Индивидуальная коррекционно-профилактическая программа работы педагога-психолога с подростком с выявленным риском вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение по методике ЕМ СПТ «В мире с собой и окружающими"
рабочая программа (9 класс)

Романенко Елена Владимировна

Основным вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их аддиктивного (зависимого) поведения.

Проводимая методика ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Таким образом, в работе с подростком требуется целенаправленная коррекционно-профилактическая работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально - волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, игротерапия, беседа, ролевая игра.

Данная программа предназначена для обучающегося подросткового возраста (7 класс), предполагает индивидуальную форму работы, рассчитана на 17 занятий по 40-60 минут. Общая продолжительность 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ps.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-профилактическая программа работы педагога-психолога с подростком с выявленным риском вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты по методике ЕМ СПТ

«В мире с собой и окружающими»

                               

                                                                       Составитель:

Романенко Елена Владимировна,

педагог-психолог

                                                     Волгоград

                                                            2024

Пояснительная записка 

Основным вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их аддиктивного (зависимого) поведения. 

Проводимая методика ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Выявленные особенности (группа риска по психологической готовности к аддиктивному (зависимому) поведению) отражаются в поведении подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка, что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.  

Таким образом, в работе с подростком требуется целенаправленная коррекционно-профилактическая работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально - волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, игротерапия, беседа, ролевая игра.

Данная программа предназначена для обучающегося подросткового возраста (7 класс), предполагает индивидуальную форму работы, рассчитана на 17 занятий по 40-60 минут. Общая продолжительность 17 часов.

Цель – коррекция нарушений в эмоционально – волевой и коммуникативной сфер на основе внутренних и поведенческих изменений  (Формирование рефлексивного самосознания, оптимизация Я-концепции; Формирование правосознания,  социальной адаптации, создание условий для развития и гармонизации  личности несовершеннолетнего  с дезадаптивными  формами  поведения;

формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости; Развитие критического мышления, умения планировать, формирование жизнестойкости).

Задачи:

  • дать эмоциональную поддержку со стороны педагога-психолога;
  • обучить выражению собственных негативных и позитивных чувств.
  • развить у подростка умения и навыки психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыки владения собой в критических ситуациях;
  • способствовать формированию коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

         Коррекционно-профилактическая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Конвенция о правах ребенка ООН;

2. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

3. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 15.1. пункта 3);

4. Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (подпункт 7 пункта 1);

5. Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 53.4.);

4. Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014г. № 658 (ред. от 14.02.2018г. № 104) «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Форма работы: индивидуальная.

Продолжительность коррекционно-профилактической программы: периодически действующая (в связи с появившейся необходимостью), с частотой встреч 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Принципы проведения коррекционно-профилактической программы:

- принцип конфиденциальности;

- принцип поддержки и развития индивидуальности ;

- принцип обеспечения субъектной позиции воспитанника;

- деятельностный принцип коррекции и профилактики;

- принцип учета психофизических и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип оптимистической стратегии.

Этапы реализации коррекционно-профилактической программы: реализуется в 4 этапа.

Первый этап – подготовительный:

– аналитико-диагностическая деятельность;

– поиск инновационных форм и способов для реализации программы;

– определение степени и тактики деятельности.

Второй-третий  этап – практический – коррекционно-профилактическая работа:

– аналитико-диагностическая деятельность (повторная), направленная на подтверждение (или опровержение) результатов СПТ;

– использование в индивидуально коррекционно-профилактической работе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие и формирование критического мышления, причино-следственных связей;

– оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям (законным представителям) в построении успешных детско-родительских отношений;

– оказание психолого-педагогической адресной помощи: консультирование родителей (законных представителей) – повышение уровня компетентности в вопросе воспитания подростков.

Четвёртый этап – обобщающий – аналитический:

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

– соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами;

– подведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы.

Отличительными особенностями этапов коррекционно-профилактической программы являются:

1) Психодиагностическая работа. В работе используется результаты социально-психологического онлайн-тестирования (СПТ). Повторная диагностика проводится с целью подтверждения (или опровержения результата онлайн-тестирования); заключительная диагностика проводиться в конце программы. Выбор методик для диагностик подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО, по профилактической и психокоррекционной работе с обучающимися «группы риска».

2) Коррекционно-профилактической работа. Нетрадиционная форма проведения занятий: поощряется спонтанность, креативность, творчество и инициатива ребенка, что способствует эмоциональной отзывчивости и интересам обучающегося. Используются личностно-ориентированные приемы и методы для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие и формирование критического мышления, причино-следственных связей. Выбор тематики занятий подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».

3) Профилактическая и психологическая поддержка. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям (законным представителям) в построении успешных детско-родительских отношений. Мероприятия по совместной социальной адаптации детей и взрослых, выработке норм правил успешных взаимоотношений. Выбор тематики подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».

4) Консультативно-методическая работа. Оказание психолого-педагогической адресной помощи: консультирование родителей (законных представителей). Консультации для родителей (законных представителей) направленные на повышение уровня компетентности в вопросе воспитания подростков. Выбор тематики подбирался, согласно рекомендациям ВГАПО для профилактической и психокоррекционной работы с обучающимися «группы риска».

УУД, формируемые на занятиях:

Метапредметные: 

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -уметь высказывать свое предположение.

Личностные:

-уметь применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации, принятие риска, вовлеченности;

  • уметь владеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
  • уметь осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • уметь владеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

-уметь правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

-применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Регулятивные:

-уметь следовать инструкции педагога-психолога;  

-уметь включаться в деятельность, посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.

Коммуникативные:

-уметь взаимодействовать с окружающими людьми

-уметь взаимно контролировать действия друг друга;  

-уметь договариваться и идти на компромисс;

-уметь вести дискуссию, обсудить, внимательно слушать  человека, не перебивая.

Планируемые результаты:

-формировать         навыки самоанализа, самопознания, самосовершенствования, саморегуляции, релаксации;  

-формировать осознание и понимание индивидуально-личностных особенностей;

-выстраивать конструктивные способы поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;  

-формировать навык эффективного взаимодействия с окружающими, самоконтроля.

Используемое         оборудование:         карандаши,         фломастеры,         краски,         бумага.
Используемые методы: словесный, наглядно-практический, частично-поисковый, речевая регуляция действий, сюжетно-ролевые игры. Психогимнастические упражнения; Релаксационные техники;  Техники арт-терапии; Ролевые игры; Домашние задания.

Основные принципы построения и реализации программы 

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов. К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;
  • учёт психологических и возрастных особенностей подростка, его социальной ситуации развития;
  • взаимосвязь этапов реализации работы;
  • комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;  
  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности; 
  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.  

Формы организации работы с подростком 

  1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения.  
  2. Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-подросток». Основные направления работы 
  • Диагностические мероприятия с подростком (ЕМ СПТ).
  • Коррекционно-развивающие занятия с подростком.
  • Профилактическая работа.
  • Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

 Диагностические мероприятия:

  • Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);  
  • Тест склонности к риску (К. Левитин);
  • Опросник для исследования уровня импульсивности   В.А. Лосенкова;
  • Тест школьной тревожности Филлипса;
  • Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви;
  • Методика «Социометрия» (Дж.Морено);
  • Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности.

Коррекционно-развиваяющая работа:

Учебно – тематический план

№п/п

Тема

Часы

Форма

1

«Что я знаю о себе?»  

2

беседа, тесты, анкетирование анализ, рекомендации

2

Модуль «Я-это Я»

3

упражнения, арт-терапия

3

Модуль «Умею сказать «нет»

3

упражнения, беседы, элементы песочной терапии

4

Модуль «Все в твоих руках»

3

Упражнения, просмотр и обсуждение видео-зарисовок, притчи

5

Модуль «Жизнестойкость»

3

Упражнения, проективные методики

6

Модуль «Семейный разговор»

2

Упражнения

7

«Что я узнал о себе?»

1

Итоговая диагностика: тесты, анкеты, анализ, рекомендации

Всего

                                                                17 часов

Календарно-тематическое планирование:

№п/п

дата

тема

Методы, техники, упражнения

1

04.03.2021

«Что я знаю о себе?»

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);  

Тест склонности к риску (К. Левитин);

Опросник для исследования уровня импульсивности   В.А. Лосенкова;

Тест школьной тревожности Филлипса;

2

11.03.2021

«Что я знаю о себе?»

Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви;

Методика «Социометрия» (Дж.Морено);

Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности (адаптация Леонтьева).

3

18.03.2021

Модуль «Я-это Я»

Занятие «Вселенная моего Я»

Упражнения «Вселенная моего Я», «Могущество»

4

25.03.2021

Модуль «Я-это Я»

Занятие «Я – это Я»

Упражнение «Я – это Я»

5

1.04.2021

Модуль «Я-это Я»

Занятие «Многогранный образ Я»

Упражнения «Многогранный образ Я», «Генеральная уборка»

6

8.04.2021

Модуль «Умею сказать «нет»

Занятие «Умение сказать «НЕТ»

Упражнение «Круг воли»

7

15.04.2021

Модуль «Умею сказать «нет»

Занятие «На солнечной стороне»

«Беседа «Способы отказа от нежелательных действий»

8

22.04.2021

Модуль «Умею сказать «нет»

 Занятие «Конфликт»

Беседа «Выбор способов действия в стрессовых ситуациях»

9

29.04.2021

Модуль «Все в твоих руках»

Занятие «Мои ценности»

Упражнение «Ромашка»

Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Венера Павленко»

10

6.05.2021

Модуль «Все в твоих руках»

Занятие «Моя ответственность»

Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Вера Трупякова»

Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Светлана Габова»

11

13.05.2021

Модуль «Все в твоих руках»

Занятие «Рискованное поведение»

Просмотр и обсуждение видео-зарисовки «Константин Березин»

Упражнение «Умей сказать «Нет»

Притча «Все в твоих руках!»

12

20.05.2021

Модуль «Жизнестойкость»

Занятие «Образ мира»

Проективная методика «Образ мира» 

13

03.09.2021

Модуль «Жизнестойкость»

 Занятие «Моя Вселенная»

Проективная методика «Моя вселенная»

14

10.09.2021

Модуль «Жизнестойкость»

Занятие «Деревья-характеры»

Проективная методика «Каракули»  

Сказка о Деревьях-Характерах

15

17.09.2021

Модуль «Семейный разговор»

Занятие «Я – родом из детства»

Упражнение «Я – родом из детства»

16

24.09.2021

Модуль «Семейный разговор»

 Занятие «Отцы и дети»

Упражнение «Отцы и дети» (список незаконченных предложений»)

17

01.10.2021

«Что я узнал о себе?»

Тесты выборочно:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл);  

Тест склонности к риску (К. Левитин);

Опросник для исследования уровня импульсивности   В.А. Лосенкова;

Тест школьной тревожности Филлипса;

Тест «Неоконченные предложения» Сакса Леви;

Методика «Социометрия» (Дж.Морено);

Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности.

Используемые программы и литература:

  1. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер», под редакцией  Е.В. Емельяновой, (модуль «Я – это Я»), 2010.
  2. Методические рекомендации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации». –  ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» - М., 2019г.
  3. Одинцова М.А. «Психология жизнестойкости», Серия «Библиотека психолога (МПСИ)», – 2-е изд. стер.: Флинта; Москва; 2015.
  4. Одинцова М.А. Сказкотерапия для взрослых. Методическое руководство по использованию проективных методик в сказкотерапии. М.: Грифон, 2014.
  5. Профилактическая программа для подростков, родителей, школьных психологов и педагогов «Семейный разговор», программа подготовлена в «Центре практической психологии образования» под руководством Мелентьевой О.С., Одинцовой М.А., в 2012 г. программе «Семейный разговор» присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях РФ».
  6. Серякина С.В., Павленко Р.В. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках», в 2018 г. Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»
  7. Сирота Н.А, Ялтонский В.М. «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения..– Москва: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004г.
  8.  Социальная педагогика: теоретико-методологические основы.. Учебник для магистрантов и аспирантов / Л.В. Мардахаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, –  2019г.
  9.  Шаубет С.Е. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Профилактика дезадаптивных форм несовершеннолетних», в 2018 г. Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России»
  10.  Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с. 28-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагога-психолога по профориентации учеников 9 класса в школе-интернате 8вида

Профессиональная ориентация подросткоа  с ОВЗ– это целенаправленная деятельность по подготовке подростков  к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интер...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

Программы работы педагога-психолога

Программы работы педагога-психолога в образовательном учреждение, ориентирована на детей всех параллелей. В том числе, работа с детьми с ОВЗ ....

Программа работы педагога-психолога с группой

Программа коррекционно-развивающей работы. По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий....

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.

В данном материале представленна программа индивидуального сопровождения подростка с девиантым поведением....