Конспект подгруппового занятия по развитию речи по теме "Осень" в старшей группе (ОНР 3 уровень)
план-конспект
Занятие разработано для детей с ОНР 3 уровня старшей групп (второй год обучения)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Тема «Осень».
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 5 - 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
2 год обучения.
Цель: активизация словаря и развитие грамматического строя по теме «Осень».
Коррекционно – образовательные:
- Уточнить и расширить представление об осени, ее признаках.
- Уточнить, расширить и активизировать словарь качественными прилагательными.
- Совершенствовать грамматический строй речи (отработка родительного падежа в единственном и множественном числе).
- Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительные с числительными.
- Закрепить понимание предлогов: НА, ПОД, НАД и правильное использование их в речевой конструкции.
- Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.
- Развивать направленный речевой выдох, координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные:
- Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, схематичные картинки – признаки осени, картинки с изображением скамеек (2 шт.), фонарей (3 шт.), деревьев (5 шт.), осенние листья из бумаги (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый, осиновый), корзинка, сюжетная картина «Осень в лесу».
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование направленности воздушной струи.
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на занятии. Давайте вспомним правила поведения правило поведения на занятии.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Введение в тему.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас всех сегодня! Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем занятии, нужно отгадать загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года? – спросим.
Нам ответят: «Это….» (Осень).
Логопед: Правильно, молодцы!
III. Работа по теме.
- Беседа о признаках осени.
Логопед: Ребята, а что вы уже знаете об осени? Картинки вам подскажут. Называйте признак и размещайте его на доске. (дети называют признаки осени по памяти и размещают на магнитной доске схематичные картинки-признаки осени).
Затем один из детей называет все признаки с опорой на схематичные картинки.
А сейчас посмотрите на картину «Осень в лесу» и скажите какие признаки осени вы видите на ней? (дети по очереди перечисляют признаки).
Логопед: А сейчас подумайте и скажите: После, какого времени года приходит осень?
Дети: Осень приходит после лета.
Логопед: А сейчас скажите:.
Если идет дождь — погода какая ... (дождливая).
Если сильный ветер — погода какая ... (ветреная).
Если очень холодно и сыро, то погода .какая .. (холодная, сырая), если небо все покрыто облаками — (облачная, пасмурная).
Но вот выглянуло солнышко и стало тепло. Значит погода какая … (солнечная, теплая), на небе ни облачка — погода какая ... (безоблачная), на улице осень — погода какая ... (осенняя).
Логопед: Молодцы! Справились! Это было трудное задание.
- Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед: Ребята, а давайте сравним, чем осень отличается от лета.
Летом солнце яркое, а осенью…(тусклое).
Летом небо светлое, а осенью…(тёмное).
Летом день длинный, а осенью…(короткий).
Летом птицы учат птенцов летать, а осенью…(улетают на юг).
Люди летом одеваются легко, а осенью….(тепло).
Летом деревья с зелёной листвой, а осенью…(с разноцветной).
- Речевая игра «Назови листок»
Логопед: Осенью с деревьев опадают листья. Посмотрите сколько разных листьев в моей корзинке. Узнайте листок и скажите с какого дерева он упал.
Дети: Вариант ответа: Этот листок упал с березы. Это березовый листок (дети по очереди называют листики и забирают его себе при правильном ответе).
- Упражнение «Сдуй листочек». (Развитие направленной воздушной струи, идущей по середине языка)
Логопед: Ребята, осенью часто дует сильный ветерок и листочки кружат над землей. Давайте мы будем ветерком и закружим наши листочки. Вставайте, положите листочки на ладошку и сдувайте их через язычок.
Дует, дует ветер!
Дует, задувает!
Желтые листочки
С дерева срывает
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Логопед: Вы очень хорошо дули, молодцы!
Когда дует ветер, что происходит с листьями?
Дети: Падают с деревьев, кружатся.
Логопед: Как называется это явление?
Дети: Листопад.
- Физкультминутка. Подвижная игра «Листопад».
Логопед: А сейчас давайте поиграем с нашими листочками, повторяйте за мной движения.
Мы листики осенние, (плавно покачивают руками над головой)
на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (руки отводят в стороны)
Мы летели, мы летели. (взмахивают руками)
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал.
листочки все поднял. (поднимаются и плавно покачивают руками над головой)
Завертел их, закружил (кружатся)
И на землю опустил. (садятся на свои места.)
- Упражнение «Что в парке?» (отработка множественного числа существительных и навык согласования с числительными)
Логопед: А сейчас посмотрите на магнитную доску, и скажите что есть в нашем осеннем парке (логопед размещает на магнитной доске предметные картинки (две скамейки, пять деревьев дерева, 3 фонаря, тропинка).
Дети: Фонари, скамейки, деревья, тропинка.
Логопед: А чего много в парке?
Дети: Много фонарей, много деревьев.
Логопед: посчитайте и скажите сколько в парке скамеек (деревьев, фонарей).
Дети совместно с логопедом считают предметы (один фонарь, два фонаря, три фонаря). Затем один из детей говорит итог - В парке три фонаря. (таким же образом считают скамейки и деревья).
- Упражнение «Где листок?»
Логопед: Наши листочки должны вернуться в парк. Я буду говорить где должен лежать листочек, а вы его размещаете на магнитной доске. (дети размещают листочек, а затем образовывают предложение с предлогом).
Дубовый листочек лежит НА зеленой скамейке.
Кленовый листочек лежит ПОД самым высоким деревом.
Осиновый листочек кружится НАД синей скамейкой.
Рябиновый листочек упал НА тропинку.
Березовый листочек лежит ПОД самым дальним фонарем.
- Игра «Что пропало?»
Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Еще раз посмотрите на нашу доску, запомните, что и где на ней расположено. Закрывайте глазки (логопед убирает или перемещает один предмет). Открывайте! Что изменилось? (играем 5 раз, дети отвечают полным предложением).
IV. Итог занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, в какие игры играли, что им было интересно делать. Оценивается работа детей.
-Мы многое сегодня узнали и повторили.
- Какое задание для вас было интересным?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- А какое было самым лёгким?
- Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете внимательно слушать и старательно выполняли все задания. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
