Индивидуальная коррекционно-профилактическая программа работы педагога-психолога с подростком с выявленным риском вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение по методике ЕМ СПТ «В мире с собой и окружающими"
рабочая программа (9 класс)
Основным вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их аддиктивного (зависимого) поведения.
Проводимая методика ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
Таким образом, в работе с подростком требуется целенаправленная коррекционно-профилактическая работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально - волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, игротерапия, беседа, ролевая игра.
Данная программа предназначена для обучающегося подросткового возраста (7 класс), предполагает индивидуальную форму работы, рассчитана на 17 занятий по 40-60 минут. Общая продолжительность 17 часов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекционно-профилактическая программа работы педагога-психолога с подростком с выявленным риском вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты по методике ЕМ СПТ
«В мире с собой и окружающими»
Составитель:
Романенко Елена Владимировна,
педагог-психолог
Волгоград
2024
Пояснительная записка
Основным вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их аддиктивного (зависимого) поведения.
Проводимая методика ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
Выявленные особенности (группа риска по психологической готовности к аддиктивному (зависимому) поведению) отражаются в поведении подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка, что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.
Таким образом, в работе с подростком требуется целенаправленная коррекционно-профилактическая работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально - волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, игротерапия, беседа, ролевая игра.
Данная программа предназначена для обучающегося подросткового возраста (7 класс), предполагает индивидуальную форму работы, рассчитана на 17 занятий по 40-60 минут. Общая продолжительность 17 часов.
Цель – коррекция нарушений в эмоционально – волевой и коммуникативной сфер на основе внутренних и поведенческих изменений (Формирование рефлексивного самосознания, оптимизация Я-концепции; Формирование правосознания, социальной адаптации, создание условий для развития и гармонизации личности несовершеннолетнего с дезадаптивными формами поведения;
формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости; Развитие критического мышления, умения планировать, формирование жизнестойкости).
Задачи:
- дать эмоциональную поддержку со стороны педагога-психолога;
- обучить выражению собственных негативных и позитивных чувств.
- развить у подростка умения и навыки психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыки владения собой в критических ситуациях;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
Коррекционно-профилактическая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Конвенция о правах ребенка ООН;
2. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
3. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 15.1. пункта 3);
4. Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (подпункт 7 пункта 1);
5. Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 53.4.);
4. Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014г. № 658 (ред. от 14.02.2018г. № 104) «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
Форма работы: индивидуальная.
Продолжительность коррекционно-профилактической программы: периодически действующая (в связи с появившейся необходимостью), с частотой встреч 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Принципы проведения коррекционно-профилактической программы:
- принцип конфиденциальности;
- принцип поддержки и развития индивидуальности ;
- принцип обеспечения субъектной позиции воспитанника;
- деятельностный принцип коррекции и профилактики;
- принцип учета психофизических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип оптимистической стратегии.
Этапы реализации коррекционно-профилактической программы: реализуется в 4 этапа.
Первый этап – подготовительный:
– аналитико-диагностическая деятельность;
– поиск инновационных форм и способов для реализации программы;
– определение степени и тактики деятельности.
Второй-третий этап – практический – коррекционно-профилактическая работа:
– аналитико-диагностическая деятельность (повторная), направленная на подтверждение (или опровержение) результатов СПТ;
– использование в индивидуально коррекционно-профилактической работе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие и формирование критического мышления, причино-следственных связей;
– оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям (законным представителям) в построении успешных детско-родительских отношений;
– оказание психолого-педагогической адресной помощи: консультирование родителей (законных представителей) – повышение уровня компетентности в вопросе воспитания подростков.
Четвёртый этап – обобщающий – аналитический:
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами;
– подведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы.
Отличительными особенностями этапов коррекционно-профилактической программы являются:
1) Психодиагностическая работа. В работе используется результаты социально-психологического онлайн-тестирования (СПТ). Повторная диагностика проводится с целью подтверждения (или опровержения результата онлайн-тестирования); заключительная диагностика проводиться в конце программы. Выбор методик для диагностик подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО, по профилактической и психокоррекционной работе с обучающимися «группы риска».
2) Коррекционно-профилактической работа. Нетрадиционная форма проведения занятий: поощряется спонтанность, креативность, творчество и инициатива ребенка, что способствует эмоциональной отзывчивости и интересам обучающегося. Используются личностно-ориентированные приемы и методы для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие и формирование критического мышления, причино-следственных связей. Выбор тематики занятий подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».
3) Профилактическая и психологическая поддержка. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям (законным представителям) в построении успешных детско-родительских отношений. Мероприятия по совместной социальной адаптации детей и взрослых, выработке норм правил успешных взаимоотношений. Выбор тематики подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».
4) Консультативно-методическая работа. Оказание психолого-педагогической адресной помощи: консультирование родителей (законных представителей). Консультации для родителей (законных представителей) направленные на повышение уровня компетентности в вопросе воспитания подростков. Выбор тематики подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».
УУД, формируемые на занятиях:
Метапредметные:
-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -уметь высказывать свое предположение.
Личностные:
-уметь применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации, принятие риска, вовлеченности;
- уметь владеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
- уметь осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
- уметь владеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
- уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
-уметь правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
-применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Регулятивные:
-уметь следовать инструкции педагога-психолога;
-уметь включаться в деятельность, посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.
Коммуникативные:
-уметь взаимодействовать с окружающими людьми
-уметь взаимно контролировать действия друг друга;
-уметь договариваться и идти на компромисс;
-уметь вести дискуссию, обсудить, внимательно слушать человека, не перебивая.
Планируемые результаты:
-формировать навыки самоанализа, самопознания, самосовершенствования, саморегуляции, релаксации;
-формировать осознание и понимание индивидуально-личностных особенностей;
-выстраивать конструктивные способы поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
-формировать навык эффективного взаимодействия с окружающими, самоконтроля.
Используемое оборудование: карандаши, фломастеры, краски, бумага.
Используемые методы: словесный, наглядно-практический, частично-поисковый, речевая регуляция действий, сюжетно-ролевые игры. Психогимнастические упражнения; Релаксационные техники; Техники арт-терапии; Ролевые игры; Домашние задания.
Основные принципы построения и реализации программы
Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов. К принципам построения содержания программы относятся:
- единство диагностических и коррекционных мероприятий;
- учёт психологических и возрастных особенностей подростка, его социальной ситуации развития;
- взаимосвязь этапов реализации работы;
- комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
- гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;
- конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
- компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.
Формы организации работы с подростком
- Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения.
- Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-подросток». Основные направления работы
- Диагностические мероприятия с подростком (ЕМ СПТ).
- Коррекционно-развивающие занятия с подростком.
- Профилактическая работа.
- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
Диагностические мероприятия:
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);
- Тест склонности к риску (К. Левитин);
- Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова;
- Тест школьной тревожности Филлипса;
- Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви;
- Методика «Социометрия» (Дж.Морено);
- Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности.
Коррекционно-развиваяющая работа:
Учебно – тематический план
№п/п | Тема | Часы | Форма |
1 | «Что я знаю о себе?» | 2 | беседа, тесты, анкетирование анализ, рекомендации |
2 | Модуль «Я-это Я» | 3 | упражнения, арт-терапия |
3 | Модуль «Умею сказать «нет» | 3 | упражнения, беседы, элементы песочной терапии |
4 | Модуль «Все в твоих руках» | 3 | Упражнения, просмотр и обсуждение видео-зарисовок, притчи |
5 | Модуль «Жизнестойкость» | 3 | Упражнения, проективные методики |
6 | Модуль «Семейный разговор» | 2 | Упражнения |
7 | «Что я узнал о себе?» | 1 | Итоговая диагностика: тесты, анкеты, анализ, рекомендации |
Всего | 17 часов | ||
Календарно-тематическое планирование:
№п/п | дата | тема | Методы, техники, упражнения |
1 | 04.03.2021 | «Что я знаю о себе?» | Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл); Тест склонности к риску (К. Левитин); Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова; Тест школьной тревожности Филлипса; |
2 | 11.03.2021 | «Что я знаю о себе?» | Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви; Методика «Социометрия» (Дж.Морено); Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности (адаптация Леонтьева). |
3 | 18.03.2021 | Модуль «Я-это Я» Занятие «Вселенная моего Я» | Упражнения «Вселенная моего Я», «Могущество» |
4 | 25.03.2021 | Модуль «Я-это Я» Занятие «Я – это Я» | Упражнение «Я – это Я» |
5 | 1.04.2021 | Модуль «Я-это Я» Занятие «Многогранный образ Я» | Упражнения «Многогранный образ Я», «Генеральная уборка» |
6 | 8.04.2021 | Модуль «Умею сказать «нет» Занятие «Умение сказать «НЕТ» | Упражнение «Круг воли» |
7 | 15.04.2021 | Модуль «Умею сказать «нет» Занятие «На солнечной стороне» | «Беседа «Способы отказа от нежелательных действий» |
8 | 22.04.2021 | Модуль «Умею сказать «нет» Занятие «Конфликт» | Беседа «Выбор способов действия в стрессовых ситуациях» |
9 | 29.04.2021 | Модуль «Все в твоих руках» Занятие «Мои ценности» | Упражнение «Ромашка» Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Венера Павленко» |
10 | 6.05.2021 | Модуль «Все в твоих руках» Занятие «Моя ответственность» | Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Вера Трупякова» Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Светлана Габова» |
11 | 13.05.2021 | Модуль «Все в твоих руках» Занятие «Рискованное поведение» | Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Константин Березин» Упражнение «Умей сказать «Нет» Притча «Все в твоих руках!» |
12 | 20.05.2021 | Модуль «Жизнестойкость» Занятие «Образ мира» | Проективная методика «Образ мира» |
13 | 03.09.2021 | Модуль «Жизнестойкость» Занятие «Моя Вселенная» | Проективная методика «Моя вселенная» |
14 | 10.09.2021 | Модуль «Жизнестойкость» Занятие «Деревья-характеры» | Проективная методика «Каракули» Сказка о Деревьях-Характерах |
15 | 17.09.2021 | Модуль «Семейный разговор» Занятие «Я – родом из детства» | Упражнение «Я – родом из детства» |
16 | 24.09.2021 | Модуль «Семейный разговор» Занятие «Отцы и дети» | Упражнение «Отцы и дети» (список незаконченных предложений») |
17 | 01.10.2021 | «Что я узнал о себе?» | Тесты выборочно: Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл); Тест склонности к риску (К. Левитин); Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова; Тест школьной тревожности Филлипса; Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви; Методика «Социометрия» (Дж.Морено); Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности. |
Используемые программы и литература:
- Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер», под редакцией Е.В. Емельяновой, (модуль «Я – это Я»), 2010.
- Методические рекомендации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации». – ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» - М., 2019г.
- Одинцова М.А. «Психология жизнестойкости», Серия «Библиотека психолога (МПСИ)», – 2-е изд. стер.: Флинта; Москва; 2015.
- Одинцова М.А. Сказкотерапия для взрослых. Методическое руководство по использованию проективных методик в сказкотерапии. М.: Грифон, 2014.
- Профилактическая программа для подростков, родителей, школьных психологов и педагогов «Семейный разговор», программа подготовлена в «Центре практической психологии образования» под руководством Мелентьевой О.С., Одинцовой М.А., в 2012 г. программе «Семейный разговор» присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях РФ».
- Серякина С.В., Павленко Р.В. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках», в 2018 г. Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»
- Сирота Н.А, Ялтонский В.М. «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения..– Москва: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004г.
- Социальная педагогика: теоретико-методологические основы.. Учебник для магистрантов и аспирантов / Л.В. Мардахаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, – 2019г.
- Шаубет С.Е. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Профилактика дезадаптивных форм несовершеннолетних», в 2018 г. Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»
- Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 28-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагога-психолога по профориентации учеников 9 класса в школе-интернате 8вида
Профессиональная ориентация подросткоа с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интер...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

Программы работы педагога-психолога
Программы работы педагога-психолога в образовательном учреждение, ориентирована на детей всех параллелей. В том числе, работа с детьми с ОВЗ ....
Программа работы педагога-психолога с группой
Программа коррекционно-развивающей работы. По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий....
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
В данном материале представленна программа индивидуального сопровождения подростка с девиантым поведением....
