Информационно-иллюстративный материал по теме "Ученые Чукотки"
учебно-методический материал

Головкова Таисия Петровна

   Информационно-иллюстративный материал об ученых Чукотки, которые внесли неоценимый вклад в развитие и процветание Чао.

    Материал предназначен как бля обзорной или познавательной беседы, так и для проведения викторины, презентации, онлайн-экскурса в историю становления и развития Чукотки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для учителя62.65 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для учителя

Николай Николаевич Диков  (1925-1996)

       Диков Николай Николаевич - выдающийся российский ученый - член  Президиума Дальневосточного отделения РАН, член-корреспондент  Российской академии наук по Отделению истории, доктор  исторических наук, профессор, многие годы руководивший лабораторией археологии, истории и этнографии Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института (г. Магадан).

       Его вклад в науку значителен. Об этом свидетельствует тот факт, что Н.Н. Диков - автор 9 монографий и более 200 статей (библиографический список его трудов был составлен М.А. Кирьяк (Диковой)1. В его монографиях – «Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы: Азия на стыке с Америкой в древности»2, «Древние культуры Северо-Востока Азии: Азия на стыке с Америкой в древности»1, «Древние костры Камчатки и Чукотки»2 и др. представлены анализ и интерпретация результатов его многолетних полевых исследований. Детальные результаты его работ отражены в Полевых отчетах, хранящихся в Институте археологии РАН.

         Родился Николай Николаевич Диков 17 марта 1925 г. в городе Сумы на Украине. Семья у него была большая, образованная. Дети не ходили в школу, они получали образование на дому. Отец Николая Николаевича имел два образования: окончил агрономический и философский факультеты. Мать свободно владела несколькими языками. Поэтому родители могли дать своим детям хорошее домашнее образование.

          В 8 лет маленькому Николаю пришлось пережить ужасы страшного голода и утраты близких людей. Голод 1931-1933 гг. принес в семью горе: умерли родители. Николай Николаевич и его младшая сестра остались сиротами, спасла их от сиротской жизни тетя, сестра матери. Она увезла детей в Ленинград и заменила им маму. В 16-летнем возрасте юному Николаю пришлось опять пережить голод – началась блокада Ленинграда. Если бы не запасенные продукты, то страшный голод мог бы убить девятиклассника Николая. Самодисциплина и пережитый в детстве голод также внесли вклад в спасение от неминуемой смерти2.

         Юный Николай Николаевич пережил блокаду. Будучи обычным школьником, юным мальчишкой он дежурил на крыше, чтобы немцы не сожгли родной дом. И в это опасное время он еще умудрялся читать произведения таких классиков как Гете, Байрона и Шекспира.

         Время ужасного голода и опасности остались позади через год. В августе 1942 года Николай Николаевича, сестру и их тетю эвакуировали через единственный, на то время, путь сообщения – Ладожское озеро. Новым местом жительства стала Сибирь, а именно село Венгерово Омской области. Там он окончил 10 класс и спустя немного времени был призван в армию. Из-за слабого зрения он был признан нестроевым, вместо армейской обычной службы он работал на лесосплаве. Нелегкая работа - сплавлять лес, особенно для городского юноши. Но и это осталось позади, Николая Николаевича, как человека с образованием, умеющего рисовать и чертить отправили на военный завод чертежником в Москву1.

           Желание продолжить учебу и получить высшее образование приводит его в МГУ, где он в 1944 успешно сдает экзамены и поступает на исторический факультет. В студенческие годы он посещал Третьяковку и Большой Театр. В его дневниках можно увидеть мучительные поиски себя и своего пути. Позже он переводится на археологическое отделение Ленинградского университета2. Именно в этот момент жизни начинается исследовательская и научная жизнь Николая Николаевича. Мальчишка, переживший горечь утраты близких людей, переживший дважды голод и лишения, прошедший работу на лесосплаве, станет в будущем известным археологом, этнографом и историком.

        В 1949 году Николай Диков окончил ЛГУ и вскоре стал аспирантом А.П. Окладникова. В студенческие годы Николай Николаевич выезжал в археологические экспедиции. Его первые экспедиции в Закавказье, Туркменистан, Сибирь состоялись под началом таких выдающихся ученых, как Б. Б. Пиотровский, А. П. Окладников, М.Е. Массон. Он прошел хорошую практику, которая сказалась на его будущей научной и исследовательской деятельности3.

         В 1953 г. Н.Н. Диков защищает кандидатскую диссертацию «Бронзовый век Забайкалья», позднее изданную в Улан-Удэ. В работе рассматривались археологические памятники эпохи бронзы и раннего железа, такие плиточные могилы, оленные камни, писаницы и случайные находки. Для этих памятников была дана более обоснованная и уточненная классификация и датировка.

         После защиты кандидатской диссертации Диков уезжает в том же году во Владивосток в геологическую экспедицию. В этой экспедиции произошел разрыв Н.Н. Дикова и А.П. Окладникова. Причины разрыва разные…. По окончании полевых работ на обратном пути он заезжает в Хабаровск, Благовещенск, Читу, Улан-Удэ; посещает музеи, знакомится с археологическими коллекциями. Издательство в Улан-Удэ принимает рукопись его книги «Бронзовый век Забайкалья», которая увидела свет, когда Николай Николаевич уже перебрался на Чукотку.

      Вернувшись с Дальнего Востока в Ленинград, Диков принимает приглашение Магаданского областного управления культуры возглавить окружной музей и заключает договор на три года. В 1955 году он прибыл в Анадырь. По рассказам М. В. Воробьева, Николаю Николаевичу пришлось нелегко на новом месте: поселился он при музее в кладовке, спал в спальном мешке.

       Но, несмотря на эти лишения, исследовательскую деятельность он начал с первого сезона 1956 года по побережью Чукотки. В деревянной лодке (где на веслах, где с шестом) в поисках древних костров прошел не одну сотню километров по чукотским рекам. Используя промысловые байдары, обследовал северное побережье Чукотки от острова Айон до пос. Наукан, что на мысе Дежнева, выявляя древнеэскимосские памятники. С 1956 по 1959 гг. Николай Николаевич проводит сплошную разведку побережья северо-восточной части Чукотского полуострова и внутриконтинентальных районов Центральной Чукотки. На этом этапе экспедиционных работ были выявлены, раскопаны и изучены десятки ранее неизвестных памятников каменного века - стоянок, мастерских, поселений. Нашел и изучил курганный Усть-Бельский могильник бронзового века, раскопки которого дали антропологический материал, позволивший реконструировать облик древнейшего населения внутриконтинентальной Чукотки. Открывает палеолит на реке Ульхум у мыса Чаплино.

          Изучая находки, полученные в ходе археологических разведок и раскопок в бассейнах рек Анадырь, Амгуэма, Ванкарем и на берегах озер Красное и Чировое, исследователь наметил контуры, а позже выделил внутриконтинентальные культуры Чукотки: северочукотскую (поздненеолитическую) - начало 11-начало I тыс. до н.э., усть-бельскую (эпоха бронзы) - конец II - первая половина I тыс. до н.э. и вакаревскую (пережиточный неолит) - середина II тыс. н.э. Он обосновывает термин «пережиточный неолит» для ряда культур, сопровождавшихся спорадическим употреблением железа неместного происхождения на фоне развитой неолитической техники обработки камня. Кроме того, ученый выдвинул гипотезы о северном автохтонном происхождении древнеэскимосской культуры, а также о проточукотской принадлежности внутриконтинентальных памятников Чукотки.

        И в третий раз судьба преподнесла ему испытание голодом. В одном из этих маршрутов Николай Николаевич остался один на берегу Берингова пролива у мыса Сенлун. Ночью начался шторм и небольшой оползень накрыл палатку, на счастье, Николай Николаевич успел выскочить, единственное, что он успел вытащить – это мокрый спальник, все остальное пропало. Целую неделю пришлось ему ждать вельбот, снова его спасла самодисциплина и воля, не было ни какой еды и Николаю Николаевичу приходилось жевать водоросли и пить воду1.

        В 1967–1968 годах Николай Николаевич исследовал уникальный археологический памятник Чукотки — Пегтымельские петроглифы. Экспедиция из трех человек работала почти круглосуточно. Было выявлено более 100 композиций наскальных рисунков, рассказывающих об охоте на оленей, китов, косаток, лахтаков и нерп. Иногда встречались изображения белого медведя, песцов, волков, водоплавающих птиц. Особую группу составили разнообразные антропоморфные фигуры, в которых угадывались мухоморы

         В 1975 году на острове Врангеля Н. Н. Диков обнаружил древнейшую в Азии палеоэскимосскую культуру. Материалы стоянки Чертов овраг, где были найдены большое количество каменных орудий и поворотный наконечник гарпуна, имеют много общего с древнейшими палеоэскимосскими памятниками арктической Америки.

     Первая ученая-чукчанка

Куликова Идея Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры палеоазиатских   языков,  фольклора  и литературы  Института  народов Севера РГПУ имени А.И.Герцена.
   

       Идея   Владимировна   Куликова  (Зоя Кымъырултынэ) родилась 1 января 1942 года в омолонской тундре. Отец – Кэлевги Владимир Николаевич, мать – Тынэнэут Степанида Николаевна. Родители из оленеводов-кочевников, что и определило будущее ее научно-исследовательского выбора. То, что впитано в плоть и кровь с рождения, то, что окружало маленькую Кымъырултынэ с детства, - все это послужило естественной основой и позднее толчком к осмыслению и неистребимому желанию оставить для земляков хоть капельку того, что по счастливой случайности досталось ей. Жизнь в тундре с родителями научила Кымъырултынэ тому, что ни в одной школе она не изучала. Уроки тундры остались навсегда, и потом, будучи уже школьницей, студенткой столичных городов – Анадыря и Ленинграда, - «генетическая память или выручала, или протестовала».
Идея закончила Омолонскую школу в 1958 году и поступила в Анадырское педагогическое училище. Учеба в педучилище была первой школой сознательного и серьезного отношения к жизни. Учителем по чукотскому языку был Эйнэлькут Михаил Васильевич, знаток и энтузиаст своего дела, составитель чукотско-русского словаря, который был издан в 1957 году.
       Далее, в 1963-1967 годах она училась на отделении народов Севера Ленинградского педагогического  института  им. А.И.Герцена.  По окончании института работала учителем  начальных  классов   Лоринской  школы, одновременно преподавая русский язык и литературу в вечерней школе.
       Вернулась в Ленинград, получила работу в Государственном  музее этнографии народов СССР (ГМЭ) в отделе Сибири и Дальнего Востока. В музее проработала до октября 1974 года. Опыт научно-исследовательской деятельности в ГМЭ послужил становлению личности будущего ученого. В октябре 1974 года Идея Владимировна поступила в аспирантуру ЛГПИ им. А.И. Герцена на кафедру языков, фольклора и литературы народов Севера по специальности «языки народов СССР ». Успешное обучение в аспирантуре совместила с преподавательской работой на факультете народов Крайнего Севера. По окончании аспирантуры была оставлена для работы на кафедре языков, фольклора и литературы народов Севера Ленинградский Государственный Педагогический Институт им. А. И. Герцена в качестве преподавателя чукотского языка.
      Со студенческих лет для Идеи Владимировны характерна широта интересов, любознательность, природная мудрость, неординарное отношение ко всему, что окружает. Эти качества послужили основой всей дальнейшей успешной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.  И. В. Куликова – ведущий  лексиколог  по  чукотскому  языку.   Ранее   эта        область чукотского языкознания специально не разрабатывалась.
       В 1984 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Оленеводческая лексика в современном чукотском языке» под научным руководством доктора филологических наук А.Н.Жуковой. Диссертация явилась логическим результатом историко-этнографических исследований в ГМЭ по материальной культуре чукчей, лингвистических экспедиций на Чукотку. Идеей  Владимировной собран, систематизирован и описан богатый лексический материал, имеющий большую научно - практическую ценность. Оленеводческий пласт лексики является древнейшим и наиболее  многочисленным среди других лексических групп.

           Влади́мир Афана́сьевич О́бручев 

           (28 сентября (10 октября) 1863, село Клепенино, Тверская губерния — 19 июня 1956, Москва) — русский геолог, палеонтолог, географ, писатель-фантаст (автор знаменитых романов «Земля Санникова» и «Плутония»), надворный советник, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945), лауреат Сталинской премии (1941, 1950). Владимир Обручев после окончания училища в городе Вильно в 1881 продолжил учебу в Петербургском горном институте. В 1886 окончил институт, после чего, по предложению талантливого преподавателя И. Мушкетова, принял участие в экспедиции в Среднюю Азию. Исследователь геологии Сибири, Центральной и Средней Азии, открыл несколько хребтов в горах Наньшань, хребты Даурский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. В 1892—1894 Обручев участвовал в качестве геолога в четвёртой экспедиции Григория Потанина. В 1890-х Обручев занимался проектированием Закаспийской и Транссибирской железной дорог. Первый штатный геолог Сибири. После революции 1905 года Обручев состоял в Конституционно-демократической партии. С 1901 по 1912 Обручев работал в Томском технологическом институте и был первым деканом его горного отделения, с 1918 по 1919 — профессор Таврического университета в Симферополе, с 1921 по 1929 — профессор Московской горной академии. В 1930 году по инициативе В. А. Обручева на базе Геологического музея Петра I основан Геологический институт. С 1930 года Обручев являлся председателем Комиссии по изучению вечной мерзлоты, с 1939 — директором института мерзлотоведения АН СССР. С 1942 по 1946 — академик-секретарь  Отделения  геолого-географических  наук  АН   СССР.                                                     С 1947 — почётный президент Географического общества СССР.


Подробнее на livelib.ru:https://www.livelib.ru/author/22748-vladimir-obruchev

Пётр Я́ковлевич Ско́рик

        (10 февраля 1906, село Лутовка (ныне Лесозаводск) — 12 июня 1985, Ленинград) — советский лингвист и педагог, доктор филологических наук, профессор.

Один из инициаторов создания чукотского букваря «Челгыкалекал» — «Красная грамота». Прототип одного из персонажей романа «Воскресшее племя» В. Г. Богораза.

Родился 10 февраля 1906 года в семье рабочего в селе Лутовка (ныне город Лесозаводск, Приморского края).  В 1916 году, после трагической гибели отца на лесозаготовках, семья переехала в Хабаровск где мать работала прачкой в кадетском корпусе, а затем уборщицей в школе. С десяти лет Петя Скорик зарабатывал на жизнь: трудился в булочной, затем в ювелирном магазине, слесарно-механической мастерской, занимался и самообразованием. Во время Гражданской войны и японской интервенции комната Скориков стала партизанской явкой, в застенках японской охранки оказались мать и старшая сестра Петра.  Несмотря на гражданскую войну, разруху и голод, ему все же удалось закончить пятый класс школы первой ступени.

        Осенью 1923 года он поступил в Хабаровский педагогический техникум, а закончил его лишь 1928 году. Учёба затянулась, так как Петру Скорику приходилось одновременно работать и помогать семье. С 1925 года, после смерти матери, он стал для младших единственным защитником и кормильцем.

         В 1928 году был направлен учителем в чукотский поселок Уэлен. Пётр Скорик не только учил детей, но и создал при школе из своих учеников детскую косторезную артель-мастерскую.

         Первым помощником и советчиком молодого русского учителя стал уэленец Тэгрынкеу, он помогал Скорику составлять новый алфавит на основе русской графики, одновременно сам Тэгрынкеу выучил русский язык, что позволило ему занять ответственный пост председателя Чукотского окрисполкома.

«Я всегда с благодарностью вспоминаю своего первого учителя по чукотскому языку, впоследствии первого председателя Чукотского окрисполкома — уэленца Тэгрынкеу».

мемуары П. Я. Скорика

        В 1930 году по путевке окружкома комсомола Петр Скорик прибыл на северное отделение Ленинградского пединститута имени А. И. Герцена, где вместе с другими студентами и учёным Владимиром Богоразом работал над созданием чукотского букваря «Красная грамота» — «Челгыкалекал». Впоследствии Богораз использовал образ Петра Скорика в своём романе «Воскресшее племя» в качестве прототипа персонажа молодого учителя по фамилии Федак[1].

       В 1932 году он возвращается на Чукотку, работает в Комитете нового алфавита, создает курсы по ликвидации неграмотности среди коренного населения в бухте Лаврентия и в Ванкареме, принимает участие в спасении челюскинцев.

        В 1934 году П. Я. Скорик в Анадыре организовал издание отдельных полос на чукотском языке в окружной газете, а затем и всей газеты.

      В 1934 году П. Скорик продолжает учёбу в Ленинградском педагогическом институте им. А. Герцена, который оканчивает с отличием в 1937 году. После аспирантуры становится преподавателем чукотского языка в Институте народов Севера им. Г. Смидовича, автором русско-чукотского словаря, ряда учебников по изучению чукотского языка.

       В 1942 году Пётр Яковлевич ушел добровольцем на фронт. Служил командиром пулеметного взвода. Был ранен в боях за белорусское село Ганновка, награждён боевыми орденами.

      В 1946 году поступает на работу в Институт языка и мышления АН СССР, защищает по чукотскому синтаксису кандидатскую, а в 1962 году докторскую диссертации.

     В 1954—1956 годах Скорик совершил несколько экспедиций по Чукотке. В 1960-х стал одним из организаторов и ведущих авторов пятитомного труда «Языки народов СССР». Более двух десятилетий Пётр Яковлевич бессменно возглавлял сектор палеоазиатских языков Института языкознания АН СССР.

       Пётр Яковлевич Скорик ушел из жизни 12 июня 1985 года, похоронен в Ленинграде.

      Автор свыше 100 печатных работ, в том числе академической грамматики чукотского языка. Первой публикацией была серия очерков о его работе на Чукотке в «Комсомольская правда» в начале 1931 года.

Источники

  110 лет со дня рождения Петра Яковлевича Скорика (1906-1985), педагога, лингвиста // «Календарь знаменательных и памятных дат» по Чукотскому автономному округу / Составитель С. Р. Кочнева. Редактор О. И. Пахомова. — Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Анадырь «Публичная библиотека им. Тана-Богораза», 2016. — С. 15—16. — 104 с.

  Куликова И. — Великий наш учитель Скорик: 10 февраля исполняется 105 лет со дня рождения лингвиста и педагога П. Я. Скорика // Газета «Крайний Север» от 4 февраля 2011 года — стр. 18

          Влади́мир Ге́рманович Богора́з  (псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан; известен также как Тан-Богора́з, Богораз-Тан, при публикациях в США: англ. Waldemar Bogoras; рожд. Ната́н Ме́нделевич Богора́з; 15 [27] апреля 1865, Овруч, Волынская губерния — 10 мая 1936, Ростовская область) — российский революционер, писатель, этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (исследователь чукотско-камчатских языков, языка азиатских эскимосов, эвенского языка), северовед[4].

          Родился в семье учителя Менделя (Максимилиана Марковича) Богораза, из раввинской семьи, и Анны Абрамовны Богораз, из купеческой семьи городка Бар Подольской губернии. Брат хирурга Н. А. Богораза. При рождении было дано еврейское имя Натан, при крещении в подростковом возрасте — имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией[5].

         Учился в Таганрогской мужской классической гимназии в одно время с А. П. Чеховым. Окончив гимназию (1880), поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, затем перевёлся на юридический, но уже 1882 году был выслан на родину.

         С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой революционной группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году сослан на 10 лет в Среднеколымск.

В ссылке В. Г. Богораз стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 году включила его в состав своей экспедиции (т. н. «Сибиряковская экспедиция»), снаряжённой с целью изучения жизни чукчей и других народностей Северо-Востока Евразийского континента. Около трёх лет (1895—1897) Богораз кочевал среди чукчей. По окончании экспедиции Академия наук выхлопотала для него разрешение возвратиться в Петербург, а в 1900 году направила в новую экспедицию — Северо-Тихоокеанскую[6].

        В 1896 году начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году, а в 1900 году — первая книга стихов («Стихотворения»). Автор русского текста популярной польской революционной песни «Красное знамя».

Интересно, что Тан-Богораз не избежал влияния современной ему поэзии и писал декадентские стихи, которые контрастируют с его деятельностью и прозаическим творчеством.

        В 1899 году уехал в США, откуда отправляется в экспедицию на Дальний Восток под руководством антрополога Франца Боаса и собирает этнографический материал у чукчей, коряков, ительменов и эскимосов. До 1904 года работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории; на английском языке подготовил к печати монографию «Чукчи», которая получила всемирное признание как фундаментальный труд по этнографии и мифологии чукчей. Здесь он также пишет для русской прессы серию очерков о жизни общины духоборов, эмигрировавших от преследований в России в Канаду в 1898—1899 гг., и казавшихся многим выражением идеала крестьянского социализма. В 1904 году эти очерки выходят отдельной книгой «Духоборы в Канаде» (оригинальный текст в pdf)[7].

        В 1905 году — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 году принимал участие в организации «Трудовой группы» в I Государственной думе (сам не был депутатом Думы). В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.).

         После Октябрьской революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как сменовеховец.

         В 1918 году В. Г. Богораз стал сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук, с 1921 года работал профессором ряда ленинградских вузов (в частности, преподавал на отделении этнографии Ленинградского института истории, философии и лингвистики). В декабре 1929 года по инициативе Богораза был основан Институт народов Севера, где он также работал профессором и читал студентам лекции по общему народоведению[8].

         В. Г. Богораз стал инициатором создания «Комитета содействия народам северных окраин» (Комитет Севера) при Президиуме ВЦИК (образован Президиумом ВЦИК 20 июня 1924 г.) и был деятельным членом этого комитета, задачей которого было «содействие планомерному устроению народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении»[8][9].

В последние годы жизни был директором основанного им в 1932 году Музея истории религии (до 2000 года располагавшегося в здании переданного под нужды музея Казанского собора).

        Могила писателя на Литераторских мостках

        Умер 10 мая 1936 года от закупорки вен[10] по дороге в Ростов-на-Дону. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде[11].

Научная деятельность

       В. Г. Богоразу принадлежат около 130 печатных трудов по этнографии, фольклору и лингвистике. Основные его исследования посвящены культуре народов Евразии и Америки[4].

        Богораз описывает чукотскую космологическую модель. Он замечает, что она обладает дуалистическим характером — имеет место представление о «нижнем мире», тварном, осязаемом и «верхнем мире», идеалистическом духовном. Из этой бинарной оппозиции вытекает одухотворение практически всех явлений природы. Человек, согласно чукотской мифологии, находится в «нижнем мире», но в то же время он способен контактировать с миром духов[12].

        Шаман в чукотской мифологии — фигура многогранная. С одной стороны, он выступал в роли проводника между мирами. С другой, он обладал знаниями практики медитации. Также шаман был способен производить магические практики.

Хорошо известны лингвистические работы В. Г. Богораза. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. В. Г. Тана-Богораза.

Научные работы

Литературное наследие

В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу оставался этнографом, не только по материалу («Чукотские рассказы», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.

В 1909 году опубликовал историческую повесть из жизни первобытных людей «Жертвы дракона», ставшую одним из первых в русской литературе произведений в жанре фэнтези. Удачно использовав накопленный в экспедициях этнографический материал, художественно переработав распространенный мифологический сюжет драконоборчества, попутно вывел в ней образ главного героя — носителя антиклерикальных и революционных идей. В 1914 году написал новую повесть о первобытных временах «На озере Лоч» — о жителях озерных свайных поселений в Северной Италии в эпоху энеолита.

В 1928 году возобновил беллетристическую деятельность.

Произведения советского периода также оставались по сути своей этнографичными. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан был с излишней детализацией, натуралистическими подробностями.

Беллетристика

  1. Чукотские рассказы, 1-е изд., тираж 4100, «С. Дороватовского и А. Чарушникова», СПб, 1900;
  2. Стихотворения, 1-е изд., тираж 6200, «С. Дороватовского и А. Чарушникова», СПб, 1900; 2-е изд. дополненное, Н. Глаголева, СПБ, 1905; 3-е изд. Н. Глаголева, СПб (арестовано), 1906; «Просвещение», СПБ, 1910;
  3. Восемь племён, 1902 (роман)
  4. Жертва дракона, 1909 (роман);
  5. Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I—XII, СПБ, 1910—1911;
  6. На озере Лоче, 1914 (роман)
  7. Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I—IV, М. — Л., 1928—1929;
  8. Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930;
  9. Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931;
  10. Колымские рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1931;
  11. USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932; Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.-216 с.;
  12. Воскресшее племя. Роман. — М.: Гослитиздат, 1935.

Очерки

Переводы

Литература

Ссылки

Пётр Иванович Иненликей

   

         Первый чукотский ученый родился в 1930-м году в тундровом стойбище Чаунского района на Чукотке. Учился в Певеке. Одним из его учителей был известный писатель, лауреат Государственной  премии имени Горького Николай Елисеевич Шундик. В 1946 г. Петр Инэнликей поступил в Анадырское педагогическое училище. Потом, как многие его старшие товарищи, - на северное отделение Ленинградского педагогического иститута имени Герцена.

        Лишь к концу третьего года обучения Инэнликей привык, по его собственному выражению, "к городскому шуму и огромному количеству народа". Время было уплотнено, потому что, занимаясь в институте, он одновременно переводил на чукотский язык произведения русских писателей.

После третьего курса Инэнликей едет на производственную практику на Чукотку, давшую ему материал, достаточный для разработки такой темы, как "Говорные различия чукотского языка". Он записывал фольклор, живую речь, новые слова, потому что еще тогда, в студенческие годы, понял и принял как стимул своей научной деятельности ту непреложную истину, что "словарный состав языка - это зеркальное отражение духовной и материальной жизни народа, точное свидетельство его культурного уровня".

Последние два года учебы Петр Инэнликей сочетает с работой по составлению чукотско-русского словаря, вышедшего в 1957 г. Способного студента оставляют в аспирантуре при Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР. Его научным руководителем был видный ученый П. Я. Скорик, создатель научной грамматики чукотского языка. В это время Инэнликей работает в северной редакции Учпедгиза. Защитив в 1966 г.. диссертацию на тему "Наречия в чукотском языке", Петр Инэнликей стал первым чукчей кандидатом наук.

http://zorinanata.ru/karta-sajta-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики

Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Сценарий классного часа на тему "Мандриков: Первый ревком Чукотки"

Классный час приурочен к 125-ти летию города Анадыря. Позволяет познакомить учащихся с историей становления власти на Чукотке, пробудить в учащихся  патриотические чувства, гражданское самосоз...

Методическая разработка интегрированного урока "Путешествие по Чукотке и Магаданской области"

В современном мире,  в  связи  с  процессами,  происходящими  вокруг,  меняются  ценностные ориентиры современного человека. Формирование мировоззрения &md...

Интеллектуальная игра "Чукотка - любимый край"

Интеллектуальная игра "Чукотка - любимый край"  посвящается 91-ой годовщине Чукотского автономного округа. В игре участвуют две команды. Игра расчитана на шклольников младшего и среднег...