Урок развития речи. Создание собственного текста.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пышник Татьяна Ивановна

Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_8_kl._more_-_1.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  • Приветственное слово учителя. Настрой на позитив.

1 мин.

  • Готовность класса к уроку.

  1. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

  • Сегодня на уроке мы будем работать с авторским текстом, исследуем его и в конце урока каждый из вас создаст свой собственный творческий продукт. Это будет новый текст на основе собственного опыта и полученных на уроке знаний.

1 мин.

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

  • 1. Просмотр слайдов на тему «Море», затем на доске учитель записывает слово – «море». [1]
  • С чем ассоциируется у вас это слово?
  • Прочитайте, что у вас получилось? (Установка: если что-то понравится, вы  дописываете слова к своему ассоциативному ряду).

35 мин.

  • Учащиеся записывают слова, словосочетания, затем читают, объясняя, комментируя записанное.
  • 2. Первичное чтение текста И. Бунина «Море».
  • Я прочитаю сейчас вам текст, который называется «Море». Постарайтесь догадаться, кто автор. Имя его вам известно. В 7 классе мы познакомились с его рассказом.

    «Море гудело грозно, выделяясь из всех шумов в этой тревожной и сонной ночи. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Затем, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Высились и гудели черные тополя, а под ними, как будто в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, кружились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. Весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, и все вокруг дышало вольною свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство». ». [2]

  • Учащиеся слушают текст, выписывают слова и словосочетания, определяющие, с чем у автора  ассоциируется море.

  • Прослушайте текст и запишите, с чем ассоциируется у Бунина море.

    Работу с данным текстом мы начнем с составления таблицы.

  • Учащиеся чертят таблицу, оформляют графы.

      Таблица № 1

Мои ощущения:

Авторские ассоциации:

Тревога; страх; волнение; опасность; жуть; одиночество; восхищение; радость; успокоение

Гудело море; в сознании силы; мягкая проникающая свежесть; сверкающий пеной прибой; жадный бешеный прибой; волны с грохотом рушились целыми водопадами снежной пены; рыли песок; гравий скрежетал; вольная свежесть моря; далекое пространство

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

  • Учитель читает выразительно текст.
  • После прочтения текста работа идет со словами, которые ребята записали в первую графу «Мои ощущения».

  • Учащиеся работают с 1 и 2 графами, т.е. «Мои ощущения»  от прочитанного текста и записывают слова, раскрывающие ассоциации автора.
  • Учащиеся делятся впечатлениями и дописывают в свой ряд слова, которые им понравились
  • Затем зачитывают слова или словосочетания, отражающие ассоциации автора.
  • Я прочитала вам текст. Докажите, что это текст.

  • Более двух предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, на одну тему («Море»);  Предложения объединяет основная мысль…  («Ужас и красота разыгравшейся стихии») …
  • Кто может назвать автора данного текста?

  • Это И.А. Бунин. Читали рассказ «Лапти» (Проводят параллель)
  1. Вторичное чтение текста. Задача: выписать ключевые слова, раскрывающие тему, основную мысль, подумать о заглавии, композиции. Учитель читает текст (медленно).

  • Учащиеся выписывают слова в таблицу
  • Работа идет с графами 3, 4, 5

        Таблица № 2

Мои ощущения:

Авторские ассоциации:

Ключевые слова, раскрывающие

тему

Ключевые слова, раскрывающие основную мысль

Заглавие

Композиция

Тревога; страх; волнение; опасность; жуть; одиночество; восхищение; радость; успокоение

Грозно; тревожная ночь; безлюдное место; ночь поздней осени; жуткие; заброшенность; на обрыве; бешеный прибой; черные тополя; гремя, скрежетая; вольная свежесть; темнота бледнеет; остатки лестниц

Море гудело; одно море гудело, проникающая свежесть; прибой; играло море; волны; пена; водоросли; свежесть моря

Гудело грозно;

тревожная ночь; старый сад; забитый дом; заброшенность; гудело победно, все величавее в сознании своей силы; не в состоянии насытиться

мягкой, проникающей

свежестью; сверкающий пеной прибой; играло море; волны рушились, кружились и

сверкали, вольная

свежесть, ясно; видно

Море;

Линейная композиция:

бушует стихия, ее величавая сила, мощь;

красота - успокоение.

В основе композиции - антитеза. 

Страх – красота; ужас – восхищение; жизнь моря -  заброшенность домов, сада; ночь – темнота бледнела; море гудело – успокоение.

Тема - «Море»

Основная мысль: передать грозное и в то же время чарующее явление природы.

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

  • Прочитываются и обсуждаются слова, отражающие тему, основную мысль текста.
  • Определим тему текста
  • Основную мысль?

.

  • Учащиеся выслушивают друг друга, дописывают в свои графы, что понравилось у других.
  • Тема – «Море»
  • Передать жуткое и в то же время чарующее явление природы, не подвластной человеку. Все имеет свое начало и конец.
  • Как можно озаглавить?
  • Что можно сказать о композиции текста?

  • «Море», «Грозная стихия»…
  • В основе композиции лежит антитеза  (заброшенность мест, где жили люди. Жизнь в этом месте замерла, а море продолжает жить, будет жить вечно)
  • Приведите примеры антитезы из данного текста.

  • Жизнь – смерть; красота – ужас; разыгравшаяся природная стихия – успокоение; начало – конец бури.
  • Подведем горизонтальную черту в 3, 4 и 5 графе и сделаем некоторые выводы.

  • В таблице учащиеся проводят горизонтальную черту в каждой графе (3,4,5) и записывают тему, основную мысль, композицию.
  • Работа учащихся с текстом.

Задача: определить тип текста, стиль текста, понаблюдать за видами связи предложений в данном тексте.

  • У каждого на парте листок с рассказом И. Бунина «Море».
  • Работа с таблицей.

       

Таблица № 3

Связь предложений в тексте

Тип текста

Стиль текста

  1. 1. Пример параллельной связи
  2. 2. Пример цепной связи

а) повторение слов

б) замена местоимения

в) союзное соединение

г) однокоренные слова

Цель повтора: Акцентировать внимание, привлечь внимание.

  1. Описание с элементами

повествования. Доказать.

(Описание — изображение предметов, людей, животных, явлений природы...)

Вопрос - КАКОЕ?

Признаки: Много существительных, прилагательных, наречий, местоимений.

Художественный.  Доказать.

1. Изобразительно-выразительные средства (по вариантам):

1 вар. - эпитеты

2 вар. — сравнения

3  вар. — олицетворение

4  вар. – метафоры

5  вар. - инверсия

Деятельность учителя

Время

Деятельность обучающихся

  • Проверим, что вы написали.

  • Учащиеся говорят, что тип текста – описание, стиль – художественный и доказывают; затем приводят примеры различных связей предложений.
  • Поработаем над изобразительно-выразительными средствами текста. Работу построим по вариантам:

 1  вариант: выписать эпитеты

 2  вариант:  сравнения

 3  вариант: олицетворения

 4  вариант: метафоры

 5 вариант: инверсии

 6 вариант: найти анафору, градацию, антонимы

  • Учащиеся находят тропы, сообщают слова, которые они написали, остальные вписывают в таблицу (№ 3,«Стиль текста»).

I вар.:      Тревожная сонная ночь, старый сад, влажный ветер, сверкающий прибой, черные тополя, снежная пена, влажный шум, тонкая прохладная пыль, вольная свежесть (эпитеты).

2 вар.:      Как будто в ответ им с грохотом пушечных выстрелов...; сверкали водопадами... (сравнения)

3 вар.:       Море гудело, царит ночь, ветер валил с ног, гудели тополя, играло море, волны рушились, рвало, кружило, все дышало (олицетворения).

4 вар.:       Водопады снежной пыли, жадный, бешеный прибой пены, прохладная пыль; вольная свежесть; воздух полон прохладной пылью; сонная ночь (метафоры).

5 вар.:       Царит ночь, высились и гудели волны, играло море (инверсия)

6 вар.:       Море гудело, одно море гудело (анафора);  море гудело ровно, победно, все величавее в сознании своей силы (градация); море гудело (темно, ничего не видно) – ясно было видно;  на обрыве (высоко)  - стали спускаться вниз; высились тополя - под ними играло море (над – по); кружились, сверкали - убегали (антонимы).

  • Исследовательская работа по тексту.
  • Что можно услышать, увидеть, почувствовать, читая данный текст? Работаем по вариантам.

1 вар. - звукопись

2 вар. - цветопись

3 вар. – запахи

По окончании работы учащиеся делятся своими наблюдениями (запись в тетрадь)

  • Автором данного текста является И. Бунин. Что вы можете о нем сказать? 

  • Любит природу, умеет видеть красоту вокруг себя, мастер художественного слова, текст богат тропами, богат звукописью, цветописью, запахами … Это отличительная черта стиля Бунина.

  • Исследовательская работа по грамматике (по вариантам). Наблюдаем за фонетическими, лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями в тексте и их роли.

I    -  Фонетические особенности текста. Роль?

II   -  Лексические особенности текста.

III  - Морфологические особенности текста

IV  - Синтаксические особенности текста.

  • Каждый вариант сообщает о своих находках.

  1. Фонетические особенности текста.

Представлены почти все звуки русского языка; все пары по «глухости -  звонкости»; по «твердости - мягкости».

Н

57

С

56

З

13

С

56

Ф

3

В

46

Я

51

Т

44

Д

26

В

46

П

22

Б

19

М

44

К

29

Г

14

Р

43

Ш

9

Ж

11

    Роль звуковой антитезы:  работает на композицию текста. (Шторм – прояснение). Глухие звуки преобладают над звонкими. (Это была ночь, разыгрался шторм…). Из гласных – А, О, Э. (полнота явления).

II. Лексические особенности текста

1) общеупотребительная лексика (примеры)

2) почти все в прямом значении (реальность  происходящего)

3) интерес к слову гудело. Подберем синонимы: гудело - шуметь, греметь, грохотать, громыхать, тарахтеть, грохать, бахать, ухать, рокотать. Почему гудело? (Одухотворяется стихия)

4)  повторы слов, однокоренные слова: Море 5 раз; шум, шумов, ночь, черные, темнота, гудели, гудело, влажном, влажный, свежесть, прибой, пена, сверкали, сверкающий, высокие, высились. Таким образом, выявляются ключевые слова текста.

5) властно, царит, победно, величаво, сознание, проникающий до глубины души, сверкающий, пространство, высились. Эти слова создают определенную патетику  (страстность, взволнованность, исполненный пафоса). Это явление не только страшит, но и очаровывает. Тополя гудели – море гудело (Природа заодно).

III. Морфологические особенности текста

1. Имя существительное -45 рзз

2. Имя прилагательное – 25 раз

3.  Глагол -21 раз

4.  Местоимение -15 раз

5. Наречие -10 раз

6. Причастие – 6 раз

7. Деепричастие – 3 раза

8. Союз «И» - 15 раз.

  • Почему так много существительных, прилагательных, местоимений, наречий в  тексте?

  • Помогают определить тип текста. (Описание с элементами повествования).
  • Глаголы, их скопление наблюдается в последней трети текста.  Почему?

  • (13 из 21). Особенно в предложении  «Высокие, долетающие ...» - 7 глаголов. Все глаголы употребляются в прошедшем времени, исключая царит. (Динамика происходящего).
  • Роль причастий?

  • Причастия (проникающий, сверкающий, долетающий) усиливают торжественность речи.  Стоят до глаголов, следовательно, это указывает на длительность, постоянный признак.
  • Роль деепричастий?

  • Деепричастия живописно дорисовывают основное действие. Краткость, динамичность, замена придаточных предложений. Причастные обороты заменяют придаточные предложения, что позволяет избегать повторения союзов.
  • Употребление местоимений

  • Употребление местоимения  «Мы» довольно часто. (- рядом; используется, чтобы вызвать сочувствие, переживание).
  • Очень часто встречается союз «И». Роль?

  • Очень часто встречается союз «И» - намеренное использование повтора этого союза применяется для логического и интонационного подчеркивания, для усиления выразительности речи.
  • Многосоюзие

  • Многосоюзие - стилистическая фигура, применяется для усиления выразительности речи.

IV. Синтаксические особенности текста.

Нет практически ни одного простого предложения. Одни сложные предложения. Они позволяют воссоздать целостность наблюдаемой картины.

  • Подведение итогов
  • Поработаем с орфографией и пунктуацией текста.
  • На какие слова с точки зрения орфографии необходимо обратить внимание? Знаки препинания?

  • Объясняют орфограммы и постановку знаков препинания.

  • Возможно выполнение разных видов разбора, если позволит время.
  • Фонетический разбор.

Найти слово, где звуков больше, чем букв (вольною – 7б, 8 зв.). Почему?

  • Морфемный разбор.  

(Выделяясь, чувствовалось, властно, насытиться, сверкающему, водопадами, спутанные).

  • Словообразовательный (властно)
  • Морфологический разбор:

К сверкающему3 пеной прибою.

  • Найти слово по схемам: (насытиться, выделяясь)

       ;           

  • Учащиеся выполняют разбор в тетради.

  • А теперь приступаем к самой ответственной работе – созданию  собственного текста.

Задача: На основе прочитанного авторского текста, его особенностей, на основе ваших наблюдений, ощущений создать текст о море, используя предложенную лексику, изобразительно-выразительные средства.

  1.  ЭТАП УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.  

    СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.

  • Создание текста  [3]

30 мин.

Учащиеся создают свой текст о море.

  1. ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.  

                  АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

  • Чтение работ. «Плюсы» и «минусы» прочитанной работы.

20 мин.

  • Учащиеся читают работы, остальные анализируют.

  1. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

  • Учитель дает качественную характеристику работы класса

1 мин.

  1. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

  • Что дал вам этот урок. Чем он вас обогатил?

1 мин.

  • Барометр настроения.

 

  1. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

  • Красиво оформить работу.

1 мин.