Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как способ формирования языковой личности
статья

Хлопцева Елена Анатольевна

Жизнь требует от читателя умения быстро адаптироваться в изменяющемся жизненном контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Следовательно, появилась необходимость усилить работу с текстом на современном школьном уроке. Способность ученика понимать и использовать письменные тексты. размышлять о них, расширяя свои знания и возможности с целью успешного участия в социальной жизни становится неотъемлемой частью урока русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hloptseva_e.a.statya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Хлопцева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 87» Ленинского района г. Саратова

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как способ формирования языковой личности

Читать – это еще ничего не значит;

но читать и понимать читаемое –

вот в чем главное дело!

К. Ушинский

Актуальность: Жизнь требует от читателя умения быстро адаптироваться в изменяющемся жизненном контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Следовательно, появилась необходимость усилить работу с текстом на современном школьном уроке. Способность ученика понимать и использовать письменные тексты. размышлять о них, расширяя свои знания и возможности с целью успешного участия в социальной жизни становится неотъемлемой частью урока русского языка и литературы.

Научная основа.   Отечественные и зарубежные ученые уже долгое время дискутируют по вопросу о понятии и формировании языковой личности. Известный российский специалист в области межкультурной коммуникации С. Г. Тер-Минасова отмечала, что «язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира».  Идеи языковой личности разрабатывали Г.И. Богин и Ю.Н. Караулов, который ввел это понятие в научный оборот.

Новизна предлагаемой методики состоит в том, что на уроках русского языка и литературы предлагается решение  двух типов «задач»:

1) задачи познания реальности (что сие есть?)

2) задачи на открытие смысла (что сие есть для меня?)

Какому языку учим «детей цифровой эры»? Русский язык должен стать языком мысли и общения (интеллектуализация). Для успешного формирования личности в этом направлении необходимо включать в урок работу с текстом. Так, например, философские тексты позволяют дать осмысление и переживание определенного концепта (например, в 9 классе это могут быть слова: гармония, тщеславие. мораль, нравственность и др.).

Кроме того, русский язык – это родной язык, органически выражающий «народный дух» (филологизация). На уроке происходит диалог «ученик – учитель», учитель является дирижером, он только «направляет» мысль ученика, а обучающийся находит свои способы интерпретации действительности в условиях быстро меняющегося мира, поскольку ученик – личность, обладающая собственной картиной мира.

Формирование и школьников коммуникативных компетенций, коммуникативно-деятельностных способностей – одна из главных задач современного урока русского языка и литературы. Умение анализировать и систематизировать полученную разными способами информацию, способность отстаивать собственную точку зрения, понимать другого человека и рефлексировать, используя слово и текст для самопознания, саморазвитие становится необходимым условием успешной личности.

Для того чтобы научиться решать задачи познания реальности и открытия смысла текста сначала формируем у детей навык смыслового чтения, навык работы с текстом (учим определять тему, идею текста, учим создавать копилку слов- концептов, например, по принципу «истинные» и «ложные» ценности, причем изучение их должно происходить с эффектом «наращивания» от класса к классу).

По словам К. Ушинского, «читать – это еще ничего не значит; но читать и понимать читаемое – вот в чем главное дело!». Научить размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения, поскольку на основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения.

Тексты могут быть художественные и информационные; сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы. учитель, планируя урок, ставит перед собой при работе с текстом две основные задачи:

1) чтение с целью получения и использования информации;

2) чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы.

Так какие же читательские действия могут обеспечить относительную полноту понимания текста? Думаю, это умение находить информацию, которая представлена в тексте в явном виде / умение делать на основе этой информации выводы / интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста / оценивать содержание, язык как всего сообщения, так и его отдельных элементов / находить практическое применение информации текста / считывать «подтекстную» информацию, требующую многокомпонентного ответа.

Многослойный и многокомпонетный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), а с другой – по уровням языка, т.е. фонетике, грамматике и лексике – именно такое определение языковую личности дает Ю.Н. Караулов, советский и российский лингвист, доктор филологических наук.

Таким образом, школьник должен осознавать себя яркой языковой личностью, свободно пользоваться родным языком., стремиться вступать в диалог (прямой или опосредованный). Учитель же должен развивать поэтапно, от урока к уроку, способность ученика к саморазвитию, к обеспечению креативной текстовой деятельности, ибо только язык является «человекообразующим началом».

Рассмотренная методика работы с текстом на уроках русского языка и литературы показала свою эффективность. Это подтверждается тем, что обучающиеся регулярно побеждают во всероссийских лингвистических и литературных конкурсах, получают стабильно высокие баллы на ЕГЭ и ОГЭ.

Список литературы.

  1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
  2. Богин Г.И. Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наук, 1985.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
  4. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М.: Русские словари, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции

Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире....

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника.

В статье рассказывается о теоретико - методологических основах организации личностно ориентированного урока, о различных способах индивидуализации образовательного процесса, приводятся различные приём...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способст...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО  ...