Золотое перышко
методическая разработка (5 класс) по теме

Кудрявцева Елена Валерьевна

Данная программа предназначена для развития творческих способностей детей, любящих и умеющих писать. Возрастная категория обучающихся 5-8 классы. Программа представляет собой теоретические и практические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Золотое перышко42.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_raboty_kruzhka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Программа работы кружка  "Золотое перышко".

                                   Пояснительная записка

    Работа в кружке “Золотое перышко”  предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов.   Занятия построены таким образом, чтобы с помощью журналистики решить одну из главных задач воспитания – формирование социально-активной личности. При организации работы кружка  целесообразно опираться на умения  учащихся, выработанные  на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы, опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, а выполняли роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения. Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным:

доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров;

анализ работ учащихся, связанных с изучаемой темой;

практические занятия, анализ газетной публикации;

теоретический материал.

   Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему , собирать и систематизировать материал, редактировать написанное.

   Достижению поставленных целей поможет использование записных книжек, блокнотов корреспондента. Помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологизмы, которые могут понадобиться для раскрытия темы.

   Большое значение для самостоятельности учащихся имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у них привычку обращаться к словарям, справочникам в трудных случаях написания слов, их произношения, раскрытия значения.

    Цель работы кружка  - оказание учащимся помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени школы, овладение типичными для профиля видами деятельности.

   Исходя из этого, задачами занятий являются:

-дополнить знания, полученные на уроках русского языка и литературы;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников – осуществлять выпуск стенгазет, газет, брошюр, оформлять стенды.

-воспитывать трудолюбие, коллективизм, культуру поведения, желание принимать участие в городских, районных конкурсах;

-воспитывать патриотизм, гражданственность, уважительное отношение к старшим и друг другу.

Формы обучения: лекции, экскурсии, практикумы, работа в группах.

   Способы мотивации учащихся:

необычность названия и содержания элективного курса;

обоснование перспективности работы журналиста в газете и телевидении;

предоставление учащимся проявить свои творческие способности в выполнении итоговой работы – газеты;

развитие основ профессиональных знаний.

   Ожидаемые результаты:

-выбор гуманитарного профиля и определение обучающихся в будущей профессии;

-формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;

-выполнение творческих работ;

-определять стиль и тип речи;

-давать характеристику текста публицистического стиля;

-в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываний;

-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

-находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

   Видами контроля для оценивания результатов занятий могут быть практические занятия, подготовка рефератов, выпуск газет на разные темы, участие и выступления в научных конференциях и т.д. Критериями оценки являются: актуальность темы, умение завоевать внимание аудитории, грамотность речи и изложения текста.

    Данный курс рассчитан на 72 часа. Занятия проходят с учащимися 6-х классов один раз в неделю по 2 часа.

                       

                       Учебно-тематический план:

1.        Введение. Журналистика – профессия и призвание.        2 ч.        Лекция с элементами беседы

2.        Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.        4 ч.        Экскурсия в центральную библиотеку

3.        Из истории российской журналистики.        2 ч.        Урок-хронологическое наблюдение

4.        Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.        6 ч.        Лекция. Практикум

5.        Интервью. Образцы из разных газет и журналов.        8 ч.        Лекция. Урок-наблюдение. Практикум

6.        Беседа “Роль газеты в жизни моей семьи”.        4 ч.        Творческая дискуссия

7.        Конкурс творческих работ        10 ч.        Заслушивание и обсуждение работ

8.        Газетная журналистика “Как делать газету?”        10 ч.        Лекция. Приглашение редактора городской газеты. Творческая мастерская.

9.        Экскурсия в редакцию газеты “Городские вести”        2 ч.        Урок-экскурсия

10.        Тележурналистика. Экскурсия на местное телевидение.        4 ч.        Лекция. Экскурсия.

11.        Профессия рекламист. Технология создания рекламного текста.        4 ч.        Лекция. Практикум.

12.        Выпуск газет  12 ч.        Практикум.

                 

                     Программное содержание.

Тема 1. Журналистика – профессия и призвание

Информирование населения о важнейших событиях - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста: способность добыть информацию, умение ее зафиксировать, понимание того, как изложить полученные сведения. Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?

Тема 2. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника

Тема 3. Из истории российской  журналистики.

Тема 4. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

Публицистический стиль речи. Общая характеристика. Сфера применения, стилевые особенности, языковые средства. Основные жанры публицистического стиля в устной речи. Основные жанры публицистического стиля в письменной форме речи. Лексические, фразеологические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.  

Тема 5. Интервью

Информационное интервью.

Интервью-расследование.

Оперативное интервью.

Интервью-портрет.

Креативное интервью.

Пресс-конференция.

Практические работы. Подготовка интервью.

Анализ работ.

 Тема 6. Беседа “Роль газеты в жизни моей семьи”

Какими местными и республиканскими газетами пользуются. Которые из них больше нравятся?

Тема 7. Конкурс творческих работ

Тема 8. Газетная журналистика “Как делать газету”

Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики.

Тема 9. Экскурсия в редакцию газеты Городские вести”

Тема 10. Тележурналистика

Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортер (корреспондент), редактор (продюсер), телеоператор, телережиссер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.

Тема 11. Профессия рекламист

Технология создание рекламного текста. Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, самореклама. Качества необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью. Креативная технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка- залог успешной рекламы. Создание рекламы.

Тема 12. Выпуск газет.

Сбор информации на выбранную тему.

Подготовка материалов.

Редактирование материалов.  

                           Список литературы для учителя.

                          Книги одного автора:

Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). – М., 1977.

Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002.

Лазаревич. Э. А. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия “Сельской молодежи о профессиях”. – М.: ИСПС РАО, 2004.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1971.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для общеобразовательных учреждений. – М.АРКТИ, 2003.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. 1994.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М. 1982.

Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. -М., 1999.

Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.– М., 1992.

Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001- М., 2000.

Гаврилов Э. Законодательство и практика СМИ. -М., 2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.- М., 2000.

Шостак М. Интервью. Метод и жанр.- М., 1997.

                     

                       Книги двух или трех авторов.

Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. Развивайте дар слова. – М., 1977.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат,1971.

Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики.- М., 2000.

Попов В.В, Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М., 1977.

Литература для учащихся

Развивайте дар слова. Факультативный курс “Теория и практика сочинений разных жанров”: Пособие для учащихся/ Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение,1990.

В.В. Бабайцева. Русский язык. 10-11 классы.- М. 2005.



Предварительный просмотр:

               Программа работы кружка  "Золотое перышко".

                                   Пояснительная записка

    Работа в кружке “Золотое перышко”  предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов.   Занятия построены таким образом, чтобы с помощью журналистики решить одну из главных задач воспитания – формирование социально-активной личности. При организации работы кружка  целесообразно опираться на умения  учащихся, выработанные  на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы, опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, а выполняли роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения. Особенностью методики проведения занятий является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным:

доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров;

анализ работ учащихся, связанных с изучаемой темой;

практические занятия, анализ газетной публикации;

теоретический материал.

   Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему , собирать и систематизировать материал, редактировать написанное.

   Достижению поставленных целей поможет использование записных книжек, блокнотов корреспондента. Помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологизмы, которые могут понадобиться для раскрытия темы.

   Большое значение для самостоятельности учащихся имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у них привычку обращаться к словарям, справочникам в трудных случаях написания слов, их произношения, раскрытия значения.

    Цель работы кружка  - оказание учащимся помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени школы, овладение типичными для профиля видами деятельности.

   Исходя из этого, задачами занятий являются:

-дополнить знания, полученные на уроках русского языка и литературы;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников – осуществлять выпуск стенгазет, газет, брошюр, оформлять стенды.

-воспитывать трудолюбие, коллективизм, культуру поведения, желание принимать участие в городских, районных конкурсах;

-воспитывать патриотизм, гражданственность, уважительное отношение к старшим и друг другу.

Формы обучения: лекции, экскурсии, практикумы, работа в группах.

   Способы мотивации учащихся:

необычность названия и содержания элективного курса;

обоснование перспективности работы журналиста в газете и телевидении;

предоставление учащимся проявить свои творческие способности в выполнении итоговой работы – газеты;

развитие основ профессиональных знаний.

   Ожидаемые результаты:

-выбор гуманитарного профиля и определение обучающихся в будущей профессии;

-формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;

-выполнение творческих работ;

-определять стиль и тип речи;

-давать характеристику текста публицистического стиля;

-в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываний;

-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

-находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

   Видами контроля для оценивания результатов занятий могут быть практические занятия, подготовка рефератов, выпуск газет на разные темы, участие и выступления в научных конференциях и т.д. Критериями оценки являются: актуальность темы, умение завоевать внимание аудитории, грамотность речи и изложения текста.

    Данный курс рассчитан на 72 часа. Занятия проходят с учащимися 6-х классов один раз в неделю по 2 часа.

                       

                       Учебно-тематический план:

1.        Введение. Журналистика – профессия и призвание.        2 ч.        Лекция с элементами беседы

2.        Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.        4 ч.        Экскурсия в центральную библиотеку

3.        Из истории российской журналистики.        2 ч.        Урок-хронологическое наблюдение

4.        Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.        6 ч.        Лекция. Практикум

5.        Интервью. Образцы из разных газет и журналов.        8 ч.        Лекция. Урок-наблюдение. Практикум

6.        Беседа “Роль газеты в жизни моей семьи”.        4 ч.        Творческая дискуссия

7.        Конкурс творческих работ        10 ч.        Заслушивание и обсуждение работ

8.        Газетная журналистика “Как делать газету?”        10 ч.        Лекция. Приглашение редактора городской газеты. Творческая мастерская.

9.        Экскурсия в редакцию газеты “Городские вести”        2 ч.        Урок-экскурсия

10.        Тележурналистика. Экскурсия на местное телевидение.        4 ч.        Лекция. Экскурсия.

11.        Профессия рекламист. Технология создания рекламного текста.        4 ч.        Лекция. Практикум.

12.        Выпуск газет  12 ч.        Практикум.

                 

                     Программное содержание.

Тема 1. Журналистика – профессия и призвание

Информирование населения о важнейших событиях - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста: способность добыть информацию, умение ее зафиксировать, понимание того, как изложить полученные сведения. Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?

Тема 2. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника

Тема 3. Из истории российской  журналистики.

Тема 4. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

Публицистический стиль речи. Общая характеристика. Сфера применения, стилевые особенности, языковые средства. Основные жанры публицистического стиля в устной речи. Основные жанры публицистического стиля в письменной форме речи. Лексические, фразеологические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.  

Тема 5. Интервью

Информационное интервью.

Интервью-расследование.

Оперативное интервью.

Интервью-портрет.

Креативное интервью.

Пресс-конференция.

Практические работы. Подготовка интервью.

Анализ работ.

 Тема 6. Беседа “Роль газеты в жизни моей семьи”

Какими местными и республиканскими газетами пользуются. Которые из них больше нравятся?

Тема 7. Конкурс творческих работ

Тема 8. Газетная журналистика “Как делать газету”

Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики.

Тема 9. Экскурсия в редакцию газеты Городские вести”

Тема 10. Тележурналистика

Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортер (корреспондент), редактор (продюсер), телеоператор, телережиссер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.

Тема 11. Профессия рекламист

Технология создание рекламного текста. Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, самореклама. Качества необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью. Креативная технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка- залог успешной рекламы. Создание рекламы.

Тема 12. Выпуск газет.

Сбор информации на выбранную тему.

Подготовка материалов.

Редактирование материалов.  

                           Список литературы для учителя.

                          Книги одного автора:

Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). – М., 1977.

Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002.

Лазаревич. Э. А. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия “Сельской молодежи о профессиях”. – М.: ИСПС РАО, 2004.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1971.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для общеобразовательных учреждений. – М.АРКТИ, 2003.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. 1994.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М. 1982.

Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. -М., 1999.

Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.– М., 1992.

Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001- М., 2000.

Гаврилов Э. Законодательство и практика СМИ. -М., 2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.- М., 2000.

Шостак М. Интервью. Метод и жанр.- М., 1997.

                     

                       Книги двух или трех авторов.

Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. Развивайте дар слова. – М., 1977.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат,1971.

Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики.- М., 2000.

Попов В.В, Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М., 1977.

Литература для учащихся

Развивайте дар слова. Факультативный курс “Теория и практика сочинений разных жанров”: Пособие для учащихся/ Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение,1990.

В.В. Бабайцева. Русский язык. 10-11 классы.- М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно вз...

Конспект урока по тактильной стимуляции "Ласковое перышко"

Конспект урока для детей с  умственной отсталостью и множественными нарушениями интеллекта "Ласковое перышко"...

Открытое занятие "Кто потерял перышки?"

Открытое занятие проводилось в рамках методической недели "Гостевой обмен"...

Молодые "перышки" Хакасии готовятся к большому полёту

О работе пресс-центров Республики Хакасия...

Занятие кружка "Умное перышко" на тему "Верстка журнала. Первые шаги".

Разработка открытого занятия кружка для семинара завучей по воспитательной работе....

Проект «Альманах«Перышко и кисточка», 2018-2019 уч.г.

Проект посвящен литературно-художесвенному творчеству учащихсяРуководитель проекта: педагог по ИЗО и Технологии Ильина Наталия ОлеговнаРуководитель проекта: педагог по еврейским традициям Альбац Бат-Ш...