Инновационные подходы к обучению и развитию детей школьного возраста
материал

Вязникова Юлия Николаевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к обучению и развитию детей школьного возраста

Подготовила: Вязникова Ю.Н.

Преобразования, происходящие в настоящее время в системе образования, требуют от педагогов постоянного совершенствования в своей профессиональной деятельности. Каждому учителю необходимо идти в ногу со временем, поэтому внедрение инновационных подходов является необходимым в образовательном процессе современной школы, способной из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека.

Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования возникло недавно. Изучению данной проблемы посвящено множество трудов выдающихся педагогов – Я.А. Коменского, Р. Штейнера. Значимый вклад в педагогику внес Л.С. Выготский, которым были открыты различные направления в педагогике и психологии. Инновационный потенциал педагогических новшеств является очень глубоким, благодаря чему каждому учителю предоставляется возможность стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам, способствующую решению вопросов гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу образования.

В соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом важнейшей задачей современной школы является формирование саморазвивающейся личности, то есть такой личности, которая желает и умеет учиться. Здесь мы полностью соглашаемся с выражением М. Монтень, которое, в полной мере, характеризует современных мотивированных и одаренных детей: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

В последние годы все большие изменения происходят в школе, которая выступает фундаментом для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала школьника. На плечи учителя возлагается множество сложных задач, одной из которых является создание благоприятных и комфортных условий и для учителя, и для ученика, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков.

Большую роль в работе учителя начальных классов играет внедрение инновационных подходов, основу которых составляет обучение через деятельность, являющуюся важнейшей составляющей современного учебного процесса. Использование инновационных подходов предполагает, что учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: учителю важно сформировать у ученика умения самостоятельно добывать информацию и проверять ее достоверность.

Инновационный подход – это такой подход к организации обучения или воспитания, суть которого заключается в использовании педагогических инноваций.

Термин «педагогическая инновация» не имеет одного общепринятого определения. Например, под данным понятием рассматриваются:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, способствующие улучшению характеристики отдельных частей, компонентов и образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые приемы, средства, технологии, программы и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их применение в образовательном процессе и творческое переосмысление.

Основу педагогических инноваций составляют два ключевых подхода:

1) личностно-ориентированный подход, суть которого заключается в ориентировании образовательного процесса на личность каждого ребенка. Опираясь на данный подход, педагогу необходимо учитывать уникальный опыт и характер каждого школьника, организовывать работу по развитию его индивидуальности и таланта;

2) компетентностный подход, который считается новым для российской школы. Его суть состоит в том, что он направлен на результат обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность ученика решать проблемы, конфликты, действовать в различных ситуациях.

Важно то, как у учащегося сформированы умения реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и осуществлять поиск нужной информации. Данная инновация вызывает необходимость кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения. Опираясь на данные подходы, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Инновационные технологии, внедряемые в школе:

1. Проектная деятельность, под которой рассматривается такой вид работы, который способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию в них навыков работы в коллективе. Целью проектной деятельности является актуализация и использование на практике полученных знаний, их расширение и углубление. Работа над проектом может осуществляться как в индивидуальной форме, так и в парах или в микрогруппах. Она обеспечивает решение какой-то определенной проблемы, поиск оптимальных решений. В школе активно используется интеграция дисциплин в проектах, например, ученикам можно предложить исследовать междисциплинарные связи русского языка и литературного чтения, музыки и изобразительного искусства. Данная инновация направлена на формирование и развитие комплексного мышления, умения анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, способность видеть целостную картину мира.

2. Игровые технологии, выполняющие одновременно несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Играя, школьники занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от самого процесса. В образовательном процессе игра является элементом более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Использование педагогической игры имеет четко сформулированную цель, которая подается в форме игровой задачи, каждый участник игры подчиняется заранее подготовленным и озвученным правилам.

3. Технология дистанционного обучения, которая предполагает создание лекций, занятий, заданий, очных уроков со школьниками на специально разработанных площадках. Ученики самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

4. Интерактивные технологии, представляющие собой методы, позволяющие поменяться местами учителю и ученику. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, школьники открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приемов работы, обеспечивающих создание деятельности, в ходе которой ученики объединены решением одной общей задачи. Реализация данного вида технологий осуществляется посредством проведения диспутов, проблемных уроков, дискуссий, на которых учащиеся развивают умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свое мнение и формулировать имеющиеся мысли по обсуждаемой проблеме.

5. Технология портфолио, основная цель которой заключается в оценивании динамики результатов обучения. Данная технология позволяет наглядно увидеть имеющие учебные достижения и открытия. Реализации технологии осуществляется с помощью таких способов накопления информации, как электронное портфолио, «папка достижений», «дневник роста», «лист оценки». В них фиксируются все наработки, проекты, организуется сбор материалов, подтверждающих участие школьников в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

6. Технология проблемного обучения, реализуемая в форме исследовательской работы на уроке – создается проблемная ситуация в виде задачи. Учителю школы при использовании данной технологии важно выбирать задания, доступные по своей сложности для детей школьного возраста и соответствующие познавательным способностям учеников.

7. Информационно-коммуникационные технологии, которые прочно вошли в работу каждого педагога. Использование данной технологии позволяет дифференцировать процесс обучения детей школьного возраста, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, способствует расширению спектра способов предъявления учебной информации, реализации гибкого управления образовательным процессом. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет детям и учителя максимально реализовать свои творческие возможности, а также сделать урок ярким, эмоциональным и неповторимым. Данные технологии могут использоваться на любом уроке, например, на окружающем мире разнообразные презентации, видеоролики, буктрейлеры по определенной теме, использование тестов, кроссвордов; на уроке математики, русского языка – использование различных тренажеров для закрепления изученного материала.

8. Технология «лэпбук», под которой понимается создание интерактивного блокнота, папки. Лэпбук является эффективным средством для обработки, анализа и сортировки информации, а также ее наглядного восприятия. Он может быть в виде маленькой книжки, обеспечивающей знакомство детей с новой информацией или в виде большого проекта на ватмане, выступающего итогом работы с информацией по определенной теме или разделу. Лэпбук предназначается для многократного использования: для получения новой информации, для ее усвоения.

Рассмотренные нами инновационные технологии могут использоваться в  школе комплексно, но с учетом основных инновационных подходов. Прежде чем выбрать ту или иную технологию, учитель должен учитывать личностные качества каждого ученика и их потребности.

Работая учителем, мы должны учитывать основной принцип современной школы – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание качеств хорошо мыслящего человека, способного к будущей жизни в обществе. Педагог, обладая умениями для реализации инновационного подхода в начальной школе, играет роль режиссера, мотивируя школьников к успешному принятию решений, при этом внося коррективы в их действия.

Опыт моей работы по внедрению инновационного подхода в школе показывает, что для современного учителя имеется большой арсенал разнообразных средств, технологий и методов обучения. В результате их грамотного применения в классе повышается качество обучения, происходит развитие мотивации к обучению у школьников, возрастает число участников в социально-значимых проектах. Инновационный подход помогает мне и моим воспитанникам максимально полно реализовать свои творческие возможности, а также сделать уроки в начальной школе интереснее, ярче и продуктивнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста

материал содержит презентацию с описанием опыта работе по  теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....

«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».

 Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...

Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения

Преимущество создания индивидуальной траектории образования  состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика....

Мониторинг речевого развития детей школьного возраста

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучаю...