Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.
учебно-методическое пособие по теме

Порфирьева  Ольга Николаевна

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это  следует из того, учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего.

Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для «слабых» учеников. Задача учителя – довести этих учащихся до уровня «средних», обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. А «сильные» учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах. Но и у тех и у других должна быть возможность положительно показать себя, проявить свои творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе

как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

          Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это  следует из того, учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего.

          Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для «слабых» учеников. Задача учителя – довести этих учащихся до уровня «средних», обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. А «сильные» учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах. Но и у тех и у других должна быть возможность положительно показать себя, проявить свои творческие способности.

          Для подобной дифференциации необходимо использовать образцы выполнения задания, указание на правила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), использовать памятки – опоры, памятки – планы, памятки – алгоритмы и т.д.

          Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, могут посмотреть на записи на доске, в памятки и получить помощь, поддержку, когда им трудно.

Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка «Как работать над орфографическими ошибками».

          Домашние задания тоже могут быть разными. Три варианта заданий рассчитаны на 1)учеников, увлеченных, легко  усваивающих материал, 2)испытывающих определенные затруднения, 3)имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.

К оценке знаний и умений учащихся тоже необходимо подходить индивидуально, ведь очень важно отметить ученика, который отстает в силу разных причин, но старается догнать класс.

          К уроку контроля надо подбирать задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самим учащимся. Задания 1 варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную базу помощи. Задания 2 варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания 3 варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

          Предлагая задания различной трудности, учитель дает всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувствовать радость посильного труда.

          Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять и на уроках по развитию речи, например, при подготовке к изложению. Так, учащимся 5 классов, имеющим слабую подготовку по предмету и низкий уровень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику. При работе над сочинением таким учащимся выдаются карточки с опорными словами, планом, возможным началом или заключительной частью.

          А теперь остановимся  на работе с детьми, имеющими более высокий уровень подготовки. Здесь можно выделить три направления работы.

          Во-первых, чтобы держать учащихся в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, можно увеличивать объем работы с учетом  потенциальных возможностей ребят. Но такой путь выполняет лишь одну функцию – обеспечивает занятость детей на уроке.

          Во-вторых, можно увеличивать объем работы учащихся не за счет количества записанных слов, словосочетаний и предложений, а за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Этот путь содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Дополнительные задания могут иметь самый разнообразный характер.

          В-третьих, можно включить в урок задания повышенной сложности
для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому остановимся на нем подробнее. Какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?

1) Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

2) Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к имеющемуся упражнению и выполнение их.

3) Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

4) Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

5) Задания на сравнение, сопоставления явлений.

6) Задания исследовательского характера.

Такие задания помогают реализовать межпредметные связи, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

Примеры заданий такого типа:

А) Подбор доказательств к данному умозаключению, например: докажите справедливость следующих слов: «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей»;

Б) Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала, например: модальные частицы в баснях И.А.Крылова или сравнительные обороты  в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

7) Задания, ориентирующие  учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и их проверки.

Так ученики могут предложить удобную для проверки запись слов не в строчку, а в столбик или сначала выписать слова с орфограммой «И», потом «Е».

8) Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к прцессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа.

9) каждый нормальный ребенок стремится  к творческой деятельности, в зависимости от степени трудности можно выделить несколько типов творческих заданий:

А) Репродуктивно-творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии.

Б) Создание сочинений-миниатюр по образцу.

В) Творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяется темой.

10) Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся; формирования навыка передавать полученные знания другим. Сильные учащиеся получают от учителя задания,  готовят небольшие сообщения и выступают с ними на уроках.

11) Задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике. В процессе ролевых игр, когда ученик выступает в роли учителя, идет не только шлифовка знаний, более глубокое их осмысление, но и формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Спектр действия ассистентов  довольно многогранен, это:

А) Проверка заданий, выполненных учащимися на доске, и рецензирование качества выполнения работы.

Б) Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, имеющими более низкий уровень подготовки.

В) Помощь слабым учащимся при выполнении работы над ошибками в диктантах, изложениях.

Г) Выполнение обязанностей консультантов в процессе индивидуально-групповой работы.

Д) Помощь учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках-зачетах.

Е) Обобщение (что нового сегодня узнали на уроке) при подведении итогов урока и др.

           Целью современного учителя является реализация на практике  мысли о том, что «не каждый станет Рафаэлем, но каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность развиваться». Поэтому одной из главных задач урока литературы является выявление и развитие творческих способностей у каждого школьника.

           Как известно, самый первый акт творческой деятельности человека – сотворчество. Помятуя об этом, необходимо дать ученику возможность стать соавторами великих писателей, сохраняя к ним почтительное отношение, соблюдая чувство такта. Так, изучая комедию А.С.Грибоедова, можно предложить ребятам создать портреты героев, ведь у автора их нет.

           При работе над лирическим произведением, его языком даются задания по нахождению эпитетов, сравнений, метафор.

           Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно «читают» картину, по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками.

           Также можно «озвучить» и «окрасить» стихи. Если учитель не просто обратит внимание на красивую рифму, научит выразительно читать стихи, понимать их тему и идею, а и поможет услышать их музыку и увидеть цвет, учащиеся никогда не скажут, что поэзия – это скучно.

           При изучении произведений М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева для развития творческих способностей сильных учащихся можно предложить им создать дневник героя произведения, т.е. по ходу изучения произведения вести дневниковые записи от имени Печорина, Базарова, Чичикова и др., стараясь сохранить колорит речи героев. Очень важно, чтобы ребята прониклись душевным состоянием героя.

           Учителю важно найти живые, нестёртые приемы, которые увлекли бы всех ребят творчеством, как сильных, так и тех, кто постоянно испытывает затруднения в учебной деятельности.

           Таким образом, хочется отметить, что именно дифференцированный подход в обучении позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, что способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)

Исходя из 34 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом  в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как не...

Индивидуально - дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ

Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессион...

Индивидуализация учебного процесса в целях выявления и развития творческих способностей учащихся

Презентация содержит материал по теме самообразования преподавателя. Методы и концепция достижения детьми нужного результата. Условия, необходимые для развития творческих способностей детей. Наблюдени...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок таланлив.  Как разбудить его задатки и способности?  Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды  при условии, если учитель ...

Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность,  глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом с...

Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

      Выявлять  и в последующем развивать творческие способности учащихся – задача не только учителей филологов, но именно на них лежит бОльшая ответственность по разв...