научный проект по литературе «Любви и звуков торжество»
статья (11 класс) на тему

 

Обоснование актуальности темы.

Что стало бы с музыкой без литературы? Что было бы с литературой без музыки? Эти два вида искусства тесно взаимосвязаны друг с другом. Они обогащают друг друга, дополняют. Не будь этой связи, исчезли бы многие музыкальные жанры, такие как песни, романсы, опера, балет. Связь литературного слова и музыки, близость интонации слова с мелодичностью приводит к созданию единого образа. Актуальность данной темы обуславливается новизной исследования, заключающегося в стремлении проследить формирование в русской поэзии XVIIIв. национально-самобытной традиции романса, раскрывая основные элементы его художественного своеобразия, и слабой разработкой звеньев развития романса в русской поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dni_slavyanskoy_pismennosti.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция учащихся «Этнокультура

славян и современность»

Направление: филология

Секция: литературоведение

Название работы: «Любви и звуков торжество»

Автор работы: Таранец Павел

Место выполнения работы: г. Светлоград,

МБОУ СОШ №4, 11 «б» класс.

Научный руководитель: Леденёва С.В.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ №4

Светлоград, 2012

Оглавление:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Тезисы
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Библиографический список
  7. Приложения

«Любви и звуков торжество»

Таранец Павел

МБОУ СОШ №4, г. Светлоград, 11 класс;

Научный руководитель

Леденёва Светлана Викторовна,

учитель русского языка

Цель работы:

Показать взаимосвязь литературы и музыки; раскрыть общность идейного замысла; обогатить восприятие литературного произведения путём приобщения к музыкальной интерпретации

Методы и приёмы:

  1. Развить исследовательские умения в области литературоведения.
  2. Проследить развитие русского романса в хронологических рамках XVIII в.
  3. Изучить литературу по данной теме.

Воспитывать любовь и интерес к разным видам искусства: музыке и литературе.

Вывод:

В работе предприняли попытки «всмотреться» в «жизнь» романса в поэзииXVIII в.

Увидели подвижность и проницательность жанровых границ романса в литературе XVIIIв. Работой подтверждено, что романс – жанр массовый. И конечно же, история романса в литературе XVIII в. Не исчерпывается именами лишь тех авторов, которые попали в поле зрения работы. Слушая романсы, начинаешь больше вслушиваться в литературное слово и понимать, чувствовать его.

Введение. Обоснование актуальности темы.

Что стало бы с музыкой без литературы? Что было бы с литературой без музыки? Эти два вида искусства тесно взаимосвязаны друг с другом. Они обогащают друг друга, дополняют. Не будь этой связи, исчезли бы многие музыкальные жанры, такие как песни, романсы, опера, балет. Связь литературного слова и музыки, близость интонации слова с мелодичностью приводит к созданию единого образа. Актуальность данной темы обуславливается новизной исследования, заключающегося в стремлении проследить формирование в русской поэзии XVIII в. национально-самобытной традиции романса, раскрывая основные элементы его художественного своеобразия, и слабой разработкой звеньев развития романса в русской поэзии.

Основная часть

Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь без искусства.Среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребёнку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей  сфере познания чувств». Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму. Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусства огромно и это, безусловно, их роднит.

Литература помогает  познать мир,  музыка также учит жизни. Писатель создаёт литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, своё видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.

П.И.Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс.

Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема. Два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и  пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение, продолжение и завершение в другом».

Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих  искусств является интонация. Разнообразные интонации – ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи. По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы? Литературы, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Романс (исп. Romance) – это сольная лирическая песня, в основном о любви. Она выполняется с музыкальным сопровождением. Происхождение термина «романс» связывают с Испанией. В Испании романсом сначала называлась песня светского характера на родном («романском») языке, то есть отличающаяся от традиционной на латинском, принятой для церковных песен. Сборники таких песен, объединённых сквозным действием, имели название «романсеро». Романс позднего средневековья связан с борьбой испанского народа с захватчиками. Во Франции романс стал любовной песней и в такой роли попал в конце XVII–в начале XVIII в Восточную Европу.

Как вполне автономный и популярный лирический жанр романс утвердился в России в эпоху сентиментализма, в пору, когда в русской литературе совершилось, по словам Г.А. Гуковского, «обретение психологического анализа, открытие конкретной души, чувствующей, изменчивой, страдающей».

История жанра в России началась гораздо раньше, чем произошло усвоение иноязычного термина. В зачаточном виде романс существовал уже в литературе первой трети XVIII века.

В развитии русского литературного романса XVIII столетия прослеживаются три основных этапа: период зарождения жанра, его «эмбрионального состояния», охватывающий первую треть XVIII века и определяемый песенной лирикой Петровской эпохи и В.К. Тредиаковского; период появления более или менее постоянных признаков жанра – его структурных элементов, приходящийся приблизительно на конец 1740-х – 1770-е года и связанный в первую очередь с песенным творчеством А.П.Суморокова («сумароковский»); период окончательного оформления жанра в поэзии сентиментализма, хронологически совпадающий с последними десятилетиями XVIII века (собственно «сентименталистский»).

Литературное становление жанра шло путём частичного усвоения, переосмысления русской поэзией нормативности европейского романса в русле развивавшейся в аристократических любительских кругах  отечественной традиции бытового камерного музицирования.

Романс, в русской литературе небольшое лирическое стихотворение напевного типа, преимущественно на тему любви. По своей форме романс строфического строения, стих рифмованный, обычно без рефрена. Романс имеет двойственную природу – музыкально-поэтическую. В верхнем его слое окончательное художественное оформление, желанная нарядность в целом зависят от исполнителя, т.е. можно говорить даже о тройственной природе романса.

Русский романс исторически развивался двумя путями.

Классический, или камерный романс – небольшое сложное произведение вокальной лирики разнообразной тематики, где ведущая роль принадлежит музыке. В музыкальном понимании это пьеса для голоса с инструментальным сопровождением.

О музыкальной природе романса написано много, видимо по той «законной» причине, что без музыки романса просто не существовало бы, хотя имелось романсовое стихотворение. Тем не менее именно стихотворение давало повод сочинять музыку, а не наоборот. Роль поэтического слова в структуре жанра высока и неоспорима, поэтому чтобы постичь суть романса, надо изучить именно стихотворную его первооснову.

Городской, или бытовой романс – небольшое произведение вокальной лирики (преимущественно любовной тематики) полуфольклорного характера: авторское по способу создания и фольклорное по способу бытования в городской среде. Ведущая роль принадлежит тематике и поэтическому слову, тяготеющему, с одной стороны, к экспрессивности и поиску новых, более сильных средств выражения, с другой – к традиционности лексики и основных жанровых приёмов (простота или сложность мелодии, вокальные данные исполнителя не имеют решающего значения).

Основные мотивы, отчасти программу и лексику будущего русского музыкально-поэтического жанра наметил чуткий к переменам в поэзии В.А.Жуковский в романсе, тогда ещё именуемом песней. «Минувших дней очарованье…»и др. В этом смысле он с полным правом может быть присоединён к четвёрки практических создателей русского романса, хотя романсы Жуковского никогда не были широко распространены.

Романс зарождался в России в период сентиментализма и романтизма в литературе, поэтому «сентиментальный», «романтический» романсы – не особые течения в жанровом море, а качества, органически присущие в разной мере каждому романсу, т. К. жанр в целом на редкость консервативен. С XVIII доXX в. в нём происходили изменения, но изменения не разрушительного, а именно обогащающего характера. Почти 200 лет назад русский романс заботливо хранил себя изнутри, экология его не была подорвана ничем искусственным и чужеродным, ибо внешние обстоятельства для него не имели значения. Сентиментализм и романтизм сами менялись с течением веков. С к. XVIII – н.XIXв. сентиментализм от поверхностной чувствительности (весьма сложной) дошёл в к. XX в. до скрытой в душе «прежестокой страсти»; «ужесточившиеся» чувства требовали иных форм их внешнего выражения. Романтический романс, перенявший максимализм балладного события с его роковой любовью, тоже подошёл к «жестокому» романсу, а в поэзии романтизм н. XX в. Во многом питал символизм и др. модернистские течения.

С сер. XIX в. возникает классическое профессиональное исполнение и сочинение романсов. Эти камерные произведения, всегда официально признанные и не знавшие запретов во все времена, создавались преимущественно композиторами-классиками на стихи известных поэтов и исполнялись мастерами вокального искусства. Усложнённость музыкального оформления таких произведений оставляла мало возможностей для исполнения их любителями домашнего пения. В классическом репертуаре усилиями создателей музыки уравнивались рациональное и эмоциональное начала стиха, что в меньшей степени присуще стихии бытового романса. Профессиональный романс, с одной стороны, всегда был почитаем (особенно в музыкальных кругах) и вежливо принимаем публикой, а с другой – народом, в общем-то, и не очень любим. Романс – дитя быта горожан (дома и улицы) – на сцене выглядел ухоженным пасынком. Рождённый в скромной городской обстановке, он любил интим, т. к. и передавал – в большинстве – интимные чувства. Звуча со сцены перед тысячной публикой, он словно терял стыд и покров тайны, не воспринимался как рассказ о сокровенном; да и пелся слишком громко, громче, чем дома. В этом был какой-то диссонанс с органичными сердечностью и искренностью. Во-вторых, классическое исполнение всегда тяготело к правильности (в точности исполнить, что написал композитор), к стандартизации техники исполнения; чувства здесь не играли большой роли, поэтому манера исполнения классического романса более холодна. Часто певцы, слишком увлекаясь «физической стороной» своего певческого аппарата, артикуляцией голоса, громкостью звука, начисто забывали о сердечности и мимике, о настроении, выставляя напоказ не чувство, а мышцы, напряжённые от усилий добывания наиболее мощных звуков. Суть романсовой тайны, сакральный смысл встречи двух героев от слушателей-зрителей в таких случаях как бы ускользал, романс, словно крутился вхолостую.

В манере исполнения бытового романса больше нестандартности, самодеятельности. Здесь всегда есть момент надрывной высоты, момент преодоления волнения страсти или преодоления страданий. В романсе нет ни ноты тусклого безразличия. Следить за работой голоса, поющего романс, преодолевающего препятствие за препятствием, переходящего от одного оттенка чувств к др., - всё равно, что наблюдать сложное драматическое действо, что как раз нравилось искушённым горожанам.

Во 2-ой пол. XIX в. были особенно известны романсы А.А.Фета « Только станет смеркаться немножко», «Сияла ночь.Луной был полон сад…», Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и всё былое…», Г.А. Лишина «О, если б мог выразить в звуке…», М.В.Медведева «Он говорил мне «Будь ты моею…», П.А. Козлова «Глядя на ночь пурпурного заката…», С.А. Сафонова «Это было давно…Я не помню, когда это было…», неизвестного автора «Не пробуждай воспоминаний…» и др.

В к. XIX- н. XXв. романсы исполняли звёзды русской эстрады В. Панина, А. Вяльцева, Катюша Сорокина, Н. Плевицкая, А. Давыдов и др., а также многочисленные цыганские хоры с малоизвестными солистами.

Вершина русского романса и пик романсовой русской поэзии, очарованной им и вводившей в свои стихи его мотивы и лексику, приходится на н.XIX в. Память об этом оставили множество сборников песен и романсов и бесчисленное множество (десятки тысяч) романсов, сохранившихся на нотных листах начала века (со стихотворными подтекстовками в них).

Память об этом времени осталась и в прекрасных романсах А.Н.Будищева «Только вечер затеплится синий…», А. Сурина «Нет, не хочу», Т.К. Котляревской «О, позабудь былые увлеченья…», Н.А. Риттер «Как грустно, туманно кругом…», М.И. Пиротте «Не говорите мне о нём…», В.Д. Шумского «Отцвели хризантемы», П.И. Баторина «Позабудь про камин, в нём погасли огни…», С.Герделя «Милая», А.П. Денисьева «Слушайте, если хотите…», Е.Дитерихс «Снился мне сад в подвенечном уборе…», К.Подревского «Дорогой длинною», П.Д. Германа «Только раз», наконец, неизвестных авторов – «Тёмно-вишнёвая шаль», «Миленький ты мой…», «Белой акации гроздья душистые…», «Я помню вальса звук прелестный…» и др.

Произошедшее к н.XX в. накопление романского опыта в поэзии произвело на поэтов сильно впечатление и вошло в подсознание многих с детства (М.И. Цветаева, напр., писала об этом автобиографическом эссе «Мать и музыка») мелодиями, интонациями и особой лексикой. Поэты начала века – А.А.Блок, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Н.С. Гумилев, А.Белый, И. Северянин, Вяч. Иванов, К.Д. Бальмонт (из всех русских поэтов на его слова написано самое большое количество романсов, но они оказались недолговечны из-за неглубокого содержания самих стихов; много романсов написано на стихи И.А. Бунина) – прочно ввели в свою поэзию образ русского романса, обладавшего не только многообразной меланхолией, но и залихватской, хмельной, чувственной притягательностью. Однако весь парадокс заключается в том, что творческая известность этих поэтов пришлась на предреволюционные (когда было не до  романсов) и послереволюционные (когда романсы отовсюду изгонялись, клеймились, как мещанские, салонные, пошлые, бульварные и т.д.) годы, поэтому заведомо романсные стихи этих поэтов (особенно Блока, Ахматовой, Цветаевой) остались невостребованными обществом, не созданными до конца романсами.

Вывод. В работе предприняли попытки «всмотреться» в «жизнь» романса в поэзии XVIII в.

Увидели подвижность и проницательность жанровых границ романса в литературе XVIIIв. Работой подтверждено, что романс – жанр массовый. И, конечно же, история романса в литературе XVIII в. Не исчерпывается именами лишь тех авторов, которые попали в поле зрения работы. Слушая романсы, начинаешь больше вслушиваться в литературное слово и понимать, чувствовать его.

Библиографический список:

  1. «В мире музыки и литературы», З. Соловицкая, Н. Назаринова
  2. «Беседы о музыке», Е.Н. Долерина
  3. «Литературный факт», Ю.Н. Тынянов
  4. «Русская поэзия XVIII в.», Г.А. Гуковский
  5. http://www.romance.ru/
  6. http://www.romansy.ru/
  7. http://2romans.com.ua/
  8. http://mp3ostrov.com/?string=%D0%EE%EC%E0%ED%F1

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семья школа любви"

Материалы проекта "Семья-школа любви" по пропаганде семейных ценностей, реализованный волонтерским отрядом Куйбышевского ДДТ, победивший в оластном конкурсе проектов "Моя технология добра"...

Интегрированный театрализованный проект по литературе и музыке "Всё начинается с любви".

Цель данного проекта: показать учащимся великую силу любви....

Материалы научного проекта по литературе "Уральские самоцветы Хозяйки Медной горы"

Материалы содержат портфолио, защиту научного проекта, презентацию к защите, продукт научного проекта....

Любви чарующие звуки

Музыкально- литературная композиция, посвященная теме любви. Рассматриваются темы любви к Родине, природе, женщине, материЦель: формирование представлений о моральных нормах в человеческих отноше...

Краткосрочный проект «День семьи, любви и верности».

Всероссийский день семьи, любви и верности вышел из православного календаря, где каждый год отмечается день святых Петра и Февроньи Муромских – православных покровителей семьи и брака, олицетвор...