Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе В.Я.Коровиной
    рабочая программа (6 класс) по теме

    Волошина Ирина Алексеевна

    Рабочая программа по курсу "Литература" для 6 класса составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.я.коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва, "Просвещение", 2009) и примерной программы основного общего образования (2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004), применительно к учебнику "Литература" 6 класс, под редакцией В.П.Полухиной,  В.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина, (Москва, "Просвещение, 2009) и приложения №3 (авторской программы). 

    Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность  раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

    В учебном плане предусмотрено 3 часа в неделю, 102 часа в год.

    Рабочая программа рассчитана на творческое её использование. На развитие речи отводится 5 обучающих уроков (устное сочинение, требование к жанрам сочинений, составление планов, письменное сочинение, домашнее сочинение) и 2 урока внеклассного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_lit-ra_6.docx75.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    №п/п/№ ур

          Тема урока

    Виды дея-тельности учащихся и учителя

    Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

    Вид контроля

    Домаш-нее задание

    Примеча-ние

                                 Компетенции

        Учебно-познавательная

      Информационная

    Базовый   уровень

    Продвинутый уровень

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Введение (1ч)

    1

    Художественное произведение. Содер-жание и форма. Автор и герой отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции

    Беседа, работа с книгой

    Знать: литература как особая форма познания действии-тельности; автор и герой в литературном произведении.

    Продуктивный
    уровень:
    К., Р.

    Знать: литература и другие виды искусства.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

    Уметь конспекти-ровать

    Опрос

    Прочи-тать ста-тью учеб-ника стр.

    конспект

    Устное народное творчество (4ч)

    2-3

    Обрядовый фоль-клор: колядки, веснянки, масле-ничные, летние и обрядовые песни. Эстетическое значе-ние обрядового фоль-клора

    Беседа, работа с текстом

    Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

    Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать следующие жанры обрядового фольклора: коляд-ки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.

    Уметь: характе-ризовать их содержание и поэтику.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    Использова-ние для решения познаватель-ных задач справочных пособий по литературе

    Вырази-тельное испол-нение обрядового фольклора

    1. стр. 8-11, воп-росы

    2. стр.11-13

    4-5

    Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества.

    Работа с учебником,  дополните-льной литерату-рой

    Знать: понятия посло-вицы и поговорки, загадки.

    Уметь: отличать пословицу от пого-ворки, характери-зовать их отличи-тельные признаки
    Продуктивный уровень: К.

    Знать: темати-ческое многооб-разие пословиц и поговорок; неко-торые известные собрания
    ( Даль В. И. и др.); народная мудрость в пословицах.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

    Умение осуществлять
    поиск необ-
    ходимой информации, делать выборку и готовить сообщения

    Вырази-тельное чтение, беседа по вопросам

    1.стр.13-15, вопросы

    2.стр.16-22, пересказ статьи

    Древнерусская литература (3ч)

    6

    Древнерусская литература «Повесть временных лет». Русская летопись

    Работа с учебником, комменти-рованное чтение,
    беседа

    Знать: жанры древне-греческой литературы; летопись.

    Уметь: характери-зовать содержание и проблематику «Повести временных лет».

    Продуктивный уровень:
    КУЛЬТ., К.

    Знать стилевые особенности летописи.

    Уметь: характеризовать их.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    Составление конспекта

    Ведение конспекта

    Конспект урока выучить

    7-8

    «Сказание о Белго-родском киселе»: отражение истори-ческих событий и вымысел, отражение народных идеалов

    Комменти-рованное чтение, беседа по прочитан-ному

    Знать: сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о Белгородском
    киселе».

    Уметь: выполнять художественный
    пересказ

    Знать: особен-ности связи предложений
    в тексте лето-
    писи.

    Уметь: характери-зовать поэтику произведений

    Анализ текста и устного высказыва-ния. Умение вступать
    в речевое общение

    Опрос по лекции, художест-венный пересказ

    1. рассказ по плану «О повес-ти вре-менных лет», выраз.чт. и пере-сказ

    2. стр.26-30, вопросы

    Русская литература 18 века (1ч)

    9

    Русская басня.
    И. И. Дмитриев.
    «Муха»: противопос-тавление труда и безделья. Мораль в басне, аллегория, иносказание

    Работа с учебником; вырази-тельное чтение

    Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория».

    Уметь: анализировать басню

    Знать: историю развития басенного жанра.

    уметь находить жизненные соответствия содержанию басни

    Совершенст-вование навыков работы с книгой

    Фронталь-ный опрос

    Стр.30-34, подг.сообщение (инд)

    Из русской литературы 19 века (31ч+2ч – р/р+1ч – вн/чт)

    10-11

    1.И.А.Крылов. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

    2.И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изобра-жение невежест-венного судьи, глухого к произведениям истинного искусства

    Работа с книгой, чтение по ролям; инсцениро-вание

    Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория».

    Уметь: воспри-
    нимать и понимать характер
    героев басен

    Уметь: находить литературные аналогии между произведениями разных баснописцев

    Умение аргументи-рованно представ-лять свою читатель-скую позицию

    Выразите-льное чтение наизусть

    1.Выраз. чтение  басни Стр. 34-35, стр. 36-37, статья

    2.подг. сообще-ние о Пушкине(инд), наизусть басню

    12

    Литература XIX в.

    А. С. Пушкин.
    Краткий рассказ о писателе. Лицейские годы

    Просмотр слайдовой презентации, индивидуа-льные задания

    Знать: период жизни Пушкина
    в Царскосельском лицее; жанр
    послания.

    Знать: основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики

    Совершенст-вование  
    навыков работы с книгой, словарем, интернет-ресурсами

    Сообще-ния учащихся

    1.Конс-пект уро-ка

    2.Наи-зусть сти-хотворе-ние,

    13

    Стихотворение
    «И. И. Пущину»: светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях

    Работа с текстом стихотворе-ния

    Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

    Продуктивный уровень:
    КУЛЬТ., К.

    Знать: основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

    Совершенст-вование  
    навыков работы с текстом

    Выразите-льное чтение наизусть

    мини-сочине-ние «Дружба в моей жизни»

    14

    Стихотворение
    А. С. Пушкина «Узник»:  вольно-любивые устрем-ления поэта

    Знакомство  с основ-ными моти-вами лири-ки поэта (мотив не-воли в сти-хотворении)

    с понятием «интонация»

    Знать: вольно-любивый характер стихотворения.

    Уметь: выразительно читать стихотворения.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: основные мотивы лирики Пушкина.

    Уметь: характеризовать интонационную окраску стихотворения.

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста и устного высказыва-ния.

    Умение вступать в речевое общение

    Комменти-рованное чтение

    Стр.54-55, анализ стихотворения

    15

    А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Мотивы единства красоты природы и красоты человека, красоты жизни

    Знакомство  с новыми фигурами речи (анти-теза, прием контраста); показать роль компо-зиции в понимании смысла сти-хотворения

    Знать: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

    Уметь: определять их самостоятельно.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения.

    Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характери-зовать компо-зицию.

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста и уст-ного выска-зывания.

    Умение вступать в речевое общение

    Уметь определять двуслож-ные разме-ры (ямб, хорей); антитезу

    Наизусть стихотворение

    16-18

    1.А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Барышня-кресть-янка» - сюжет и герои повести.

    2.Роль случая в композиции повести

    3.А.С.Пушкин. «Выстрел» - образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным.

    беседа по прочитан-ному

    Знать: содержание текстов, историю создания.

    Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

    Знать: художественные особенности повестей; идейное содержание.

    Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставитель-ный анализ образов.

    Продуктивный уровень: К.

    Владение монологи-ческой и диалоги-ческой речью. Приведение примеров, подбор аргу-ментов, формулирование выводов

    дискуссия на тему

    подг. обзорный пересказ повестей (индив.)

    19 р/р

    Сочинение
    «О чем заставляет
    задуматься одно
    из прочитанных произведений
    А. С. Пушкина?»

    Составление плана, аналитиче-ская работа

    Знать: методику действий при написании творческой работы.

    Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соот-ветствии с планом.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Уметь: проводить сравнительный анализ тем, идей, образов

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Отражение
    в письмен-ной форме
    результатов своей деяте-льности

    Сочинение

    Чистовик сочине-ния

    20-24

    1.А. С. Пушкин. Роман «Дубровский: изображение русского барства. 2.Дубровский-старший и Троекуров 3.Протест В.Дубровского против беззакония и несправедливости. 4.Бунт крестьян. Осуждение произво-ла и деспотизма , защита чести, независимости личности.

    5.Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отноше-ние к героям

    знакомство с истории-ческой подоплёкой романа; проблема-тикой произве-дения

    Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

    Уметь: составлять план событий, говорить
    о композиции
    романа.
     

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: историческую подоплёку произведения.

    Уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    План как вид информа-ционной переработки текста

    умение составлять план про-изведения, владение теоретиче-скими понятиями, пересказ, анализ

    1.вопросы в тетра—ди

    2.пересказ по плану

    3.сообще-ния о Лер-монтове (инд)

    25-26

    1.М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта

    2.Стихотворение «Тучи» - чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине

    Комменти-рованное чтение, портреты, выставка книг

    Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворения «Тучи»; прием срав-нения в композиции произведения.

    Уметь: выразительно читать стихотворный текст.

    Продуктивный уровень: 
    КУЛЬТ., К.

    Знать: основные мотивы лирики поэта.

    Уметь: анализировать поэтический текст и делать выводы.

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста с точки зрения функциона-льной разно-видности языка, умение вступать в речевое общение

    Сообще-ния уча-щихся

    1.Стихо-творение «Тучи» выучить,рисунок к нему

    2.найти в стихотворении «Тучи» инверсии и повто-ры, ука-зать их роль; опреде-лить размер

    27

    Тема красоты, гармонии человека с миром в произведе-ниях М. Ю. Лермон-това («Листок», «Три пальмы»)

    Беседа по вопросам, выразитель-ное чтение

    Знать: понятия «анти-теза», «метафора»; мотивы лирики поэта.

    Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: трех-
    сложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).

    Уметь: вступать в речевое общение

    Анализ тек-ста и устного высказыва-ния.

    Умение вступать в речевое общение

    Комменти-рованное чтение

    Стр.159-166, наи-зусть (на выбор)

    28-30

    1.И.С.Тургенев: краткий рассказ о писателе. Сборник «Записки охотника»

    2.«Бежин луг» - сочувственное отношение к крестьянским детям

    3..Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе

    Комменти-рованное чтение; аналитиче-ская беседа

    Знать: содержание рассказа; отличитель-ные черты художест-венного мира Турге-нева.

    уметь: воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание

    Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику

    Анализ тек-ста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Чтение наизусть

    1.рассмо-треть кар-тины природы в расска-зе, работа со слова-рём, стр.171-197

    2.стр.197-198, сост. план; творчес-кое зада-ние; 3.анализ речи детей

    31

    Передача сложных, переходных состояний природы в лирике Ф.И.Тютчева

    Комменти-рованное чтение, ана-лиз текста,

    музыкаль-ные фраг-менты из «Времен года» П. И. Чайков-ского

    Знать о творчестве Ф.И.Тютчева, сочета-нии космического масштаба и конкрет-ных деталей в изобра-жении природы

    Знать понятия: «лирический герой», «художе-ственный образ».

    Уметь: выпол-нять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

    Продуктивный уровень: К., Л.С.

    Уметь находить и использовать информацию

    Лингвис-тический анализ текста

    Стихотворение на-изусть (на выбор)

    32

    Жизнеутверждающее начало в лирике А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике

    Комменти-рованное чтение, ана-лиз текста, прослушивание музыка-льных фраг-ментов «Времён года» П.И. Чайковско-го

    Знать о творчестве А.А.Фета,  чувственном характере лирики и её утончённом психоло-гизме

    Знать понятия: «лирический герой», «художе-ственный образ».

    Уметь: выпол-нять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

    Продуктивный уровень: К., Л.С.

    Уметь находить и использовать информацию

    Лингвис-тический анализ текста

    Подгото-вить выра-зительное чтение стихотво-рения

    33

    Н. А. Некрасов . Краткий рассказ о писателе.. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии

    Работа с учебником, беседа по вопросам

    Знать факты жизни и  творчества Н.А.Некрасова, о  гражданской направленности его лирики; содержание стихотворения

    Уметь: определять тематику
    произведения;
    особенности языка и стиля.
     

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    Знать: своеобразие композиции стихотворения,

    Продуктивный уровень: К.

    Умение осуществлять
    поиск необ-
    ходимой информа-ции, делать выборку и готовить сообщение

    Составле-ние плана статьи учебника

    Стр.

    34-35

    1.Стихотворение «Железная дорога». Картины подне-вольного труда в стихотворении.

    2.Своеобразие композиции, роль пейзажа. Значение эпиграфа

    Беседа, комменти-рованное чтение

    Знать: художественные особенности стихотворения.

    Уметь: характеризовать стилистические средства.

    Продуктивный уровень:

    Знать: дактиль, анапест, амфибрахий.

    Уметь: определять трехсложные размеры.

    Продуктивный уровень: К

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Выраз.чт. стих.; выписать «труд-ные» слова и дать им толкова-ние

    Отрывок (1 глав-ку) наи-зусть; подо-брать и подг. выраз.чт. стих.

    Некрасо-ва (на выбор)

    36

    Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Левша». Сказ как форма повествования.

    Комменти-рованное чтение; портрет, иллюстра-ции

    Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

    Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художе-ственный пересказ эпизодов.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К., Р

    Знать: автор
    и сказитель
    (рассказчик)
    в сказе.

    Уметь: характеризовать язык и стиль писателя.

    Продуктивный уровень: К., Р.

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов, умение вступать в речевое общение

    Работа над выбороч-ным пере-сказом, особеннос-тями языка произведе-ния, словарем

    Читать главы 4-10; выде-лить и записать цитаты  (см. тетр); худ. пересказ одной из глав

    37-38

    1.Сказ «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю-бие, талантливость, патриотизм.

    2.Едкая насмешка над царскими чинов-никами. Особенности языка произведения

    Чтение по ролям; беседа по вопросам

    Знать: понятие «речевая характеристика»

    Уметь: выполнять характеристику героя.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: фольклорные элементы в сказе; понятие «цитата».

    Уметь: составлять цитатный план произведения

    План как вид информаци-онной переработки текста

    Работа над характери-стикой Левши

    1.читать главы 11-20; выраз. чтение одного из диалогов

    2. подг. к изложе-нию

    39 р/р

    Изложение на тему «Левша в гостях у англичан».

    Работа с текстом

    Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Уметь: анализировать авторские языковые средства.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Создание письменных высказыва-ний, адек-ватно передающих информацию с заданной степенью свернутости

    Создание письмен-ных выска-зываний

    Подг.к уроку вн. чтения «Человек на часах»

    40 вн/чт

    Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

    Работа с текстом

    Знать: понятие «речевая характеристика».

    Уметь: выполнять характеристику героя.

    Продуктивный уровень: К.

    Уметь: анализировать авторские языковые средства.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Анализ тек-ста, подбор аргументов, формулиро-вание выво-дов, умение вступать в речевое общение

    Анализ текста

    Прочи-тать другие рассказы Лескова;

    сообще-ние о Чехове (инд)

    41

    А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Разоблачение лицемерия

    Комменти-рованное чтение

    Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористи-ческого рассказа.,  о роли художественной детали

    Уметь: анализировать содержание.

    Продуктивный уровень:
    КУЛЬТ., К.

    Знать: как отобра-жается природа
    смешного в рас-сказах  Чехова
    Уметь: характеризовать поэтику и стиль.

    Продуктивный уровень: К., Р.

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Анализ текста

    Прочи-тать рассказ «Лошадиная фами-лия», выписать фамилии в тетр.

    42 вн\чт

    А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия»: юмор в рассказе

    Беседа по вопросам

    Знать понятия: «анекдот», «притча», «юмор», «сатира», «комическое», приемы изображения комического.

    Уметь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Знать: композиционные особенности рассказа.

    Уметь: характеризовать композицию. 

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста, комменти-рованное чтение

    Инд. Задания  (см. тетрадь)

    43-44

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов: выражение переживаний и мироощущения в стихах о родной природе 2ч

    Комменти-рованное чтение; портреты, музыкаль-ные фраг-менты из «Времен года» П. И. Чайков-ского

    Знать: поэтов XIX–ХХ веков:
    Фета,  Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мереж ковского и Майкова
    Уметь:
     анализировать лирическое произве-дение, находить языковые средства выразительности.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ.

    Знать понятия: «лирический герой», «художествен-ный образ».

    Уметь: выполнять час-тичный лингвис-тический анализ текста лиричес-кого произве-дения.

    Продуктивный уровень: К., Л.С.

    Уметь находить и использовать информацию

    Лингвис-тический анализ текста

    Прочи-тать статью учебника стр.

    45

    Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века».

    Решение проблем-ных заданий

    Знать: содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

    Уметь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа.

    Продуктивный уровень:
    КУЛЬТ., К.

    Знать: историко-культурные сведе-ния; биографичес-кие сведения о писателях.

    Уметь: давать характеристику герою; анализи-ровать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К., Р.

    Владение монологической и диало-гичес-кой речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Проблем-ные зада-ния разли-чного уровня сложности

    Из русской литературы 20 века (29ч+3ч – р/р+1ч – вн/чт)

    46-48

     Вн\чт

    1.А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. 2.«Неизвестный цветок» - прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.

    3.Рассказ «Корова» - труд как нравствен-ное содержание человеческой жизни

    Комменти-рованное чтение

    Знать: факты биографии Платонова; содержание рассказов.

    Уметь: анализировать эпизоды.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ

    Знать: своеобразие языка рассказа, стилистической манеры писателя.

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Анализ текста, отзыв о рассказе

    1.устное сочине-ние-отзыв о рассказе по плану; 2.прочи-тать рассказ «Корова»

    3.подг. сообщ.  о Грине

    (инд)

    49-51

    1.А.Грин. Краткий рассказ о писателе 2.«Алые паруса» -  жестокая реальность и романтическая мечта.

    3.Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям

    Комменти-рованное чтение

    Знать: биографические сведения о Грине;

    Уметь: давать характеристику герою.

    Продуктивный уровень: К.

    Уметь: характеризовать композицию. 

    Продуктивный уровень: К

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Анализ текста

    1.Читать феерию «Алые паруса»;

    2.вопро-сы в тет-ради

    3.подг. сообщ. о Пришви-не (инд)

    52-53

    1.М. М. Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
    «Кладовая солнца». 2.Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. (по «Кладовой солнца»)

    Работа с понятием жанра «сказка-быль»;  с идейно-художест-венными особеннос-тями сказ-ки-были, характера-ми глав-ных героев

    Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль».

    Уметь: давать характеристику герою.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: виды сказок (сказка народная и литературная).

    Уметь: характеризовать идейно-художест-венные особен-ности сказки.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    Уметь работать с информаци-онными источниками и готовить
    сообщение по теме

    Комменти-рованное чтение

    1.Выу-чить лит. понятия; читать до стр. 48, (4 абзац)

    2.вопро-сы в тетради;

    читать до стр. 63

    54-55

    1.«Кладовая солнца». Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.

    2. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

    Комменти-рованное и выразите-льное чтение; беседа по прочитан-ному

    Знать: основную мысль произведения; философский смысл названия.

    Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.

    Продуктивный уровень: К., Р.

    Знать: особен-ности компози-ции.

    Уметь: характе-ризовать худо-жественное свое-образие сказки; обсуждать нравст-венные вопросы, поставленные в произведении.

    Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Провести анализ эпизода «Рассказ о ели и сос-не…»; отметить нравствен-ные проб-лемы в «сказке-были»; рассмот-реть осо-бенности компози-ции; обсужде-ние  смысла названия

    1.Читать до конца; сост.цита тный план; по-добрать примеры

    2.рисунки к отдель-ным эпизодам; подг. инсцени-ровку (инд)

    56-57

    Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов (К.Симонов, Д. Самойлов).

    Знакомство
    с творчест-вом К. Си-
    монова, С. Орлова,
    Д. Самой-лова; осмысление  тему войны

    Знать: факты
    биографии Симонова, Орлова, Самойлова.

    Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмысливать тематику, нравствен-ные аспекты произ-ведений.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., Р., Л.С.

    Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; как они отражены
    в искусстве.
     

    Продуктивный уровень:

    Отражение
    в устной форме результатов своей деяте-льности

    Чтение наизусть

    1.стр.75-79, вопросы

    2.стр.79-83, наизусть (на выбор)

    58

    В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

    «Конь с розовой гривой». Изображе-ние быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы

    Беседа
    по содержа-нию

    Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

    Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов.

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

    Знать понятия: «сюжет», «конфликт».

    Уметь: характеризовать сюжетную линию произведения.

    Продуктивный уровень: К.

    Уметь работать с информаци-онными источниками готовить сообщение
    по теме

    чтение с коммента-риями

    Дочитать рассказ; сравнить поведе-ние Саньки и рассказчика в эпи-зоде сбо-ра ягод; рисунок (по жела-нию)

    59-60

    1.Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

    2.Юмор в рассказе.

     Яркость и самобытность героев. Особенности народной речи.

    Комменти-рованное и выразите-льное чтение;
    беседа

    Знать: понятие «художественная деталь».

    Уметь: выражать свое отношение
    к прочитанному постичь нравственные проблемы, затронутые
    в произведении.
     Продуктивный уровень: К.., Р.,
    Л.С.

    Знать: пейзаж и его роль в произведении.

    Продуктивный уровень: К.

    Почему бабушка купила «пряник конём?»

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Обсужде-ние  нрав-ственных проблем (честность, долг, доброта)

    1.сочине-ние по вариан-там по составленным планам

    2.наи-зусть описание летнего дня; подг.к уроку вн.чт.: прочи-тать рассказ «Бело-грудка»

    61 вн\чт

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»

    Чтение  с коммента-риями учителя; беседа
    по содержа-нию

    Уметь: выражать свое отношение
    к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые
    в произведении.
     Продуктивный уровень: К.., Р.,
    Л.С.

    Знать понятия: «сюжет», «конфликт».

    Уметь: характеризовать сюжетную линию произведения.

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ текста, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Анализ текста

    62

    В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени

    Беседа-размышле-ние по прочитанному

    Знать: факты биографии писателя; приемы характери-стики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; компози-цию рассказа.

    Уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литера-турного героя.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать, как отражена в рас-сказе послевоен-ная тематика; элементы компо-зиции и их назна-чение.

    Уметь: приводить примеры сравне-ний из других произведений; проводить сравнительный анализ образов.

    Продуктивный уровень: К., Л.С.

    Подбор аргу-ментов, уме-ние вступать в речевое общение.

    Владение монологической и диалогичес-кой речью. Приведение примеров, формулиро-вание выводов

    Приемы характеристики героя

    Дочитать рассказ, стр.121-147; ответить на вопросы (см.тетр)

    63-64

    1.Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного досто-инства, свойственные юному герою

    2.Душевная щед-рость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

    Беседа по прочитан-ному

    Знать: смысл названия рассказа.

    Уметь: составлять устный портрет литературного героя.

    Продуктивный уровень: К.

    Уметь: проводить сопоставитель-ный анализ образов; характеризовать внутренние качества человека.

    Продуктивный уровень: К.

    Владение монологичес-кой и диало-гической речью, владеть понятиями «рассказ», «сюжет» Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

    Приемы характе-ристики героя, обсуж-дение смысла названия рассказа

    1.рассказ о герое по плану; письм. ответ на вопрос

    2.подг.к сочине-нию

    65-66 р/р

    Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина)

    Совершен-ствование  навыков написания творческой работы по произведе-нию

    Знать: содержание текстов; понятие нрав-ственного выбора.

    Уметь: писать творче-скую работу по произ-ведению, выражать свое отношение
    к прочитанному.

    Продуктивный уровень: К., Р., Л.С.

    Уметь: составлять цитатный план к работе; выполнять
    сравнительный анализ эпизодов, героев.

    Творческий уровень: К., Р., Л.С.

    Создание письменных высказыва-ний

    Сочинение

    67-68

    1.Н. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии – «Звезда полей» 2.Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова – «В горни-це», «Листья осенние».

    Комменти-рованное чтение сти-хотворений

    Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и Н. Рубцова; понятия «псевдоним»; «ассоциация».

    Уметь: «видеть» роль художест-
    венной детали
    в тексте произведения.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: поэти-
    ческий мир поэтов; выполнять частичный  лингвистичес-кий анализ текста лирического произведения.

    Продуктивный уровень: К., Р

    Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

    Чтение наизусть

    1.Сделать рисунок к стих-ию; выучить его;

    2. Сост. устное  сочине-ние  о люби-мом уголке природы

    69-70

    1.Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 2.Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

    Чтение с коммента-риями учителя; беседа
    по содержа-нию

    Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа.

    Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

    Продуктивный уровень: К., Р.,
    Л.С.

    Знать: роль юмора в повествовании.

    Уметь: характеризовать художественные
    особенности рассказа.

    Продуктивный уровень: К.

    Уметь работать с информации-онными источниками,

    готовить сообщение по теме

    Роль юмора в рассказе; определе-ние нрав-ственных проблем

    1.стр. 165-185, вопросы

    2.сост. кросс-ворд по рассказу

    71-72

    Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Поэтизация родной природы в произведениях поэтов 20 века. 2ч

    чтение
    с коммен- тариями учителя; просмотр видеома-териалов, репродук-ций

    Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов С.Есенина, А.Блока, А.Ахматовой  темы лирики поэтов; понятие «аллитерации».

    Уметь: выразительно читать
    стихотворный текст (в том числе и наизусть).

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: цветопись и звукопись в поэзии; песни на стихи Есенина.

    Уметь: находить фольклорные эле-менты
    в поэзии; вы-
    полнять час-
    тичный линг-
    вистический
    анализ текста
    лирического
    произведения.

    Продуктивный уровень: К., Р.

    Уметь находить и использовать информацию

    Понятие «аллитера-ция», чтение наизусть

    1.Выу-чить понравившееся стих-ие; рисунок (по же-ланию)

    2. про-должить работу в творчес-кой мас-терской

    73 р/р

    «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

    Письменная работа

    Знать: тему и основную мысль текста.

    Уметь: составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.

    Творческий  уровень: К., Р.

    Уметь: составлять цитатный план; подбирать эпиграф
    к творческой
    работе.

    Творческий  уровень: К., Р.

    План как вид информацион-ной перера-ботки текста. Адекватное восприятие устной речи и способ-ность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания

    Сочинениеминиатюра

    Завер-шить работу

    74-76

    1.В. Шукшин. Слово о писателе. Особенности шукшинских героев-чудиков, правдо-искателей, правед-ников.

    2.Человеческая открытость миру как синоним незащи-щённости в рассказах «Срезал» и «Критики».

    3. Образ «странного» героя в литературе.

    Чтение с коммента-риями учителя; беседа
    по содержа-нию

    Знать: основные темы произведений Шукшина;
    содержание рас-
    сказа.

    Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приемы создания образов героев

    Знать, каковы особенности юмора в произведениях Шукшина.

    Уметь: объяснять понятие «странные люди» в творчестве писателя

    Умение находить литературные аналогии и выстраивать сквозные линии

    Анализ рассказов

    1.Стр. 150-165, вопросы

    2.Подг. чтение по ролям

    3.чтение рассказов В.Шукшина (по выбору)

    Из литературы народов России (2ч)

    77

    Габдулла Тукай. Слово о  татарском поэте. Любовь к малой родине и своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям народа

    Чтение стихов, работа со статьёй учебника, беседа

    Знать: сведения о жизни и творчестве поэта;

    Уметь: выразительно читать
    стихотворный текст (в том числе и наизусть).

    Продуктивный уровень: К.

    Анализ стихотворений «Родная деревня», «Книга». Знать о роли книги в жизни поэта

    Выразите-льное чтение

    Стр.195-198, выраз. чтение

    78

    Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы

    Чтение стихов, работа со статьёй учебника, беседа

    Знать: сведения о жизни и творчестве поэта;

    Уметь: выразительно читать
    стихотворный текст (в том числе и наизусть).

    Продуктивный уровень: К.

    Знать основные оэтичекие образы, символизирующие Родину в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ..»

    Выразите-льное чтение

    Стр.198-201

    Из зарубежной литературы (23ч)

    79.80,81,82,83

    1.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла ( в перело-жении Куна)

    2,3 «Скотный двор царя Авгия»

    4,5»Яблоки Гесперид»

    Рассказ учителя, беседа,
    работа с книгой, опорные записи, при-влечение знаний по истории

    Знать понятия: «миф»; «герой»
    в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов
    (на выбор).

    Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов

    Знать, какова была картина мира в представлениях древних.

    Уметь: представить ее в виде схемы или рисунка.

    Творческий уровень: КУЛЬТ.

    Уметь строить монологичес-кое высказы-вание по заданной теме

    Пересказ, работа с текстом

    1.Вы-учить опре-деление мифа, прочи-тать о 12 подвигах Геракла, пересказ об одном подвиге (инд. на выбор)

    2.стр.207-212

    3. подг. вопросы для викто-рины

    4.вопро-сы в тетр.

    84

    Геродот  «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

    Чтение;
    беседа по прочитан-ному

    Знать: понятие «легенд», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа (подроб-ного, сжатого).

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: эпос как род литературы; содержание
    фрагмента про изведения, понятия «гипербола», «постоянный
    эпитет».

    Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

    Продуктивный уровень: К., Р

    Знать: отличительные особенности легенды.

    Уметь: характеризовать  художественные
    особенности легенды.

    Продуктивный уровень: К.

    Создание устных высказыва-ний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости.

    Подбор аргументов, формулирова-ние выводов

    Вырази-тельное чтение

    стр. 212-214, вопросы

    85868788

    1.Гомер. «Одиссея», «Илиада» как эпичес-кие поэмы.

    2.Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».

    Стихия

    3.Одиссея – борьба, преодоление препятствий, позна-ние неизвестного.

    4. Храбрость, сметливость Одиссея. На острове циклопов.

    Знать: эпос как род литературы; содержание
    фрагмента про изведения, понятия «гипербола», «постоянный
    эпитет».

    Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

    Продуктивный уровень: К., Р.-

    Знать: содер-
    жание некоторых других отрывков
    из поэмы.

    Уметь: проводить сравнительный анализ образов (Одиссей
    и Геракл), сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой «Лихо одноглазое».

    Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К

    Создание устных высказыва-ний, адек-ватно пере-дающих информацию с заданной степенью свернутости.

    Подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    1.стр.215-221, вопросы

    2.стр.222-248, вопросы

    3.цитат-ный план

    89,90,91

    1.Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблема ложных и истинных идеалов. 2.Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарский романы. 3.Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы

    Выразите-льное чтение

    Знать: тематику и идейное содержание произведения

    Уметь: давать
    характеристику
    героям

    Уметь: размышлять на темы:

    – легко ли
    быть Дон-Ки хотом?

    – Дон-Кихот
    в наше время

    Умение находить литератур-ные аналогии.

    владение монологичес-кой и диало-гической
    речью

    Аналити-ческая
    беседа

    1.стр.249-251

    2. читать указан-ные главы

     3.подг. пересказ по плану

    92,93,94

    1.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. 2.Любовь как благо-родство и своеволь-ный, бесчеловечный каприз.

    3.Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищаю-щий личное досто-инство и честь

    Комменти-рованное чтение;
    беседа по прочитан-ному

    Знать: содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста.

    Продуктивный уровень: К., Р.

    Знать: биографические сведения о писателе.

    Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов.

    Продуктивный уровень: К., КУЛЬТ.

    Владение монологичес-кой и диало-гичес-кой речью, приве-дение примеров, подбор аргументов, формулиро-вание выводов

    Раскрыть идею баллады

    Стр.252-258, вопросы и задания

    95.96

    1.П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. 2.Превосходство естественной жизни над цивилизованной с её порочными нравами.

    Беседа по прочитан-ному

    Знать: содержание произведения

    Уметь: владеть навыками анализа текста.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла».

    Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла»
    и «рассказ».

    Продуктивный уровень: К., КУЛЬТ.

    Владение
    монологи-
    ческой и диалогичес-кой речью. приведение примеров, подбор аргументов, формулирова-ние выводов

    Комменти-рованное чтение

    Стр.258-277, статья на стр. 278

    97,98.99

    1.Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». 2.Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях.

    3.Юмор в произведении

    Выразите-льное чтение, пересказ

    Знать: тематику и идейное содержание произведения. 

    Уметь: давать
    характеристику
    героям

    Умение находить литератур-ные аналогии владение монологичес-кой и диало-гической
    речью

    Аналити-ческая
    беседа

    Чтение (выборо-чное) отдель-ных глав;  знаком-ство с героями

    100-101

    1.А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. 2.Мечта о естествен-ном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность

    Выразите-льное чтение, пересказ

    Знать: содержание сказки.

    Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр; выявлять авторскую позицию

    Уметь: размышлять на тему

    «чем мне близок Маленький  принц»

    Владение монологичес-кой и диалогичес-кой речью

    Аналити-ческая
    беседа

    Прочи-тать повесть в полном объёме;  вопросы на стр. 299

    102

    Обобщающий урок за курс 6 класса

    Беседа по прочитан-ным произведе-ниям

    Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса.

    Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения.

    Продуктивный уровень: К.

    Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

    Уметь: определять роды и жанры произ-ведений; харак-теризовать худо-жественные особенности, поэтику литера-турного произ-ведения; прово-дить сравнитель-ный анализ образов.

    Продуктивный уровень: К., Р., КУЛЬТ.

    Владение монологической и диало-гической речью. Приведение примеров, подбор аргу-ментов, формулирова-ние выводов

    знание тек-стов лите-ратурных произведе-ний, зна-ние исто-рии лите-ратуры, знание изученных сведений по теории литерату-ры; выявление  уровня литератур-ного развития учащихся по вопросам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

    Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

    Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

    Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

    Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

    Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)

    Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго по­коления...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной

    Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в ...