Рекомендации для педагогов «Физминутки на уроках в начальной школе и занятиях с обучающимися с ОВЗ»
картотека
Важное место физминуток в коррекционно-развивающем, учебном процессе работы с обучающимися с ОВЗ . Физминутки предупреждают утомление, нарушения осанки и зрения, повышают работоспособность, активизируют мыслительные процессы, улучшают память и внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5»
Рекомендации для педагогов
«Физминутки на уроках
в начальной школе
и занятиях
с обучающимися с ОВЗ»
подготовила Ненянг А.М.,
учитель-дефектолог
г.Дудинка
Физкультминутки занимают важное место в коррекционно-развивающем, учебном процессе работы с обучающимися с ОВЗ , так как предупреждают утомление, нарушения осанки и зрения, повышают работоспособность, активизируют мыслительные процессы, улучшают память и внимание.
Физкультминутки могут быть использованы учителями младших классов, специалистами коррекционно-развивающей области.
Физминутки:
- положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга,
- активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
- улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Виды физминуток:
1. Оздоровительно- гигиенические.
2. Двигательно – речевые.
3. Подражательные
4. Физкультурно-спортивные.
5. Танцевально-ритмические.
- Тематические физминутки.
В состав упражнений для физминуток входят:
*упражнения по формированию осанки,
*укреплению зрения,
*укреплению мышц рук,
*отдых позвоночника,
*упражнения для ног,
*релаксационные упражнения для мимики лица,
*психогимнастика,
*дыхательная гимнастика.
Требования к проведению физкультминуток:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
- Физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
- В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.
- Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.
- Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Зрительная гимнастика.
Для снятия напряжения используется зрительная гимнастика, которую необходимо проводить 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Виды зрительной гимнастики:
- игровая коррекционная физминутка;
- с предметами;
- по зрительным тренажёрам;
- комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Необходимо следить за напряжением глаз, после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения («А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». )
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Корригирующая гимнастика для глаз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
Моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»:
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Глазодвигательные упражнения
“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание.
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Упражнение для снятия зрительного утомления:
«Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать
И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх
Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове
Намочились лица, - вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли
Мокрыми стали - показать руками
Плечами дружно поведем - трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим - бег на месте
Под кусточком посидим - присесть
Физкультминутка “Гимнастика для глаз”
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз
Физминутки для рук и пальцев
Пальчиковая гимнастика. 1. Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз. 2. Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув пальцы. Повторите 10 раз. 3. Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу вверх, погладьте и т.п. 4. «Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы «омойте» вторую. 5. Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой. 6. Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз. 7. Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую сторону. Повторите 10 раз. 8.Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево, затем вправо. Повторите 10 раз. 9.Представьте, что показываете фиги. Только обеими руками сразу, и большой палец проходит не только между указательным и средним, но и между средним и безымянным, безымянным и мизинцем. 10. Вспомните, как бить щелбаны. Партнер вам не понадобится — каждым пальцем «выбейте» в воздух по 3 щелбана. 11. Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад. Повторите 10 раз. 12. Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз в разные стороны. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
-И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний. Оздоровительные физминутки. Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки. “Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы. “Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино. “Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно. “Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе. |
Физкультурно-спортивные физминутки.
Общеразвивающие упражнения.
Традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Подвижные игры
Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
Двигательно-речевые физминутки.
В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным, “Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.
“Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.
А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)
Когнитивные.
Дидактические игры с движениями.
При показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения.
Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба” .
Двигательные действия и задания.
Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”
Развивающие игры.
Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей.
Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.
Психогимнастика.
Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.
Литература.
- Гнездилова Л.И. Класс здоровья. Начальная школа 2001.№3
- Каралашвили Е.Н. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. М., ТЦ «Сфера», 2001
- Ковалько В.И. Младшие школьнки на уроке. М., Эксмо, 2007
- Козырева О.В.. оздоровительно-развивающие игры для школьников. М., Просвещение., 2007
- Деева Н.А.. игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. Н.А.Деева. М., Учитель, 2021
- Андержеевская, И. Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы. М., Вита-Пресс, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению бытовых сказок в начальной школе.
На основе анализа особенностей бытовых сказок и возрастных особенностей младших школьников сформулированы важнейшие методические рекомендации....
Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр
В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Использование элементов су-джок терапии на уроках в начальной школе с обучающимися с нарушением интеллекта
В статье представлен материал по использованию элементов су-джок терапии на уроках в начальных классах с обучающимися с нарушением интеллекта...

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ....
Рекомендации родителям по развитию внимания учащихся начальной школы
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешн...

Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка
Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...

