Доклад «Использование перфокарт»
статья (6 класс) по теме

Вадько Лилия Владимировна

         Результаты работы учителя, особенно учителя русского языка, во многом зависит от того, насколько продумана им система выявления знаний учащихся. Регулярная глубокая проверка знаний и навыков учеников, своевременное обнаружение пробелов позволяют активно вмешиваться в процесс учения, оказывать немедленную и действенную помощь. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся привели к использованию при опросе различных видов контроля с применением элементов безмашинного программирования, которые дали «сиюминутные» показатели результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispolzovanie_perfokart.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование перфокарт»

         Результаты работы учителя, особенно учителя русского языка, во многом зависит от того, насколько продумана им система выявления знаний учащихся. Регулярная глубокая проверка знаний и навыков учеников, своевременное обнаружение пробелов позволяют активно вмешиваться в процесс учения, оказывать немедленную и действенную помощь. Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся привели к использованию при опросе различных видов контроля с применением элементов безмашинного программирования, которые дали «сиюминутные» показатели результатов обучения.

         Применение элементов программирования при опросе не только облегчает труд учителя, но и дает своевременную, быструю, точную информацию о результатах обучения. Кроме того, ученики могут увидеть результаты своего труда не через несколько дней после его проведения, а на данном уроке.

         Это прежде всего опрос с помощью перфокарт и перфоконвертов.

          На своих уроках я часто использую различные виды перфокарт, перфоконвертов и для индивидуального и для коллективного пороса.    

         Один из видов перфокарт – это лист плотной бумаги, совпадающий по размерам с ½ согнутого по вертикали листа тетради. Он имеет 9 рядов круглых отверстий, по 3 в ряду. Всего 27 отверстий. Вертикально отверстия пронумерованы арабскими цифрами. Ученик подкладывает под перфокарту согнутый пополам  по вертикали лист тетради (должен совпасть с перфокартой) и в отверстиях проставляет нужные буквы. Например, проверяя усвоение написание букв О-А в корне –ЛАГ, ЛОЖ, диктуются слова (по 3 слова) положение, слагаемое, изложение и т.д.ученик пишет в отверстиях перфокарты соответственно 1 О,А,О. У меня имеется контрольный листок с правильными ответами. Выполненные работы складываются в пачку, сверху накладывается контрольный листок, по которому прокалываются шилом по всей пачке одна из букв (А). При проверке обращаем внимание на место прокола. . Если на месте прокола буква А, а О без прокола, ученик правильно написал гласные в корне всех слов. Если на месте прокола оказывается буква О, значит, в этом слове ученик ошибся. Ошибка будет и в том случае, если написана буква А, а возле нее нет прокола. .

         Обязательно проводится в классе работа над всеми ошибками, допущенными в данном упражнении .

         Как известно, в перфокарте ответы учащихся отличены  или значком , или одной- двумя буквами . Поэтому учащиеся не помнят, в каком слове они ошибись. Нужно восстановить «образ» слова. К доске вызывается ученик , который допустил ошибки при выполнении работы. Выясняем, были ли сделаны ошибки хотя бы у одного ученика класса в первой строчке первого, второго и третьего слова. Ученики называют эти слова. Вызванный к доске записывает  и графически объясняет написание этих слов. Такая же работа проводится над словами второй, третьей и т.д. ЕЕ сделают ученики всего класса, кроме тех, кто получил «пять» (карточка для индивидуальной работы).

         На одну и ту же тему имеются несколько вариантов. Если допущено много ошибок, эти варианты позволяют повторить работу над данной орфограммой на последующих уроках.

          Очень малое количество времени отведенного на проведение и проверку заданий с использованием перфокарт, позволяют добиться при повторении работы над определенными орфограммами в течении нескольких уроков сведения до минимума количества ошибок в их написании.

         Например, при использовании перфокарт для отработки написания приставок на –З, -С, букв О-А в корне –ЛАГ, - ЛОЖ, -РОС, -РАСТ через несколько уроков даже слабо успевающие ученики успешно справляются с работой. Но нужно помнить одно условие: должна проводится работа над всеми допущенными ошибками.

         Итак, данный вид работы выполняет не только контролирующую , но и обучающую функцию. Этот вид работ используется и при повторении пройденного ранее, особенно при подготовке к контрольному диктанту.    

         В основе отбора материла для перфокарт лежит принцип сопоставления трудно различимых и смешиваемых орфограмм; например:  -Н,-НН  в суффиксах прилагательных и причастий; Е-И в безударных личных окончаний глаголов.

         Для проверки выполненной с помощью перфокарты работы использую и такой прием: слова с одинаковым написанием располагаю в виде кода (цифрового или буквенного).

        Для проверки усвоения написания О-А в короне –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- даю следующие слова :

  1. расти                             заросла                         подрасти
  2.  растительность           вырос                           вырастить
  3.  растения                     отросла                         отрасль
  4. Отрасти                       росточек                      выращивать
  5. Подрастать                 нарастить                     подрасти
  6. Заросли                      отросла                        произрастать  
  7. Росли                          обросла                        выращенный
  8.  Вырос                        водоросли                    обрастать
  9. Росток                       росли                              разрастись

10)Поросль                    подросла                        приращение

         Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае – цифра 4. Чтобы учащиеся не привыкли к одному и тому же коду, его каждый раз меняю.  

         Использую и другой вариант выявления знаний учащихся. Например, для проверки усвоения написания Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий слова располагаются так, что –Н- будет с 1- 3 в первом, с 4-6 во втором и с 7-9 в третьем столбике.

  1. поляна освещена рассеянный мальчик дорога длинна
  2. книга интересна    исправленная работа   посеянная трава
  3. комиссия образована     замешанное тесто     построенное здание
  4. размешанные краски   книга прочитана      разбросанные вещи
  5. бесценная вещь    кожаный портфель    раненный пулей
  6. выкрашенные скамейки    здание построено    груженный кирпичами
  7. выполненное поручение    исписанный лист    некрашеный пол
  8. полированный стол   сломанный стул     заметки собраны
  9. тканный золотом узор    заплетенная коса    стены украшены

         Часто применяю на уроках следующий вид перфокарты. Изготавливается так: берется двойной лист твердой бумаги. На первый лист наносится таблица с вырезом клеток, второй лист остается чистым. Между этими листами закладывается лист бумаги для нанесения ответов, обозначенных в заданиях знаком. Тема, по которой проводится проверка, записывается слева на перфокарте карандашом, что дает возможность использовать ее и для контроля по другим разделам . Например, при изучении написания НЕ с причастиями даю следующую проверочную работу : определить, в каких случаях НЕ с причастиях пишется раздельно, в каких – слитно. Во время диктовки учащиеся определяют, как в каждом конкретном случае пишется НЕ с причастиями, т.е. чем она является – приставкой или частицей, и ставят значок в соответствующей строке. Проверяется работа обычным способом: выполненные работы складываются стопкой, сверху накладывается шаблон с правильными ответами и прокалывается шилом. Если прокол не совпал со значком, значит, допущена ошибка.

         На уроках изучения морфологического разбора частей речи применяю такой вид перфокарты. Берется лист плотной бумаги размером с двойной тетрадный лист, складывается пополам , на одной стороне вырезаются отверстия: 5 по горизонтали и 11 по вертикали. Над отверстиями на лицевой стороне надписываются сокращенные названия частей речи и краткие обозначения для всех пунктов плана морфологического разбора этих   частей речи. Обратная сторона листа предназначается для разбора глагола, причастия, деепричастия, наречия, предлога. Для работы с перфокартами учащиеся получают карточки с записанными на них предложениями, в которых подчеркнуты слова для разбора. Когда объявляю о работе с перфокартами, учащиеся достают их, вкладывают в них чистый лист бумаги, строго соблюдая размер перфокарты. Каждый ученик получает карточку, на которой записано предложение и подчеркнуты 2- 3 слова. Ученик определяет, какие это части речи, и начинают разбор,. Соответственно ставя значки в нужные отверстия.

         На оборотной стороне листка записываются номер карточки и фамилия  ученика.  Такой вид работы выполняется за 2-3 минуты. Листочки собираю и , пока ученики выполняют какую- либо письменную работу, проверяю их обычным способом. Карточки с одними теми же предложениями можно давать по вариантам, по рядам, через 1-2 парты и т.д. Показываю на примере урока в 5 классе, как используются перфокарты для проверки усвоения нового материала.

         Тема: « Правописание приставок на –З, -С»

(второй урок по теме)

Цель урока: обработка способа действия при выборе орфограммы в словах с приставкой на –З, -С.

  1. Устная синтаксическая пятиминутка.
  2. Учащиеся дают характеристику предложения:
  3. Изредка поднимался легкий ветерок , шорох пробегал по осеннему лесу.
  4.  Затем выписывается слово ИЗРЕДКА. При этом ученик , работающий у доски, получает задание объяснить  выбор орфограммы –З или –С в приставках. Ученик объясняет написание слова: изредка – корень РЕД (редкий, реденький), приставка ИЗ – потому что она стоит перед буквой , которая обозначает звонкий согласный.

         Схема рассуждения о способе действия при выборе написания –З ил –С в приставках повторяется несколькими учениками и при записи следующий словосочетаний. Учащиеся графически объясняют выбор орфограмм.

         1) исправить ответ   в безжизненной пустыне

          2) бесстрашные исследователи    громко смеялся

          3) расчистить площадку      бесчисленные звезды

         Делается вывод о том, что надо сделать, чтобы правильно выбрать –З или –С в приставках

3. Выборочный диктант.

         Из данных слов с приставками выписать те , в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.

объединил друзей   ,    оттолкнуться руками  , сбиться с пути, плачет беззвучно, расстилается по земле, съезжает далеко, рассыпались по лесу, рассчитать вовремя, испечь пирог, раззвонил всем,  потянет ветерок, сделать хорошо, бесшумный мотор.

  1. Работа с перфокартой.

Цель : проверка умения правильно определять выбор орфограммы в приставах на –З, -С.

1) безболезненный     вскрикнуть    испортить

2) бесшумный    разжимать   разгадать

3) вздыхать    вспорхнуть    распилить

4) бесцельный    рассмотреть    расписание

5) безжалостный   бесконечный   безграничный

6) бесчувственный   распорядок     бесконечный

7) развалиться    расстилать     разносить

8) раздуть    сделать    здесь

9) сбить    искусать    исцелить

    5. Самостоятельная работа:

Списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить написание приставок. В это время проверяются перфокарты.

  1. Анализ ошибок, допущенных в работе с перфокартой.

Подведение итогов урока.

         Не менее эффективным способом проверки знаний учащихся являются перфоконверты. Это сложенные вдвое литы плотной бумаги, на лицевой стороне которых напечатан или написан текст упражнения. На месте, где нужно ставить букву или знак препинания прорезаны отверстия . В перфоконверт закладывается лист чистой бумаги, ученик вписывает в прорези только нужные буквы или знаки препинания. Иногда, если задание дается по развитию речи, требуется вписать слова (например, подобрать синонимы). Каждый перфоконверт использую многократно. Дети охотно работают с перфоконвертами и принимают участи в их изготовлении.

         Перфоконверты используются так же , как и обычные карточки. Разница заключается в том. Что для списывания упражнения с карточки затрачивается много времени. То же упражнение, с помощью перфоконверт а выполняется на несколько минут. Конечно, работа с перфоковертами не может заменить письменных упражнений. Нужно помнить, что при вставке букв в текст нормальный процесс написания целого слова нарушается.

         Этот прием обычно использую лишь для контроля за усвоением материала, а не для обучения правильному письму. Первоконверты успешно применяю и при повторении материала.

        Например, в 7,8,( классах можно использовать  один и тот же перфоконверт с текстом, содержащим причастия и прилагательные с двумя –Н.

         Таким образом, использование на уроках перфокарты и перфонвертов  помогает проверить и выявить пробелы в знаниях учащихся.

         И в заключении хочется подчеркнуть, что работа с перфокартами и перфоконвертами не заменяет других видов проверки знаний, а дополняет их .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

Использование перфокарт в 11 классе.

Мини- зачет по теме «Политическая карта Европы».Цель работы: проверить уровень  знаний по теме «Политическая карта Европы»....

Дидактическая игра с использованием перфокарты «Чьи следы»

Перфокарта представляет собой карточку с заданием или согнутую пополам папку с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быт...

Методическая разработка "Использование перфокарт на уроках русского языка"

Использование перфокарт на уроках русского языка...