Творчество писателя просветителя XIX века Г. Чыгътая
статья по теме

Тагиров Рамиль Асхатович

Жизнь и творчество нашего земляка жившего в 19 веке просветителя Чыгътая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chygtay.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          П Л А Н  

  1. Введение

а) Объект  исследование – люди

б) Актуальность  темы  - прошлое  нельзя забыть

в) Цель  работы  - просветительская  работа-

    всегда  благородная.

г) Использованные  методы-беседы со старейши-

   нами  деревни  и исследования                                

д) Обоснование  причин- такой большой деревне

   должно быть много знаменитых людей.

    2.Основная   часть

        а) Посещение музея Новоибрайкинской  ср. шк.

        б)Ознакомление с журналом «Дин хэм фэн», его

             редактором.

         в) Поиск родных  Чыгътая.

         г) Изучение жизненного пути писателя.

         д) Знакомство  с произведениями Гафурова

     3.Заключение  и  выводы

         а) Навык  групповой   работы.

         б) Умение вести  душевную беседу с пожилыми

              людьми.

          в) Оказывается родина знаменитых  людей                

               рядом.

         г) Наложение отпечатки  времени к деятельности

             человека.

         д) Практические выводы- человек никогда не  

              должен терять веру в свои силы, в свой народ

  Земля, где ты родился, где родились твои предки, деревня в кото-

рый  ты   родился  и вырос,  очень  близки для  нашего  сердца.  Каждая деревня имеет  свои особенности, отдельные запоминаю-

щиеся  места и обязательно в каждой  деревне  есть люди, оставив-

шие  в памяти своих односельчан много  добрых дел. Живым не нужно их забывать, потому  что без  знаний  прошлого своей  Роди-

не нет будущего. Какой бы ты не был национальности, где  бы не

жил, ты должен  знать  обычаи своей  нации, уважать ее традиции

и должен изучать историю  знаменитых  личностей, живших в сво-

ей  республики  и  за  ее пределами, а  особенно  своих  земляков.

     Историю  их  деятельности  необходимо  оставить  как завещание будущему   поколению, что  бы они  могли гордиться своим  народом, своими  соотечественниками.

     В  этом заключается  наша   основная задача  перед  старшим  поколениям, мы  должны  передать  свои  знания будущему поко-

лению. В  кружке « Изучение родного  края» с  самого   начала были  поставлены конкретные  цели:

- изучение  истории  возникновения  деревне  Старое  Ибрайкино

  -исследование  истории  возникновения  и  работы  медресе, а по-

  том  единственной   татарской   средней  школы  Аксубаевского

  района.

  • изучение  истории  коллективизации  в  деревне Старое  Ибрай-

кино.

- изучение  и  поиски  оставшихся   в  живых  родных  знаменитых

личности, связанных  с  деревни.

      В  своем  кратком  выступлении  я  скорее   всего  обо  всем  не

смогу  рассказать. Я хочу   остановиться   на  изучении  истории  знаменитости  19  столетия, народного  просветителя – писателя  оставившего  большой  след в  истории  просвещения  республики

Галиаскара  Чыгътая  ( Гафурова). Все  началась  после  посещения

музея  в Новом  Ибрайкине,  где  был  прочитан  журнал  « Фэн  хэм  дин» ( «Наука  и религия») редактором  которого  был  Чыгъ-

тай.  Он  родился  в  деревне  Новое  Ибрайкино,  а  вечности   ос-

тался  в нашей  деревне. Посовещавшись  с  руководителям  круж-

ка   Тагировым  Рамилем   Асхатовичем   мы, члены  этого   кружка

решили  узнать,  глубже  познакомиться  с  его  творчеством, для чего  разделились   на группы.

     Первая   группа  должна  была   изучать  родословную   Галиас-

кара  Чыгътая. Оказалась   у  писателя  были  родные: Тахау, Мин-

неруй,  Руй, Гаян.  Его  отец Мугин  Гафуров   был  мударрисом

(учителем) и  преподавал  в  Четренском  медресе   и  сам  дал  на-

чальное  образование  всем своим  детям.

     Вторая группа  занималась  поиском  внуков, правнуков писате-

ля.  Оказалась дочка  Минеруя -  Минзихан   эби, а ее  дочь Рауза

 Габдулловна  Зарипова  ( Хайруллина)   живет  в  нашей деревне.

С  удивлением  и  с  трепетом  посещали ее, и она  рассказала  нам

немало. От  нее  узнали, что у писателя было   дочка  Зайнап.

Она  родилась  в  городе  Бузулуке.  У  нее две  дочери  Наиля  апа-

  1. года  рождения, а  Акъчачек  апа – 1925 года  рождения. Акъ-

чачек апа  не  замужем,   а  Наиля  апа – замужем,  имеет  детей.

Они  живут  в         Москве.

     Третья  группа  занималась  изучением   жизненного  пути Га-

лиаскара    Чыгътая.  Писатель-  просветитель    родился  16- сентя-

бря  1867  года   в  деревне  Новое  Ибрайкино  Аксубаевского   ра-

йона.  Получил    начальное  образование   в  своей   деревне и  учился    Чистопольком   уезде, потом   служил  муллой,  он  в свободное    время  изучал   произведение  Каюма  Насыри, Загира

Бигиева,  Мусы  Акъегет  и  других   писателей.  Совершенствовал

русский  язык, чтобы  иметь  большое  возможностей  в  общение  

с русскими  писателями  и  их  произведениями.  В то  время  рели-

гия   была   запрещена.  Религиозные  деятели, муллы  и  их семьи

преследовались  и  подвергались  наказанием.    Для сохранения  своей   семьи  он отказался  от  должности   имама.   Уехала  в  Москву   и  преступил к  творческой,  просветительской деятельности. Написал  произведения  «Исабат»  и  «Тутам».  В этих  произведиях  он  поднял  вопрос  о  роли  женщины  в  семье,

об  их  правах   в  жизни,  а  также   о религии.   Читатели  достойно

оценили  его  творчества.   Он  стал  редактором  журнала «Фэн  хэм  дин»  («Наука  и  религия»).  В   этом  журнале  он  публиковал  свои  статьи  разных  животрешушие   темы.

      Какие   должен  обладать  человек  желанием, силой и  верой, чтобы  в  1938 году   поехать   в  город   Мекку для  совершения  паломничество, кстати   свой  путь  он пошел  почти  пешком. В память   об этой    поездкой   он  принес  два  шамаиля.  Один  с  зо-

лотой    вышивкой,  а  второй  обыкновенный.  Золотой  шамаиль,

наверно  храниться  у внуков  в    Москве,  а второй  у нас  Вот  он.

        В    1940  году   Чыгътай  приехал  родные   края  к  своим   родным – сестрам  Миннеруй  и  Руй.   До  последнего   дня   он  

жил   с  ними. Так  как   в   открытую  нельзя  была  заниматься  религиозными  деятельностью.  Он  тайком  совершал   мусуль-

манские  обряды, читал  Коран  и   намаз.  Он  тайком  посещал

кладбище.  Там  молился  за  души  умерших.  Чыгътай  просил родных   никому  не  рассказывать  об  этом.  Почему, сами  пони-

маете?!   Умер  Галиаскар  Чыгътай  (Гафуров)    в 1942  году  в возрасте   75 лет  и  был  похоронен    в   нашей  деревне, рядом  сестрой.

      Вот  вкратце   история  жизни  Гафурова- Чыгътая.  Тем, об  этом  хочет  узнать  подробно, просим   следить   районной   газе-

той   «Авыл  таннары»  («Сельская  новь»),  мы  планируем   более

полно  и  подробно  ознакомить   Вас  об  этом.  Но  этим   наша  работа  не  завершена.  Так  как   знаменитых  личностей  как  Чыгътай   у  нас   немало,  мы  хотим  подробно  изучит   историю

еще одного  односельчанина- председателя  Тат. ЦИКа  Республи-

ки  Татарстан   Хаерова  Миншакира.  Хотя  вся  эти   работы  труд-

ная,   кропотливая,  но   очень  интересная.  Дело  стоит, чтобы  им

заниматься.  Прошлое   нельзя  забыть,  прошлое  должен  жить   в

наших  сердцах!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

Литературная викторина по творчеству писателей 19-го века (5 класс)

Данная презентация может быть использована в дни проведения предметной Недели русской словесности....

Урок-презентация по творчеству писателей XIX века

Урок-презентация "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Плещеев, А.В.Кольцов, Н.С.Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков) с анализами стихотворений по программе...

Статья "Учитель в творчестве писателей 20 века"

Тема "Учитель-ученик" всегда  в центре внимания писателей. В ХХ веке в этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...