«Белем бирү сыйфаты белән идарә итүдә туган тел һәм әдәбият фәне укытучысының эш программасы»
методическая разработка

Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районы

Хәзерге җәмгыять фән һәм техниканың бик тиз үсүе, кешеләрнең тормышын тамырдан үзгәртә торган яңа мәгълүмати технологияләр булдыру белән характерлана. Белемнәрне яңарту темплары шулкадәр югары ки, кешегә гомере буена күп тапкырлар яңадан укырга, яңа һөнәрләргә ия булырга туры килә. Өзлексез белем бирү кеше тормышында чынбарлыкка һәм зарурлыкка әверелә.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«БЕЛЕМ БИРҮ СЫЙФАТЫ БЕЛӘН ИДАРӘ ИТҮДӘ  

ТУГАН ТЕЛ һәм ӘДӘБИЯТ ФӘНЕ УКЫТУЧЫСЫНЫҢ ЭШ

ПРОГРАММАСЫ»/

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

Сәләхова Роза Әбрар кызы,

Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы Башкарма комитеты мәгариф идарәсе информацион-методик булегенең милли мәгариф буенча югары квалификацион категорияле методисты;

югары квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы

 

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки  и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом  преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится  реальностью и необходимостью в жизни человека.

 Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает

быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня  замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС.

 Согласно статье 32 (п.2, п. п.7) Закона РФ «Об образовании», к функциям и компетенции образовательного учреждения относится разработка рабочих  программ.

Рабочая программа учебного предмета – это документ, созданный на  основе федеральных нормативных документов, с учетом национально региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения,  средств обучения, специфики контингента учащихся.

 Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской  учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.

 Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.

 Современные примерные программы, которые рекомендованы министерством, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие  мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.

 Если примерная программа определяет базовые знания,  умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера, то рабочая программа учебного предмета конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально-педагогической ситуации.

 Главное назначение рабочей программы – обеспечить гарантии в  получении обучающимися обязательного минимума образования в  соответствии с Государственным стандартом  и учетом специфики местных  условий. Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой  образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

 - нормативную, то есть является документом, обязательным для  выполнения в полном объеме;

 - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения  которых она введена в ту или иную образовательную область;

 - определения содержания образования, то есть фиксирует состав  элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их  трудности;

- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность  усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и  условия обучения;

 - оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 Составление рабочей программы учебного предмета – важнейшая часть  работы учителя и один из показателей уровня его квалификации.

 Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос  заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования.

 Федеральными государственными образовательными стандартами  устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

 Стандарт является основой для:

- разработки примерных основных образовательных программ;

- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

- организации образовательного процесса в образовательных  учреждениях, реализующих основную образовательную программу в  соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм  и подчиненности;

- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной  деятельности образовательных образовательную программу, учреждений, реализующих основную  формирования (муниципального) задания для образовательного учреждения;

- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

-  проведения государственной (итоговой) и промежуточной  аттестации обучающихся;

-  построения системы внутреннего  мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- организации деятельности работы методических служб;

- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

 - организации подготовки, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации работников образования.

 Каждый стандарт включает 3 вида требований:

 -  требования к структуре основных образовательных программ, в том  числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками  образовательного процесса;

 -  требования к условиям реализации основных образовательных  программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и  иным условиям;

 -  требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 В ходе составления рабочей программы педагог должен ориентироваться на результаты образования (это важнейший компонент ФГОС ) и вправе самостоятельно  устанавливать:

-  последовательность изучения учебного материала;

-  вносить изменения и дополнения в содержание;

-  распределять количество часов по темам, разделам;

- включать материал регионального компонента;

- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы конироля.

 Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые  результаты по ФГОС общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

 -  единство образовательного пространства Российской Федерации;

 - преемственность основных образовательных программ.

 - духовно-нравственное развитие и воспитание.

 Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми  трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении  этой работы:

 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, включенных в ФП учебников.

 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с  целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и  задачами основной образовательной программы школы.

 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе,  сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о  включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых  разделов, вопросов.

 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной  литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны  входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом  образовательного учреждения).

 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные  компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

 Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ  определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может  быть предусмотрен следующий порядок:

 1.  Рабочая программа рассматривается на заседании методического  объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.

 2.  Если документ соответствует всем требованиям, то его  рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.

 3.  После этого директор образовательного учреждения утверждает  программу приказом.

 Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

 Итак: разработка рабочей программы по учебным предметам  проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных)  компетентными органами. Именно Примерные программы по предмету  являются основой для составления рабочих программ. В концепции ФГОС  указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных  программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.

 Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить  перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать  содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

 Литература:

1. Методические рекомендации по обучению татарскому языку как государственному языку РТ в ОО/ ТР гомуми белем бирү оешмаларында дәүләт теле буларак татар теленә өйрәтү буенча методик тәкъдимнәр/  Шамсутдинова Р.Р., и др. – Казань: ИРО РТ, 2021. – 64 стр.

2. Особенности преподавания родного языка (татарского языка) и литературы на родном языке (татарской литературы) в соответствии с обновленными федеральными образовательными стандартами/ Туган тел (татар теле) һәм туган тел әдәбиятын (татар әдәбиятын) яяңартылган федераль белем бирү стандартлары нигезендә укыту үзенчәлекләре /: Р.Р. Шәмсутдинова, Г.В. Хадиева. - Казан: ИРО РТ, 2023 - 16 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туган тел һәм әдәбият укытучысына бәяләмә.

Туган тел һәм әдәбият укытучысының эшчәнлегенә бәяләмә бирү....

Туган тел һәм әдәбият укытучысының портфолиосы.

Туган тел һәм әдәбият укытучылары өчен ярдәмлек....

Туган тел һәм әдәбият дәресләрендә уңай мотивация тудыру

Дәресләрдә уңай мотивация тудыру, ягъни укучыларны телне өйрәнүгә кызыксындыру алымнары....

Туган тел һәм әдәбият дәресләрендә укучыларның коммуникатив компетенцияләрен үстерү юллары

Әлеге мәкаләдә автор туган тел һәм әдәбият дәресләрендә укучыларның коммуникатив  компетенцияләрен үстерү юллары ачып бирелә...

Педагогик остаханә «Туган тел һәм әдәбият дәресләрендә заманча педагогик технологияләрдән файдалану»

Җәмгыять үсешенең хәзерге этабында мәктәп алдында үзен мөстәкыйль тормышта ышанычлы хис итәргә мөмкинлек бирә торган кирәкле белем, осталык һәм сыйфатларга ия булган шәхесне һәрьяклап үстерү бурычы то...