урок по основам мировых религиозных культур
план-конспект урока (5 класс)

Ерошенко Надежда Николаевна

урок рассматривает поломничество в трех мировых религиях. Знакомить с основными местами поломничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Паломничества и святыни

Цель урока: формирование духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов.

Задачи урока:
– познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира;
– воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
– развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи; какие святыни являются главными для верующих людей.

Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация.

Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.

Ход урока

I этап. Вводный.

1. Организация деятельности учащихся. Слайд №1

– Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, узнаем новое, совершим путешествия по святым местам. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

Слайд №2 Для путешествия необходимы билеты, поэтому нам нужна турфирма. Получим билеты и в путь.

2. Проверка домашнего задания. Слайд №3-№6

Учащимся каждой группе необходимо ответить на вопросы.

1 группа.

  1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?
  2. Шаббат – это соблюдение

а) воскресенья;
б) молитва в любой день;
в) субботы.

  1.  Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

2 группа

  1. Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки, и молились им?
  2. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.

  1. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?

3 группа

  1. Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слов шахады?

 ( Свидетельство веры)

  1. Ритуалы – это

а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

  1. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?

4 группа

  1. В течение какого срока после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению? ( 7 недель)
  2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?

а) верующие;
б)
жрецы;
в) старшие.

  1. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания в иудаизме? ( древний шатёр)

Билеты приобретены. Обратим внимание на слово написанное  на билете. ( Христианство, иудаизм, ислам, буддизм) Как эти слова могут нам помочь в определении пути нашего путешествия. Слайд № 7

II этап. Основной.

1. Сообщение темы урока.

Тема урока: Паломничества и святыни. ( Слайд № 8 )

– На уроке вы узнаете: что такое паломничества, реликвии и мощи, о главных святынях и реликвий.

2. Изучение нового материала.

– Попробуйте дать определение слову “паломничество”.Слайд №9

У каждого народа есть святые места, куда идут и едут  люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.                                                                                                          
– Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам.

Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии. 

Запись определения в тетрадь.

– Что такое реликвии? Слайд № 10

У каждого народа есть святыня,  которой они поклоняются - реликвия.                                                      

Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. (Слайд № 10)

  1. Слайд №11Работа в группах. (Учащиеся разделены на 4 группы по количеству религий.)

Каждой группе даётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии:

1 группа – о христианстве,

2 группа – об исламе,

3 группа – об иудаизме,

 4 группа – о буддизме.

 Откройте учебник с. 58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану. Затем один из вас расскажет о чём вы узнали остальным ребятам.

План рассказа.

1.Религия (название).

2. Святыни (главные для данной религии).

3. Местоположение (где находятся эти святыни).

4. Рассказы учащихся.

1 группа Христианство Слайд №12

Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Вифлеем, Гефсиманский сад  

В христианстве паломничество  возникло на самом раннем этапе его истории.

Вся территория Иерусалима носит название  Святой земли. 

Главным объектом паломничества было место захоронения  Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня

Но понятие святыни распространялось  также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места, например,

 Гробница Богородицы

 Гефсиманский сад. 

До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос.

Учитель( дополнение)

Слайд № 15

Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо  реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные  с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.

-Что такое мощи?  Слайд № 16

Мощи – это останки тел  умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Дмитрий Солунский)  Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам.  

Слайд № 17 В Тульской области  есть всемирно известные места паломничеств. Одно из них – село Себино, где находились мощи святой Матроны Московской, в 1998 году мощи перенесены в Покровский монастырь.

– В Москве есть известные места паломничества и святыни.

 Слайд № 19 Храм Христа Спасителя – это храм-памятник победе в Отечественной войне 1812года построен в 1837–82г. В 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 годах. Храм – крупнейший в Русской Церкви.

Слайд № 18 Покровский женский монастырь у Покровской заставы – одна из достопримечательностей града Москвы. С 1998 года в обители почивают мощи всероссийской святой – блаженной старицы Матроны Московской. Поклониться святыне ежедневно приезжают тысячи людей со всего мира.

Слайд № 19 Казанский собор получил своё название в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он почитается как воинский храм православной Москвы – “щита и меча” всей России и всего христианского мира.

2 группа Ислам Слайд № 20

Паломничество в исламе: храм Кааба  в Мекке, мечеть Пророка в Медине.

Слайд № 20 Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж. В определенное время в священной Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу  одеваются в  куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.

Слайд № 21 Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.  

Слайд № 22 Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего.

Слайд № 23 После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад.

Учитель (дополнение)

Слайд № 24  Гробница Мухаммада располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится  в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает  величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра). Слайд № 25

3 группа Иудаизм Слайд №26

Паломничество в иудаизме: Стена Плача, Храмовая Гора в городе Иерусалиме

Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм.

Слайд № 27 В иудаизме Западная Стена почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Стена плача носит такое название, поскольку иудеи приходят к ней оплакивать свой разрушенный храм и молятся богу о его восстановлении.

Слайд № 28 Совершаются личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.

Увидеть возле Стены молящихся можно в любое время суток.

Учитель (дополнения) Слайд № 29

Храмовая гора — священное место трёх авраамических религий. Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака.

4 группа Буддизм Слайд № 30

Паломничество в буддизме: Бодхгая в Индии

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни:

место, где он родился (Непал), Слайд № 31

получил просветление (Бодхгая, Индия), Слайд № 32

прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, Индия) Слайд № 33

и ушел из этого мира храм Зуба Будды (Кушинагара, Индия). Слайд № 34

 Учитель (дополнение) Слайд № 35

Паломничества в буддизме (накхор)  начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены  на 8 частей и помещены в специальные ступы.    Они могут  совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской  скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. 

Но в целом паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях.

III этап. Заключительный.

1. Самостоятельная работа.

– Вот и закончилось наше путешествие. Сейчас вам предстоит вспомнить, о чём вы сегодня узнали на уроке.

Назвать и распределить Места паломничества и святыни.

Православная

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

Культура

2. Рефлексия Докончи высказывания

3. Домашнее задание.

– Подготовьте рассказ об одной из святынь любой религии.

Выполнить рисунок   святыни, которая показались вам наиболее интересной.

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. 

 Урок окончен, спасибо  за работу.                    

Литература:

1. Беглова А.Л.. «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010.

2. Зашихин Е. С. «На государственной дороге». Екатеринбург: И Д «Сократ». 2000 

3. Сахаров А.Н. «История религии». Москва. «Русское слово». Екатеринбург. «Форум-книга». 2007 

4. Тишкова В.А.  «Книга для учителя». Москва. «Просвещение». 2010.

5. Конспект урока Гибадюкова Наталия Ассаньевнаучитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по Основам мировых религиозных культур

Разработка урока № 27  по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь "...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...