Главные вкладки

    «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Заморовская Татьяна Ивановна

    «Формирование навыков смыслового чтения

     на уроках русского языка и литературы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon smyslovoe_chtenie.zip24.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Заморовская Т.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Сорочинская СОШ»

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Сорочинская средняя общеобразовательная школа»

    Калачинского района Омской области

    Доклад по теме:

    «Формирование навыков смыслового чтения

     на уроках русского языка и литературы»

    (Из опыта работы Заморовской Т.И.,

    учителя русского языка и литературы

    МКОУ «Сорочинская СОШ»)

                               

     

    Калачинск, 2013 г.

    Фактором реализации нового подхода к современной школе является введение ФГОС ООО, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП ООО, одним из которых является требования к результатам образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В соответствии с этим выделяются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

    В отличие от ООП НОО, на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

    В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

        Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

    С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

         Процесс чтения состоит из  трех  фаз. 

    Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

    Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

    Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение  добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

         Сегодня же,  учитывая, что современные дети значительно изменились за последние годы - они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности -  нам необходимо воспитать грамотного читателя.

      Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

    Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Второй  уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

         Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные:

    • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
    • определением основной и второстепенной информации;
    • формулированием проблемы и главной идеи текста.

          Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

    Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

    - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

    - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

    - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

    Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

      «Стратегии смыслового чтения»   -  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
        Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения 

    1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    2. Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

       

     II этап. Работа с текстом во время чтения 

    1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
    2. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
    4. Выразительное чтение.

           III этап. Работа с текстом после чтения 

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

           Заглавие  и ключевые понятия как опорные элементы текста

     Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению  основных элементов текста, таким,  как заголовок и ключевые понятия.  Заголовок  концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени   предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, дешифровка которого  открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

    Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

    Фрагмент урока. Знакомство  с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

    -Как называется рассказ?

    -Как вы думаете, о чем будет говориться  в рассказе?

    -Это тема или идея?

    После прочтения рассказа:

    -Только  ли о заячьих лапах говорится в рассказе?

    -Почему автор так назвал произведение?

    Затем ведется работа над  ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего,  являются термины. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, учимся определять, в каком значении его употребляет автор. Как мы находим в тексте ключевые слова? Объясняю детям, что ключевые слова, это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, ученики испытывают затруднения в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Поэтому мы изучаем способы выделения ключевых слов, учимся их  использовать при чтении. Ведь опорными пунктами в понимании текста являются ключевые слова, которые несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку.

     В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала.  Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по  его смысловому содержанию. Разделение  материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется  в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: «они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем  они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых, опорных слов, составление вопросов различной степени сложности  способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).

    Фрагмент урока. Работа  над рассказом  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

    -На какие части (смысловые пункты)  можно поделить рассказ?

    -Сколько таких смысловых  частей в рассказе?

    -О чем говорится в 1 (2,3 и т. д. ) части рассказа?

    - Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста?

    У читателя создается образ содержания рассказа. Этот образ динамичен, он постоянно развивается, и  восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

    Фрагмент урока. Знакомство с рассказом И.Бунина «Косцы».

    -Выделите ключевые слова, фразы, предложения  в  первой   смысловой части  рассказа.

     («Пели»,  «бесконечно давно», «не вернется уже вовеки»,  «косили и пели», «откликался им», «глушь России», «предвечернее время»,  «старая дорога»,  «уходила в бесконечную даль»,  «нет,  и не было ни времени, ни деления  его на годы, на века»,  «шли и пели, лес   принимал и подхватывал песню»).

    - О чем они говорят? Какой образ возникает при их  прочтении?

       Осмысленное  чтение напрямую зависит от  сформированности тезауруса.        

     Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».  Работа со словом  обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову, развивает языковое чутьё, орфографический навык.

       Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными  словами.  Ребята отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям.

       Объясняя  новое,   непонятное,    стараюсь это непонятное  объяснить через известное, используя для этого уже  имеющиеся у ребят знания.   Сочетание  знакомых и новых понятий и приводит к  образованию нового понятия. Объясняю детям, что значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обращаться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого  также мы  используем для работы словари, энциклопедии, справочную литературу.  

    В произведениях  художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Таким образом, помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение идеи, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.

    Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Объясняю ребятам, что первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся,  как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления,  факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

    Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому учу детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это  слова, из которых они состоят.

    Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного  предлагаю обучающимся задания:

    · Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом  с  утверждением автора?

    · Можете ли привести пример по теме высказывания?

    · Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

    · Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

    · Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

    · Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

    · Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

    После чтения текста  предлагаю обучающимся такое задание: заполните таблицу:

    Ключевые слова     Смысловые предложения              Основной смысл текста

    - Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.

    Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги  делаем несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей используем всевозможные схемы и диаграммы.  Подчеркиваем ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксируем противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.  

    Процесс чтения  завершается формированием собственного критического мнения. Объясняю детям, что критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

    Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Об этих правилах беседуем с ребятами, учу их находить различия научной и художественной литературы. Объясняю им, что наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.  Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много  скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы  выделяем некоторые общие способы, которым должен владеть читатель:

    1. Определить жанр произведения – роман, пьеса, стихи и т.д.

    2. Научиться воспринимать всю книгу в ее целостности, только тогда можно изложить её суть в одном-двух предложениях, что возможно только при условии знания сюжета.

    3. Понять, каким образом из детализации характеров персонажей и событий автор создает целостный образ собственного отношения к какому-либо объекту, явлению или событию, как поддерживает и нагнетает напряжение у читателя.

    Следующие умения касаются интерпретирующего чтения.

    1. Понять особенности фабулы и героев. Единицы художественной литературы – это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Оперируя этими элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами научных текстов в художественном тексте.

    2. Осознать фон, т.е. единое время и место действия. Понять эпоху, общественные (экономические, политические, правовые, моральные, научные, искусства и религии) и личностные (любовь, дружба, отцы и дети и пр.) противоречия, которые отразил автор в своем произведении. Этот подход помогает обнаружить связи и функции всех эпизодов, поступков героев, использованных художественно-изобразительных средств, понять, что утверждает автор описываемым им образом.

    3. Проанализировать аргументацию автором своих утверждений. В отличие от научной литературы, где аргументами являются факты и выводы, в художественной литературе они кроются в эволюции сюжета. Аристотель говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Преимущественно эти правила касаются романов и пьес, так как суть поэзии заключается в другом, а имен: в переживаниях автора, хотя лирические произведения также могут иметь повествования.

    Знакомлю обучающихся со способами критического прочтения художественной литературы. Объясняю им, что критическое суждение в данном случае, прежде всего, носит субъективный характер. О вкусах не спорят, но критические суждения можно опровергать и оспаривать. А для этого должно оценивать книгу с позиций эстетических и литературных принципов. Чтобы составить мнение о художественном произведении  предлагаю учащимся следующие вопросы:

    1. Насколько это произведение целостно?

    2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?

    3. Правдоподобна ли эта история, то есть, обладает ли она художественной реалистичностью?

    4. Затрагивает ли она ваши эмоции, вызывает ли переживания, будит ли ваше воображение?

    5. Ощущаете ли вы жизнь во всей ее полноте, читая книгу.

           Формирую  у школьников способности не просто пересказывать текст, но и учу выражать  свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Учу школьников вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, учу строить свой, авторизованный текст. С этой целью  предлагаю  обучающимся   участвовать в дискуссии, составлять характеристики героев, делать аннотацию любимой книги. Мои обучающиеся  сочиняют стихи, загадки, пишут  сказки, готовят сообщения, доклады, участвуют в читательских и научно – практических конференциях и заочных экскурсиях, готовят мультимедийные презентации.

           На уроках русского  языка и литературы  школьники учатся  задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они умеют  составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

             Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

    Литература:

    1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] #"21600,21600" filled="f" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" o:spt="75" stroked="f" o:preferrelative="t">


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

    Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

    Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

    Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

    эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

    Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

    Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

    Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

    Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

    Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе....

    Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

    В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...