Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Порошина Юлия Сергеевна

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт

 

Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка,  литературы и во внеурочной деятельности.

Порошина Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Таскатлинская СОШ»

Колосовского МО

Содержание:

  1. Актуальность…………………………………………………..3
  2. Теоретическое обоснование…………………………………..5
  3. Система опыта…………………………………………………7
  4. Результативность опыта………………………………………20
  5. Библиографический список…………………………………..22
  6. Приложение к опыту………………………………………… 23

Актуальность

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

 «Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка,  литературы и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.

 Идея моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Можно ли построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное. Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Личностно-ориентированный подход в обучении, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей, способностей предполагает развитие творческих способностей учащихся.

Цель моей деятельности – создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях.
  2. Выявить возможности обучающихся сельской малокомплектной школы к развитию творческих способностей.
  3. Создать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей.
  4. Расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения.
  5. Провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся.

К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.

  1. Одна  из  важнейших   задач  уроков   русского   языка  и  литературы  -

совершенствование устной и письменной речи учащихся.

      Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

  2. Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

     Но  наблюдения показывают, что зачастую даже учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.

     3. Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение с элементами сочинения в 9 классе,   сочинение-миниатюра в ЕГЭ.

     Но практика показывает, что учащиеся вместо кропотливой, вдумчивой работы над собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны учащимися самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса ученика к данной работе.

Теоретическое обоснование

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии,  в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, в центре внимания которых – уникальная, целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая  для восприятия нового опыта, способная  на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Среди наиболее известных  – «педагогика сотрудничества» как особого рода «проникающая» технология, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и др.

По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и воспитания. В его основе лежат следующие идеи:

     - новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

    - гуманизация и демократизация педагогических отношений;

    - отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

    - формирование положительной Я-концепции.

Дело в том, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а потом - сразу же  забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, ребенок не будет высказываться – ни устно, ни письменно.

Определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я».

О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о воображении и творчестве, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л.С.Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения… является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей». 

Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя». 

Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».

  Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Система опыта

 Диапазон опыта определяю как единую систему "урок - внеклассная работа".

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

1. Использование игры для развития творческих 
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает  творческие  способности. Именно  поэтому  игра – не только  деятельность  младших  школьников, но и  необходимый  вид  деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.    

Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке.     В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.    

Учителя начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи словечко», в 5 классе я продолжаю эту работу, т.к. эта игра развивает чувство рифмы. Например, при изучении темы «Лексика» играем так:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,  

А зовут меня ………….

Этот же приём использую при изучении темы «Наречие» в 7 классе:

  1. Посиди да погоди: сказка будет впереди. 
  2. Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок. 
  3. Подымается петух, говорит с собою вслух. 

И далее подобные задания усложняются: кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы. Вот как это сделал поэт С.И.  Кирсанов:

Шторы опускаются.
Руки – опускаются.
Я шепчу:
– Товарищи...
Но мои товарищи
по домам расходятся,
потому что,
может быть,
в мнениях расходятся,
в том, что чудо
может быть.

Предлагаю школьникам попробовать сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: не мой – немой, ворон – вор он, совсем – со всем, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю.

Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то), лицо (физиономия – человек) и др.

С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.)

В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Тематика слов может быть разная: о спорте, о городе, о празднике. При этом ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.

«Слова из слова». Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд и др. Этот вид работы использовала на уроке литературы по творчеству Н. Рубцова. «Составьте из слова «родина» новые слова: род, рад, народ, нора, один, ирод, ад, дон, радио, дно, она, они.» Из списка слова выделяются: ирод, ад. Но они иноязычные. А среди русских – только хорошие, добрые слова. А далее читаю стихотворение «Тихая моя Родина». Т. о. создаётся положительный эмоциональный фон.  А ещё анаграммы (богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове), шарады (первое-лоб, второе-сто лет, целое-разумное существо), рисунками изображаем фразеологизмы, бестолковый словарь (речушка - небольшой доклад), палиндромы («рачьи стихи» у В. Хлебникова Кони, топот инок, но не речь, а чёрен он), игры со стихами (придумываем рифмы), угадай строчку, рифмы, буриме, буриме-монорим – стихотворение на одну рифму. На доске записываю слова: Высок-лесок-кусок-туесок-носок-голосок-досок-помог-чеснок-клубок-порог-зарок-исток-пирог и т.д., а дети по очереди составляют стихи. Например,

На горе высок

Стоит лесок

Над ним неба кусок.

Я несу туесок,

На мне дырявый носок.

Слышу вдруг голосок…..

Такое задание использую в разных классах  на уроках литературы для разминки, отдыха, когда дети устали. А ещё акростих (первые буквы строк сверху вниз составляют слово) на своё имя, например:

Любит белый шоколад.

Если только угостят,

Не сумеет отказаться.

А не хочет в том признаться! (Дурова Лена)

Не все ребята умеют сочинять стихи, но придумать рифму могут все, одни лучше, другие похуже. И услышать ритм тоже может каждый. И это поможет научиться воспринимать стихи. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Подобные задания я стараюсь использовать как можно чаще и во всех своих классах, так как они способствуют не только раскрытию творческого потенциала ребят, но и разнообразят урок, привлекают детей к предмету, снимают усталость. Такие задания очень хорошо использовать при  подготовке и проведении предметных недель по русскому языку.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей. Например, Лингвистические сказки или сказки на лингвистические темы...В них отражается уяснение детьми грамматического правила, понятия. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки можно использовать на разных этапах урока, в разных его формах и вариантах. Я обычно предлагаю такие задания в качестве домашних. Ведь учебник Разумовской нацеливает ребят не на зубрёжку того или иного правила, а на его понимание.  Мы составляли сказки на такие темы: «Знакомые незнакомцы» (по теме «Заимствованные слова»), «И как вас теперь называть?» (по теме «Словообразование. Переход из одной части речи в другую »).

  1. Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство развития творческих способностей обучающихся.

Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

По теме «о-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме: «Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это компотом из крыжовника…»(Газета «Русский язык»№9, 2001) Подобные диктанты предлагаю детям составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы  развивает творчество и повышает грамотность.

Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. После изучения Творчества Г.Х. Андерсена пятиклассники составляют маршрутную карту пути Герды во время поиска Кая.

Создают условия для творчества и нестандартные уроки. Урок-суд. Создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литерату рой по проблеме, собирают информацию,  свидетельские показания. В ходе работы выработался примерный сценарий суда. Я проводила такой урок после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Можно проводить такие уроки и после изучения романов «Обломов» И.А. Гончарова,  «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники. Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Литературный КВН» и др.

Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:

  1. объяснительно-иллюстративный  (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
  2.  репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
  3. эвристический метод (решение лингвистических задач);
  4. методы самостоятельной работы учащихся.

После изучения раздела «Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе» по литературе в 6 классе учащиеся смогли защитить коллективный проект на тему «Стихи о Родине и родной природе» на материале местных поэтов, который состоял из шести рубрик:

Мое любимый уголок родной природы. (Сочинение).

О поэте. (Биографические данные, творческая деятельность поэта).

Лирика поэта. (Стихи, которые нравятся, произвели сильное впечатление.)

Я рисую…(Ассоциативные картины, возникшие при чтении стихов.)

Язык стихотворений. (Анализ стихотворения, художественные средства, используемые автором).

Проба моего пера. (Личные стихотворения учащихся.)

Использовались  стихотворения Алексея Ильича Кобытева «Колосовский край», «На озере», «Зима»; Галины Анатольевны Богдановой «Ещё не весна…», «День по-осеннему хороший…»; Светланы Пономарёвой «Ветер ласковый тихо полощет…», «Ода Колосовке»; А. Александрова «Оша», «Родной берег». Результаты проектной деятельности отражались на специальном стенде в классе.

Понимая, какое большое значение придаётся  в современном образовании формированию исследовательских умений учащихся,  приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, докладов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках, трактовать собственное восприятие и понимание литературного произведения. Интересны работы по изучению этимологии слов русского языка.

В 7 классе  сочиняем хокку. При изучении этой темы даю и такое задание:

  1. Выберите возможный вариант третьего стиха хокку:

Показались на небе
Две-три одиноких звезды…
-------------------------------------------------

  1. Роща в тумане.
  2. Вспорхнула ворона.
  3. Поют цикады.
  4. Поют лягушки.
  5. Вот день и окончен.
  6. Как сияет луна.
  7. Бабочка на иве.

Ещё один вид работы - “синквейн”. В 8 классе после изучения думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» у нас получилось вот что:

Он –

Смелый, решительный

Завоёвывает, побеждает, погибает.

Память ему и честь

Ермак  (Мисинев Евгений)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во- вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать, более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п.

Ребятам, которые постарше можно предложить такие виды работ:

  1. Написать сочинение – автобиографию литературного героя.
  2. Сочинить сюжет произведения на заданную тему (дать название произведению, указать его жанр, определить главные и второстепенные персонажи, наметить основную сюжетную линию, конфликт и другие элементы композиции). ( Рассказ Пестряковой Ксении «Наш дом – планета земля»).
  3. Написать дневник литературного героя (например, оформить день Евгения Онегина в форме дневниковых записей).
  4. Используя композицию известного произведения, создаём свой рассказ. (Например, рассказ в форме письма по аналогии с письмом Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова)
  5.  Написать письмо современного ученика литературному герою или писателю. (В 8 классе писали письмо Василию Тёркину на фронт).

  1. Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность  детского сочинения  определяется  по тому, насколько  в  нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть  восприятия  им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. «Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать».  Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников. Привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы. «Стандарт – и хорошо, и плохо. Без стандарта не может быть общей системы требований, положений. Но стандартная, шаблонная формулировка невольно толкает на привычную реализацию».  Вывести из стереотипа можно, предложив непривычную, неожиданную тему.

Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра.   Так, в первые дни учебы в пятом классе мы пишем сочинение – миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Эта работа позволяет детям выплеснуть те эмоции, которые их переполняют. Ведь 5 класс – это определенный рубеж, начало новой жизни.

Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи. Например, в 6 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание.  

Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.

Ребята   составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)

- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?

При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения)

 Сочинения-миниатюры «Ловите тему». Они отражают текущий момент. Например: «Скоро контрольная» (закрепляем тему «Описание состояния человека»), «Что я вижу за окном» («Описание состояния окружающей среды»). Учимся создавать тексты разных типов речи на таких заданиях: дать художественное описание жилой клетки; придумать рассказ о том, как герой заблудился в старинном замке; рассуждение горожанина о том,  откуда  берётся сметана.

При изучении темы «Описание помещения» играем: «Кто он, хозяин этой комнаты?» - написать сочинение-миниатюру. Нужно отбирать только говорящие детали, по которым можно узнать профессию, интересы хозяина.

В 7 классе, когда изучаем тему «Описание внешности человека» облекаем задание в такую интересную форму. «В отделение милиции прибежал мальчик с сообщением о пропаже младшего брата, которого описал так: «Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «Эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву р». Как вы думаете, удовлетворило ли милиционера такое описание? Почему? Перепишите заявление так, чтобы мальчика нашли.

По теме «Звукоподражательные слова» уместно сочинение «Птичий рынок». В 7 классе пишем сочинение-репортаж со школьной перемены.

Традиционно в школе на уроках развития речи описываются репродукции с  картин. При этом использую и  такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Проверено: эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и, главное, искренне.

Создание сказок – ещё один вид работы в рамках этой темы. Сочините собственную сказку, где действуют самые обыкновенные предметы. Например, как убежало молоко, как перегорела лампочка; что думает телефон, когда люди разговаривают, и т. д. Написать сказку, в которой объясняется происхождение вещей, животных, явлений природы и т. д. (почему заяц белый, откуда берётся снег).

В сочинениях ребят часто встречаются так называемые общие места, которые никак не отражают впечатления ребёнка, чувства, переживания. Чтобы вернуть ребёнка ко всему этому использую такой приём, как записка другу, подруге, маме. Итак, «Записка»! Нет страха перед чистым листом тетради. Нет страха перед ошибкой. Есть возможность зачеркнуть слово, написать другое, даже можно порвать записку и начать новую. Кроме того, записку можно лично передать товарищу.
Элемент занимательности, игры здесь налицо. Задание понятно, интересно — значит, охотно принимается ребятами. Такой приём можно использовать, например, при изучении темы «Обращение».

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например,  прошу написать сочинение от имени собаки, кота, муравья и т.д Вместо традиционного «Как я провел лето» - «Три ярких пятна на фоне каникул», «Лето – это маленькая жизнь» и т.д.

В 6 классе  вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагаю написать сочинение "Моя комната в 2030 году".

Урок подготовки к написанию творческой работы очень важен. (Приложение 1) М.А.Рыбникова отмечала, что некоторые учителя «ставят… тему так отвлеченно, что эта тема падает на них именно как снег на голову; ученики скучают, томятся и не знают, зачем их заставляют делать подобную работу». Творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через «насыщение» текстами. Однако важно, чтобы процесс письма не превращался в деятельность по образцу.

На работу ребенка нужно настроить, создать необходимый эмоциональный фон. Иногда, правда, какого-то особенного настроя не нужно. Дети сами настраиваются на нужный лал, нужно только увидеть это. Например, пошел крупными хлопьями снег. Все смотрят в окно, любуются… Думаю, нужно воспользоваться ситуацией и предложить написать небольшую зарисовку о первом снеге.

Хорошим поводом для написания творческих работ являются праздники.   Обычно перед Новым годом, когда написаны необходимые полугодовые контрольные, поставлены точки на одних темах, а начинать другие не имеет смысла, когда настроение у всех возбужденно-ожидающее, я предлагаю своим ученикам темы, связанные с этим замечательным праздником. «Новогодние пожелания», «Письмо Деду Морозу», «Фантазия на новогоднюю тему», «Однажды в новогоднюю ночь» и т.д. Предлагаю эти темы как самым маленьким, так и самым старшим. Работы получаются удивительно трогательные.

Наступление Нового года не только связано с ощущением предстоящей радости, чуда, но и повод проанализировать все, произошедшее с тобой в уходящем году, поразмышлять о будущем. Поэтому одна из тем, которые я предлагаю ученикам в канун Нового года, звучит так: «Я в новом году».

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Для стимулирования творческой деятельности важен этап социализации: чтение работ на уроке (Естественно, только в том случае, если сам автор хочет, чтобы его работа была прочитана). Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7 класса – главным образом сверстниками. Поэтому для них важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

Анализ учителем или самими детьми их произведений – способ поднять в глазах учеников престиж их творчества, преодолеть разрыв между литературой и собственным словом. Работы учеников могут оцениваться по самым высоким критериям, однако при этом важно подчеркивать достоинства, а не недостатки. Очень важно, чтобы учитель принимал позицию ученика, даже если мнение ребёнка расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей. Но даже если мнение ученика расходится с общепризнанным моралью, учитель должен сохранять позицию лояльности. Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

  1. Театральная деятельность.

Важный этап в развитии творческих способностей – это приобщение к театральному искусству. Особенностью наших детей является их стремление к самовыражению через сценическую деятельность. Поэтому   уже несколько лет руковожу детской театральной студией «Зазеркалье» (Приложение 2) Причём не предлагаю готовые сценарии, а побуждаю ребят создавать их самостоятельно. Выступлений моих воспитанников с нетерпением ждут ребята и педагоги школы, родители. Ребята-кружковцы – постоянные участники концертных программ СДК,   победители муниципальных и областных фестивалей детского творчества.

  1. Внеурочная деятельность по предмету.

Обязательную для всех школьников инвариативную часть школьного образования подкрепляется системой факультативных и элективных курсов.  Уже несколько лет веду факультативный курс «Мир литературы» в 5-8 классах. Наличие этого курса позволяет более глубоко и подробно изучить литературные произведения, даёт дополнительные возможности для развития творческих способностей ребят, что в условиях классов-комплектов очень важно. В 9 классе ведётся элективный курс «Подготовка обучающихся к ГИА», в котором значительное место отводится подготовке к написанию части изложению и сочинению.

Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, именам, праздникам.  Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила учеников на создание сочинений-миниатюр о маме и даже газеты «Самый дорогой человек». Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашей школе стал конкурс чтецов-любителей и начинающих поэтов. Ребята ежегодно занимают призовые места в подобных конкурсах на районном уровне. (Приложение 3)

Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней: «Россия – Родина моя», «Красота спасёт мир», «Белая берёза», «Гимн чести, мужеству и славе», «Вахта Памяти» и многие другие. (Приложение 4).

Ещё один мощный стимул развития креативности у ребят – участие в телекоммуникационных сетевых проектах и викторинах: «Животные русских народных сказок», «Занимательная грамматика», «Путешествие в Русландию» и др. Это возможность проявить себя, посмотреть и оценить работы сверстников.  

Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в этом году впервые приняли участие в Ломоносовском турнире.

На основе анализа и обобщения моего   опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Результативность

      Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.  Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ЕГЭ по русскому языку выполняют задания части С и довольно успешно с ними справляются.

Критериями развития творческих способностей являются: чувство новизны,   направленность на творчество, критичность. (Приложение 5) Показатели развития творческих способностей, выделяемые психологом Е.Н. Степановым,  – это:

  1. Умение и стремление к познанию.
  2. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.
  3. Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностях и возможностях.
  4. Овладение способностью к рефлексии, оценке и самооценке.

Чувство новизны: после проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 52%-56%  обучающихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 48% - 44% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 30%-26% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития.

Направленность на творчество: как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 64% - 66% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 25% - 17 % низкие результаты, и у 11% - 17%  выше среднего.

Критичность: интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%-55%, оказалась выше средней,  Это может объясняться стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 27% -26% - средний уровень развития показателей и у 19% - низкий.

Таким образом увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» и «чувство новизны»   является показателем результативности  деятельности. 

Сравнительную  характеристику  показателей по указанным критериям мы видим из следующей таблицы:

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 6-7 классах (2010-2011гг)

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 7-8 классах (2011- 2012 гг)

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

30 %

52 %

18 %

26 %

56 %

18 %

Направленность на творчество

25 %

64 %

11 %

Направленность на творчество

17 %

66 %

17 %

Критичность

19 %

27 %

54 %

Критичность

19 %

26 %

55 %

Библиографический список:

.1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Приложение к журналу «Народное образование». М. 1998. С.

2.Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г

3. Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. 1986. С. 11

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение». 1991. С. 39

5. Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.

6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

7. Львова С.И. , Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.

8. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт –сост. А.А. Фишина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.

9. Рыбникова М.А. Избранные труды. М. «Педагогика». 1985. С. 89

10. Санина З. «Весь мир – театр!» // Литература. 2003. № 27 – 28.

11. Селевко Г.К.  Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.  М. 2005г.

12. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.

13. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // Русский язык. 2005. № 19..

14. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесинков по программе «Речь»: 6 кл. / Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М. «Владос». 2000

15. Хрущева А.И. Освоение синквейна // Русский язык. 2006. № 18.

16. Щербатова Р.Д. Каким может быть урок русского языка? // Русский язык. 2004. №7

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bestreferat.ru
  2. http://shelgimn.ucoz.ru/
  3. school8gornya.edusite.ru

Порошина Юлия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Проис...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»

Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...