Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества
статья

Буш Татьяна Анатольевна

В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рождественские чтения Красногвардейского района «Великая Победа: наследие и наследники», «Война и вера» (историческая секция)

Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный  институт общества

Буш Татьяна Анатольевна – учитель истории и обществознания,

ГБОУ СОШ №349

"Вера и верность ваша возвещается в Отечестве»

К. Симонов

Российское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Русской Православной Церкви.

В войнах и военных конфликтах Русская Православная Церковь всегда выступала как духовно-нравственный институт в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории  широту. Русская Православная Церковь исторически оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении граждан России.

Становление Российского государства фактически совпало с Крещением Руси. В течение многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.

В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как особая сила. Она могла поддерживать как великого князя, так и его династических или феодальных противников. В ряде случаев церковь играла роль парламентера и миротворца. Влияние православной митрополии в таких ситуациях осуществлялось, главным образом, через личное воздействие или вмешательство иерарха в конкретный военный конфликт. Но при этом киевская митрополия была обеспокоена не  политическим, а идеологическим единством русской земли и усилении своей экономической мощи. В итоге, в XI-ХIII вв. она превратилась в могущественную феодально-духовную организацию, которая пользовалась политическим суверенитетом и оказывала влияние на все стороны жизни.

Во время вторжения войск Батыя, киевская митрополия показала себя недостаточно основательной силой и не сплотила всех православных Руси для отражения агрессии с востока. Одновременно с нашествием Батыя, на северо-западе Руси появились шведские и немецкие захватчики. Против этих агрессоров киевская митрополия выступила открыто и решительно.

Дело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическими взглядами на православие. За рыцарями стояла католическая церковь - непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение православной церкви на Руси. Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса», золотоордынцы лояльно относились ко всем конфессиям и их служителям. Великие ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой.

Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви.

В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной. С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. А в 1453 году под натиском турок-османов, проповедующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.

Православная Церковь всегда благословляла своих воинов сражаться с врагами Отечества, не щадя живота своего. Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к лику святых, говорил: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину - значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целая плеяда воинов. Среди них св. Феодор Стратилат, св. Дмитрий Солунский, св. Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя и другие. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. «Не в силе Бог, но в правде»: этими словами Александр Невский вселил веру в победу своей дружины против шведских захватчиков. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них - Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято - Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который послал с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Согласно тексту «Сказания о Мамаевом побоище», перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей, который не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух Православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для рождения будущей Великой Российской Империи.

Прошли годы, столетия…

Многие из священнослужителей уже в XX веке своей кровью запечатлели на поле брани любовь и верность Отечеству.

Так было и в годы Великой Отечественной войны, на поле боя священник служил молебен и со святым Крестом и святой водою обходил окопы и благословлял защитников. Бессмертная слава и вечная память пастырям-героям, которые тянулись к истине и служили ей, свято исполняя величайшую заповедь закона Божия: "Положить души свои задруги своя". Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы.

Русская Православная Церковь, столетиями созидавшая единое государство, лишенная всего своего достояния после прихода к власти большевиков, но посчитавшая долгом в годы тяжких испытаний взойти на общерусскую Голгофу.

В советское время, в условиях тоталитарного политического режима, вопрос о роли Православной Церкви в достижении Великой Победы замалчивался. Попытки поднять эту тему появились лишь в последние десятилетия. Сейчас начинается освоение материалов на церковно-военную тему даже из таких крупных собраний, как Государственный архив Российской Федерации, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга и Федеральный архив в Берлине.

Митрополит Сергий 22 июня 1941 г. в послании к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывал православных русских людей «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может», дабы «развеять в прах фашистскую вражескую силу».

Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих и в осажденном Ленинграде. Здесь действовало десять православных храмов. К настоящему времени это уже описано в научной литературе и отражено в музейных экспозициях. В подвальных помещениях ряда храмов (например, Спасо-Преображенского собора) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одновременно – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа. Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки.

Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особую роль играл собор Казанской Божией Матери на Невском проспекте.

К осени 1941 года в здании собора устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывающие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены вначале напротив собора, а в октябре  - на его колоннаде.

С 1942 года в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 года, которую активно посещали делегации с фронта.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на нее цветы.

Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись. Тем не менее, выставка «Отечественная война 1812 года» продолжала свою работу.

Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская лавра.
На немецких фронтовых картах лавра была обозначена как объект стратегический, военный. И неспроста: в начале блокады лавру превратили в укрепрайон с девятью опорными боевыми точками. Красивейший, не имеющий аналогов Свято-Троицкий собор с его бесценными скульптурами работы Федота Шубина был превращен в склад боеприпасов. Между тем это вообще единственный в стране православный храм, украшенный скульптурами.
Этот укрепрайон в центре города постоянно подвергался ожесточенным вражеским обстрелам. Особенно пострадали здания, выходящие фасадами на Неву, и Митрополичий корпус. Больше всего был поврежден Свято-Троицкий собор. Пострадала даже золоченая сень над местом, где до гонений на церковь стояла рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского.
В лавре военного времени работали и вспомогательные службы: лесопилка, большая хлебопекарня. Хлеб здесь пекли для столовой Смольного. А некоторые помещения монастыря отдали горожанам – под жилье. Интересная деталь: монастырское кладбище в войну пострадало не только от артобстрелов. На нем были спилены все деревянные кресты – на обогрев горожан. И в частности, крест на месте упокоения митрополита Антония, который с конца XIX века и до своей кончины в 1912 году был митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям сыграло чрезвычайную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность и история захоронений знаменитых русских полководцев – святого князя Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. В честь всех этих великих людей учредили ордена в советских вооруженных силах. К могиле Александра Суворова, захороненного в усыпальнице Благовещенской церкви, приводили отряды военнослужащих, отправляющихся на фронт, на защиту родного города. Возле могилы в то время специально установили знамена и транспаранты. Здесь воины принимали присягу. Конечно, тогда никто не говорил о религиозном аспекте. Но кто знает, какие чувства испытывали те, кому предстояло идти в бой? Многие военнослужащие тайно носили на себе крестики, читали молитвы.

Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!

Делать выводы каждому из нас...

Стихотворение солдата,

нашли в кармане гимнастерки убитого солдата

Послушай, Бог,

Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.


Литература:

1. Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства, Москва 2013.

2. Кучкин В.А. Русская церковь во второй половине XIII-XV веках // Православная церковь в истории России (Спецкурс лекций для аспирантов АОН). М., 1991.

3. История религий в России: уч. пособие /под ред. Н. А. Трофимчука. М.

2002.

4. Кожа А., священник. Миротворчество Русской Православной Церкви // Богословские труды. Сборник 28. М.: Изд. Московской патриархии. 1987.

5. Христолюбивое воинство, Российский военный сборник. М. Русский путь 2006.

6. Вехи истории. Тематический сборник. От Александра Невского до Михаила Романова. М. 2011.

7.https://vecherka-spb.ru/2018/06/22/duxovnye-sily-xranili-v-blokadu/ 
http://lavra.spb.ru/main....du.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

Русская Православная Церковь в истории Якутии

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых  истории РПЦ в Сибири....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Русская Православная Церковь 6 класс. История России презентация

Русская Православная Церковь 6 класс. История России презентация...

Русская Православная церковь и государство в XVI в

презентация  по истории России для 7 класса Русская Православная церковь  и государство в XVI в соответствует обновленному ФГОС...