Интегрированная модель этнокультурного содержания образования в условиях общеобразовательной организации
методическая разработка

Широкий спектр возможностей по формированию и развитию этнокультурной компетентности учащихся представляется в общеобразовательных организациях. На основе изученной научно-методической литературы по вопросам этнокультурного образования и практического опыта работы школ разработана интегрированная модель этнокультурного содержания образования, объединяющая учебную деятельность, содержание курсов по выбору, воспитательный процесс, внеурочную деятельность, дополнительное образование, взаимодействие с социумом и семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из актуальных направлений современной образовательной политики. Изучение родной культуры следует начинать с усвоения родного языка. Язык следует рассматривать как единое духовно-культурное пространство национального бытия.

ФГОС общего образования предусматривают разработку образовательной организацией части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательных отношений, составляющую 20% от общего объема программы начального общего образования, 30% – основного общего образования и 40% – среднего общего образования. Содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательных отношений, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению этнокультурных и региональных особенностей.

В рамках ФГОС второго поколения особое место занимает этнокультурная компетенция.

Сущность этнокультурной компетентности  заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

В связи с принятием в Республике Коми Концепции этнокультурного образования интерес к проблеме формирования и развития этнокультурной компетенции приобретает особую актуальность.

Широкий спектр возможностей по формированию и развитию этнокультурной компетентности учащихся представляется в общеобразовательных организациях.

Школа является центральным звеном в образовательной системе по развитию этнокультурного компонента содержания образования на уровне.

В школах республики коми язык и литература РК изучаются как самостоятельные предметы по второму варианту Концепции, актуальному для образовательных организаций сельских и городских районов, где слабо сохраняется или отсутствует коми языковая среда, а для обучающихся коми язык не является родным, изучение коми языка имеет коммуникативно-культурологическую направленность. Обучение коми языку ведётся с 1 по 10 класс: в 1 классах – 1 час, со 2 по 9 по 2 часа в неделю, в 10 классе изучается литература РК 2 часа в неделю.

С целью выявления проблем этнокультурного образования на уровне общеобразовательной организации в соответствии с Концепцией развития этнокультурного образования на 2016-2021 годы и дальнейшей разработки интеграционной модели этнокультурного содержания образования, включающей комплексный план мероприятий по эффективному развитию этнокультурного образования, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Определить субъекты взаимодействия (социальных партнеров) в рамках этнокультурного компонента содержания образования.
  2. Провести анкетирование учащихся школы в разрезе ступеней образования с целью выявления уровня этнокультурной подготовки детей.
  3. Провести анкетирование родителей с включением вопросов, направленных на выявление отношения родителей к этнокультурному развитию детей.
  4. Изучить и проанализировать содержательное наполнение программ учебных предметов на наличие этнокультурного компонента; элективных курсов, формируемых участниками образовательных отношений; программ внеурочной деятельности, а также процесс взаимодействия с социальными партнерами и семьей в развитии этнокультурного образования.

Внедрение этнокультурного компонента содержания образования направлено, прежде всего, на достижение общей цели, решения общих задач в развитии этнокультурного образования, позволяет всем субъектам объединить материальные, организационные, кадровые, информационные и другие ресурсы, способствует предоставлению учащимся доступ к интегрированным образовательным ресурсам, дает возможность увеличивать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, а, следовательно, является механизмом повышения качества образовательной, педагогической и управленческой деятельности общеобразовательной организации.

На основе изученной Концепции, научно-методической литературы по вопросам этнокультурного образования и практического опыта работы школ разработана интегрированная модель этнокультурного содержания образования, объединяющая учебную деятельность, содержание курсов по выбору, воспитательный процесс, внеурочную деятельность, дополнительное образование, взаимодействие с социумом и семьей.

Интегрированная модель

этнокультурного содержания образования  

Модель разработана в соответствии с главными ценностями стратегического выбора Республики Коми:

  • Человек: среда обитания, безопасность жизни и качество здоровья.
  • Природные богатства: экономное расходование и сбережение для будущих поколений.
  • Знания и опыт: образование, наука, инновации, история.
  • Культура: историческое и культурное наследие, преемственность поколений, традиции нравственных устоев семейных отношений.

В модели представлена реализация этнокультурного содержания образования в образовательной деятельности (образовательные предметы инвариантной части с учетом регионального компонента, учебные предметы вариативной части), внеурочная деятельность, социокультурные связи.

Разработанная модель включает шесть направлений воспитательной деятельности, каждое из которых включает этнокультурный компонент учебных предметов, курсов по выбору, внеурочной деятельности, взаимодействия с социумом и семьей.

  1.  «Ученик – гражданин и патриот». Гражданско-патриотическое воспитание.
  2.  «Быть здоровым – модно!» Спортивно-оздоровительная деятельность.
  3.  «От сердца к сердцу». Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  4.  «Как прекрасен этот мир!» Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  5.  «Зеленый дом». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  6.  «Труд для себя и для других». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Для каждого направления в модели обозначена сущность интеграции этнокультурного содержания образования в курс учебных предметов, курсов по выбору, внеурочной деятельности и взаимодействия с социумом и семьей.

Интегрированная модель этнокультурного содержания образования  в общеобразовательной организации

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательные предметы инвариантной части с учетом регионального компонента

Образовательные предметы вариативной части

Интегрированные предметы школьного компонента

Национально-региональный компонент

Курсы по выбору

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Система воспитательной работы

Подготовка к фольклорным праздникам и проведение их с включением русских и коми традиций и обычаев

Школьный музей в кабинете коми языка и литературы

Кружки

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

Центр эстетического воспитания

Центр дополнительного образования детей

Школа искусств

Библиотека

Центр досуга и культуры

В процессе работы над разработкой модели выявлен ряд проблем:

  1. Отсутствие нормативно-методической базы этнокультурного образования, касающееся организации образовательного процесса в рамках этнокультурного образования, содержания, уровня и объема программ с этнокультурным компонентом образования.
  2. Отсутствие контроля и методического сопровождения внедрения и преподавания курсов этнокультурной направленности. Содержание таких курсов часто разрабатывается образовательными организациями самостоятельно и допускает возможность произвольного выбора форм и направлений работы.
  3. Отсутствие государственного стандарта этнокультурного  образования, неразработанность его направлений и форм, в связи с чем возникают трудности в количественных т качественных оценках уровня этнокультурного образования в школе, соответствия учреждения заявленным целям и задачам. Не определены требования, которым должны отвечать программы обучения национальным языкам. Не определен также уровень требований к изучению других учебных предметов в рамках этнокультурного компонента.
  4. Не налажено эффективное взаимодействие с социумом, семьей в области этнокультурного образования. В отдельно взятой школе невозможно решить проблему развития этнокультурного образования – она предполагает использование ресурсов образовательных организаций, различных учреждений и ведомств села, муниципального образования, республики.

Решением одной из указанных проблем на уровне общеобразовательной организации является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Внедрение интегрированной модели этнокультурного содержания образования, объединяющей учебную деятельность, содержание курсов по выбору, воспитательный процесс, внеурочную деятельность, дополнительное образование, взаимодействие с социумом и семьей можно рассматривать как наиболее перспективные инновационные организационно-управленческие формы педагогически последовательного, системно-комплексного решения самых актуальных проблем и задач этнокультурного образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

С целью последовательного и эффективного этнокультурного компонента в общеобразовательной организации разработана организационно-функциональная модель интеграции этнокультурного содержания образования, учитывающая все аспекты интеграционных процессов.

Проведенный анализ работы, детальное изучение полученных данных позволили сформулировать следующие выводы.

Деятельность субъектов взаимодействия и сетевого партнерства в рамках разработанной интегрированной модели этнокультурного содержания образования целенаправленна, систематична, основана на эффективных механизмах участия, формах и методах взаимодействия в рамках модели.

Общеобразовательная организация в современных условиях располагает всеми необходимыми ресурсами - учебно-методическими, организационными, правовыми, кадровыми, финансово-экономическими, необходимыми для эффективной реализации интегрированной модели этнокультурного содержания образования на базе школы.

Ресурсная база, организационно-методическая деятельность, кадровый потенциал, взаимодействие с сетевыми партнерами позволяют эффективно внедрять этнокультурный компонент в образовательный процесс  и расширять спектр проводимых внеурочных мероприятий этнокультурной направленности.  

В рамках интегрированной модели этнокультурного содержания образования в школе практически в каждой общеобразовательной программе учебного предмета, элективного курса, дополнительной общеразвивающей программе содержится этнокультурный компонент, возможно ежегодное проведение десятков мероприятий этнокультурной направленности.

Разработка и внедрение интегрированной модели этнокультурного содержания образования в общеобразовательной организации может стать отправной точкой для разработки основных направлений образовательно-воспитательной работы школы, программы развития, основой для расширения спектра общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ этнокультурной направленности, других документов стратегического характера учрежденческого уровня.

Внедрение интегрированной модели этнокультурного содержания образования, основанной на нормативно-правовой базе, методически грамотно подобранном инструментарии с учетом целей, задач, механизмов реализации, объединения информационных, методических, интеллектуальных, кадровых, материальных, технических, программных и иных ресурсов общеобразовательной организации,  способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, освоению учащимися национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, развитию личностных качеств учащихся средствам этнокультурного образования как средства развития их творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации, развитию у учащихся культурно-исторической памяти, особых качеств мышления, эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

Формируя этнокультурную компетентность школьников, мы, прежде всего, должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.

Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки з...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный тру...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Еще несколько лет назад мало кто из учителей общеобразовательных организаций мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди детей с нормальным развитием будут обучаться и дети с ограни...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...

Модель внутренней системы оценки качества образования обучающихся в общеобразовательной организации

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций с целью организации и осуществления эффективного управления по достижению стабильных положительных р...