Проект в подготовительной группе детского сада для детей с ЗПР "Синичкин день"
проект

Цель проекта-формирование представлений об экологическом празднике "Синичкин день", закрепление и систематизация знаний о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе детского сада для детей с ЗПР

«Синичкин день».

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Синичкин день»

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя: 05.11.2025-12.11.2025

Тип проекта: познавательно-продуктивный

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели, дефектологи, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Актуальность: Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. У дошкольников недостаточно знаний об этом народном празднике. Взрослые обязаны прививать детям любовь к природе родного края, а также к птицам и всему окружающему миру. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, очень скоро наступят холода. А еще в этот день наши предки предсказывали погоду по особым приметам, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Название «синица» происходит вовсе не от цвета оперения этих птиц, как многие считают. Свое имя эти птицы получили за пение звонких песен, которые напоминают перезвон колокольчика. Как известно синицы приносят пользу человеку, чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время. В этом основная цель проекта. В дошкольном возрасте дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них недостаточно знаний о зимующих птицах, о том, как помочь птицам выжить в зимнее время. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности. Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания.

Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека.

Проблема: у дошкольников недостаточно знаний о жизни синичек, об экологическом празднике « Синичкин день», недостаточно сформировано экологическое сознание и культура.

Цель: формирование представление об  экологическом празднике  «Синичкин день», расширение  и систематизация знания детей о зимующих птицах.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с праздником «Синичкин день»;

- расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах –внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.

Развивающие:

- формировать умение сравнивать, выявлять отличительные признаки;

- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность;

- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, грамматическую сторону речи по теме.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в зимнее время года;

-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе, самостоятельность.

Задачи проекта для родителей:

-вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

-вовлечь родителей в творческий процесс подготовки к итоговому мероприятию

- способствовать сплочённости родительского коллектива;

Ожидаемые результаты по проекту:

-приобретение детьми знаний о празднике Синичкин день,

-активизация интереса к данному празднику;

-обогащение словарного запаса детей,

-расширение кругозора.

-формирование желания заботиться о природе

-повышение экологического сознания детей

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

- у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

- участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

- понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у     детей. 

- повышение экологического сознания родителей.

Используемые  виды деятельности:

-познавательно-исследовательский;

-игровой;

-чтение художественной литературы;

-продуктивный;

-труд;

-коммуникативный;

-двигательный;

Продукты реализации проекта

- пополнение предметно-развивающей среды;

- коллективная работа по лепке и аппликации «Синички на дереве»»

- выставка творческих работ «Синичкин день».

Работа с родителями:

-информирование в раздевалке об экологическом празднике «Синичкин день»;

- консультация «Покормите птиц зимой», «Чем подкармливать птиц зимой»;

- выставка творческих рабрт «Синичкин день».

Методы и приемы:

Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение.

Наглядные: наблюдение, демонстрация, презентация.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление проекта.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  • Разучивание игр.
  • Использование информационно-коммуникативных технологий.
  • Оформление стенда и консультативного материала для родителей: «Покормите птиц зимой», «Чем подкармливать птиц зимой».

2 этап. Основной.

Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта:

Образовательная область

Содержание работы

Социально-

коммуникативное

 развитие

Рассматривание фотоальбомов «Зимующие птицы»,

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что за птица», «Собери картинку», «Третий лишний», «Кто как кричит», «Найди по описанию».

Кормление птиц.

Познавательное

развитие

Беседы: «Зимующие птицы», «История возникновения праздника «Синичкин день», «Птицы нашего края», «Покормите птиц зимой.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций, тематических альбомов по теме проекта.

Интегрированное занятие по данной теме

.

Художественно-эстетическое развитие

развитие

Коллективная творческая работа по лепке и аппликации «Синички на ветках».

Рисование «прилетели к нам синицы»

Речевое

развитие

Описание зимующих птиц.

Разгадывание и составление загадок о зимующих птицах.

Рассказывание о птицах.

Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири».

Физическое

развитие

Подвижные игры, пальчиковые гимнастики, физкультминутки по данной теме.

Подвижные игры: «Кот и голуби», «Зимующие птицы», «Птички в гнездышках» и др.

Физкультминутки: «Шустрая синичка», «Будем прыгать и скакать».

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов, оформление результатов, продуктов проекта.

- Оформление выставки детских творческих работ «Синичкин день».

Приложение №1

Игра « Угадай птицу по словесному описанию»

На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.

  • Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
  • На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
  • У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
  • У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
  • Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
  • Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
  • У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).

Загадки о зимующих птицах:

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

            ***

Кто красуется на ветке

в желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

а зовут её …(синичка)

        ***

Эта птица так болтлива,

воровата, суетлива,

стрекотунья, белобока,

а зовут её …(сорока).

        ***

Красногрудый, чернокрылый,

любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

он появится опять (снегирь)

             ***

Чернокрылый, красногрудый

зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

ведь это … (снегири)

***

На ветвях украшенных снежной бахромой,

яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки на яблоне весело снуют,

гусениц мороженых яблоки клюют (снегири)

***

В тёплый край не улетают,

на морозе распевают,

Эти птички-невелички

называются … (синички)

***

В серой шубке перовой

и в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

под карнизом обитает. (Воробей)

***

Что за стол среди берез

под открытым небом?

Угощает он в мороз

птиц зерном и хлебом (Кормушка)

Пословицы о синицах

  • Не много заинька ест - пьет, а весело живет.
  • Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
  • Синичка – воробью сестричка.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Невелика синица, голосок востёр.

Приложение №2:

Н. Лучинина Синичкин день

Кто вы, птички-невелички?

Ровно в полдень за окном,

Раз-зинь-зинькались синички,

Расцветили всё кругом.

Только солнышко пригрело,

Дружной стайкой собрались,

И летят за кормом смело –

Вон порхают вверх и вниз.

Приглашают всех подружек,

От неслыханных щедрот,

Отобедать у кормушек,

Что развесил им народ.

То-то будет праздник, право,

К вам в мороз, среди зимы,

Прилетят большой оравой,

Щебетуньи, свистуны.

Слышно будет за оградой:

«Зинь-зинь-зинь».

Да: «Тень-тень-тень».

Наслаждайтесь сей отрадой –

Песнь поёт Синичкин день!

***

И. Сельвинский О синицах

Вот вы говорите — синица,

Синицу любой назовет.

Но вам, друзья, и не снится,

Какой это пестрый народ:

Синица с хохлатой головкой

Ее «гренадеркой» зовут,

Черная с ней «московка»

У гнездышка тут как тут.

 «Пухляк» — у него привычка

В дудочку во весь дух!

«Лазоревка», дивная птичка,

Нежно-небесный пух.

Вглядитесь в их милые лица:

Различны они? Вот-вот.

А вы говорите: синица.

Синицу любой назовет.

***

Е.Евсеева «Что снится синице?»
- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

***

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

***

В.Бианки «Синичкин календарь» (аудизапись)

Приложение №3

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Тема: «Синичка на ветке».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Время проведения занятия: ноябрь, 2 неделя

Форма занятия: групповая

 Цель: продолжать знакомить детей с культурой русского народа, расширять знания детей о праздниках и их традициях.

Задачи:

- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.

- Образовательные: сформировать представление детей о внешнем виде синицы; учить преобразовывать готовую форму, разрезая её на две части; совершенствовать навыки аккуратного вырезания и наклеивания

- Развивающие: развивать у детей творческие способности, развивать мелкую моторику, связную речь, развивать наблюдательность, внимание, мышление и память.

Материалы: геометрические фигуры: прямоугольники, квадрат из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки, подставки, клеенки, салфетки, образец работы.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок.

Приоритетные образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методические приемы: показ иллюстраций, загадки, художественное слово, использование аудиозаписей, физминутка.

Ход ООД:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости.

(На берёзовой веточке сидит птичка, показ иллюстраций с изображением синицы). 

- Какая красивая птичка к нам прилетела, а вы знаете, как она называется?

- Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее ….

Дети: синичка.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, давайте все вместе вспомним, как выглядит синичка? Чем питается? Где зимует? (ответы детей).

Посмотрите, какой красивый наряд у птички она нарядилась в желтую рубашку с черным галстуком, в зеленый плащик, а голову украсила черной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.

В теплый край не улетают

На морозе распевают

Эти птички – невелички

Раскрасавицы синички.

- Давайте послушаем голосок синички.

(запись голоса синички).

Воспитатель: Ребята синичка зовёт вас поиграть.

Основная часть

Воспитатель: Хорошо играли ребята, молодцы, но наша синичка, почему, то загрустила, сейчас узнаем что случилось?

- Ребята ей скучно одной, у нее совсем нет друзей, вы поможете сделать ей друзей? (ответы детей).

- Синичке мы сейчас поможем и смастерить друзей мы сможем.

- Перед тем как вы приступите к работе, давайте внимательно рассмотрим синичку. На что похожа голова, туловище, хвостик, клюв, лапки и глазки.

У вас на столах лежат заготовки для деталей наших птиц. Сначала из желтого прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы. Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова. С обратной стороны синего прямоугольника нарисуем крыло и разрежем, хвост тоже сделаем из прямоугольника. Из обрезков мы вырежем клюв, лапы, и глаз. Когда мы приготовим все детали, мы их будем приклеивать на картон, но сначала надо разложить все детали на картоне: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло. Лишний клей аккуратно убираем салфеткой. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Заключительная часть

Воспитатель: - Молодцы, посмотрите, как много получилось красивых синичек, подружек для нашей птички.

Синичке друзей мы смастерили с вами,

И весело им будет летать над лесами.

- Ребята, давайте организуем выставку для родителей. Пусть они увидят ваши замечательные работы.

Рефлексия

Воспитатель: -Молодцы! Скажите, где мы наблюдали с вами за синичками. Давайте вспомним, как они выглядят и ведут себя в природе.

Выставка и анализ работ.

Приложение № 4:

«Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

 Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

«Совушка»

Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места

 Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5-7 минут

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры:

В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Приложение № 5:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Синичка-именинница»

Цель:

-Расширять знания детей о народных праздниках; познакомить с традицией отмечать праздник «Синичкин день».

Задач:

Образовательные:

-  Расширять представления дошкольников о синицах и других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

Развивающие:

-  Развивать внимание и мышление детей, умение соотносить изменения в природе и жизнью зимующих птиц, развивать детскую фантазию и коммуникативные способности.

Воспитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку. Вовлекать в коллективные формы работы, работать дружно, сообща, помогать друг другу.

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов о синицах, рассматривание иллюстраций зимующих птиц, конкурс-выставка рисунков и поделок о синичке,

Материалы и оборудование:

- элемент костюма синички;

- альбом загадок о зимующих птицах;

- картинки зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, синица, голубь, снегирь, дятел;

- маска кота;

- звукозапись голоса птиц, хоровод «Каравай»;

- несколько видов корма: пшено, сырые семечки, крошки хлеба, зерно;

- краски, кисти, непроливайки, альбомные листы, простой карандаш;

- мультимедийная презентация;

-правила подкормки птиц;

- значки синички, мармеладные червячки.

Ход ООД

Вводная часть.

Воспитатель заранее вносит в группу несколько видов корма (крошки, зерна, крупа), так чтобы дети их смогли заметить.

Воспитатель: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, скоро встретит нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

По дороге, по прямой шла зима с морозами

Шла зима с морозами, снег стелила розовый.

- Ребята, что это такое? (ответы детей)

- Кто же это оставил или потерял?

Раздается стук в окно. Влетает птичка-синичка.

Синица: Я - Синичка-невеличка, замечательная птичка.

Ни минутки не сижу, за порядком все слежу.

Воспитатель: Давайте, ребятки, поздороваемся с Синичкой.

- В гости к нам ты прилетела, рассказать что-то хотела.

Основная часть.

Синица: На дворе скоро зима, птичек к вам я привела.

Прилетели к вам друзья, те, кто здесь зимует.

Кто же это, угадайте и ответ скорее дайте.

          Загадки о зимующих птицах.

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей)

2. Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её (синичка)

3. Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её (сорока)

         4. Всё время стучит,
          Деревья долбит.
          Но их не калечит,
           А только лечит. (Дятел)

5. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!     (Снегирь)

6. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)

7. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Справились со всеми загадками и всех друзей вспомнили!

Воспитатель:  Синичка, а мы с ребятами знаем, что сегодня не простой день, сегодня отмечается народный праздник, который называется «Синичкин день» - именины синички, правильно?

В этот день 12 ноября, заканчивались приготовления животных и растений к зиме. И люди, особенно дети, обещали помогать тем, кто остается с нами рядом на долгую зиму и заботится о них.

Дети: Обещаем, обещаем, обещаем!

Ведь птицы добрые друзья.

А про друзей нам забывать нельзя.

Физминутка.

Прилетайте птички       (зовущие движения)

Сала дам синичке          (режущие движения ладонь о ладонь)

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко    (пальцы щепоткой, крошим хлеб)

Эти крошки – голубям  (вытянуть правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям (тоже левой рукой)

Галки да вороны, ешьте макароны     (тереть ладонью о ладонь, «катаем макароны»).

Воспитатель: Кто хочет рассказать о синичке и других зимующих птицах?

(Маленькие рассказы детей о птицах).

Ребенок 1: Я хочу описать синичку. У этой птички желтая грудка, через грудку проходит черная полоска, спинка зеленая. Шапочка на голове черная, щеки белые, глаза черные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно вертится и крутится.

Ребенок 2: Летом синички живут в лесу. А к зиме они перебираются к жилью человека, они его не боятся. Любят лакомиться салом, крошками, крупой.

Ребенок 3: Синички очень храбрые птички и самые полезные, они истребляют вредных насекомых и может спасти целый фруктовый сад.

Ребенок 4: Воробей подвижная птица, с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый и заостренный.

Ребенок 5: У дятла красивое пестрое оперение: вверх тела черный, на голове и шее – белые пятна, подхвостье –красное, клюв прочный и острый.

Ребенок 6: У снегиря голова, крылья и хвост –черные, спинка- серая, брюшко –красное. Клюв короткий, черный, толстый.

Ребенок 7: У сороки голова, крылья, хвост - черные, бока белоснежные. Хвост длинный и прямой как стрела, а клюв прочный и острый.

Ребенок 8: У вороны крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Ходит большими шагами. У нее очень крепкий и большой клюв. Голова горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Воспитатель:  Вот, видишь Синичка, как много мы о тебе и твоих друзьях птицах знаем.

Синичка:  Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Синички и кот»

Вот в гнезде проснулись птички

Разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают,

Громко песенку поют.

(Дети открывают глазки, поднимают руки, поют синь-синь.)

Птички крылья расправляйте,

Поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям

По садам и по лесам.

(Дети машут крыльями, летают, ищут корм)

Вот нашли в кормушке крошки,

Поклевали их немножко.

Громко клювиком стучат.

-Вкусно! – птички говорят.

(Присаживаются на корточки, стучат пальцами, «клюют»)

Осторожнее, синички,

Повнимательнее, птички!

К Вам крадется кот Матвей!

Улетайте поскорей!

(Кот крадется, птички летят в гнездо).

Воспитатель: Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. Мала синичка, да ноготок востёр. А ещё русский народ примечал:

синица к избе – зима на двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.

- Как много вы обо мне знаете. Как много рисунков, поделок и кормушек вы сделали. Большое вам спасибо!

Воспитатель:  Ребята, у Синички же сегодня день рожденье. Давайте мы с вами нарисуем ей подарок (рисование кормушки)

Воспитатель: А пока мы с вами работаем, послушаем, как поют песенку синички.

Звукозапись голоса птиц.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот Синичка и готово наше творчество. Поздравим Синичку и споем ей «Каравай»

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, легко ли в холодное время птичкам добывать корм?

Очень трудно, а чтобы подкармливать птиц зимой, нужно знать некоторые правила:

  • Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
  • Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель:  Вот и мы с вами пойдем на прогулку и развесим кормушки, которые сделали своими руками.

Синичка:  Дома с папами, мамами так же сделайте кормушки, развесьте их около дома и не забывайте подкармливать меня и зимующих птиц.

Рефлексия.

Сюрпризный момент

Синичка: А на память вам от меня вот такие значки и сладкие червячки, чтоб зимой меня не забывали, крошки, зерна подсыпали.

Приложение №6:        

Рекомендация для родителей

«Наблюдаем с детьми 5-7 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»»

Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь, как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.

Дети 5-7 лет должны:

Знать и называть не менее 7-10 зимующих птиц.

Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья.

Знать, чем питаются птицы зимой.

Составлять описательный рассказ.

Отгадывать загадки.

Родителям рекомендуется:

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдать за птицами, а дома рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост). Показать на улице зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, ворону, воробья, снегиря, свиристеля. Показать на картинке клеста и кедровку. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

2. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице или в саду.

3. Обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица), на кормушку.

4. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой

5. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задайте ребенку вопросы:

Каких зимующих птиц ты знаешь?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

Памятка "Как подкармливать птиц"

1. Кормушки должны быть удобными.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

И помните - кормить птиц надо регулярно!

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Люблю березку русскую…»

Занятие по аппликациис использованием нетрадиционных материаловдля детей подготовительной группыдетского сада на тему: «Люблю березку русскую…»...

Занятие по конструированию из бумаги для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Елочные украшения»

Занятие по конструированию из бумаги для детейподготовительной группы детского садана тему: «Елочные украшения»...

Методическая разработка сценария "Новый год" для детей подготовительной группы детского сада.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы "На балу у царя Гороха". Новый год не наступит, пока дочь царя Гороха Несмеяна не засмеется.  На был приглашаются царевн...

Сценарий праздника "День Матери" в подготовительной группе детского сада.

Сценарий этого праздника написан с использованием  фольклора, который так любят дети и родители....

Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимо­действий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не толь...

Проект в подготовительной группе детского сада "Моя мама лучше всех!"

Проект в подготовительной группе детского сада "Моя мама лучше всех!"  Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем гов...

Проект в средней группе детского сада"23 февраля-день Защитника Отечества"

Проект в средней группе детскогосада"23 февраля-день Защитника Отечества"...