Интерактивный плакат «Литературные направления»
презентация к уроку (10 класс) по теме

Гузей Наталья

Интерактивный плакат  «Литературные направления», созданный в программе PowerPoint с использованием триггеров и гиперссылок,  рекомендуется использовать на уроках литературы в 8-11 классах на этапе знакомства с новым материалом, при повторении, обобщении, а также как дополнительное пособие для выполнения домашнего задания по обозначенной теме и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plakat_liter._napr.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентационный плакат «ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ» Автор: Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»

Слайд 2

НАПРАВЛЕНИЕ ЭПОХА 30-е гг. XVIII в. 60-70 гг. XVIII в. 1-ая четверть XIX в. к. XIX – нач . XX в. с н . XIX в. 20-е гг. XX в. 60-80-е гг. XX в. 80-е гг. XX в. – наши дни КЛАССИЦИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ РОМАНТИЗМ ПОСТРЕАЛИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ НЕОРОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ

Слайд 3

КЛАССИЦИЗМ РОДЫ ЖАНРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОС ПОЭМА БАСНЯ ИДИЛЛИЯ М.М.Херасков, В.К.Тредиаковский А.П.Сумароков, И.Н.Хемницер , И.Н.Дмитриев ЛИРИКА ОДА САТИРА М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин А.Д.Кантемир, Г.Р.Державин ДРАМА ТРАГЕДИЯ КОМЕДИЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА А.П.Сумароков, Я.В.Княжнин Д.Н.Фонвизин ИЕРАРХИЯ ЖАНРОВ ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ ТРАГЕДИЯ, ЭПОПЕЯ, ОДА КОМЕДИЯ, САТИРА, БАСНЯ

Слайд 4

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ РОДЫ ЖАНРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОС СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ ПОСЛАНИЯ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ Н.М.Карамзин, Н.А.Львов Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» ЛИРИКА ЭЛЕГИЯ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ПАСТОРАЛЬ ИДИЛЛИЯ Молодой В.А.Жуковский К.Батюшков И.Дмитриев ДРАМА МЕЩАНСКАЯ ДРАМА М.М.Херасков, М.И.Веревкин, В.А.Озеров ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ПРОТЕСТ ПРОТИВ ИСПОРЧЕННОСТИ АРИСТОКРАИИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СТРЕМЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ В ДВИЖЕНИЯХ ДУШИ, МЫСЛЯХ, ЧУВСТВАХ ЧЕРТЫ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДА К МИРУ; КУЛЬ ЧУВСТВА; КУЛЬТ ПРИРОДЫ; КУЛЬТ НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТЫ, НЕИСПОРЧЕННОСТИ; УТВЕРЖДЕНИЕ БОГАТОГО ДУХОВНОГО МИРА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НИЗШЕГО СОСЛОВИЯ.

Слайд 5

РОМАНТИЗМ РОДЫ ЖАНРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОС ПОЭМА РОМАН ПОВЕСТЬ БАЛЛАДА И ДУМА Лит. СКАЗКИ И БЫЛИНЫ А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев М.Н.Загоскин, Н.В.Гоголь Н.А.Полевой, Н.Ф.Павлов В.А.Жуковский, П.А.Катенин К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский ЛИРИКА ЭЛЕГИЧЕСКАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ МЕДИТАТИВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, поэты-декабристы К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг Д.В.Веневитинов, А.С.Хомяков ДРАМА 1. КОМЕДИЯ-СКАЗКА 2. ПРОБЛЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА П.А.Катенин , В.К.Кюхельбекер ИДЕЙНАЯ ОСНОВА РАЗОЧАРОВАНИЕ В ИДЕЯХ ПРОСВЕЩЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ; ИНТЕРЕС К ЭКЗОТИЧЕСКОМУ, СИЛЬНОМУ, ЯРКОМУ; ОТРАЖЕНИЕ «НОЧНОЙ» СТОРОНЫ ДВИЖЕНИЯ ДУШИ; ПЕРЕЖИВАНИЕ РАЗЛАДА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ; СТРЕМЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К СВОБОДЕ; ТЯГОТЕНИЕ К ФАНТАСТИКЕ; СМЕШЕНИЕ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО, ТРАГИЧЕСКОГО И КОМИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО И НЕОБЫЧНОГО

Слайд 6

Неоромантизм Историческая эпоха Отличительные черты Представители Ведущие жанры Конец XIX -начало XX века Стремление перевоссоздания действительности Проблематика «отвергнутых» Проблематика «сильной личности» и «естественного человека» Пафоса свободолюбия Стремление создать «иллюзию мира» Роман, повесть, рассказ, литературная сказка М.Горький В.М.Гаршин А.И.Куприн В.Г.Короленко

Слайд 7

РЕАЛИЗМ МЕТОД ФОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИНКРЕТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ(1-я пол. XIX в.) ПОЭМА, ПОВЕСТЬ, КОМЕДИЯ, РОМАН А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», проза, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (2-я пол. XIX в.) 1. РОМАН, РОМАН-ЭПОПЕЯ, ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ, ЛИТЕРАТ. СКАЗКИ; 2. ПЕСНЯ, ЭЛЕГИЯ, САТИРА; 3. ТРАГЕДИЯ, КОМЕДИЯ, ДРАМА, ХРОНИКИ; 4. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ; 5. ПОЭМА, РОМАН В СТИХАХ 1. И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин , К.С.Аксаков, В.М.Гаршин, А.К.Толстой 3. Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, А.П.Чехов 4. Н.А.Некрасов «Русские женщины» 5. А.С.Пушкин «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Мертвые души» СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (20-е гг. XX в.) 1. РОМАН, ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ 2. ПЕАНЯ, ПОЭМА, САТИРА, БАСНЯ 3. КОМЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ, ДРАМА 1. Н.А.Островский, М.А.Шолохов, М.Горький, А.Н.Толстой, А.А.Фадеев, И.А.Бабель 2. Д.Бедный, В.Маяковский 3. В.В.Вишневский, В.Маяковский, Н.Ф.Погодин

Слайд 8

МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Старшее поколение (80-90 гг. XIX в.) Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Н.М.Минский; К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб Младосимволисты (1900 гг. – рубеж веков) Вяч.Иванов , А.Белый, А.А.Блок, С.В.Соловьев; философия Вл.Соловьева С 1913 – 1914 гг. Н.Гумилев - вождь С.Городецкий А.Ахматова О.Мандельштам М.Зенкевич В.Нарбут С 1911 г . Сборник «Пощечина общественному вкусу». Эгофутуристы: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов. С 1912г. – кубофутуристы (« Гилея »): В.Маяковский, Д.и Н.Бурлюки , В.Хлебников,В.Каменскй . В 1913 г. – «Центрифуга»: В.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов

Слайд 9

Модернизм Историческая эпоха Отличительные черты Ведущие жанры С 1895 года по 20-е годы XX века Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся Склонность к сложному формальному эксперименту Внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека Представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства Стихи, поэмы, рассказы, романы Этапы развития: Символизм Акмеизм Футуризм

Слайд 10

Постмодернизм Историческая эпоха Отличительные черты Представители Ведущие жанры Текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Преодоление разного рода границ и условностей, как жанровых, так и мировоззренческих. Ироничность (как один из способов дистанцироваться). Прямое и скрытое цитирование. Повышенное внимание к знанию контекста . Конец 60-х до конца 80-х XX века Венедикт Ерофеев Виктор Пелевин Иосиф Бродский Татьяна Толстая Используются все жанры литературы Постмодернизм - не "жанр", не "стиль" и, тем более, не "школа", к которой можно "принадлежать". Постмодернизм - это ситуация. Своего рода культурное "бытие", которое действительно "определяет сознание". По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуацию постмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о "жанровых канонах" и не об "особенностях стиля", а о некоторых аспектах творческого поведения.

Слайд 11

Постреализм Историческая эпоха Отличительные черты Представители Карнавализация , изображение ситуации балагана, ярмарки, скоморошного праздника. Антиутопия ,которая уживается с утопией. Авторы играют с языком, экспериментируя на разных его уровнях.Создается даже особый " шизоязык " , искажающий языковые нормы . Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций. Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистолярий . С 80-х годов X Х века до наших дней Сергей Довлатов Людмила Петрушевская Евгений Федоров Марк Харитонов Евгений Шкловский Постреализм /новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма . Или возникает на закате явно угасающего постмодернизма. Однако, вероятнее всего, постреализм /новый реализм и уходящий в прошлое постмодернизм живут синхронно, питаясь возможностями друг друга .

Слайд 12

Сергей Довлатов Дата рождения: 3 сентября 1941 Место рождения: Уфа Дата смерти: 24 августа 1990 (48 лет) Место смерти: Нью-Йорк Род деятельности: писатель, журналист http://www.sergeidovlatov.com Произведения на сайте Lib.ru Перейти к: навигация , поиск

Слайд 13

Имя при рождении: Людмила Стефановна Петрушевская Дата рождения: 26 мая 1938 Место рождения: Москва, СССР Гражданство: Россия Род деятельности: Прозаик, драматург, певица, автор музыкального проекта "Кабаре Людмилы Петрушевской" Годы творчества: 1972—наши дни Дебют: «Через поля» Произведения на сайте Lib.ru

Слайд 14

Дата рождения: 31 июля 1937 (74 года) Место рождения: Житомир Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: писатель, эссеист, поэт, переводчик Источники Харитонов в библиотеке ImWerden Харитонов в «Журнальном зале» Лирика Харитонова Марк Серге́евич Харито́нов

Слайд 15

Шкловский Евгений Александрович родился 21 октября 1954 года в Москве, прозаик, литературный критик. Окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и аспирантуру факультета журналистики. Кандидат филологических наук (1983). Работал в «Литературной газете» (1978-1980), в журнале «Литературное обозрение» (1983-1990), в издательстве «Культура» ( с 1990). Член Союза писателей (с 1990). Печататься начал в 1977 г. Публиковался в различных периодических изданиях. Автор литературно-критических брошюр «Проза молодых: герои, проблемы, конфликты» (1986), «Человек среди людей» (1987), «Грани гуманизма» (1989), «Лицом к человеку» (1989), « Варлам Шаламов» (1991), сборников рассказов «Испытания» (1990), «Заложники» (1996), «Та страна» (2000), "Фата-моргана"(2004). Переводился на английский, венгерский, итальянский, немецкий, французский, чешский языки.

Слайд 16

Источники: Виноградова Е.А. Литература 5-9 классы. Методическое пособие и учебно-наглядные таблицы. – Москва: «Русское слово», 2007 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф , 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)...

Азимуты и определение направлений. Интерактивный тест

Интерактивный тест создан в среде  iSpring Quiz Maker. Образовательный ресурс поможет проверить знания по теме "Азимут. Определение направлений"...

Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в воспитательной работе посредством интерактивных игр, направленных на формирование и сбережение здоровья

Автор статьи знакомит с инновационной формой организации профилактических мероприятий, отраженных в  разделе  программы воспитательного пространства гимназии «Здоровый образ жизни&raqu...

Модель интерактивного образовательного пространства, направленная на повышение интереса обучающихся к учению.

Проект: Модель интерактивного образовательного пространства, направленная на повышение интереса обучающихся к учению....

Интерактивный стол - новое направление педагогического дизайна.

Педагогический дизайн приведённое в систему  использование знаний об эффективности учебной работы в процессе проектирования, разработки, оценки использования учебных материалов.Это деятельность, ...

Методическая разработка интерактивного занятия профориентационной направленности «Как не провалить собеседование»

Материал представляет собой методическую разработку занятия с обучающимися 9-11 классов, а также студентами старших курсов ПОУ, цель которого - научить грамотно составлять резюме и строить общение с п...