Творческая игра "Кто получит орден Умника?"
методическая разработка (9 класс) по теме

Творческая игра по биографии и творчеству Н.В.Гоголя направлена на дальнейшее развитие интереса к чтению произведений писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_poluchit_orden_umnika.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                                                             

                           Творческая  игра  «Кто получит орден Умника?»».

                     

                             

                                                    Учитель русского языка

                                                   и литературы первой категории

                                                   МБОУ Чёлховской   СОШ                                    

                                                   Чигиринова Надежда Петровна

                                                   

                                     

Игру можно провести также   после изучения жизни и творчества Н.В.Гоголя в качестве итогового урока.

Цели:

1. Продолжить развитие творческой активности учащихся;

2.Активизировать познавательный интерес и поисковую деятельность ;

3.Обобщить и углубить знания учащихся по данной теме;

4.Воспитывать интерес к творчеству Н.В.Гоголя.

5.Продолжить развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование:

 портрет Н.В.Гоголя, компьютер, проектор, фрагменты из фильма «Мёртвые души».

 

В игре могут участвовать команды разных классов. Количество участников в каждой команде 2-3 человека. В игре три отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром и финалом всем командам даётся творческое задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, жёлтая и зелёная.

        На красной дорожке команде задаётся два вопроса, но команда не может ответить неверно, в этом случае она выбывает из игры.

       На зелёной дорожке команда может ответить на три вопроса, причём один раз неправильно.

       На зелёной дорожке команда имеет возможность дважды дать неверный ответ.

        Побеждает команда, дважды ответившая правильно и сделавшая это первой.

        Ответы на вопросы, а также творческие задания оценивает жюри, состоящее из учителей и, возможно учащихся. Зрители тоже участвуют в игре: если команды затрудняются с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает «Орден Умника». Зритель, набравший к концу игры наибольшее количество «орденов», получает приз, как и команда, ставшая победителем, остальные участники игры получают поощрительные призы.

 Первый тур.

  Творческое задание. Представьте, что вы Н.В.Гоголь, вы пришли в издательство литературного журнала. Постарайтесь заинтересовать редактора и сделать  так, чтобы ваш рассказ напечатали.

При выполнении задания обязательны рассказ о себе, приветствие, прощание чтение отрывков из произведений писателя.

Вопросы первого тура.

Для умников на красной дорожке:

1.Как звали родителей Н.В.Гоголя? ( Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, Мария Ивановна Гоголь-Яновская).

2.Когда началось обучение Н.В.Гоголя? ( восьми лет начал обучение у учителя-семинариста).

Для умников на жёлтой дорожке:

1.Когда и где родился Н.В.Гоголь? ( 19 марта 1809 года, в местечке Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородских уездов).

2.Как называлась гимназия в Нежине, где продолжил обучение Николай Васильевич? ( «Гимназия высших наук» или Лицей князя Безбородько)

3.Как звали брата Н.В.Гоголя? ( В семье было ещё пять девочек, младшего брата звали Иваном).

Для умников на зелёной дорожке:

1.Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда он поступил в гимназию?( 12 лет)

2.Кому был посвящено первое стихотворное произведение Н.В.Гоголя? (Лицеисту, которого его  он прозвал Расстригою Спиридоном. )

3.Какие повести включены в сборник «Петербургские повести»? («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».)

4.Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? (А.С.Пушкин.)

Второй тур.

  Творческое задание. Прочитать наизусть отрывок из произведения Н.В.Гоголя.

Вопросы второго тура.

Для умников на красной дорожке:

1.Какую роль сыграл Н.В.Гоголь в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»? (Роль Простаковой.)

2.В каком году закончил Н.В.Гоголь гимназию? ( в 1828 году.)

Для умников на жёлтой дорожке:

1.Как звучит полное название произведения, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством»? («Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, написанные Пасичником Рудым Паньком».)

2. Почему 1831 год можно назвать одним из самых знаменательных для Н.В.Гоголя? ( Весной 1831 года он познакомился со своим кумиром – А.С.Пушкиным.)

3.Перечислите реальных героев повести «Ночь перед Рождеством»? ( Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова  жена, дивчины и парубки.)

Для умников на зелёной дорожке:

В книге Н.С.Шер «Рассказы о русских писателях» говорится: «Н.В.Гоголь в ящике своего письменного стола хранил большую тетрадь в 490 страниц. Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории, географии,…но больше всего здесь было записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи и нравы, пословицы, поговорки.» Как называлась эта тетрадь? Кто её автор? («Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Составитель Н.В.Гоголь. 1826 год».)

Сколько повестей вошло в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (8 повестей.)

Об одном из произведений Н.В.Гоголя было сказано:

« Вот настоящая весёлость, искренняя,

Непринуждённая, без чопорная…»

Чьи это слова и о каком произведении Н.В.Гоголя? ( А.С.Пушкина о сборнике «Ночь перед Рождеством».)

4.Какой предмет преподавал Н.В.Гоголь в Петербургском университете? (Историю)

  Творческое задание. Изобразить сцену встречи Собакевича и Чичикова в дверях из произведения Н.В.Гоголя  «Мёртвые души».

Вопросы третьего тура.

Для умников на красной дорожке:

 1.В каком году писатель выехал за границу? ( В 1836 году выехал в путешествие по Европе.)

2. «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём, это будет первая моя порядочная вещь, которая вынесет моё имя!» - пишет писатель В.Жуковскому. О каком произведении шла речь?(О поэме «Мёртвые души».)

Для умников на жёлтой дорожке:

1.Какие страны посетил Н.В.Гоголь во время заграничного путешествия?       ( Германию, Швейцарии, Францию, Италию.)

2. «Гоголь читал неподражаемо….Он читал драматичнее Островского и с гораздо большею простотой, чем Писемский.» Чьи это слова? (И. Панаева.)

3.«Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. » Кому принадлежит это описание, из какого произведения Н.В.Гоголя? (Ростовщику из повести «Портрет».)

Для умников на зелёной дорожке:

С какими литераторами познакомился Н.В.Гоголь в Петербурге, посещая литературную гостиную Карамзиных? (Жуковским, Пушкиным, Плетнёвым, Языковым.)

Какой эпиграф взял Н.В.Гоголь к пьесе  «Ревизор»? ( «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».)

«Это был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдёт.» Кому принадлежит это описание, из какого произведения? ( Богослов Халява из повести «Вий».)

Под каким псевдонимом было напечатано первое произведение писателя? (В.Алов.)

Игра со зрителями:

1.Назовите имя героя, который «занимается малеванием и считается лучшим живописцем во всём околотке»? (Вакула.)

2.Что значит колядовать? ( Колядовать – значит петь под окнами домов песни накануне Рождества. Эти песни и называют колядками. В них поют про Рождество. Хозяину, хозяйке, их детям желают здоровья. Тому, кто колядует, дают хлеб, колбасу, конфеты или деньги.)

3.На каком музыкальном инструменте играл Левко из повести «Майская ночь, или Утопленница.»? (На бандуре.)

Финал.

Творческое задание. Изобразите сцену встречи Тараса Бульбы с сыновьями, которые приехали домой после окончания учёбы.

Вопросы финала.

Для умников на красной дорожке:

1.Назовите фамилию писателя, который продолжил сатирическое изображение чиновников? (А.П.Чехов.)

2.Назовите иллюстраторов поэмы «Мёртвых душ»? ( А.А. Агин, П.М. Боклевский.)

Для умников на жёлтой дорожке:

Куда попал Чичиков после посещения дома Собакевича? ( К помещице коробочке, хотя ехал к Плюшкину.)

Как звали героя, у которого сами вареники лезли в рот? (Пацюк.)

Назовите имя художника и название его картины, написанной под впечатлением гоголевского пейзажа из произведения «Майская ночь, или Утопленница»? (А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».)

Которая из трёх, предложенных вашему вниманию скульптур Н.В.Гоголя, называется «Явление Христа народу»? (Появляются изображения скульптур на экране.) (Скульптура А.А.Иванова 1837-1857г.)

Для умников на зелёной дорожке:

1.Как звали старосветских помещиков из повести «Старосветские помещики»? ( Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна.)

2.Какой эпизод, из какого произведения Н.В.Гоголя демонстрирует этот фрагмент из фильма? ( Показывается фрагмент) (  Сцена обеда Чичикова в трактире гостиницы, произведение «Мёртвые души».)

3. 2.Что приснилось Городничему перед приездом ревизора? (Две большие чёрные крысы.)

4.Назовите фамилию композитора, написавшего музыку к опере «Сорочинская ярмарка»? (М Мусорский.)

Суперигра.

 

На экране демонстрируется фрагмент из фильма «Мёртвые души.»

Назовите имена актёров, сыгравших Чичикова и Манилова? (А.А.Калягин и Ю.Бондарев.)

                       

             Использованные материалы.

1.Д.Иофанов. Н.В.Гоголь. Детские и юношеские годы. Киев 1997г.

2.Б.М.Храпченко. Н.Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М. 1984г

3.Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 т. Л. Аккад. Наук. СССР 1937-1952гг.

4.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. «Развитие речи» 8-9 классы. М. «Дрофа» 1999г.

5.Материалы с сайта httr:// www. gramma, festival @ 1 september.ru

6.Манн Ю.В., Самородницкая Е.И., Самородницкая «Гоголь в школе». М. «Вако» 2007г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Орден за бой"

Представлена краткая история орденов, учреждённых в годы Великой Отечественной войны...

Внеклассное мероприятие "Военный орден моей семьи"

Мероприятие для родителей подготовлено совместно с детьми. Материал посвящен военным орденам и медалям, хранящихся в семьях учеников. Рассказывает историю появления и заслуги, за которые вручали орден...

Внеклассное мероприятие, посвящённое «Орденам Великой Победы»

Данный урок мужества (с презентацией) представляет собой рассказ учащихся об орденах Великой Отечественной войны и героях, получивших эти ордена первыми.. Ресурс  можно использовать для классного...

Программа «Детский орден милосердия»

активизация  движения  милосердия  в  городе,  воспитание  у  подрастающего  поколения   сострадания, милосердия,  доброго  отношения...

Конкурсы «Получи 5» и «Получи 4» для учащихся 5-7 классов

Конкурсы  «Получи 5» и  «Получи 4»  для учащихся 5-7 классовПроводится каждую неделю по итогам выставления учителями оценок в дневнике. Ученик,  получивший наибольшее количес...

День Георгиевского креста. День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 ноября 1769 г.

День Георгиевского креста.День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 нояб...

Орден "Победа" - высший орден Советского Союза.

В экспозиции Зала боевой славы школы №212 представлен муляж ордена Победы, кавалером, которого является Федор Иванович Толбухин....