Мои истоки
методическая разработка (7 класс)

Эфендиева Марина Фоновна

Программа клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kluba.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы клуба  «Мои истоки».

Недооценка этнокультурного воспитания

                                                       молодого поколения может привести к

                                                          полному исчезновению родного языка и

          культуры.

                                                                      1. Обоснование плана:

Самая большая ценность народа - это язык, - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему ЯЗЫК. Говоря словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина ... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое».

Действительно человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и,- неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Будучи средством передачи знаний, обучения, диалога и выражения реальности, как она воспринимается каждой культурой, все шесть тысяч используемых сегодня в мире разговорных языков, вносят свой вклад в культурное наследие человечества, питая и обогащая его благодаря той неповторимой оригинальности, которая присуща каждому из них. Ни один язык не должен забываться, многообразие языков на земле - это огромное богатство, - богатство, которое необходимо для развития литератур, культур, науки - чего хотите, что только соприкасается со словом.

Поэтому необходимо бережное отношение к сохранению родной речи, культурных ценностей, которые стали достоянием нации, народа. Важно сохранить для юных, то лучшее, что поможет выжить миру и человечеству. Не растерять духовное и передать то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.

Памятуя о том, что каждая национальная культура уникальна и неповторима, правовая защита исчезающих культур и языков занимает особое место в международной, а в последние десятилетия - в нормативно-правовой практике Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Правоприменительная практика, созданная в республике по защите языковых интересов, достаточна, чтобы обеспечить сохранение языков и функциональное их развитие.

В целях реализации закона «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» приняты Парламентом республики «Государственная программа развития языков народов Кабардино-Балкарской республики» (1996г.), Правительством КБР - постановление по реализации Закона «О языках народов КБР» на 2003-2006 годы.

Окружающая современного школьника языковая среда (общение с людьми, СМИ и др.), не только не способствует эффективности языкового образования современного школьника, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке как высшей, образцовой форме существования национального родного языка. Представление о норме литературного языка,  также демонстрирует разрыв между представлениями о родном языке, содержащимися в художественной литературе, учебниках и реальной языковой и речевой действительностью.

  Но у детей высок интерес к национальной культуре, к традициям и обычаям народа, используя этот интерес детей необходимо воспитывать в них любовь к своему народу, к родине, языку, культуре, литературе и истории.

Поэтому я решила объединить уникальные возможности национальной культуры и языка.

Реальное решение данной проблемы, как показывает практика, за дошкольными образовательными учреждениями и школами.

Поэтому администрация решила, что в школе должен быть факультатив, реализующий этнокультурное и языковое направление образования.

Факультатив рассчитан на 1 год  и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.

Работа ведется   по 1 часу в неделю.  

2. Цель клуба:

Развитие системы этнокультурного образования детей, направленное на сохранение родного языка, традиций, обычаев, приобщение детей к национальной культуре.

3. Задачи клуба:

Развитие и укрепление совместной деятельности учителей, руководителя клуба, родителей, общественных организаций школы в области этнокультурного образования путем организации новых форм работы.

Расширение и развитие информационной среды общения на кабардинском языке за счет использования современных технических средств, газеты и живого общения. Воспитание у подрастающего поколения уважения к историческому прошлому, традициям и культуре кабардинцев.

Текущая повседневная работа:

  • участие в театрализованных праздничных мероприятиях школы;
  • встречи с деятелями литературы, культуры, искусства, посещение театров, концертов, музеев, выставок произведений народного творчества;
  • участие в городских и республиканских соревнованиях, конкурсах по этнокультурному направлению;
  • пропаганда национальной культуры, языка и традиций через телевизионные и радио передачи, беседы, создание аудио и видеоматериалов;
  • использование средств массовой информации (радио, телевидения, газет) на уроках и кружковой работе, издание газет, рукописных журналов, компьютерных презентаций;
  • организация уроков родного языка в занимательной форме;
  • сочинение сказок, стихов, рассказов, статей в газету на кабардинском языке;
  • использование уроков музыки, технологии, изобразительного искусства, физкультуры для реализации национально-регионального компонента образования.
  • организация поисковой работы, сбор этнографических экспонатов и фольклорного материала

В ходе реализации плана клуба ожидается:

  • улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своей школе, своему городу, своей стране;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • школьники, познавая историю малой родины, научатся любить её,
  • ценить традиции своего народа, впоследствии перенесут эти чувства к родной стране, Отчизне;
  • на примере героев-земляков, ветеранов войны и труда у учащихся сформируется отношение к общечеловеческим ценностям: честности, нравственности, трудолюбию, духовной доброте и милосердию; чувство долга.

1 группа 10 классы.

Порядковый номер занятия

Содержание занятия

Количество часов на занятие

Начало встречи – приветствие.

1

Хабзэ не придумывают.

1

Статус женщины в системе адыгэ хабзэ.

1

Семья и хабзэ.

1

Детский цикл обрядов – хабзэ.

1

Подвязывание красного сыра.

1

Завязывание в люльку (гущэхэпхэ).

1

Детские потешки и игры.

1

Показ воспитанника (П1ургъэлъагъу)

1

Родители и их дети.

1

Приставление шеста.

1

Сватовство (лъыхъу).

1

Смотр дома (унаплъэ).

1

Регистрация брака (нэчыхьытх).

1

Поездка за колымом (уасэ1ых).

1

Легенды о почётных блюдах «полголовы» и птичий желудок.

1

Ночные посиделки (жэщщыс).

1

Привоз невесты( нысашэ).

1

Новобрачные в чужом доме (тешэ тешэрып1).

1

Ввод молодой в «большой дом» (унэишэ).

1

Снятие покрывала ( хъытех).

1

Побег старухи (ныуэжь щ1эц1ывэж).

1

Возвращение молодого (щауэишыж).

1

Малый ввод невестки в « большой дом» ( унэишэ ц1ык1у).

1

Взаимные визиты (к1элъыгъак1уэ къык1элъык1уэ)

1

Знакомство с зятем (малъхъэишэ).

1

Щ1эпщак1уэ (уход за больным).

1

Горестные хабзэ.

1

Адыгский тхьэлъэ1у.

1

Жертвоприношение очажному огню.

1

Хъуромэ.

1

1ут1ыж (разговение).

1

Выход на пахоту. Возвращение пахарей.

1

Неприуроченный тхьэлъэ1у.

1

Литература.

1.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов.

2. В.К. Гарданов. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв.

3.Народы мира. Историко - этнографический справочник. М.,1988.

4.Хан – Гирей. Записки о Черкессии.

5.В.К.Гарданов. Общественный строй адыгских народов.

6.Покорённый Кавказ. СПб.,1904.

7.Кабардино  - русские отношения в XVI – XVIII вв.                                                         8.Кажаров В.Х. Традиционный общественный институт кабардинцев и их кризис в конце XIII – первой половины x1x вв.

9.А.Намитоков.Черкешенка.

10.Н.Данилевский. Кавказ и его горские жители.

11. Я.С.Смирнова. Воспитание ребёнка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем.

12.А.А.Шогенцуков. Сборник сочинений. 1961.

13.Г.Ф.Чурсин. Очерки по этнологии Кавказа.

14.Т.П.Кашежев. Свадебные обряды кабардинцев.

15.Ш.Б. Ногмов. История адыгейского народа.

16.М. Селезнёв. Руководство к познанию Кавказа.

Руководитель клуба «Мои истоки» - Эфендиева М.Ф.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края

Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....

Истоки греческой культуры

Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему: "Истоки греческой культуры"....

Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".

Внеклассное мероприятие, посвящённое   последствиям употребления наркотиков....

"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс

урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...