«Формирование у школьников функциональной (читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы для успешного прохождения оценочных процедур по данным предметам»
учебно-методический материал
«Формирование у школьников функциональной (читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы для успешного прохождения оценочных процедур по данным предметам»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у школьников функциональной (читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы для успешного прохождения оценочных процедур по данным предметам»
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Виды функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Анализируя оценочные процедуры по русскому языку и литературе, можно сделать вывод, что все они направлены на проверку , в первую очередь, ЧИТАТЕЛЬСКОЙ грамотности.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в среднем звене выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, кроме того, не понимают формулировку задания.
ВПР 5 класс
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Почему ягоды вишни, посаженной далеко от дома, были кислыми? (За второй вишней дедушке не хотелось ухаживать.
Каждый раз, когда он нёс воду для этой вишни, он ругал себя за то, что так далеко посадил её, и вся досада выливалась на это дерево вместе с водой»)
11. В предложениях 5−7 найдите слово со значением «кто-то одинакового возраста с кем-нибудь». ( Ровесница)
12. В предложениях 6−8 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его. (Редко)
ВПР 6 класс
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план:1. Причины покровительства людей аистам 2. Качества аиста, которые нравятся людям. 3. Происхождение легенды, что аисты приносят детей.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «пара» («пары») из предложения
13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Пара- двое, нечто целое. Я купил себе новую пару сапог.
ВПР 7 класс
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–9 текста.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «хранить» из предложения 8
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 19–20, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
ВПР 8 класс
7. Определите и запишите основную мысль текста.
8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово великий в словосочетании великий язык из предложения 16. (Эпитет)
10. В предложениях 8–10 найдите слово с лексическим значением «тонкая, скрытая насмешка». (Ирония)
РУССКИЙ ЯЗЫК ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Задание 2.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиа́ны Малы́хиной, школьной подруги Екатерины Ивановой: «Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки». Подумайте, где лучше использовать слова Юлиа́ны Малы́хиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования включение цитаты в пересказ
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК
10.Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов
11.Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Вода в Истье была ласковой и смешливой.
2) Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.
3) Холод клокотал уже в груди.
4) Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.
12. Найдите в тексте синоним к слову ИЗБА (предложение 43). Напишите этот синоним.
ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Писатель мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключаются особенности языка художественной литературы».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала данного текста: «Рядом с папой никакие беды были не страшны».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит прийти на помощь?». Дайте определение выражению ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
11 класс Итоговое сочинение
(тема-цитата, вступление, заключение)
ЕГЭ (сочинение) – проблема, комментарий, авторская позиция, обоснование
ЕГЭ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ :
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
2) Василий Конаков был командиром взвода.
3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
24.Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
Для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы при формировании читательской грамотности в работе я использую следующие приёмы
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Приемы графической переработки учебного материала Приём «Опорный конспект»
Ученик может пересказывать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
-в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками и др.
-количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Чтение по цепочке
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Чтение с остановками
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
Чтение с пометками
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
NB! Важная информация
+ Новая информация
- Я не думал или не понял
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Найди ошибку
Учитель предлагает учащимся текст, содержащий неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем поможет справиться с итоговой аттестацией.
Впр лит 5,6
3. Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое означает «часть дома, предназначенная для жилья».
Выпишите из приведённого фрагмента слово
,
которое
означает
«
деньги
,
которые
подают
нищему
».
Задание 3 проверяет владение начальными умениями понимания, интерпретации и оценки литературного произведения, а также умением воспринимать приведенный текст фрагмента текстуально изученного эпического, лиро-эпического произведения, стихотворения, песни, баллады, в том числе понимать значение использованных устаревших или стилистически окрашенных слов. В качестве ответа необходимо привести слово.
Задание 5 представляет собой вопрос, нацеленный на осмысление, интерпретацию, оценку приведенного фрагмента текстуально изученного эпического, лиро-эпического произведения или стихотворения, предполагающий развернутый ответ объемом не менее 30 слов. При оценке ответа учитывается понимание обучающимся текста, проявление начальных умений интерпретации, умение опираться на тест произведения при формулировке суждений, умение строить связное высказывание.
Задание 6 проверяет умение осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития. Необходимо дать развернутый ответ объемом не менее 60 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы
В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках родного(чувашского) языка и литературы (работа с текстом по произведениям Порфирия Афанасьева)
Работа с текстом по биографии народного поэта ЧР Порфирия Васильевича Афанасьева....

Доклад - презентация О приемах и методах формирования читательской грамотности в процессе изучения иностранного языка по УМК "Английский в фокусе"
Жанр разработки: Презентация Power PointЦель презентации: Сформировать целостное представление о приемах и методах формирования функциональной грамотности.Задачи презентации:1. Способс...

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...
