Сценария-конкурса "Айгуль-минии зyрхэн сэсэг"
материал (8 класс) по теме

Цели: - Приобщение учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обячаев бурятского народа, развитие нравственного, духовного, эстетического

            воспитания детей. через традиции и обячаев бурятского народа показать уважение к другим культурам, как основе дружбы и взаимопонимания народов.

          - Формирование единого толерантного пространства.

         - Воспитание этнического сознания и самосознания детей.

        - Развитие художественного вкуса и норм поведения детей.

Оборудование: Чашки с белой пищей,хадагууд,будильник, панно, слайды,фонограмма.

Музыкальное оформление:

  Восточная музыка

2. Наездники

3.Нютагай ухибууд

4. ехор

5. Угтамжын дуун

Танцы: Узбекский и бурятский танцы, ехор.

Действие№1

 Действие происходит в Узбекистане, где живут дочь и мать.( Слайд Узбекистана,восточная музыка).

Утро. Звук будильника. Девочка просыпается.

Девочка: " мама я видела странный сон. От этого сна мне было удивительно приятно и тепло, хочешь, я расскажу его тебе?

                - Под быструю, зажигательную музыку танцевал мальчик причудливой одежде и в этом танце я почувствовала бескрайнюю степь.

Мама: -   Ягаашье понин гээшэб? Ямаршье жэгтэйб даа? Убгэд хугшэдээмнай хэлэдэг, панаандамни оронол.

               - Хурьпэтэ алтан газарни, нютагшни дуудаба гу?

               Тоонтошни татаба гу даа?

              Газарай, нютагай татаса гэдэг бэлэй.

         - Уншэн хабпанайм нюуса тайлбаригдаба гу?

        Ургэжэ абапан басагандаа нютагыень харуулха сагни ерэбэл даа! ( Дочка смамой собираются на Родину. Звучит музыка, звук поезда.)

        На Родине молодежь работает. Показывают виды работ, при этом они разгоапривают, говорят пословицы:

   1. Намарай ажал хабарпаа эхилнэ

       Напанай жаргал залуупаа эхилнэ.

   2, Залуупаа пурапан- утэлхэдэ тупатай.

   3. Аадар борогой пуулээр, агаар арюун байдаг даа

      Ажал худэлмдрин пуулээр, бэедэ амар байдаг.

Дедушка: Ямаршье бэрхэ залуушуул бэ. Эрын 9 эрдэни мэдэдэг. Басагад бапал шадабаритай. Ажал хэжэ ама топододог даа. Ажалша шадамар залуушуул байнал даа.

1-й ученик6 - Дуулааа гут? Жамбал убгэнэй аша басаганиинь эжытэе ерэжэ

2-й ученик6 -Угы дуулаагуйбди . Хаанапаа ерэнэ бэ?

3-й ученик: Аяар холын Узбекистанпаа ерэхэнь.

4-й ученик6 - Ямар пайн пони асарбаш даа!

5-й ученик: - Юун гэнэш даа?

6-й ученик6 Дуулахын дуулаат, юу пурааш? Тэрэ басаган шамайе харахагуй,ехээр бу панаашарха!

7-й ученик: -харахал байха! Мэдэжэ байгаарай!

8-й ученик Хубууд! басагад! Айлшан басагые пайнаар угтаха хэрэгтэй! Юун гэжэ пананат?

Все: Тиимэ даа! Холын айлшадые угтахабди.

Встреча гостей:

1-й ученик: - Харыш!!! Холын айлшад ерэбэл.

2-й ученик: - Ерэбэл даа.

Дед: - Хундэтэ айлшад орогты. Хулеэн угтан байналди. Харгы замтнай арюун гу?

3-й ученик : Сарюун пайхан айлшадаа

                     Сэнхир торгон хадагаараа угтаял!

4-й ученик ( Хадаг барина, сагаан эдеэтэй угтана)

                     - Сагаан эдеэнпээмнай хуртэгты! Эхэ талымнай, элдин дайдымнай атар тарган адуунаймнай хэшэгпээ ама хурыт даа.       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературна- хYгжэмтэ композици «Эхын зYрхэн - зэндэмэни»

литературно-музыкальная композиция ко Дню матери...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ургуулhан сэсэгүүдынь үнгэтэн hалбарhай» к 80летию Ц-Д.Хамаева

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ургуулhан сэсэгүүдынь үнгэтэн hалбарhай» к 80летию Ц-Д.Хамаева. Сценарий разрабатывался совместно с учащимися....