Конспект урока чтения в 4 классе школы VIII вида на тему :И.Крылов"Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по теме

Бухарова Ирина Георгиевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока чтения в 4-ом классе

Тема:  “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”.

Цели.

1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;

     учить беглому, осознанному, выразительному чтению

2. коррекция  слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти,

    абстрактного и логического мышления.

3. Нравственное воспитание учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

     Прозвенел и смолк звонок

     Всех собрал нас на урок.

     Все у парты ровно встали,

     Улыбнулись, подравнялись,

     Тихо сели за свой стол

     Начинаем урок чтения.

II. Речевая гимнастика.

          Сделал дело – гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу?

III. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по сказке Гаршина “Лягушка-путешественница”.

IV. Объяснение нового материала.

1. Вступительная беседа   

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали сказку, а сегодня будем читать басню.  

- Что такое басня?

(Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.)

-  А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,

Ножки   – грабелькой,         Народ рабочий весь день хлопочет,

Хвостик – сабелькой,          Себе дом строит.

Крылья – бантиком.               (Муравьи)

         (Стрекоза)

 -Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока.

2. Словарная работа.

-“как зима катит в глаза”. Как вы это понимаете? (Скоро наступит зима, зима близко, на подходе).

- “помертвело чисто поле”. Как вы это понимаете? (Ничего в поле не растет, поле голое).

- “был готов и стол, и дом”. Как вы это понимаете? (Летом было тепло, пищи было много, и Стрекоза не задумывалась, что скоро наступит зима, и будет холодно и голодно).

3.  Чтение учителем  басни И.Крылова “Стрекоза и муравей”.

После прочтения задается вопрос: “О чем эта басня?”.

V. 1.Самостоятельное чтение

     2. Чтение басни по цепочке.

     3. Работа с иллюстрациями.

а) - Кто, ребята, изображен на рисунке?

       - Какое время года мы видим?

      - Чем занят муравей, а чем стрекоза?

б)- А на этом рисунке?

    - Какое время года изображено?

    - Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

 VI. Вопросы по содержанию басни

-Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

-Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

-К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к -Муравью?

-Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело.  Так поди же, попляши!”

-Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.

-Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

-В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.

-Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?

 (Нужно не только веселиться, но и работать.  Кто не работает, тот не ест.)

-На примере Стрекозы и Муравья, чьи же поступки изображены в басне?

 (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

- Вот такое краткое поучительное стихотворение и называется басней.

 (Слово “басня”на доске)

VII . Чтение басни по ролям.

 (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).

VIII. Закрепление нового материала.

-Как называется басня?

-Кто написал басню?

-Как жила Стрекоза летом?

-Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

-К кому пошла Стрекоза за помощью?

-С какой просьбой она обратилась к Муравью?

-Что ей сказал Муравей?

-Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни по ролям.

X. Итог.

-Итак, сегодня мы с вами читали басню И.Крылова “Стрекоза и Муравей”. Выяснили, что басня – это …. (краткое поучительное стихотворение.)

-Оцените свою работу на уроке?

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из факта...

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме: "Виды треугольников по сторонам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"  Виды треугольников по сторонам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из фа...

конспект открытого урока в 7 классе школы VIII вида по теме "Разучивание упражнений со скакалкой"

Открытый урок  в 7 классе "Разучивание упражнений со скакалкой"...

Конспект урока в коррекционной школе VIII вида 4 класс по теме: А.Н.Плещеев "Весна"

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Мне представляется, что современный урок должен прежде всего научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя....

Конспект урока по чтению в 5 классе школы VIII вида на тему: «Колючка» Ю. Яковлев.

Описание материала: Представленный конспект – это смесь логопедических знаний и педагогических приемов для привития у учащихся с нарушением интеллекта любви к родному языку, обогащению активного ...

Конспект урока по чтению в 5 классе школы VIII вида на тему: Л. Воронкова. «Дорогой подарок».

Описание материала: Представленный конспект – это смесь логопедических знаний и педагогических приемов для привития у учащихся с нарушением интеллекта любви к родному языку, обогащению активного ...

Конспект урока по чтению в 5 классе школы VIII вида на тему: «Твой друг» Я. Аким.

Описание материала: Представленный конспект – это смесь логопедических знаний и педагогических приемов для привития у учащихся с нарушением интеллекта любви к родному языку, обогащению активного и пас...