Программа социально - педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»
рабочая программа

Чернухина Анжелика Юрьевна

Социально - педагогического сопровождения  обучающихся «группы риска»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gruppa_riska.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

предметников

О.А. Акулова

Протокол №___

от "___"______2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ Курежской ООШ

М.Г. Пономарёва

Приказ №____

от "___" _____2025 г.

Программа

социально - педагогического сопровождения

обучающихся «группы риска»

на 2025-2026 год.

Составитель:

Чернухина А.Ю.,

социальный педагог

с.Куреж, 2025 г.

Содержание:

  1. Пaспoрт Прoгрaммы.
  2. Aктуaльность Прoгрaммы.
  3. Цель Прoгрaммы
  4. Задачи Программы.
  5. Отличительные особенности Программы.
  6. Срок реализации Программы.
  7. Ожидаемые результаты и способы оценки.
  8. Методическое обеспечение Программы.
  9. План мероприятий по Реализации Программы
  10. Списoк испoльзуемой литерaтуры.
  11. Прилoжения.

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа социально педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» (далее – Программа)

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗРФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от #1075;.;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Устав Учреждения;
  • Локальный акт «Положение о Совете по профилактике правонарушений»;
  • Локальный акт «Положение о постановке обучающихся на внутришкольный учет».

Основной разработчик Программы

Социальный педагог Чернухина Анжелика Юрьевна

Адрес, телефон

662696, Красноярский край, Идринский район, с. Куреж, улица Зелёная, д.26

тел. 8 (39135) 77-2-23

Цель Программы

  • Адаптация обучающихся «группы риска» в социуме.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения семейных ценностей, формирования здорового образа жизни.
  • Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.
  • Создание условий для саморазвития личности обучающихся.
  • Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи Программы

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления обучающихся «группы риска» в подростковой среде.
  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики девиантного поведения по пропаганде здорового образа жизни.
  • Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Осуществление психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
  • Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  • Обеспечение мотивации педагогов на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
  • Развитие социальной активности, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим.
  • Обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  • Оптимизация положительного опыта, исключение девиантного поведения, создание и закрепление положительного образа поведения.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2025 - 2026 учебный год для работы с обучающимися 7-16 лет.

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МКОУ Курежской ООШ

Основная идея

Предотвращение и коррекция девиантного поведения обучающихся.

Методы и формы реализации Программы

Групповая работа, диагностика, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники.

Ожидаемый результат

  • Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
  • Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  • Снижение количества детей асоциального поведения.
  • Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Актуальность программы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей «группы риска» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом данной адаптации является девиантное поведение. Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребёнка, а также мер по восстановлению его социального статуса.

В настоящее время категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В МКОУ Курежской ООШ 40 обучающихся, 35 - из малообеспеченных семей (87,5%); 5 - из неблагополучных семей (12,5%).

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими обучающимися является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Риски сопровождения обучающихся «группы риска»

Риски

Пути решения

Проблемы, связанные с опозданием, пропусками уроков и учебных дней

Регулярный контроль со стороны классных руководителей за посещаемостью.

Информирование родителей и законных представителей об отсутствии на учебных занятиях.

Проблемы с детско-родительскими отношениями

Организация работы с обучающимися по формированию нравственных, семейных ценностей

Отрицательная реакция со стороны родителей и законных представителей на посещение семьи

Взаимодействие и информирование органов системы профилактики.

Беседа с родителями (законными представителями) с разъяснением необходимости данной процедуры.

Отсутствие детей по болезни.

Привлечение фельдшера Курежского ФАПа, с целью оказания медицинских консультаций и своевременной помощи семье и ребенку.

Проблемы межличностных отношений со сверстниками, одноклассниками, окружающими

Организация работы с обучающимися по формированию нравственных, духовных, эстетических ценностей

Цель программы

  • Адаптация обучающихся «группы риска» в социуме.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения семейных ценностей, формирования здорового образа жизни.
  • Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.
  • Создание условий для саморазвития личности обучающихся.
  • Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи программы

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления обучающихся «группы риска» в подростковой среде.
  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики девиантного поведения по пропаганде здорового образа жизни.
  • Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Осуществление психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
  • Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  • Обеспечение мотивации педагогов на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
  • Развитие социальной активности, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим.
  • Обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  • Оптимизация положительного опыта, исключение девиантного поведения, создание и закрепление положительного образа поведения.

Отличительные особенности программы

- Тесное взаимодействие с обучающимися.

- Сотрудничество педагогов и детей.

- Развитие детской инициативы.

- Способность педагогов к неформальному общению.

- Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

- Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

- Совместное участие в мероприятиях детей, родителей и педагогов.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2025 - 2026 учебный год для работы с обучающимися 7-16 лет.

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
  • Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  • Снижение количества детей асоциального поведения.
  • Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (анализ состояния в детском коллективе, непосредственное планирование, согласование планов).

Второй этап - диагностический (обследование обучающихся).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

Диагностика

  1. Информация об обучающихся (сбор сведений; акты);
  2. Информация о семьях (сбор сведений, акты);
  3. Выявление неблагополучных семей, трудновоспитуемых обучающихся (анкеты);
  4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых обучающихся;
  5. Списки обучающихся, состоящих на всех видах учета;
  6. Списки обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
  2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
  3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
  4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография);

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы были выбраны следующие направления:

- работа с обучающимися

- работа с семьей

- работа с педагогами

- организация досуга детей.

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы родителей (законных представителей), способствующее сохранению и развитию семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

- выявление особенностей взаимоотношения между обучающимися и родителями;

- разработка основных правил семейного воспитания;

- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);

-психокоррекционная работа (оказание консультативной помощи);

- профилактическая работа (приглашение специалистов межведомственного взаимодействия) для бесед с родителями и детьми.

Принцип реализации работы:

- анкетирование

- опрос детей

- совместные праздники

- творческие выставки.

Основные направления работы:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи;

- формирование ценностей посредством проведения творческих выставок, выполнению творческих заданий;

- организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить детско-родительские отношения», «Что нужно знать о вреде пагубных привычек и последствиях их употребления».

Работа с педагогами

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые понятия о психологии развития личности детей;

- расширить знания о роли педагогов в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Работа с обучающимися

Цели и задачи:

- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

- профилактика правонарушений;

- психокоррекция;

- профориентация;

- пропаганда здорового образа жизни;

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;

- создание ситуации успеха для детей девиантного поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, внеурочную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).

Формы работы: групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники.

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу?»), акции («Скажи вредным привычкам - нет», «Молодежь выбирает жизнь»), диспуты («Как найти свое место в жизни?»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия.

Профилактика правонарушений

  1. Акции "Мой выбор", «Подросток», «Досуг»;
  2. Лекции, классные часы "Знаешь ли ты закон?";
  3. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений";
  4. Кинофильмы "Вредные привычки";
  5. Правовой всеобуч: Конституция, Устав образовательной организации;
  6. Выступления с информацией о состоянии преступности в районе, регионе;
  7. Профилактика употребления ПАВ;
  8. Организация летнего отдыха;
  9. Внеурочная занятость.

Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета;
  2. Рейды в вечернее время по местам скопления молодежи;
  3. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий;
  4. Проверка занятости во внеурочное время;
  5. Совещания при директоре;
  6. Заседания Совета профилактики;
  7. Участие в программах медиации.

Психологическое сопровождение

  1. Коррекционные занятия;
  2. Индивидуальные консультации;
  3. Диагностические методики:

- Ежегодное участие в СПТ;

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения;

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков;

- Цветовой тест М. Люшера;

- Социометрия;

- Карта наблюдений.

Организация педагогической помощи

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска». Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  3. Укрепление положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я-концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности обучающегося, его достижений. Поощрение положительных изменений.

Организация медицинской помощи

  1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
  2. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологических особенностей девиантных подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к обучению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, заболевания родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах.
  4. Индивидуальные беседы с детьми «группы риска», с целью помочь им преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени обучающихся

Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

  1. Изучение интересов и способностей детей;
  2. Вовлечение детей девиантного поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность;
  3. Развитие культурных интересов обучающих;
  4. Изучение обучающихся в неформальной обстановке. По необходимости помочь в переориентации интересов.
  5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Сотрудничество

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,

сбор банка данных

Сентябрь- Ноябрь

Социальный педагог, педагог-психолог,

классные руководители

Социальный педагог, педагог-психолог,

классные руководители

2

Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог

Классные руководители, родители

3

Выявление круга общения

Сентябрь-Март

Социальный педагог

Педагог-психолог

4

Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, состоящими на различных видах учёта»

В течение года

Зам. директора по ВР.

Социальный педагог

5

Контроль за успеваемостью, посещаемостью детей «группы риска»

Ежедневно

Классные руководители

Учителя-предметники.

6

Оформление информационных стендов

1 раз в четверть

Классные руководители,

социальный педагог

Зам. директора по ВР

8

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

В течение года

Педагог-психолог,

социальный педагог

Родители

9

Исследование адаптации к школе

Первая четверть

Психолог

Социальный педагог

10

Классные часы: «Подросток и закон», «Правила поведения в социуме», «Мы за здоровый образ жизни»

Первое полугодие

Классные руководители,

инспектор ПДН

Социальный педагог,

педагог-психолог

11

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

1 раз в полгода

Соц. педагог

Психолог

12

- проведение профилактических бесед, с просмотром видео с детьми «группы риска» согласно плану воспитательной работы.

Каждую четверть

Классные руководители,

социальный педагог,

педагог-организатор

Зам. директора по ВР, педагог-психолог,

социальный педагог

13

Игры:

#1048;нтеллектуально-познавательная игра «Я гражданин России»

#1055;рофориентационная игра: «Выбираю рабочую профессию»

#1055;равовая игра «Тои права и обязанности»

Декабрь,

Февраль,

Апрель

Социальный педагог,

педагог-психолог.

Зам. директора по ВР,

классные руководители,

14

Круглый стол: «Преступления и правонарушения»,

«Скажи наркотикам – нет!»

«О вреде вейпов»

Ноябрь,

Март

Социальны педагог

Органы межведомственного взаимодействия

15

Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

1 раз в месяц

Зам. директора по ВР,

классные руководители

Учителя предметники,

учителя физкультуры

16

Акция: «Молодежь выбирает жизнь»,

«Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

Ноябрь

Волонтеры,

социальный педагог,

педагог-организатор,

классные руководители

Зам. директора по ВР

17

Дискуссии: «Ответственность за совершение правонарушений», «Как найти свое место в жизни?»

В течение года

Классные руководители,

социальный педагог.

18

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

1 раз в четверть

Классные руководители

19

Проведение мероприятий на сплочение коллективов.

В течение года

Классные руководители

Педагог-психолог

20

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

1 раз в полугодие

(смотри план совместной деятельности)

Фельдшер Курежского ФАПа

Зам. директора по ВР

21

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

В течение года

Зам. директора по ВР.

Учитель физкультуры,

классные руководители

22

Работа с библиотекой:

- контроль за посещаемостью библиотеки;

- привлечение к участию в мероприятиях, проводимых библиотекой.

В течение года

Библиотекарь

Зам. директора по ВР

23

Заседания Совета профилактики

По мере необходимости

Состав Совета профилактики

Классные руководители.

24

Проведение недели профилактики

1 раз в год

Классные руководители

Социальный педагог,

педагог- психолог

25

Рейды в семью

1 раз в четверть

Классные руководители,

социальный педагог

Зам. директора по ВР

26

Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей , полезной деятельности на каникулах

По мере необходимости

Классные руководители

Зам. директора по ВР,

социальный педагог

27

Оформление психолого-педагогических карт, индивидуальных карт развития на учащихся «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог,

социальный педагог

Классные руководители

28

Проведение родительских собраний, лекториев, практикумов.

  1. «Поощрения и наказания в семье: разумный баланс»
  2. «Ответственность родителей и несовершеннолетних за правонарушения»
  3. «Ваш ребёнок взрослеет»

В течение года

Педагог-психолог,

социальный педагог

Педагог-психолог,

социальный педагог

29

Реализация профилактических программ

В течение года

В соответствии с программой

В соответствии с программой

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  2. Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
  3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам, все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, № 9, 2007
  6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
  7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
  8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
  9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
  11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005
  12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010.
  13. Коррекционно – развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками [Текст]/. М.2002.
  14. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]/ Ю.А. Клейберг.- М. Новая школа, 2001,160 с.
  15. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. [Текст]/. – СПб.: Ювента, 1999.
  16. Родионов, В.А. Я и все – все – все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков подростков [Текст]/ В.А. Родионов.- Ярославль: Академия развития, 2002,240с.

Приложения

Анкета по выявлению трудновоспитуемых обучающихся

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех обучающихся.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  8. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  9. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  10. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  11. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  12. Куришь ли ты?
  13. Приходилось ли убегать из дома, школы-интерната?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  9. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе-интернате?
  10. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы- интерната к другим ребятам?
  11. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса, группы?
  12. Старался ли избежать драки в школе-интернате, если предоставлялась такая возможность?
  13. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  14. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе- интернате со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы-интерната?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением посторонних взрослых людей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе, группе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Беседовал ли ты с инспектором (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Состояние здоровья и самочувствия

Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
  • возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
  • пропустите его: будет следующий;
  • несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
  1. Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
  • нет, вы вообще не ходите в походы;
  • да, если они вам хоть немного симпатичны;
  • неохотно, потому что это может быть утомительно.
  1. Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
  • вовсе не пропадает;
  • желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
  • да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
  1. Каково ваше мнение о турпоходе всей группой?
  • вам нравится, когда это делают другие;
  • вы бы с удовольствием к ним присоединились;
  • нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
  1. Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
  • ложитесь спать;
  • кричите и ругаетесь со своими одноклассниками;
  • долго гуляете на свежем воздухе.
  1. Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
  • нужно побольше есть;
  • необходимо много двигаться;
  • нельзя слишком переутомляться
  1. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
  • не принимаю даже во время болезни;
  • нет, в крайнем случае принимаю витамины;
  • да, принимаю
  1. Какое блюдо вы предпочтете?
  • гороховый суп с копченым окороком;
  • мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
  • пирожное с кремом или взбитыми сливками
  1. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
  • чтобы были все удобства;
  • чтобы была вкусная еда;
  • чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом


Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
  • встреча с друзьями;
  • праздники;
  • одиночество, невезение в жизни;
  • драмы;
  • иное;
  • не употребляю.
  1. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
  2. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
  3. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
  4. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому. (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):
  • 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
  • 7,8 - хорошая;
  • 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
  • 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).

Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

  • "Как я отношусь к своей внешности?"
  • Нравится ли вам, как вы выглядите"
  • Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________

нет нет нет нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для обучающихся 5-9 классов

  1. С какого возраста, по-твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курили
  • употребляли спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как педагоги школы-интерната относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

Коллекция педагогического инструментария

Мотивы учения (анкеты)

Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)

Анкета №1

Порядок работы с анкетой.

Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.

Анкета – тест

Я учусь потому, что:

1) на уроках по _____________________________________________________

__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;

2) заставляют воспитатели;

3) хочу получать хорошие оценки;

4) надо подготовиться к будущей профессии;

5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;

6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;

7) нравится узнавать новое;

8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________

__________________________________________________________________

9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;

10) хочу больше знать;

11) мне приятно думать, соображать;

12) хочу быть первым учеником.

Обработка результатов

  1. Провести классификацию мотивов.
  • Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.
  • Пункт 1 – мотив благополучия
  • Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный
  • Пункты 6, 12 – мотив престижа
  • Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению
  • Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников
  1. По каждому ученику:
  • Выявляют ведущие мотивы;
  • Определяют их разнообразие
  • Смотрят, какие мотивы преобладают
  • Составляют план работы по формированию мотивации

Анкета 2 «Мотивация к успеху»

На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.

  1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.
  2. Когда я работаю, я все «ставлю на карту».
  3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  4. Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.
  5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  6. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
  7. Я доброжелателен.
  8. Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.
  9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  10. Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.
  11. Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.
  12. Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.
  13. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  14. У меня легко вызвать чувство честолюбия.
  15. Если я работаю без вдохновения, это заметно.
  16. Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.
  17. Я полагаюсь только на себя.
  18. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  19. Я не очень честолюбив.
  20. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.
  21. Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.
  22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  23. Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
  24. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
  25. Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.
  26. Мои друзья считают меня ленивым.
  27. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.
  28. Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.
  29. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,
  30. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  31. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  32. Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.

Обработка результатов.

Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл

  1. Да
  2. Да
  3. Нет
  4. Да
  5. Нет
  6. Да
  7. Да
  8. Да
  9. Нет
  10. Нет
  11. Нет
  1. Да
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. Да
  7. Нет
  8. Нет
  9. Да
  10. Да
  11. Да
  1. Да
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. Нет
  7. Нет
  8. Нет
  9. Нет
  10. Да

От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху

От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации

От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации

Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.

Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов.

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе-интернате. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
  2. Воспитатели всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
  7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе.
  8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы-интерната за плохую успеваемость.
  9. Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
  10. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе- интернате столько времени на уроки.
  11. Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
  12. Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
  13. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
  14. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
  15. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
  16. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
  17. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что воспитатели как-то поощрят мои старания.
  18. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
  19. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
  20. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
  21. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
  22. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
  23. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
  24. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
  25. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
  26. Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
  27. Мне очень важно, чтобы меня считали меня способным учеником.
  28. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
  29. Я очень переживаю, если называют меня неспособным, неуспешным учеником.
  30. Я уже сейчас задумываюсь о том, куда я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.
  31. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
  32. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
  33. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1 столбец – шкала 1а

2 столбец – шкала 1б

3 столбец – шкала 2

4 столбец – шкала 3

5 столбец – шкала 4а

6 столбец – шкала 4б

7 столбец – шкала 4в

8 столбец – шкала 5а

9 столбец – шкала 5б

10 столбец – шкала 6

11 столбец – шкала 7

12 столбец – шкала 8

13 столбец – шкала 9

  1. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7

Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б

Шкала 12 – среднее по шкалам 4б и 5а

  1. Проводится анализ индивидуальных результатов.
  2. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.
  3. Проводится анализ группового результата.

ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.

Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

Опросник «Чувства к школе»

Класс___________ Ф.И._________________________________________

Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Да

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Чувство унижения

Страх

Тревогу за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

Опросник «Отношение к учебным предметам»

Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1

Русский язык

2

Литература

3

СБО

4

Математика

5

История

6

Природоведение

7

Физкультура

8

Труд

9

ИЗО

10

Музыка

Анкета

Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»

  1. Тебе нравится в школе?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

  1. Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться в игровой?

С радостью иду в школу

Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться в игровой

Хочется остаться дома

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

Пошел бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

  1. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?

Хотел бы, чтобы задавали домашние задания

Не знаю

Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания

  1. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?

Хотел бы, чтобы остались все предметы

Не знаю

Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы

  1. Ты часто рассказываешь о успехах в школе другим педагогам?

Часто

Редко

Никогда

  1. Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие

Не знаю

Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие

  1. У тебя в классе много друзей?

Много

Мало

У меня нет друзей в классе

  1. Тебя нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень нравятся

Не нравятся

СОЦИОМЕТРИЯ.

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.

Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).

Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.

Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.

Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.

«Серый» - безразличие.

«Синий»- спокойствие.

«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.

«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.

«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.

«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.

«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.

«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.

Социально-психологический тренинг «Навыки общения»

Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.

1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.

Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.

2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.

А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.

Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.

Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.

3. «Портрет».

Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,

т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.

Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.

4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.

Вопросы:

- Твоя любимая пословица или высказывание?

-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»

- Чем бы ты занимался охотнее всего?

-На что тебе приятнее всего смотреть?

-Что бы ты охотнее всего слушал?

-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?

Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.

5. «Прощание».

Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Листовкая для педагогических работников "Группа риска"

Обучающиеся "группы риска", как ни кто другой, требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, т. к. несвоевременное распознавание характера и природы отклоняющегося поведения...