Дополнительная образовательная программа Волонтёрское движение
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа
Волонтёрское движение
Срок реализации: 1 год.
Модифицированная (адаптированная)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №40 имени Героя Советского Союза
Ивана Андреевича Дементьева»
г. Тула, ул. Майская 4
индекс: 300010, тел./факс: (4872) 48-03-50, e-mail: tula-co40@tularegion.org
________________________________________________________________________________________________
Согласовано на заседании Утверждаю:
методического совета ______________________
протокол №___________ директор МБОУ «ЦО №40 им.
Героя Советского Союза
Ивана Андреевича Дементьева»
от «____»_______________2025 г. Гнидина С.А.
завуч по УВР Васильева Н.А. «____»___________2025 г.
Дополнительная образовательная программа
Волонтёрское движение
Срок реализации: 1 год.
Модифицированная (адаптированная)
Составила:
учитель русского языка и литературы,
руководитель ДОО волонтёрской направленности «Голос Юности»
Колобаева Ольга Павловна
г. Тула, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей «Волонтёрское движение», составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, За основу взята программа И.В. Дубровиной, М.: Академический Проект, 2002 год. Нормативно – правовая база реализации программы (основная нормативно-правовая база, на которой основана добровольческая (волонтёрская) деятельность): Конституция РФ (ч.4; 5 ст. 13, 2 ст. 19, ст. 30); Конвенция ООН о правах ребёнка; Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.); Гражданский кодекс РФ (ст. 117); Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Закон РФ от 24.07.1998г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Закон РФ от 07.07.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Закон РФ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Закон РФ от 28.06.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619; Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005г. № 422); Устав школы.
Программа дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет, – добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики. Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Говорить сегодня о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям. Что такое волонтерство сегодня? Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерство – это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра. Волонтёрство - это то движение, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Детство - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом возрастном этапе социализации можно наблюдать определённые особенности развития личности. Дети этого возраста включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их физическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Основное место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, ибо подросток в современных условиях всегда школьник. Но сама по себе учебная работа не может удовлетворить потребности подростков в раскрытии комплекса физических и душевных сил, жажды активной, социально - признаваемой деятельности; сохраняя свою актуальность, уже не является ведущей в подростковом возрасте, выступая по своей психологической роли лишь как одна из форм совокупной социально признаваемой деятельности. Изменение социальной позиции ребёнка в подростковом возрасте, его стремление занять определённое место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моё участие в жизни общества». Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможности его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период.
- развёрнутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности. Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным формам общения. Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему миру. При этом развитая система общения - это то непременное условие, при котором их сознательность обнаруживается в виде определённого качества личности. Речь идёт не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков, а о существующей ныне в школе организации разнообразных дел, мероприятий и о специальном построении особого типа социально - одобряемой деятельности, типа, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребёнка, организуемой в системе воспитательного процесса. Непременным условием социализации подростка в школе является его общение со сверстниками, которое складывается в школьном классе, в неформальном подростковом объединении. Приобретение социального опыта ребёнка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах,
- которые он входит. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования детей «Волонтёрское движение». Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
- настоящее время необходимо скоординировать усилия школы, внешкольных учреждений, детских общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных
- реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Успех реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» зависит от позитивного отношения и поддержки детскому волонтерскому движению со стороны администрации школы, педагогического и родительского коллектива, государственных и общественных организаций различного уровня.
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
- социальное патронирование пожилых людей, инвалидов;
- медицинская помощь (служба милосердия в учреждениях здравоохранения);
- трудовая помощь (трудовые бригады);
- оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям (совместно с социальными службами);
- информационное обеспечение;
- вожатская деятельность.
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся в школе. И в соответствии с выбранными направлениями работы волонтёрского объединения программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
- работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без определенных занятий, люди с ограниченными возможностями);
- работа с детьми и молодежью (в школах, детских садах и т.д.);
- участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
- реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе;
- развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
Основные направления и мероприятия по реализации программы
Направления | Основные мероприятия | |
Программы | ||
Информационный | 1. | Выпуск буклетов. |
Блок | 2. | Создание, выпуск и распространение |
информационных листовок. | ||
3. Разработка и создание электронных пособий для | ||
сопровождения занятий, тренингов. | ||
4. Помещение материалов на школьный сайт. | ||
Валеологический блок | 1. Мероприятия по здоровому образу жизни. | |
Проектный блок | 1. | Разработка и реализация проектов и акций. |
Познавательный блок | 1. | Сбор и обобщение информации о вредных привычках |
человека, причинах их появления. | ||
2. | Рассказы и беседы о социально опасных болезнях. | |
3. | Мероприятия, посвященные Международным дням и | |
акциям. | ||
Тренинговый блок | 1. | Проведение тренингов «Сверстник – сверстнику». |
2. Работа «Службы доверия». | ||
Координационный | 1. | Координация работы группы волонтеров |
Блок | руководителем группы. | |
2. | Организация встреч со специалистами школы. | |
3. | Организация акций, анкетирований. | |
Досуговый блок 1. Проведение агитационных программ.
- Организация КТД (коллективных творческих дел).
- Выступления школьной агитбригады.
- Проведение тематических недель.
- Организация дней: здоровья; спорта; семьи.
Цель и задачи программы
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- сформировать сплоченный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения
- развития волонтерского движения;
- вовлечь школьников в социальную практику;
- предоставить возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;
- сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;
- оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
- утвердить позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- повысить уровень знаний подростков о здоровом образе жизни.
По возрастному уровню программа дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста в возрасте от 11 до 16 лет.
Волонтерские объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений обучающихся. Группы формируются из разновозрастных школьников на добровольной внеконкурсной основе.
Срок реализации программы дополнительного образования детей
«Волонтёрское движение» составляет 1 год обучения, 10 часов в неделю, 340 часов в год.
Формы и режим занятий: 3 раза в неделю.
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
индивидуальная; групповая; работа по подгруппам.
Формы организации занятий: акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, лекции, мероприятия, посиделки, походы, презентации, проекты, размышления, рейды, ярмарки и т.д.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки
- результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:
- позитивного общения;
- принятия решения;
- решения проблем;
- критического мышления;
- межличностных контактов;
- умения постоять за себя и договориться с другими;
- сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
- совладения с эмоциями;
- управления стрессом и состоянием тревоги;
- выхода из конфликтной ситуации;
- формирование позитивного «Образа Я».
- ходе реализации программы ожидается:
- формирование у молодёжи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
- развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
- увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
- владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- участие в акциях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;
- создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Ключевые компетенции программы
Информационно-технологические:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
- умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов;
- умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
Коммуникативные:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией;
- умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
- умение выступать на публике (аудитория класса, параллели)
Социально-личностные:
- способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками;
Здоровье сберегающие:
- умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;
- умение организовать и качественно провести тренинг для обучающихся своего класса (своей параллели).
Уметь:
- принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
- говорить о своих эмоциях и проблемах;
- давать себе позитивную самооценку;
- отстаивать свое мнение;
- ставить перед собой цель и достигать ее;
- признавать право на собственные ошибки;
- разрешать конфликты мирным путем;
- контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь.
Мониторинг и анализ результатов
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров);
- выпуск отчетных буклетов;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтёров.
Критерии эффективности реализации программы
№ показатели |
- Число постоянных волонтеров в организации.
- Количество волонтерских групп.
- Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров).
- Разработка и внедрение проектов.
- Участие в акциях.
- Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий.
- Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 12 месяцев.
- Узнаваемость организации и волонтеров.
- Удовлетворение волонтеров от программы.
- Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров.
- Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (количество благодарностей).
- Число повторных обращений получателей услуг.
- Количество публикаций в СМИ о программе.
- Процент привлеченных дополнительных средств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - | ||
2 | Инструктажи | 9 | 9 | - | ||
3 | Возникновение и развитие | 12 | 9 | 3 | ||
волонтерского движения | ||||||
4 | Реализация проекта «Ветеран | 25 | 7 | 18 | ||
живёт рядом» | ||||||
5 | Формирование здорового | 49 | 9 | 40 | ||
образа жизни | ||||||
6 | Интерес к познанию и | 12 | 4 | 8 | ||
Творчеству | ||||||
7 | Трудовая деятельность | 48 | 18 | 30 | ||
8 | Гуманитарно-солидарные, | 80 | - | 80 | ||
гражданские, | ||||||
образовательные акции | ||||||
ВСЕГО | 238 | 59 | 179 | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы дополнительного образования детей
«Волонтёрское движение» предполагает разнообразные формы проведения занятий, на которых обучающиеся познакомятся с понятием и значением слова «волонтёрство», с функциями добровольчества в коллективе и в органах детского самоуправления, проверят свои личностные качества в разнообразной деятельности, предлагаемой программой, проведут диагностику, используя тесты современных педагогов и психологов. Программа построена в соответствии с целевой направленностью и проблематикой воспитательной работы школы.
Вводное занятие
1.Вводный инструктаж
Инструктажи
1.Инструкция по охране труда для обучающихся.
2.Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.
3.Инструкция по пожарной безопасности.
4.Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.
5.Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.
6.Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему. Возникновение и развитие волонтёрского движения 1.Выборы председателя, заместителя объединения.
2.Изучение нормативно - правовых документов.
3.Изучение основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности.
4.Занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».
5.Установление контакта между детьми. Игра «Круг знакомства», беседа «Как можно знакомиться».
6.Тесты на лидерские, организаторские способности. Занятие «Учимся сотрудничать».
Игра «Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
Пропаганда волонтёрского движения
1.Информационный стенд «История малой Родины: прошлое, настоящее и будущее»
2.Сбор информации для стенда.
- каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина-Отечество.
Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством.
3.Занятие «Когда я думаю о современной России...»
4.Оформление стенда о деятельности волонтёрского объединения. 5.Фотоотчёт «Я и моё общественное объединение «Добрая воля».
Формирование здорового образа жизни
1.Пропаганда ЗОЖ.
2.Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании.
3.«Международный день отказа от курения»
4.Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.
5.Акция «Бросайте курить, а лучше не начинайте!», отказаться от сигарет в обмен на конфеты.
6.Разъяснительная работа по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
7.Всемирный день борьбы со СПИДом
8.Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся, наличие сменной обуви (согласно Положению о единых требованиях к внешнему виду обучающихся).
9.«Как живешь, книга?». Проверка внешнего вида учебников.
Интерес к познанию и творчеству
1.Международный день толерантности.
Подготовить занятие о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других.
2.Разработка презентации «Культура разных народов». Учить детей готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межличностные отношения.
Трудовая деятельность
1.Организация трудовой занятости, профориентационной работы: организация отрядов добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки. Посадка деревьев, кустарников на территории школы.
2.Обучение техническому мастерству волонтёров.
3.Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать?
Гуманитарно - солидарные, гражданские, образовательные акции 1.Социальный проект.
Учимся писать проекты. Виды проектов. Практическая работа. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения.
Проектирование – это прежде всего, технология организации работы по воплощению некой идеи.
Занятие «Учимся сотрудничать» развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни.
2.Акция «Вырасти книгу».
Сбор и отправка книг для детских домов, школ - интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей.
3.Акция «Территория добра».
- торговых центрах проходит сбор игрушек для детских домов, школ – интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей.
4.Акция «Забота».
Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным.
- Акция «Подросток – подростку».
Сбор и пересылка игрушек, продуктов для детских домов, школ – интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей.
6.Международный День птиц.
Раздача листовок с рассказом истории о журавлях, убитых браконьерами.
Призыв беречь природу.
7.Акция «Георгиевская ленточка». «Спасибо деду за Победу».
8.Организовать оформление фотоальбома с активистами школьного самоуправления.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация,
что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме школы; а также дать возможность каждому подростку – члену волонтёрского объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива.
Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа – одногодичная. Условно её можно разделить на три этапа:
1 этап – начальный. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой детского школьного самоуправления.
2 этап – основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся школы в социально – значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3 этап – заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения как структурной составляющей системы школьного самоуправления школы.
Основные методы работы:
- Концентров по различным направлениям деятельности (психолого – педагогическое, социально - бытовое, социокультурное, трудовое, оздоровительное, социально - правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное, экологическое, образовательное).
- Эмоциональной поддержки (поддержка добровольцев выражается в поощрении, оценивании, координации, направлении, мотивировании, обмене опытом и других необходимых действиях, направленных на сопровождение личностного и профессионального самостоятельного роста).
- Анализа и самоанализа (доброволец должен владеть навыками самоанализа собственной деятельности. Руководителям, анализирующим деятельность добровольца, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).
- Стимулирования на позитивную деятельность (в качестве поощрения необходима система дополнительных социально значимых возможностей: поездка в молодёжный лагерь, познавательная экскурсия, билеты в театр, подарочные книги, значки, дипломы и т. п.).
- Создания проблемных ситуаций. Основные принципы программы:
- самоуправление;
- добровольность; ·
- законность;
- непрерывность и систематичность проводимой работы;
- осознание личностной и социальной значимости своей деятельности;
- ответственное отношение к деятельности.
Условия реализации программы: Для реализации данной программы можно использовать помещение актового зала, где всегда для совещаний и обсуждений предстоящих дел собираются все активисты школы, где ребята могли бы встретиться, общаться в разнообразной интересной совместной деятельности. Также для того, чтобы ребята освоились в роли ведущих массовых мероприятий и т. п. Им необходимо проводить занятия на тех площадях, рекреациях, классных комнатах, и т. п., где будут проходить планируемые мероприятия. Необходимым условием реализации программы является опосредованное взаимодействие с органами детского самоуправления школы, родителями, учителями, специалистами социальной, профилактической
- психологической служб школы, предприятиями, организациями, учреждениями, администрацией школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. – М: Россия, 1995г.
- Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. – Москва «Педагогика», 1988г.
- Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. – Москва «Генезис», 2002
- Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. – М: Просвещение, 1973
- Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160 с.
- Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. – Ярославль, 1999.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. :Педагогика, 1993с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. – М.: Политиздат. 1990
- Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. – М.: Логос, 2002
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7-ми тг. Т.5. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 558с.
- Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2002. - 208с.
- Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. – М.: МПССИ, 2002. – 236с.-с.57
- Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. 6-е изд. – М.: Академический Проект,2002. -128с.
- Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно – практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996.-76с.
- Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. – М.: ООО «Ритм», 2004. -128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа волонтёрского движения
Программа волонтёрского движения...

программа волонтёрского движения
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием...

Дополнительная Образовательная Программа "ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ"
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-6 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного тра...

Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения»
Аннотация к дополнительной образовательной программе«Юные инспектора движения» Статус программы: Программа кружка «Юные инспектора движения» модифицированная, составлена на основе программы «Прог...

Рабочая программа Волонтёрского движения «ВолЯ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников старшего школьного возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания...

Программа волонтёрского движения
Актуальность проблемыВ основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чув...

