует такую-то свадьбу, такой-то развод и проч. и проч.

- Шутите, - сказал один из гостей, который век свой проводил в свете, занимаясь астрономией (par originalite)[1], - шутите, а я помню то время, когда один астроном объявил, что кометы могут очень близко подойти к Земле, даже наткнуться на нее, - тогда было совсем не до шуток.

- Ах! Как это страшно! - вскричали дамы. - Ну скажите же, что тогда будет, когда комета наткнется на Землю?

- Земля упадет вниз? - проговорили несколько голосов.

- Земля разлетится вдребезги, - сказал светский астроном.

- Ах, Боже мой! Стало быть, тогда и будет представление света, - сказала одна пожилая дама.

- Утешьтесь, - отвечал астроном, - другие ученые уверяют, что этого быть не может, а что Земля приближается каждые 150 лет на градус к Солнцу и что наконец будет время, когда Земля сгорит от Солнца.

- Ах, перестаньте, перестаньте, - вскричали дамы. - Какой ужас!

Слова астронома обратили всеобщее внимание; тут началися бесконечные споры. Не было несчастий, которым не подвергался в эту минуту шар земной: его и жгли в огне, и топили в воде, и все это подтверждалось, разумеется, не свидетельствами каких-нибудь ученых, а словами покойного дядюшки - камергера, покойной штатс-дамы тетушки, и проч.

- Послушайте, - наконец сказала хозяйка, - вместо споров пусть каждый из нас напишет об этом свои мысли на бумаге, потом будемте угадывать, кто написал такое и такое мнение.

- Ах, будемте, будемте писать, - вскричали все гости...

- Как прикажете писать? - робко спросил один молодой человек. - По-французски или по-русски?

- Fi donc - mauvais genre![2] - сказала хозяйка. - Кто уже ныне пишет по-французски? Messieurs et Mesdames![3] Надобно писать по-русски.

Подали бумаги; многие тотчас присели к столу, но многие, видя, что дело доходит до чернильниц и до русского языка, шепнули на ухо своим соседям, что им еще надобно сделать несколько визитов, и - исчезли.

Когда было написано, все бумажки были смешаны, и всякий по очереди прочитывал вынутую им бумажку; вот одно из мнений, которое нам показалось более других замечательным и которое мы сообщаем читателям.

1

Решено; настала гибель земного шара. Астрономы объявили, глас народа подтверждает их мнение; этот глас неумолим, он верно исполняет свои обещания. Комета, доселе невиданная, с быстротою неизмеримою стремится на Землю. Лишь зайдет солнце, вспыхнет зарево страшного путника; забыты наслаждения, забыты бедствия, утихли страсти, умолкли желания; нет ни покоя, ни деятельности, ни сна, ни бодрствования; и день и ночь люди всех званий, всех состояний томятся на стогнах, и трепетные, бледные лица освещены багровым пламенем.

Огромные башни обращены в обсерваторию; день и ночь взоры астрономов устремлены на небо; все прибегают к ним, как к богам всемогущим; слова их летят из уст в уста; астрономия сделалась наукою народною; все вычисляют величину кометы, скорость ее движения; жаждут ошибок в вычислениях астрономов и не находят.

- Смотри, смотри, - говорит один, - вчера она была не больше Луны, теперь вдвое... что будет завтра?

- Завтра набежит на Землю и раздавит нас, - говорит другой...

- Нельзя ли уйти на другую сторону шара? - говорит третий...

- Нельзя ли построить подставок, оттолкнуть ее машинами? - говорит четвертый. - О чем думает правительство?

- Нет спасения! - кричит молодой человек, запыхавшись. - Я сейчас из башни - ученые говорят, что, прежде нежели она набежит на Землю, будут бури, землетрясения, и земля загорится...

- Кто против Божия гнева? - восклицает старец...

Между тем течет время, с ним возрастают величина кометы и ужас народный; уже видимо растет она; днем закрывает солнце; ночью огненною пучиною висит над Землею; уже безмолвная, страшная уверенность заступила место отчаянию; не слышно ни стона, ни плача; растворены тюрьмы: вырвавшиеся преступники бродят с поникшим челом между толпами; редко, редко общая тишина и бездействие прерываются: то вскрикивает младенец, оставленный без пищи, и снова умолкнет, любуясь страшным небесным зрелищем; то отец обнимает убийцу сына.

Но подует ли ветер, раздастся ли грохот, толпа зашевелится - и уста всех готовятся к вопросу, - но его боятся вымолвить.

В уединенной улице одного европейского города восьмидесятилетний старец у домашнего очага приготовлял себе пищу: вдруг вбегает к нему сын его.

- Что ты делаешь, отец мой? - он восклицает.

- Что делать мне? - отвечает спокойно старец. - Вы всё оставили - бегаете по улицам - а я между тем голодаю...

- Отец! Время ли теперь думать о пище?

- Точно также время, как и всегда...

- Но наша гибель...

- Будь спокоен; пустой страх пройдет, как и все земные бедствия...

- Но разве ты потерял слух и зрение?

- Напротив, не только сохранил то и другое, но еще сверх того нечто такое, чего нет у вас: спокойствие духа и силу рассудка; будь спокоен, говорю тебе, - комета явилась нежданно и пропадет так же - и гибель Земли совсем не так близка, как ты думаешь; Земля еще не достигла своей возмужалости, внутреннее чувство меня в том уверяет...

- Отец мой! ты во всю жизнь свою верил больше этому чувству или мечтам своим, нежели действительности! Неужели и теперь ты останешься преданным воображению?.. Кто тебе поручится за истину слов твоих?..

- Страх, который вижу я на лице твоем и тебе подобных!.. Этот низкий страх несовместим с торжественной минутою кончины...

- О ужас! - вскричал юноша. - Отец мой лишился рассудка...

В самое то мгновение страшный гром потряс храмину, сверкнула молния, хлынул дождь, ветер снес крыши домов - народ упал ниц на землю...

Прошла ночь, осветило небо, тихий Зефир осушил землю, орошенную дождем... люди не смели поднять преклоненных глав своих, наконец осмелились, - им уже мнится, что они находятся в образе духов бестелесных... Наконец встают, оглядываются: те же родные места, то же светлое небо, те же люди - невольное движение подняло взоры всех к небу: комета удалялась с горизонта...

2

Настал общий пир земного шара; нет буйной радости на сем пиру; не слышно громких восклицаний! Давно уже живое веселье претворилось для них в тихое наслаждение, в жизнь обыкновенную; уже давно они переступили через препоны, не допускающие человека быть человеком; уже исчезла память о тех временах, когда грубое вещество посмеивалось усилиям духа, когда нужда уступила необходимости: времена несовершенства и предрассудков давно уже прошли вместе с болезнями человеческими, земля была обиталищем одних царей всемогущих, никто не удивлялся прекрасному пиру природы; все ждали его, ибо давно уже предчувствие оного в виде прелестного призрака являлось воображению избранных. Никто не спрашивал о том друг друга; торжественная дума сияла на всех лицах, и каждый понимал это безмолвное красноречие. Тихо Земля близилась к Солнцу, и непалящий жар, подобный огню вдохновения, по ней распространялся. Еще мгновение - и небесное сделалось земным, земное небесным. Солнце стало Землею и Земля Солнцем...

1825

Вариант 2

Выполните целостный анализ стихотворения Б. Окуджавы «Встреча», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: жанр произведения, особенности повествования, соотношение прошлого и настоящего, специфические средства художественной выразительности, внешняя и внутренняя композиция стихотворения, особенности строфической и синтаксической структуры текста.

Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

БУЛАТ ОКУДЖАВА

Кайсыну Кулиеву

                                                         ВСТРЕЧА

 Насмешливый, тщедушный и неловкий,

 единственный на этот шар земной,

 на Усачевке, возле остановки,

 вдруг Лермонтов возник передо мной,

 и в полночи рассеянной и зыбкой

 (как будто я о том его спросил)

 - Мартынов - что... -

 он мне сказал с улыбкой. -

 Он невиновен. Я его простил.

 Что - царь? Бог с ним. Он дожил до могилы.

 Что - раб?.. Бог с ним. Не воин он один.

 Царь и холоп - две крайности, мой милый.

 Нет ничего опасней середин.

 Над мрамором, венками перевитым,

 убийцы стали ангелами вновь.

 Удобней им считать меня убитым:

 венки всегда дешевле, чем любовь.

 Как дети, мы всё забываем быстро,

 обидчикам не помним мы обид,

 и ты не верь, не верь в мое убийство:

 другой поручик был тогда убит.

 Что - пистолет?.. Страшна рука дрожащая,

 тот пистолет растерянно держащая,

 особенно тогда она страшна,

 когда сто раз пред тем была нежна...

 Но, слава Богу, жизнь не оскудела,

 мой Демон продолжает тосковать,

 и есть еще на свете много дела,

 и нам с тобой нельзя не рисковать.

 Но, слава Богу, снова паутинки,

 и бабье лето тянется на юг,

 и маленькие грустные грузинки

 полжизни за улыбки отдают,

 и суждены нам новые порывы,

 они скликают нас наперебой...

 Мой дорогой, пока с тобой мы живы,

 все будет хорошо у нас с тобой...

 1965


[1] для оригинальности (фр.).

[2]  Фи! - это дурной тон! (фр.)

[3] Дамы и господа! (фр.)



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

1.Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.   (За каждый правильный ответ: 1 балл)

2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.       (За каждый правильный ответ: 1 балл)

3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)

4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

  а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

6.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

8.Вставь пропущенные буквы:

             а) в..лосок

       б) ф..нари

       в) с..лат

г) в..трина,

      д) ч..совщик

(За каждый правильный ответ 1 балл)

9.Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

(За каждый правильный ответ 1 балл)

10.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

11.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс

1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

2. трубка, столб, склад, лампа, уксус

3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

                                     Пока.  Захар

4. в, г, д

5.Вода, водоотвод, водоворот

6. рассказчик

7. 3)

8. а) волосок

б) фонари

в) салат

г) витрина,

д) часовщик

9. а) Вкусный

б) Свистнул

в) Местность

г) Гигантский

д) Поздний

10. Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.

11. 2, 1, 4, 3, 5



Предварительный просмотр:

Задания для проведения олимпиады

по русскому языку в 10 классе

1. Расставьте ударения в словах.

Апостроф, красивее, генезис, жалюзи, газопровод, кремень, премирование, звонишь, углубить, оптовый. (По 1 баллу за слово.)

2. Подчеркните правильный вариант произношения.

Афера – афёра, новорожденный – новорождённый, жердочка – жёрдочка, никчемный – никчёмный, опека – опёка, осетр – осётр, свекла – свёкла, головешка – головёшка. (По 1 баллу за слово.)

3. Образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного падежа:

Бухгалтер, веер, директор, инженер, катер, округ, ректор, отпуск, торт, паспорт, профессор, шофёр. (По 1 баллу за слово.)

4. Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел, бук, жег, раб, рад, сонь (род п. мн.ч.), шил.

Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке, то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова имеются в виду и какие слова Вы получили при перестановке звуков. (По 1 баллу за каждое правильно указанное слово.)

5. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога 19 века В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»? (3 балла)

6. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота, тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.

(По 1 баллу за верное составленный фразеологизм; по 1 баллу за верное определение значения; 1 балл за найденное «лишнее» слово; 1 балл за аргументацию выделения «лишнего» слова.)

7. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.                                  

(За выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл; комментарий выбора – до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.)

8. Определите, какой частью речи является слово пропасть в следующих предложениях. Ответ аргументируйте.

Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (Лермонтов).

Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то (Островский).

 Тьфу пропасть! – говорит она, и тот дурак, кто слушает людских всех врак (Крылов).

(По 1 баллу за правильное определение части речи; по 2 балла за аргументацию каждого примера; по 1 баллу за свой пример.)

9.

Продажа сахар_

Подсыпь сахарк_

Кусок сахар_

Выпейте ча_

Налейте-ка чайк_

Производство ча_

Пачка индийского ча_

История народ_

Много народ_

Распределите словосочетания на три группы:

  1. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –а (-я);
  2. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –у (-ю);
  3. словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариативные окончания  –а (-я); –у (-ю);

Обоснуйте свой выбор. (По 1 баллу за словосочетание, верно отнесенное в группу; 2 балла за развернутое объяснение.)

10. Являются ли выделенные формы однородными членами? Аргументируйте ответ.

1. Ты давай поспешай с отрядом, а я пулемётную заставу на дороге сниму пока (Иванов).

2. Туда, за эти дымы, навстречу солнцу, летели самолёты. Они летели низко, по три в ряд (Иванов).

3. Гвоздев ни с того ни с сего прислал свой денежный аттестат (Б. Полевой).

о 1 баллу за правильный комментарий.)

11. В словаре В.И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (2 балла за определение значения слова; 2 балла за объяснение смысла.)

12. Перед вами документ, написанный на бытовом варианте древнерусского языка XVII столетия. Определите его жанр. Найдите ему аналогию в делопроизводстве нашего времени. Переведите на современный русский язык.  (5 баллов)



Предварительный просмотр:

Система творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы

Творческие задания, используемые мной на уроках русского языка и литературы в ходе их использования были разделены на следующие группы:

  1. Творческие задания на комбинирование информации:
  • выделение главного в тексте;
  • сравнение;
  • систематизация информации;
  • изменение информации;
  • дополнение информации;
  • объединение текстов и заданий;
  • самостоятельное составление текстов и заданий;
  • редактирование текстов.
  1. Творческие задания на определение причинно-следственных связей:
  • определение причин и следствий;
  • доказательство, опровержение;
  • определение закономерности.

Такое выделение групп творческих заданий позволяет представить   систему творческих заданий в виде взаимосвязанных частей, выполняющих развивающую, познавательную,  ориентационную, практическую функции, способствующие развитию творческих способностей школьников. Развивающая функция носит определяющий   характер. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

На первом этапе работы творческие задания  являются достаточно простыми, они, как правило, связаны развитием орфографической грамотности, работой с отдельными словами. К таким   относятся задания по русскому языку «Нарисуй и запомни», «Путешествие в слово». Задание «Нарисуй и запомни» мы используем в работе с орфограммами. Здесь помогает мнемоника, запоминание с помощью образов, символов, ассоциаций. Эффективность этой работы достаточно велика. На начальном этапе, в 5 классе, предлагается проанализировать слово, создать какой-то рисунок, который поможет запомнить его написание. У каждого ассоциации будут свои. Но они помогают создать зрительный образ, который закрепляется за словом и возникает в момент написания этого слова. Так, например, один ученик в слове «варежка» на месте буквы Ж изобразил две варежки, похожие на букву.

В ходе такой работы задействовано правое полушарие,
основной сферой специализации которого является интуиция.  Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Мнемоническое запоминание мы используем, как правило, для слов с непроверяемыми гласными и согласными.

 С необходимостью такой работы мы вновь столкнулись в 7 классе при изучении темы «слитное и раздельное написание приставок в наречиях». После изучения темы по правилу, данному в учебнике, был дан диктант, результаты которого были неудовлетворительные: 15 «двоек» из 23 оценок. Хотя уже на уроке ученики отметили, что правило очень сложное, закономерностей в нем мало. Эта тема является одной из самых сложных во всем курсе русского языка. Наречия образовывались в русском языке в разное время, процесс их образования активно продолжается. С этим и связаны сложности в их слитном, раздельном или дефисном написании.

В учебнике  7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской  «Русский язык» правило выглядит так: «Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно (вверх, вмиг) и через дефис (по- вашему, кое- где), реже раздельно (без устали, на миг). Орфограммами при этом являются дефис (по-нашему), слитное написание (впрок), и пробел (по трое)».

Ребята сделали вывод, что из этого правила они  могут лишь узнать то, какие виды написания наречий существует, а не то, как определять, где наречие пишется слитно, где раздельно, а где через дефис.. И тогда ребята пришли к выводу, что мнемоника может помочь в запоминании правописания наречий. Ребята поделились на группы, определили цели и задачи своей работы и приступили к поиску различных путей решения. В ходе анализа языкового материала наречия были поделены на тематические группы,  которые были поделены между учащимися. Опираясь на различные ассоциативные образы, ребята создали опорные картинки, которые, по мнению учащихся должны были помочь в запоминании правописания наречий. Каждая группа представила свой материал на уроке, после чего было принято решение: сделать электронный вариант рисунков, создать книжку, в которой разместить все картинки и выучить написания наречий по этой книжке. Через несколько дней группа учащихся создала брошюру, которую получил каждый ученик. Результаты такой работы был отличным:

  1. после повторного проведения диктанта ни один ученик не получил оценку ниже «4»,
  2. ученики выступили с проектом на школьной конференции и заняли 1 место,
  3. созданная книжка была передана в фонд школьной библиотеки, и теперь ей пользуются ученики школы,
  4. ученики в очередной раз убедились, что если к изучению русского языка подойти творчески, то результат будет высоким.

Другие творческие задания находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Это задания рубрик «Речевой портрет»,  «Словарь профессиональных слов», «Придумай заголовок». Они рассчитаны на творческое применение полученных знаний. Иногда такие задания дают толчок дальнейшему творческому процессу. Так, например, когда в 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Наклонение глагола» ребятам было предложено составить предложения с формой условного наклонения глагола, которые могли бы стать заголовком в газете, и написать статью в газету к одному из придуманных заголовков. Затем одна из работ ученицы 6 класса переросла в статью для школьной газеты «Если б не было профессии учителя…», которая получила много положительных отзывов от читателей.

На уроках литературы вовлечение учеников в творческую деятельность многие учителя начинают с иллюстраций к произведениям  (например, Н.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», В.Жуковский «Спящая царевна», сказы П. Бажова, сказки Г.-Х. Андерсена), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, перенести на бумагу воображаемый образ. Считаю, что учитель не должен пренебрегать этим видом творческих заданий, т.к. на опыте текущего года я убедилась, что это задание вызывает у учащихся  большие затруднения, они выполняют его с нежеланием. Хотя в предыдущие годы иллюстрирование произведений было одним из любимых заданий пятиклассников.

К заданиям второго уровня сложности относятся задания из рубрики «Умные вопросы». Очень нравится ребятам такая работа, которую мы называем «Заметки на полях».  При возникновении сложных вопросов, требующих поиска информации, исследования проблемы, мы фиксируем его на полях и возвращаемся к нему или по ходу урока или на следующем уроке. Поначалу такие вопросы приходилось задавать самому учителю. Так, например, при изучении темы корень в 5 классе возник вопрос «Сколько корней может быть в слове?» Ответ на этот вопрос ребята сами нашли дома и озвучили на следующем уроке. В 6 классе при изучении темы «Сложносокращенные слова» ребята уже сами задали себе вопрос: «Из скольких букв максимально могут состоять аббревиатуры» и на следующем уроке они блистали найденными самостоятельно сложносокращенными словами. Важно отметить, что такая работа создает ситуацию успеха не только для сильных учеников (и помогает им в подготовке к участию в олимпиадах), но и для слабых, которые включаются в поиск и чувствуют силу в постижении трудных вопросов по предмету. Такая работа привела к тому, что на любом этапе учащиеся с интересом участвуют в ходе урока, сами ищут интересные факты в Интернете, дополнительной литературе,  они задают умные вопросы, часто выходящие за пределы школьной программы, часто такие вопросы становятся толчком к написанию исследовательских работ.

Выше мною был дан небольшой анализ заданий в учебниках русского языка для 5 класса.  Несмотря на то, что творческих заданий в учебнике «Русский язык. 5 класс» по редакцией Л.М. Рыбченковой достаточно мало,  в учебнике есть очень ценные рубрики «Это интересно», «Занимательная лингвистика», в которой излагаются интересные факты из языкознания, истории языка, о происхождении слов. Учитель может предложить ученикам самим придумать задания на основе того материала, который излагается в учебнике или предложить свои варианты. Например, на стр. 102 (Тема «Чередование о//а в корнях») есть такое задание: «Подумайте, верно ли, что все эти слова однокоренные. Как бы их следовало сгруппировать? Косой, косынка, косогор, коса, косичка, косарь, прикосновение, касаться.). Это задание можно расширить, чтобы оно носило исследовательский характер. Например, добавить такое продолжение: «Встречал ли ты другие слова, в которых наблюдается такое явление? Как бы ты его назвал? Приведи примеры таких слов». Или на странице 117 в рубрике «Это интересно» есть задание: «Во фразеологизмах разных народов часто используются образы различных животных. Выбор этих животных обусловлен специфическими, веками складывающимися языковыми традициями. Русский кот в мешке – это то де, что английский поросенок в мешке и немецкий заяц в мешке». Предлагаю дополнить это задание следующим: «Попробуй найти в иностранном языке, который ты изучаешь и другие фразеологизмы  с животными. Есть ли их аналоги в русском языке?

На уроках литературы к заданиям второго уровня сложности относятся такие, как «Сочини свое произведение», «Из прозы в драму», «Умные вопросы» (Составь викторину по произведению), «Я рисую героя – я представляю героя». Следует отметить, что задания, где от учащихся требуется составить текст, вызывают большое затруднение. Кроме того, в этом учебном году я обнаружила такую особенность у учеников 5 класса: нежелание и неумение выполнять творческие письменные работы. Они с легкостью выполняют тест, отвечают на вопросы на знание текста, но не умеют сочинять, творчески оформлять работы. В 5 классе вместе с ребятами мы составляем сборник сказок учеников класса после изучения темы «Русские народные сказки» Если 2-3 года назад ученики с огромным интересом писали волшебные сказки, то в текущем году снизилось процентное соотношение придуманных учениками волшебных сказок по отношению к бытовым и сказкам о животных,. Подавляющее большинство сказок бытовых и о животных Это, на мой взгляд, тоже доказывает тенденцию к снижению интереса у учащихся к творческим работам. Ребятам стало легче напечатать сказку, найти иллюстрацию в Интернете. В текущем учебном году мне пришлось настаивать, чтобы ребята переписывали сказки, сами придумывали к ним иллюстрации.    Такая проблема еще раз убедила меня в необходимости применения творческих заданий на уроках русского языка и литературы.  

С большим интересом ребята  участвуют в инсценировках произведений. Причем, с 5 класса я приучаю учеников к самостоятельной работе над постановкой. Ученики самостоятельно делятся на группы, выбирают себе режиссера, который работает над сценарием, ребята придумывают реквизит, костюмы. К такой работе ребята подходят очень творчески, придумывая интересные костюмы, роли. Часто в сценарий включаются роли, в который ученики не говорят ни одного слова, их любят ученики, имеющие актерский талант. На подготовку инсценировок у каждой группы уходит около недели, после чего мы устраиваем урок-спектакль, который ведет ученик-конферансье (как правило то, кто не нашел себе место в гурппе). Класс превращается в зрительный зал. Так учащиеся приучаются и к культуре выступления на сцене, поведения в зрительном зале, после этого они с удовольствием посещают театр.

Большое внимание на уроках литературы в ходе анализа прозаического произведения  уделяется характеристике героя, которая помогает раскрыть характер героя, его  отношение к системе образов в произведении,  роль в раскрытии автором идейного замысла. В 6 классе мосле изучения первой части учебника я предлагаю ученикам выполнить работу «Я рисую героя – я представляю героя», в которой ученики должны нарисовать портрет любимого героя, а на обратной стороне написать его характеристику. На первом этапе (в 6 классе) работы многих учащихся носят репродуктивный характер, в них практически нет анализа, в основном это пересказ поступков героя, описание его внешности. Работы небольшие по объему. Но следует отметить, что подобную работу я даю и ученикам 8 класса, и здесь уже виден серьезный прогресс. Работы становятся самостоятельными, в них дается оценка поступков героев, они уже выдержаны в едином стиле, это творческие, креативные работы, большие по объему. Так, при выполнении этого задания по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» 2 ученика изобразили в качестве героя, играющего важную роль в произведении страх. Ученица Левина Анна так обосновала свой выбор:  «немая сцена показывает,  что это освобождение было ложное: приезжает настоящий ревизор, а чиновники к этому уже не готовы. И здесь страх захватывает чиновников в свои лапы, из них уже не вырваться. Он сковывает всех героев пьесы».

Задания третьего уровня сложности («Лаборатория слова», «Лингвистический эксперимент») уже носят исследовательский характер, содержат в себе проблему, которую каждый ученик решает по-своему. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. К подобным, например, относится такое задание по русскому языку при закреплении темы «Причастный и деепричастный оборот»: «В одной из глав повести «Тарас Бульба» выпиши по три предложения с причастным и деепричастным оборотом. Попробуй определить роль этих оборотов в тексте. Как они помогают автору в создании характеристики героев». Ученики при выполнении такого задания закрепляют не только знания по теме «Причастный и деепричастный оборот», но и умение различать их, что  для учеников 7 и последующих классов вызывает большие трудности. Кроме того, учащиеся уже делают первые попытки по выявлению роли языковых средств в тексте. Здесь они определяют, что деепричастия используются Гоголем в тех фрагментах, где автору нужно придать динамику повествованию, кроме того, деепричастия в тексте помогают автору дать более точную характеристику герою, например использование деепричастий в первой главе в предложениях, где речь идет о Тарасе Бульбе, помогает раскрыть характер героя. Ученица 7 класса Кипина Лада сделала такой вывод: «Тарас Бульба отличается вспыльчивостью, очень быстро принимает решения, поэтому для его описания нужны деепричастия, которые обозначают действия».

С 8 класса в систему творческих заданий я включаю лабораторные работы. Для того чтобы проанализировать процессы, происходящие в русском языке в 8 классе мы работаем с таблицей «Изменение лексики современного русского языка».

Задача работы – определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».

Сферы жизни общества

Новая лексика

  1. Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.

Губернатор …

  1. Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:
  • совершенствование средств коммуникации;
  • изменение банковской системы;
  • интеграция массовой культуры

ноутбук, …

маклер, …

шоумен,

«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».

После выполнения этой работы учащиеся делают вывод, что лексика – наиболее подвижный пласт русского языка, в ней происходят самые стремительные изменения. Такую работу можно дать и в 6 классе при изучении неологизмов, но она будет менее самостоятельной и более долгой по выполнению.

Лабораторные работы уместны и при анализе текста, направленном на выявление  его стилистической принадлежности. Например, я предлагаю учащимся несколько небольших текста разных стилей. Для определения принадлежности к стилю, нужно заполнить таблицу «Признаки стиля в тексте».

Количество «кадров» в тексте

Назначение текста (с какой целью автор написал текст)

Языковые средства

После выполнения работы, ученики анализируют полученные результаты и делают выводы о функциональном стиле текста. Такую работу я предлагаю ученикам на уроках русского языка  с 6 класса, постепенное увеличивая количество и объем текстов.

Задание рубрики «Лаборатория слова» позволяют ученикам пополнить словарный запас, узнать значение новых слов, понять роль слова в художественном тексте. Такая работа позволяет соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества.

        Задания по трансформации текстов мы выполняем на уроках развития речи. Так, на уроке развития речи в 6 классе по теме «Типы речи в художественной литературе» учащиеся в ходе урока анализируют тексты, предложенные им накануне для выполнения домашней работы. И распределяют тексты по трем типам: повествование, рассуждение, описание. Но у них возникает проблема: не все тексты можно отнести к определенному типу речи.

 (А потом я кaк-то тaк повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровaти рaстянутa пaутинa, и в ней, в сaмой в середине, сидит пaучок. И глядит нa меня.

Снaчaлa я подумaл, что он просто кaк в гaмaке кaчaется. Но потом скaзaл себе, что думaю непрaвильно. Ведь кaчaться в гaмaке, это знaчит отдыхaть. А пaучок не отдыхaл. Он притaился и ждaл. Он охотился. И смотрел нa меня.

Я улыбнулся ему. Скaзaл, чтобы он меня не боялся)

Ученики определяют, что в тексте совмещены два типа речи: повествование и рассуждение.

Учитель: Если в этом тексте есть рассуждение и повествование, но повествование преобладает, как можно назвать такой тип речи?

(Ученики предлагают свои варианты ответов, учитель, если правильный ответ не дан, подводит их к названию «повествование с элементами рассуждения»)..

Учитель: Скажите, почему автор использовал такое сочетание типов речи?  

(Предполагаемый ответ: Рассуждение, включенное в повествование, дает возможность читателю узнать, как важно мальчику объяснить, что он увидел. Мальчик много времени находится один, он привык разговаривать сам с собой, поэтому он и рассказывает, и рассуждает одновременно).

Учитель: Предлагаю провести эксперимент и представить, что вы являетесь  корректорами и вам нужно исправить фрагмент рукописи, принесенной для печати. Редактор решил, что в этом тексте не хватает какого-то фрагмента(типа речи, поэтому текст будет неточно понят читателями. Дополните текст.

(Предложенный текст: А потом я как-то раз повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровати растянута паутина, и в ней в самой середине сидит паучок. И глядит на меня.)

На выполнение работы ученикам дается 3-4 минуты, т.к. они совместно выполняют эту работу. Затем ученики читают свои варианты и объясняют, почему они добавили тот или иной фрагмент. На уроке ученики добавили описание паутины и рассуждение о том, что мог думать паучок, когда смотрел на него.

Такой лингвистический эксперимент помогает ученикам в доступной для них игровой форме усвоить очень трудный материал по определению типов речи в тексте.

Задание «Сравни с оригиналом» являются достаточно сложными и вводятся на этапе, когда у учащихся сформированы первые навыки анализа текста. Такие задания в 6 классе я ввожу со второго полугодия.

Предлагаю фрагмент урока, где используется подобное задание. При изучении рассказа «Бежин луг» И.А. Тургенева на втором уроке мы говорим о Тургеневе – мастере слова, способном в любой вещи увидеть особенное, неповторимое.

Учитель: Чем вам запомнился рассказ?

С чего он начинается?

(Предполагаемый ответ: рассказ начинается с описания природы, июльского дня)

Учитель. Прочитайте это описание.

(Ученики читают отрывок).

Учитель: Почему в рассказе И.С. Тургенева так много внимания писатель уделяет природе, ее описанию?

(Предполагаемый ответ: Писатель,  любит родную природу и хочет передать это чувство читателю.)

Учитель: Докажите, что писатель с любовью подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Правда ли, что природа наполнена красками и звуками. Попробуйте определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.

(Ученики находят в тексте средства художественной выразительности)

Учитель: Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу?

 (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», «камни сползлись».) 

Учитель: Но вот наступает вечер, постепенно приближается ночь. Из спокойного теплого июльского дня автор погружается в густую высокую траву оврага. Что спасает, указывает путь путнику?

Ученики: Это огонь костра, возле которого сидят ребята, сторожившие табун.

Учитель. Вам нравится смотреть на костер? Вы пробовали когда-нибудь его описать? Давайте попробуем сделать это сейчас. Я предлагаю вам описать костер, который вы видели, может быть, он запомнился вам? Если нет, представьте огонь костра и опишите его.

(Ученики выполняют работу в течение 5 минут, этого вполне достаточно, т.к.   поначалу ученики выполняют это задание быстро, не прикладывая к нему особых усилий. Как правило, описание сводится к сравнению с маком, указывается на движение языков пламени)

Учитель: Хочет ли кто-нибудь прочитать, что у него получилось?

. (Ученики читают задание, учитель тактично указывает на ошибки и недочеты в работах, хвалит ученика за работу)

Учитель: А теперь давайте сравним ваши описания с описанием костра в рассказе Тургенева, найдите и прочитайте этот фрагмент.

В ходе анализа отрывка, выясняется, что огонь у Тургенева живой, он находится в постоянном   движении, в этом автору помогают глаголы, средства выразительности - олицетворения, эпитеты, сравнения.  После анализа фрагмента одному-двум ребятам предлагается уже устно исправить свои тексты, учитывая сказанное на уроке. Тогда  они уже добавляют в текст олицетворение, эпитеты «живой», «оживляющий», «неспокойный», иногда пользуясь текстом Тургенева, иногда добавляя свои. Окончательное исправление текста ребятам предлагается сделать дома.

Подобное же задание я даю в 7 классе при изучении рассказа И.А. Тургенева «Певцы» (на уроке внеклассного чтения). Предлагаю описать  пение любимого певца, а после чтения своих вариантов (по желанию) ученики сравнивают их с описанием пения Якова, где повествователь описывает свои чувства, совпадающие с чувствами остальных слушателей. В ходе обсуждения делается вывод о роли средств выразительности в художественном тексте при создании неповторимого образа певца-самоучки, для которого пение  - это счастье, и этим счастьем он делится со слушателями, поэтому она объединяет всех посетителей кабака,        такая творческая работа помогает актуализировать восприятие учениками текста, готовит их к его вдумчивому чтению.

Как и любой учитель литературы, я не могу недооценивать роль чтения и значение привлечения учащихся к книге. В течение многих лет мой ученики ведут дневники читателя, причем не только летом, но и в течение учебного года.  Ученики, записывая информацию в дневник, заполняют следующие рубрики:

1. «Автор и название»

2. «Краткий пересказ»

3. «Понравившийся эпизод»

4. «Вопросы, на которые можно найти ответ в произведении (проблемы, поставленные автором в книге).

Поначалу последняя колонка вызывает у учеников затруднение, но в ходе изучения литературы и анализа художественных произведений многие ученики 6-7 классов уже умеют задавать вопросы и определять проблематику прочитанного произведения. У моих учеников круг чтения постепенно расширяется, в среднем за учебный год они прочитывают 5-6 книг помимо школьной программы. Так у учащихся собирается свой банк аргументов из прочитанных лично ими книг. Безусловно, такая работа – большое подспорье учителю при подготовке учеников к написанию итогового сочинения в 11 классе и сочинений на итоговой аттестации в 9 и 11 классе.

Безусловно, задача  стимулировать творчество учеников, не может быть решена только с помощью включения в урок творческих заданий. Такие задания должны быть логическим включены в ход урока, на решение проблемы развития творческих компетенций должна быть направлена система урочной и внеурочной деятельности.  В данной работе были проанализированы задания, применяемые мной на уроках в 5-8 классах. Безусловною. творческие задания я использую и во внеурочной деятельности,  и в старшем звене, где они уже приобретают исследовательский характер. В перспективе я планирую описать и этот опыт работы.

Результаты работы позволили сделать выводы, что использование письменных творческих заданий на уроках русского языка и литературы оказалось успешным. По результатам анкетирования, проводимого  психологом в течение 2014-2015 года, возрос интерес к предмету у учеников 5-6 классов (см. приложение 5), учащиеся с удовольствием посещают уроки русского языка  и литературы, на уроках активны. Помимо этого, у учащихся возрос познавательный интерес,  в чем убеждает повышение качества знаний по предмету (приложение   )

В классах, где учитель применяет систему письменных творческих работ,  повышается качество выполнения заданий на государственном итоговом экзамене в 9 классе. В 2014 году в 9а классе, где учащиеся выполняли творческие задания средний балл выполнения работы – 31, в 9б классе – 27 баллов. Следует также отметить, что в текущем году при анализе диагностических работ в 8 классах выяснилось, что в 8а классе (где применяются творческие задания) все ученики справились со стартовой работой, в параллельном классе -  только 70% учащихся, причем при выполнении задания 15.3 все учащиеся в 8а классе (20 из 23 писавших работу) в качестве аргумента своего тезиса использовали текст художественного произведения.  Учащиеся осознанно, активно принимают участие в конкурсах по русскому языку и литературе (см. приложение 7), увлеченно пишут исследовательские работы, а значит, растет и интерес к предмету, и качество обучения (см. приложение 8).

У учеников, вовлеченных в выполнение творческих заданий, раскрывается творческий потенциал: они пробуют создавать свои художественные произведения, участвуют в конкурсах литературного мастерства. Также с каждым годом растет количество учеников, участвующих в конкурсах различного уровня. (приложение   )

Исходя из описанных выше результатов можно сделать вывод, что все используемые  на уроках русского языка и литературы формы и виды творческих работ   эффективны для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более осознанного усвоения ими сложного теоретического материала о языке и произведении, для развития умения применять те  знания и навыки, которые они получают на уроке, т.е. развиваются творческие компетенции учащихся.

Список литературы.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

4. Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001

5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20

6. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить. // «Русский язык», №12, 2001

7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Ба- ранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.

8. Русский язык. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [  Т.А, Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова и др. 6 научн. редактор Н.М. Шанский], - М.: Просвещение, 2015

9. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [ Л. М. Рыбченкова, О.А. Александрова, А.В, Глазков, А.Г. Лисицын] ], - М.: Просвещение, 2015

 Приложение 1

Анализ количества творческих  задания в учебниках русского языка 5 класса.

 «Русский язык. 5 класс.»  Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [ Л. М. Рыбченкова, О.А. Александрова, А.В, Глазков, А.Г. Лисицын] ], - М.: Просвещение, 2015 

раздел

Количество упражнений в разделе

Количество продуктивных заданий

Из них заданий творческого характера

Из них исследовательских заданий

%

«Фонетика»

59

6

Упр. 34, 40 («Напиши продолжение сказки Л.Н. Толстого»)

+ 3 игровых упражнения

1 (Упр.28) «Сравните текст, записанный в современной и старой орфографии, и расскажите, какие различия в записи слов вы увидели»

10%

«Морфемика»

45

3

1 ( упр. 93 «Напиши сочинение по началу») + 2 игр. задания

-

6%

«Лексика»

146

3

3 (упр. 174(«Составь небольшой рассказ, используя слова следующих тематических групп…»), 186 (Попробуй устно продолжить рассказ И. Антоновой «Иванова, Петрова, Сидорова), упр. 230 («Сочини сказку «Жила была крапива»)

-

2%

  «Русский язык. 5 кл .»  Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [  Т.А, Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова и др. 6 научн. редактор Н.М. Шанский], - М.: Просвещение, 2015

раздел

Количество упражнений в разделе

Количество продуктивных заданий

Из них заданий творческого характера

Из них исследовательских заданий

Фонетика

60

-

Упр. 302 («Напиши сочинение-описание предмета)

2%

Морфемика

94

3

Упр. 397 (Напишите сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе»), упр. 400 («Почему так названы географические объекты: Петербург, Новосибирск, Берингов пролив? Напиши рассуждение на эту тему), упр. 402 («Напиши рассуждение на одну из предложенных тем).

-

3%

Лексика

50

2

Упр. 332 («Составь кроссворд»), упр. 345 («Напиши сочинение-рассуждение «Какой ты след оставишь?»)

4%

Приложение 2

Система творческих заданий в 5-8 классах по русскому языку.

Тема/Раздел учебника

Что развивает задание /назначение задания

Название

Уровень сложности

Пример задания

5 класс

Все разделы/

Орфография

орфографическая грамотность

«Нарисуй и запомни» Работа со словом

1

Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

«Синтаксис»

«Объясни смысл высказывания»

2

Лексика

Морфология

Морфемика

«Путешествие в слово»

1, 2

Перед тобой слово «кареглазый».

Выполни с ним следующие задания:

  1. Разбери по составу.
  2. Выдели все орфограммы, которые есть в слове.
  3. Составь 3-4 словосочетания с ним.
  4. Подбери к нему однокоренные слова.

Фразеология

По следам учебника.

2

«Попробуй найти в иностранном языке, который ты изучаешь и другие фразеологизмы  с животными. Есть ли их аналоги в русском языке?

-  развитие монологической речи, - развитие воображения

«Вот я, вот я превращаюсь…» Сочинения-миниатюры

2

Представь, что ты – свечка (дом, гриб и т.д.) попробуй написать небольшой текст от имени этого предмета.

Фонетика

Морфемика

- различение омонимов

- развитие монологической речи

«Составь рассказ с данными словами»

2

Прочитай слова: лук(г), ключ, мина, тур, овсянка. Составь с этими словами небольшой текст. Какую особенность этих слов нужно учитывать при создании текста.

Все разделы

- умение правильно и точно задавать вопросы

«Умный вопрос» «Заметки на полях»

2

6 класс

Лексика

- развитие диахронного анализа слов

- орфографическая грамотность

Лаборатория слова

«Родственники или нет?»

3

Подумай, являются ли родственными исторически слова «Ровесник и сверстник», перстень и перчатка». Свой ответ обоснуй. Как ты думаешь, какой словарь может помочь тебе найти ответ на вопрос.

Лексика

- работа со словом и его значением

- культура речи

«Словарь профессионализмов моих родителей»

2

Составь словарь профессиональных слов своих родителей. Для правильного оформления словарной статья обратись к словарю какой словарь тебе поможет в этом?

Все разделы/Орфография

Орфографическая работа

«Нарисуй и запомни»

1

Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

Лексика

- развитие речи

- стили речи

«Речевой портрет моего одноклассника» Сочинение-миниатюры

2

Понаблюдай за речью твоего одноклассника, друга. Попробуй составить его речевой портрет. Какие слова преобладают в его речи, соблюдает ли он нормы литературного языка. Как речь характеризует этого человека. Можешь ли ты дать рекомендации своему другу?

Морфология

- развитие речи

- культура речи

Лингвистический эксперимент «Без глаголов» /»Без прилагательного»/»Без местоимения»

(сочинение- миниатюра без использования указанной части речи в  тексте

3

Попробуй описать, как мама готовит обед/папа ремонтирует мебель и т.д., не используя при этом глаголы. Сделай вывод о роли глаголов в тексте.

Морфология

употребление в речи наклонений глаголов

Придумай заголовок для статьи

2

«Если бы да кабы». Придумай как можно больше заголовков для статьи в газету, в котором глагол будет употреблен в повелительном или условном наклонении»

7 класс

Причастие

Деепричастие

- развитие речи

- выявление языковых особенностей художественного текста

- стиль писателя

Лаборатория слова

3

В одной из глав повести «Тарас Бульба» выпиши по три предложения с причастным и деепричастным оборотом. Попробуй определить роль этих оборотов в тексте.

- развитие речи

Лингвистический эксперимент.

3

Опиши действия человека какой-либо профессии, не используя при этом наречия. Затем сверху добавь подходящие по смыслу наречия. Изменился ли текст. Чем он отличается от первоначального варианта.

Все разделы/Орфография

Орфографическая работа

«Нарисуй и запомни»

1

Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

8 класс

Вводный урок. «Язык как развивающееся явление»

- культура речи

- слово и его употребление

Лаборатория слова

3

Определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами» (таблица – см. приложение)

Синтаксис.

Односоставные предложения.

- закрепление знаний об односоставном предложении

- употребление односоставных предложений

-развитие речи

Придумай заголовок для статьи

2

«придумай заголовки для статьи в газету, используя только односоставные предложения. Напиши, используя один из заголовков, статью в школьную газету.

Все разделы/Орфография

Орфографическая работа

«Нарисуй и запомни»

1

Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

Система творческих заданий в 5-8 классах по литературе..

Тема/Раздел учебника

Что развивает задание /назначение задания

название

Пример задания

5 класс

- развитие монологической речи

-закрепление знаний о композиции русской народной сказки

Сочини свое произведение.

2

Напиши сказку.

- роль средств выразительности в тексте

Лаборатория слова

Сравни с оригиналом.

3

Попробуй добавить эпитеты, подходящие по смыслу. Сравни с оригиналом. (см. приложение)

Внеклассное чтение

- умение определять проблему, поставленную автором в тексте

Умные вопросы и ответы. Дневник читателя.

3

.Определи, на какие волнующие человека вопросы можно найти ответ в книге.

Литературная сказка

- глубокое, вдумчивое чтение

- умении правильно задавать вопросы

Умные вопросы.

Викторины по произведениям.

2

Подготовь ее для своего одноклассника викторину по сказке А. Погорельского «Черная курица,  или Подземные жители».

7 класс

И.С. Тургенев «Бежин луг».

- развитие речи

- лингвистический анализ текста

Лингвистический эксперимент.

Сравни с оригиналом.

2

Вам нравится смотреть на огонь? Вы пробовали когда-нибудь его описать? Давайте попробуем сделать это сейчас. Я предлагаю вам описать костер, который вы видели, может быть, он запомнился вам? Если нет, представьте огонь костра и опишите его.

Из литературы 19 века. Творчество А.С. Пушкина.

Я рисую героя- я представляю героя»

2

Нарисуй портрет одного из героев произведений А.С, Пушкина, изученных в 6 классе. Напиши небольшое сочинение о том, каким ты представляешь героя.

Из литературы 19 века.

- развитие речи

-развитие воображения

-закрепление знаний об особенностях поэтического текста

Сочини свое произведение.

2

Попробуй написать свое стихотворение. Не забудь, что в стихотворении важно передать чувство, состояние лирического героя.

7 класс

Из литературы 19 века. Творчество А.П. Чехова

-

Фильм. Фильм. Фильм

3

Напиши сценария к одному из юмористических рассказов А. П. Чехова. Попробуйте снять фильм по этому сценарию.

Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба»

- развитие монологической речи

- вдумчивое, внимательное чтение художественного произведения

Сочинение-миниатюра «Один день в …»

2

Напиши сочинение «Один день в Запорожской Сечи».

Творчество

М.Ю. Лермонтова.

- развитие навыка сопоставительного анализа текста

Сравни тексты.

3

«На севере диком…» - это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г.Гейне. Существует и перевод Ф.И.Тютчева.  Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Чем? Почему?

8 класс

Из русской литератруры 19 века.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Умные вопросы.

2

Подготовь викторину по главам романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Из русской литературы 19 века. Творчество Н.В. Гоголя.

- развитие монологической речи

- развитие воображения

- развитие навыка письменной характеристики героя

Я рисую героя - я представляю героя»

2

Нарисуй портрет одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» так, как ты его видишь. Напиши небольшое сочинение о том, каким ты представляешь героя.



Предварительный просмотр:

Творческие задания для учащихся 5 класса.

Анализ зрительного образа.

1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:

  • яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
  • пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
  • прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
  • сильный – добрый (человек, руки, собака…)

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)

2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

  • гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
  • белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
  • тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
  • светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)

3. Разгадай загадку:

  • Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь) 
  • Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное,
    Я одна тебя не съем,
    Разделю ребятам всем.
    (Бублик) 

Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.

Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.

Например:

Шкаф

Телевизор

большой

обычно небольшой

используется для хранения вещей

не используется для хранения вещей

не нуждается в электричестве

нуждается в электричестве

Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.

Например:

Шкаф – Телевизор

Предметы домашнего обихода

Подставка для других вещей

Предметы любования

Объекты искусственного происхождения

Умение составлять сюжетный рассказ.

1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:

  • Что ты ешь?
  • Чем занимаешься днём?
  • Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
  • Где ты спишь?
  • Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.

2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:

  • Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  • Как я попал в дом?
  • Что я могу делать или что со мной можно делать?
  • Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
  • Какие интересные истории со мной происходили?
  • С какими предметами я дружу?
  • Кого я не очень люблю?

Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.

1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:

  • Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  • Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  • Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  • Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  • Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Умение объяснять образное сравнение.

1. Объясни, что это означает:

  • Мальчик, как медведь
  • Учитель, как грозовая туча
  • Человек, как стена
  • Деревья, как богатыри
  • Воздух, как стеклянный.

2. Придумай, с чем можно сравнить:

  • Причёску
  • Одуванчик
  • Снежинку
  • Озеро
  • Ветер

Необходимо помнить, что образное сравнение можно составить по любому признаку предмета или явления.
Например:
причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.

Желательно придумать как можно больше сравнений.

Умение подбирать слова, противоположные по значению.

1. Подбери слова, противоположные по значению:

  • Свежий хлеб – …
    свежий ветер – …
    свежая рубашка – …
  • Чёрная ткань – …
    чёрная работа – …
    чёрные мысли – …

2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

  • На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
  • У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
  • Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Умение согласовывать слова в предложении.

1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.

Мила
Не
Мама
Ей

Милу
мыла
без мыла
жалела

было
не
мыла
мама

мыла
мылом
мило
люила

(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)

2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)

  • Б… у… ж… б…
  • С… о… н
  • К… е… л… к…


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

(Максимум –  50 баллов)

  1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные                    1) былина

 черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая                2) поэма

 песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим                          3) сказка

 вымыслом, формы которого исторически складывались

 в связи с мифологией.  (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец                           1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович                         2) мудрый, степенный, уверенный в себе,                    

                                                             предусмотрительный

в) Василий Буслаев                        3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович                4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета 

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4.         Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория  

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма      

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак  

   2) Роберт                                            2) Метерлинг

   3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

  4) Василий Андреевич                      4) Жуковский  

   5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

   6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

   7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

   8)  Морис                                            8) Лермонтов  

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  -  это…».

(За верный ответ 1 б.)

  1. Определите стихотворный размер:

а)                         В надежде славы и добра

                            Гляжу вперед я без боязни:

                            Начало славных дней Петра

                            Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С.Пушкин)

 б)                        Листья в поле пожелтели,

                             И кружатся, и летят.

                             Лишь в бору поникши ели

                            Зелень мрачную хранят.        

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)...береза, 13)…друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического произведения.                                                                                  Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

                      (Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878
                                                                                                                       Всего 50 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...