Просветительский лонгрид "Мир в долгу у тех СОЛДАТ, сердца которых по России Огнями вечными горят..."
статья
...Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Р. Рождественский
Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, но и всего мира. Это прошлое нашей страны, это достояние народа, а сохранение его в памяти народной - важнейшая не только политическая, но и нравственная задача. Память народная – это Куликово поле, Бородинское сражение и Сталинградская битва, где произошли сражения за Землю Русскую. А в контексте ВОВ - это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.
Память - это то, что человек может пронести через годы. Человек не может жить только настоящим. Стремясь в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Просветительский лонгрид "Мир в долгу у тех СОЛДАТ, сердца которых по России Огнями вечными горят..."
Высокие нравственные идеалы: святость, героизм и честь глубоко присущи народу России на протяжении всего времени её существования, от Святой Руси до наших дней.
Проявляя жертвенность, участники ВОВ проявляли героизм, отдавая за Родину то, что для них действительно было дорого: время, здоровье, свой труд и в конечном итоге жизнь. Сам героизм – это подвиг, поскольку в его основе лежит любовь к ближним, к Отечеству. Отсюда берёт своё начало нравственный идеал: «равнение на героев».
Воплощение нравственного идеала является образцом для подражания, ориентиром в самосовершенствовании для всех людей. На сегодняшний день таким образцом для подражания для меня является поколение Победителей, отстоявших свободу и независимость нашего Отечества.
С уверенностью могу сказать, что именно в семье зарождается уважение к поколению Победителей, которое является проявлением истинного патриотизма. Моя мама, учитель истории, мои бабушка и дедушка, ветераны ВОВ, сформировали у меня святое отношение к Героям Отечества, уважение к традициям, историческому прошлому нашей Родины, культурным и духовным ценностям.
Любовь к Родине, желание трудиться на её благо также закладывались в школе имени Героя Советского Союза Александра Егоровича Самофалова, где я училась. Патриотическое сознание и убеждения я передавала детям в городе-герое Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, в школе имени Героя Советского Союза Зины Портновой, где началась моя педагогическая деятельность.
А сегодня я представляю школу села Тербуны Липецкой области, многие выпускники которой в годы испытаний с честью защищали наше Отечество. Среди них были и те, кто, совершив доблестные поступки и проявив личное мужество, погибли за Родину в период боевых действий в горячих точках и в зоне проведения СВО. В память о земляках-героях в школе торжественно открыты мемориальные доски и установлены Парты Героев.
Как известно, любую страну определяют география, история, социокультурный аспект. Особенно Россию – одно из самых влиятельных государств в мире. Вызовы, с которыми все мы столкнулись в настоящее время, затрагивают самые разные сферы нашей жизни. Поэтому вопросы патриотического воспитания звучит сегодня особенно актуально, в условиях становления патриотизма в качестве национальной идеи нашего общества.
Всё меньше и меньше свидетелей ВОВ осталось в живых. Молодое поколение знает о Великой Отечественной войне по фильмам, книгам, историческим фактам и хронике событий. Но они не заменят живого слова, воспоминаний очевидцев. Самый эмоциональный фактор - это «живая память», то есть непосредственно память народа. Каждая семья знает об этих страшных годах из свидетельств очевидцев: рассказы дедов, прадедов, письма с фронта, фотографии, военные вещи и документы. Многие свидетельства войны хранятся не только в музеях, но и в личных архивах.
К счастью, в моей семье я, будущий учитель иностранных языков, и мой родной брат, будущий военно-морской офицер, ещё могли услышать рассказы дедушки и бабушки о жестоких испытаниях, о невероятном духовно – нравственном подвиге, о нерушимом единстве фронта и тыла, о стойкости и мужестве советских солдат.
В год юбилея Великой Победы, вспоминая повествования своих героев о Великой Отечественной войне, хотелось бы рассказать о боевом пути моего дедушки, Стратийчук Николая Иосифовича. Дедушка был призван в действующую армию в 1940г. в 244 стрелковый полк в городе Раво-Русский Львовской области. За отличную службу отправлен в полковую пулемётную школу. Получил звание старшего сержанта, был командиром отделения. Начало войны встретил недалеко от советско-германской границы (в 12 км.). В августе 1941г. получил ранение. После выписки из госпиталя направлен в 25 стрелковый полк города Тула. В 1943г. полк расформировали. Николай Иосифович попал в 416 стрелковый полк. Летом 1944г. был снова тяжело ранен. После госпиталя был комиссован и зачислен в 93 запасной полк в городе Житомир, где и встретил Победу. В конце мая 1945г. направлен в город Бахмач и приписан к 77 военно-распределительной комендатуре. 20 октября 1945г. дедушка был демобилизован. Удостоен многих наград. Но всегда с особым чувством и дрожью в голосе дедушка говорил о медали "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ".
Моя бабушка, Стратийчук Клавдия Николаевна, всегда с волнением и слезами на глазах рассказывала о пережитых ею военных годах. Пятнадцатилетней девушкой впервые увидела она немцев в декабре 1941 года, когда вражеский отряд разведчиков вошел в родную деревню Небольсинка Должанского района Орловской области. Вскоре весь район был оккупирован фашистами. Враги выгоняли жителей из домов, в которых размещались сами. Однажды и в дом Бородиных ворвались немцы. Всех жильцов выгнали во двор. А Клавдию провели через всю деревню, толкая прикладами в спину, и при этом повторяли только одно слово — «партизан». В это время раздались выстрелы. Отряд красноармейцев прорвался к Небольсинке. Завязался жестокий бой. Немцы бросились в укрытие, а молодая девушка стояла и не верила в то, что осталась жива. По щекам её бежали слёзы…
Жизнь на оккупированной территории была очень трудной. Фашисты забирали у населения продукты питания, скот, нажитое имущество. В любую минуту людей подстерегала фашистская расправа. С болью в голосе Клавдия Николаевна рассказывала, как были расстреляны многие жители за подозрение в связи с партизанами. Среди них была близкая родственница Клавдии Николаевны — Полина Варнавская.
Зимой 1943 года Клавдия и её старший брат Михаил тайными путями ушли из деревни в направлении города Щигры, где находились части Красной Армии. Михаила зачислили в ряды красноармейцев, а девушку отправили в прифронтовую зону на строительство оборонительных укреплений.
«Тяжело было, — вспоминала Клавдия Николаевна. — Приходилось рыть окопы, таскать камни для оборудования дотов, дзотов. Но никто не уклонялся от выполнения работ, так как все понимали, что это делается ради победы над ненавистным врагом».
После разгрома немцев на Курской дуге и освобождении Должанского района от фашистских захватчиков Клавдия вернулась в родную деревню. Надо было налаживать мирную жизнь. За трудовой подвиг отважная девушка была награждена медалью "ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 гг."
Этот рассказ о войне всегда трогал сердца слушателей. Дети, внуки и правнуки всегда с интересом рассматривали многочисленные юбилейные медали, которыми награждена была Клавдия Николаевна.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что в нашей семье дети, внуки и правнуки будут знать и гордиться героями своей семьи, уважаемыми ветеранами ВОВ, Стратийчук Клавдией Николаевной и Стратийчук Николаем Иосифовичем. Мы всегда будем помнить о беспримерной самоотверженности народов России в годы Великой Отечественной войны, о бессмертии подвигов Героев, об истинном уважении и преклонении перед поколением Победителей, об их безусловной любви к Родине…
Кто-то скажет, что любви к Родине сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего. Но в свете геополитических изменений необходимо осознать, что патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства. Как сказал президент России В.В. Путин: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Моя задача как учителя иностранных языков — найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой родины. В этом процессе участвует, помимо сознания, еще и сердце. Оно-то и окрашивает патриотизм живыми красками непосредственного, личного опыта.
А мой личный опыт помогает организовать работу на уроке так, чтобы дети пропустили тему через себя. Акцентируя внимание на российской действительности, я активизирую чувства, эмоции обучающихся, чтобы материал остался в памяти и обязательно стал их личным опытом.
Воспитание на примере – одна из самых эффективных педагогических методик. Поэтому во всем важен личный пример педагога. Чтобы стать ориентиром, человеком, которому верят, нужно быть самому честным, порядочным и достойным гражданином своего Отечества.
На уроках и во внеурочной деятельности я упоминаю о своих зарубежных поездках, но при этом делаю акцент на значимость путешествий по нашей стране, на важность посещения городов-героев, городов воинской славы, мемориальных комплексов, памятных исторических мест.
С гордостью рассказываю своим ученикам, что я посетила 8 городов-героев; из трёх ратных полей России имела честь побывать на Куликовом и Прохоровском. Я делюсь впечатлениями от посещений интерактивных военно-исторических музеев, панорам, диорам в Волгограде, Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге.
Я была участницей патриотической акции «Поезд памяти» в городе воинской славы Курске; посетила главный храм Вооружённых сил Российской Федерации в Московской области. Совместно со школьниками мы побывали на мемориальных комплексах нашей страны в Белгородской, Курской, Липецкой, Тульской, Ленинградской областях. Мои рассказы вызывают неподдельный интерес у обучающихся и мотивируют их к творческой, поисковой работе и проектной деятельности.
В совокупности все это способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способной в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию, рассказать о своей Родине, а если вдруг возникнет необходимость, то и «защитить» её средствами иноязычной коммуникации.
«Ведь любовь к Родине, - как говорит наш президент В.В. Путин, - её культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды - это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России".
В год 80-летия Великой Победы в ВОВ мы достойно и торжественно отмечаем эту важнейшую историческую дату, оставаясь верными суверенному мировоззрению и неоспоримым патриотическим идеалам.
В двух музеях нашей страны, посвящённых ВОВ и Великой Победе, я увековечила память о беспримерном мужестве, ратном подвиге и героизме дорогих ветеранов нашей семьи, Стратийчук Николая Иосифовича и Стратийчук Клавдии Николаевны, которые внесли личный вклад в Великую Победу – каждый на своем месте: сражался на фронте или в партизанских отрядах, работал в тылу, собирал урожай, оказывал сопротивление оккупантам – делал что-то важное и ценное для Победы.
В ГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ историко-художественного музейно-храмового мультимедийного мемориального комплекса «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе», находящегося в Подмосковье в парке "Патриот", рядом с Главным храмом Вооруженных Сил России. Благодарные потомки, правнуки Победителей смогут легко найти информацию о своих родственниках, сражавшихся за Родину. Музей хранит фотопанно из фотографий и информацию о 33 млн. участников войны.
В МУЗЕЕ ПОБЕДЫ на Поклонной горе во Всенародном историческом депозитарии «ЛИЦА ПОБЕДЫ», который является крупнейшим архивом, цифровым банком данных, фотографий и личных историй миллионов людей, которые в годы Великой Отечественной войны боролись с нацизмом.
Любой желающий может внести в Депозитарий информацию о своих родственниках (дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках, дальних родственниках), знакомых или земляках. Для этого необходима фотография человека (или ее электронная копия), годы его жизни и необходимая информация. В отличие от простого архива, где информацию о человеке можно получить только по специальному запросу, в Музее Победы создана масштабная мультимедийная экспозиция. С ее помощью можно получить интерактивный доступ к базе данных Депозитария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"
Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия" посвящена известному ученому, автору фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы Д.С.Лихачеву. Выставка рас...

Вечер По долгу службы, по велению сердца (посвящается воинам-интернационалистам)
Вечер "По долгу службы, по велению сердца" (посвящается воинам-интернационалистам)...

Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири
Предлагаю презентацию к уроку географии в 9 классе по теме : "Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири....

Вечер-встреча "По долгу службы, по велению сердца"
Содержание вечера-встречи направлено на ознакомление учащихся с историей Чеченской войны. Ребята встречаются...

Урок мужества "По долгу службы, по велению сердца"
Содержание праздника к Дню Защитника Отечества в школе направлено на ознакомление учащихся исторических событий района и поселка в годы ВОВ....
Урок мужества по истории на тему:«По долгу службы, по велению сердца»
Презентация к уроку мужества на тему:«По долгу службы, по велению сердца»...

Беседа "По долгу службы, по велению сердца"
Цели и задачи: Формирование патриотических чувств и сознания гражданского долга, развития чувства гордости за свою страну, край, город. Воспитание личности гражданина-патриота Род...