Главные вкладки

    Проблема социальной неудовлетворённости и неустроенности героя рассказа В.Шукшина "Срезал".
    план-конспект урока (6 класс) по теме

    Силаева Лариса Андреевна

    анализ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problema_sotsialnoy_neustroennosti_i_neu72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

    Эпиграф к уроку:

    Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.

    Б. Паскаль

    Формы организации учебной деятельности на уроке:

    фронтальная работа

             словарная работа

    составление сопоставительной характеристики героев

    .Цели урока:

    Создать условия для:

    • формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;
    • приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;
    • знакомства учащихся с рассказами «Волки», «Срезал»;
    • совершенствования речевой, литературной культуры школьников.

    Развивать:

    • навыки анализа художественного текста;
    • умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.

    Воспитывать:

    интерес к творчеству писателя

                       нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);

    Задачи урока:

    • создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
    • помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
    • развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

    Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о Шукшине, газета, посвященная жизни и творчеству писателя.

    Этапы урока:

    1. Мотивация.
    2. Целеполагание.
    3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина . Сростки, чтение стихов о селе Сростки
    4. Словарная работа.
    5. Беседа по рассказу «СРЕЗАЛ».
    6. Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
    7. Беседа с учащимися по рассказу «Волки»
    8. Заключительное слово учителя.
    9. Домашнее задание.
    10.  Рефлексия.
    11.  Выставление оценок.

    Подготовка  к уроку учащихся: учащиеся должны прочитать рассказы В.М.Шукшина « Срезал» «Волки»,

    .

    Подготовка учителя к уроку:

    • дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
    • подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.

    Приложение (презентация, газета).

    ХОД УРОКА

    1. Мотивация. Слово учителя

    – Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве  В.М.Шукшине?
    –  Смотрели фильмы ,снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?

    2. Целеполагание (портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)

    – Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.

    3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина

    – Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
     «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)

    Памяти Шукшина

    Сростки. Предгорье. Июльский простор…
    С Пикета Россия видна.
    Стекается люд необъятной страны
    Коснуться земли Шукшина.

    Земли, по которой тоскою томим,
    Шёл по жизни, не пряча глаза,
    Великий писатель, актёр, гражданин,
    Словом метким творя чудеса.

    По взглядам читаю: «Помним и чтим».
    Здесь воздух врачует сердца.
    От доброго слова теплом навсегда
    Наполнится наша душа.

    Тоскуют берёзки на склонах холма,
    И бьются сердца всё сильней!
    Понятно, что не было у Шукшина,
    Места в России милей!

    Он жил, воспевая своих земляков,
    Ценя жизни каждый глоток.
    Сражался за Родину и до сих пор
    Вернуться из боя не смог.

    Звёздочкой малой ночной небосклон
    Подмигнёт в прохладной тиши…
    Сиротливо качнутся кусты за окном
    И калина у быстрой реки…

    Сростки. Предгорье. Июльский простор.
    В памяти вечно храним,
    С вершины поклонной горы, сквозь года,
    Бронзовый смотрит  Шукшин!

    Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.

    Стихотворение о Сростках читает ученик.

    Сростки

    Здесь край равнины с небом синим
    Грядою горною срослись,
    Цепь островов, река, долина,
    Лаская взор, переплелись.
    Катунью быстрой, Чуйским трактом
    Известны здешние места.
    Горой Пикетом, сельским тактом,
    Людской души в нем нагота.
    Здесь, на природном перекрестке.
    На стыке судеб и дорог
    Стоит село с названьем Сростки,
    Алтая горного порог…

    Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад.

    Ученик читает стихотворение. 

    Гора Пикет

    Гора Пикет – поклонная гора.
    По воле сердца и по зову слова
    Сюда народ идет без останову,
    Хоть и стоит июльская жара.

    Россия чтит заветные места.
    И сыновей своих не проглядела, –
    Пока еще душа не оскудела
    И не засохла песня на устах.

    И боль жива!.. О том и разговор:
    Еще дружнее надо нам держаться,
    Ведь он ушел за родину сражаться
    И не вернулся в Сростки до сих пор...

    Его слова – завет на каждый день.
    Его шаги доносятся до слуха…
    Гора Пикет – еще одна ступень
    К вершине человеческого духа.

    Слово ученика о жизни В. М. Шукшина

    В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
    Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
    Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (
    9 слайд. Семья Шукшина).Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».  
    Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
    Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
    Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. 

    Слово учителя.
    Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.

     Проблемный вопрос: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?».

    .

    4. Словарная работа 

    кандидат –учёная  степень

    филология- наука, изучающая  язык и литературу народа

    философия – наука,изучающая  

    отношения человека и мира

    натурфилософия- философия

    природы, истолкование природы

     диалектика –(греч.)- искусство

    спорить

    шаманизм –форма религии,

    общение с духами

    траектория- непрерывная линия

    движения

    демагогия-набор слов, вводящих в

    заблуждение

    кляузник-сплетник, клеветник

    Срезал…Запишите ассоциативный ряд к этому слову (уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил, обезоружил, убил и т.д.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

    Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

    - Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»)

    СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)

     Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

     Запись на доске и в тетради:

    Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

    7.Слово учителя.

    Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится В. М. Шукшин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

     8. Вызов.

     На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

     На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня удалось «срезать»?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».

     Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:

     на уроке, когда не выполнил домашнее задание и получил двойку;

     на контрольной работе или экзамене;

     проспорил спор с другом;

     Меня спросили про то, что я не знаю.

     Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «срезать» - быть поставленным в трудное положение, быть в замешательстве.

     8. Осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

    - Посмотрим, как раскрывается понимание этого слова в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»

     (Рассказ заранее не читается).

    СРЕЗАЛ

    К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и

    дочерью. Попроведовать, отдохнуть…………

    Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев……..

    Первая остановка

    Возможные вопросы:

    - О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? (В. М. Шукшин без всякого вступления, очень просто, динамично начинает повествование с главного события: “К старухе Агафье Куравлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать и отдохнуть”)

    - Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? (Даётся оценочный портрет главного героя — “мужик... начитанный и ехидный” — и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Можно привести пример: случай с полковником. Описание внешности ограничивается двумя штрихами: “толстогубый, белобрысый мужик лет сорока”. Ничего необыкновенного.)

    Слово учителя: Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: “Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет».

    - Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? Ваш прогноз.

    Читаем 2 часть.

    Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся... Ужинать не стал…….

    - На такси приехал...

    - Ну, марку-то надо поддержать!.. - посмеялся Глеб……….

    Вторая остановка

    Возможные вопросы:

    - Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой? (боевой настрой героя: «Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», циничность, издевка: «Кандидатов сейчас как нерезаных собак»).

    Читаем 3 часть.

    Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал насчет стола…….

    Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей…….

    Третья остановка

     Возможные вопросы:

    - Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? (Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату).

    - Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”? (Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как градация, когда говорит о Глебе Капустине: “сел”, “пока помалкивал”, “подбирался к прыжку”, “улыбался”, “поддакнул”, “взглядывал на кандидата”, “примеривался”, “попёр на кандидата”. Начало есть. “В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе...” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем).

    - Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? (Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Здесь уже нет ошибок, а от комической окраски не остаётся и следа. Словно подражая газетным образцам, Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться...»)

    Читаем 4 часть

    Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидатов, говорили…….

    - Ничего, - великодушно заметит Глеб. - Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…….

    Четвертая остановка.

    Возможные вопросы:

    — Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”? (Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).

    — В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского “исследования”, трагикомизм рассказа? (По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоривания”).

    Выводы:

     - Вот и закончился этот рассказ Шукшина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

    - Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

    - Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

    - Какие чувства вызвал у вас рассказ?

     9. Поведение итогов. 

    В.М.Шукшин

    Как больно сознавать, что человека нет,
    Он не увидит больше белый свет.
    И остается только вспоминать,
    Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.

    Представил сцену Разина Степана,
    В которую он вжился очень рано.
    Он так реально мог её сыграть,
    Что это фильм уж можно не понять.

    Любил Шукшин подняться на Пикет,
    Нарвать цветов большой, большой букет
    Чтоб подарить их матери своей
    Обнять её с любовью у дверей.

    Ведь был Василий с чистою душой,
    Он рвался, как и все к себе домой.
    Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
    И праздник по приезду заведут.

    И вот уже теперь который год,
    К Пикету весь честной народ идёт.
    И знает лишь теперь его душа,
    Проходят чтенья Васи Шукшина.

    Написание эссе на тему «О чём заставило вас задуматься произведение В.М. Шукшина?»

    Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного

    Итог Песня «В память о Шукшине»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

    Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

    Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

    Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...