НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
материал по теме

Чернова Энзе Асгатовна

 

Оценка сочинений и изложений Оценка диктанта. Оценка устных ответов учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_ocenki_znaniy.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

     Возрастающие требования к воспитанию молодежи, форми рованию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процен томании.

    Объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое воспитательное значение. Она способствует повышению ответственности школь ников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, об щественной дисциплины, вырабатывает требовательность уча щихся к себе, правильную их самооценку, честность, правди вость. Проявление либерализма, завышение или занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, ведут к переоценке сво их возможностей.

     В целях преодоления формализма, либерализма и проценто мании необходимо при оценке знаний учитывать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, при создании собственных высказываний в устной или письмен ной форме; умение излагать свои мысли связно, логически по следовательно, грамматически правильно, используя языковые средства в соответствии со стилем, темой, ситуацией выска зывания; умение включаться в диалог и вести беседу.

    «Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые тре бования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русско му языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пункту ационной грамотности, языкового оформления связного выска зывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов письменных работ;

 4) критерии и количество отметок за раз личные виды письменных работ.

   Оцениваются только такие знания, умения и навыки уча щихся, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пункту ационные умения и навыки; 3) речевые умения.

    Проверка знаний, умений и навыков может проводиться как с целью определения их сформированности по этапам обу чения (текущий контроль), так и для подведения итогов ра боты за год (итоговый контроль).

    С целью повышения ответственности учащихся за качество знаний учитель, выставляя оценку, должен не только объявить, но и объяснить ее. Это относится к оценкам как за устные от веты, так и за все виды письменных работ.

    Уровень знаний учащихся о языке в V—XI классах уста навливается путем устного опроса (знание правил, определе ний, грамматический разбор) и выполнения различных упраж нений (списывание с постановкой слов в нужной форме, до писывание окончаний, вставка предлогов, приставок и т. п.) Это дает возможность выявить грамматические знания и умения.

1. Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологиче ской и диалогической) речью.

   При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на опре деленную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

     При оценке ответа ученика надо руководствоваться следу ющими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) сте пень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформ ление ответа.

     Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изу ченный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание мате риала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетво ряющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допус кает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении изла гаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и по нимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает ма териал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого матери ала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изучен ные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грам матических ошибок.

   Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за еди новременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протя жении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

     При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, от ветов), состоящих из полных или неполных предложений, уме ние включиться в диалог и поддерживать его.

    Примерное количество реплик каждого участника диалога: в V—VII классах — от трех до пяти, в VIII—XI классах — не меньше пяти—семи.

    Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопро сы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточ ной полнотой  раскрывая содержание картины, темы, особен ности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом раз нообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 ре чевые ошибки.

   Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.

   Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.

   Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в состав лении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и до пускает большое количество ошибок, речь изобилует продол жительными паузами.

2. Оценка диктанта.

   Диктант — одна из основных форм проверки орфографи ческой и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

    При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем  в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III чет верти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

   Проверочный диктант по определенной теме должен вклю чать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготов ленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов:

для     V класса -      60—80   слов,

для    VI класса -   80—100 слов,

для   VII класса - 100—110 слов,

для VIII класса - 110—130 слов,

для   IX класса  - 130—150 слов,

для Х—XI классов - 150—200 слов.

    При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную про грамму;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные

написания, искажающие звуковой облик слова.

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наре чиях, образованных от существительных с предлогами;

— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

-  слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)  в написании ы и и после приставок;

5)  в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав лен другой;

7)  в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

   Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограм мы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от сущест вительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошиб ка учитывается как самостоятельная.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допу щены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (ис правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки дик тантов следующие:

     Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфо графических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфо графических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуа ционных при отсутствии орфографических ошибок.

    Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографиче ских и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфогра фических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунк туационных ошибок при отсутствии орфографических.
  В V классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
   Оценка «2»
 ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и де сяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
   При некоторой вариативности количества ошибок следует при нимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «
З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
   Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи
словарного диктанта1. Начи ная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучаю щие, так и контрольные.
Словарный диктант может состоять:

в V классе из 10 -15 слов,

в VI - из 15 - 20 слов,

в VII - из 20 -25 слов,

в VIII - из 25 - 30 слов,

в IX - из 30-35 слов,

в X-XI - из 35-40 слов.

    В диктант целесообразно включать слова, содержащие спе цифические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомен дуется руководствоваться следующим.

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допус тил 1—2 ошибки.

    Оценка «3»   ставится  за  диктант, 3—4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктан та и дополнительного (фонетического, лексического, орфогра фического, грамматического) задания, выставляются две оцен ки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокра щен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополни тельным заданием.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен дуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если все задание выполнено пра вильно;  
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины задания;

оценка «2» ставится за работу, в которой правильно вы полнено менее половины задания;

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошиб ки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 3. Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения - основные формы проверки уме ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня ре чевой подготовки учащихся.

     Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведе ния или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в за висимости от программного учебного материала того или дру гого класса). Тексты для изложений должны отвечать требо ваниям нравственно-эстетического воспитания учащихся и со держанию учебной программы данного класса.

     С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей выска зывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

    Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения пра вописания выписать их на классной доске.
  Примерный объем текстов для изложения:

в V классе 90—120 слов,

в VI классе — 120—170 слов,

 в VII классе — 170—220 слов,

в VIII классе — 220—320 слов,

 в IX—XI классах — 320—420 слов.

   Темы контрольных сочинений должны усложняться от клас са к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем конт рольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для V—VI классов — 0,5—1 страница,

для VII—VIII классов -- 1—2 страницы,

для   IX класса —    2—2,5 страницы,

для    X класса — 2,5—3,5 страницы,

для   XI класса — 3,5—6 страниц.

    К указанному объему сочинений учитель должен относить ся как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

    С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы ковых норм и правил правописания.

    Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение чле нить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: пер вая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуа ционных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следу ющим критериям:

-  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

-  правильность фактического материала;

-  последовательность и логичность изложения.

   При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки изложений я сочинений:

Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание   работы   полностью   соот ветствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообра зием используемых морфологических ка тегорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографиче ская, или 1 пунк туационная, или 1 грамматиче ская ошибка.

132

«4»

1. Содержание работы в основном соответ ствует теме (с незначительными откло нениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются   незначительные    нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический  и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в со держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографиче ские, 3 пунктуационные и  3 грамматиче ские ошибки.

«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточ ности.

3. Допущены отдельные нарушения в по следовательности изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, ветречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографиче ских, 5 пунктуационных и 5 грамматиче ских ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложе нии, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребле ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содер жании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматиче ских ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения  необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

     Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем кон трольные работы.

    При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень са мостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были предупреждены в ходе ра боты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошиб ку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратнос ти записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превы шающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

     Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

     Самостоятельные работы, выполненные без предшествовав шего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. Выведение итоговых оценок

     За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оцен ка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение тео ретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

     Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отно шение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

    При выведении итоговой оценки преимущественное зна чение придается оценкам, отражающим степень владения на выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть поло жительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфогра фическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

    В старших классах обе оценки за сочинение, характеризу ющие знания учащихся по литературе и их грамотность, вы ставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

    Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучаю щихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допусти мые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответ ствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверж денными Министерством образования РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся пол русскому языку

Оценки устных ответов учащихся, нормы оценок диктантов, сочинений и изложений...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...

Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

В статье обосновываются нормы и критерии  оценивания знаний  учащихся по русскому языку....