Чтение "В.Викторов Здравствуй, осень"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Шмидт Татьяна Иосифовна

В ходе урока используются  дифференцированная, индивидуальная и коллективная работы. Контроль во время занятия осуществлялся детьми, учителем, с помощью взаимопроверка. Используются  упражнение с ключами для  самопроверки (компьютер).  На уроке присутсвует игра: работа с масками, корзина. На уроке учитываются  индивидуальные способности учащихся, проблемные задания. На уроке осуществляется личностно ориентированный подход. Проводится коррекционно-воспитательная работа. Смена видов деятельности на уроке способствовует  сосредоточению внимания учеников.  Присутствовует на уроке  физминутка, пальчиковая гимнастика. На уроке используются  возможности образно- слуховой, зрительной, словесно-логической, эмоциональной памяти, внимание в ходе выполнения упражнений и карточек, пространственная ориентация в задании с масками, карточки с предметами, на компьютере. На уроках упражняются учащихся в различных видах деятельности: слушают – отвечают, думают, пишут, составляют, работают по карточкам, играют. Используются  следующие методы и приемы: наглядный яркий материал, беседа, опрос,  загадки, музыкальное сопровождение, таблички со схемами, упражнения, работа с учебником, предметные картинки, мультимедийное оборудование. 

Тема: Чтение стихотворения В.Викторова «Здравствуй, осень».

Тип урока: комбинированный.

Цель: учить правильному осознанному чтению.

Задачи:

1.  Формирование  (Совершенствование) у обучающихся навыков правильного, осознанного чтения на примере стихотворения В.Викторова «Здравствуй, осень» на основе упражнений в чтении слоговых таблиц и текста стихотворения.

2.           Развитие и коррекция гибкости и скорости чтения через упражнения с текстом, речь учащихся и расширять словарный запас на основе составления ответов на вопросы к тексту;

3.           Воспитание любви к доброте осени, усердия на основе  упражнений.

 

Оборудование: наглядно-демонстративный материал, учебник,   цветные карандаши.

Ход урока.

I.                    Оргмомент. Психологический настрой.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Улыбнитесь друг другу, садитесь 
Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 
Спина? Прямая!

Будем дружно мы читать,

И друг другу помогать,
делать выводы и рассуждать.

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

 II.         Разминка.

1.           Дыхательная гимнастика.

-Какое время года на дворе? (осень)

-какие признаки осени вы знаете?

«Листочек»

- Мы сегодня с вами тоже будем осенним ветром. Возьмите в руку листочек и сейчас мы с вами будем тихим осенним ветерком и подумаем на наш листочек. А сейчас мы с вами сильный, холодный ветер и подуем сильно на наш листочек. Тихий ветер, сильный ветер (повторить 3 раза).

Листочек сегодня будем нас с вами проверять и помогать. Если мы будем с вами работать и правильно отвечать, он будем с нами и никуда не улетит. А от неправильных ответов, как при сильном ветре- улетит от нас.

2.Чистоговорка

ОР-ОР-ОР – поспел помидор.

ОВЬ - ОВЬ - ОВЬ - хороша морковь.

РОХ - РОХ - РОХ – вырос наш горох.

Чтение учителем начала чистоговорки, дети громко договаривают слово (помощь картинка)

-Первый ряд громко говорит первые слова – я дальше- второй ряд- заканчивает строчку.

 

ОР-ОР-ОР – поспел        .

                  ОВЬ - ОВЬ - ОВЬ – хороша    .

                                                        РОХ - РОХ - РОХ – вырос наш         

Давайте произнесем это с громко, тихо, с радостью. Выполняется индивидуально. Остальные проверяют.

 

4,         Читай правильно.

По

Пол

По-ло-са

По-ло-са-ту-ю

 

О

Во

Вос

Хвос

Хвост

Хвос-та-ту-ю

Бор

Бо-ро-да

Бо-ро-да-ту-ю

 

Первый столбик читаем хором: радостно

Второй столбик читаем по цепочке: тихо

Третий столбик читаем по выбору: громко

 

III.      Работа над новым материалом.

1.   Актуализация опорных знаний.

-        Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем читать сегодня.
Мальчик вежливый и добрый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

-Когда мы говорим здравствуйте?

Какие слова приветствия вы знаете?

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...(Осень)

-  По каким признакам в природе мы узнаём, что наступила осень.

-  А что ещё происходит с приходом осени?

-  Что собирают люди осенью на полях, в садах, в лесах?

(дети говорят и выбирают картинку)

             

 

-  Ребята, всё это: фрукты, овощи, дары леса мы называем одним словом… (УРОЖАЙ)

 

2.  Словарная работа.

-   УРОЖАЙ

а)   значение слова

«Количество уродившихся зерновых культур  или других растении, плодов, грибов, а также высокий, хороший их сбор»  (согласно словаря Ожегова)

б)  постановка ударения

произнесите с разной интонацией:

- удивите;
- огорчите;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

в)  выделение «трудной» буквы, которую нужно запомнить УРОЖАЙ

Составьте предложение со словом урожай.

Произнесем с разной интонацией предложение  «Осенью люди собирают урожай». (Схема вам поможет)

Детям показываю знак  . !?, они строят предложение и произносят сначала один в правильной интонации, потом хором.
 

- Молодцы. Мы с вами отгадали  два слова Здравствуйте осень.    

Образуйте предложение так, чтобы мы могли поприветствовать осень.

«Здравствуй, осень»

3.   Сообщение темы урока.

-Тема нашего урока «Здравствуй, осень».

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Что мы будем делать с стихотворением?(научиться выразительно читать стихотворение, соблюдая правила интонации)

- По названию стихотворения, как вы думаете, о чем будем читать?

Кто хочет узнать , о чем это стихотворение, Откройте учебник стр. 29

 «Здравствуй, осень».

Кто написал стихотворение? (В.Викторов)

Что вы можете рассказать об авторе? (что писал, мужчина или женщина)

Я могу вам сказать несколько предложений: (портрет)

Викторов Виктор Ильич (1925-1991) – поэт. Автор детских стихов, считалок, сказок, загадок, песен, шуток, игр, скороговорок и поэтических сборников; автор опер: "Красная Шапочка" (музыка М. Раухвергера), "Джунгли" (музыка Ш. Чалаева) и др.

Выставка книг.

А захотите узнать что-то еще о Викторове Викторе Ильиче и его книгах, то это можете сделать после уроков, в библиотеке.

3.     Чтение стихотворения

Здравствуй, осень.  Стр. 29- чтение учителем.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

 Гречку загорелую

И бруснику спелую,

Дыню полосатую,

Свёклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

- Вам понравилось стихотворение?

-Оправдались наши ожидания?

-О чем это стихотворение?

Чтение по цепочке учениками

ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки –

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

 

4.     Работа над осознанностью стихотворения.

-  Как в стихотворении названа осень? ( добрая)

-  Почему ее' можно так назвать?

-   Что такое гречка? Какого цвета гречка? Почему её назвали загорелая?(растение, крупа)

-  Какие ягоды поспевают осенью в лесу?(брусника, рябина, калина, облепиха)

-  Какие овощи созревают осенью?

-         Какие фрукты созревают осенью?

 

-  Какие дары, подарки принесла осень?

Игра « Собери урожай».

-  Какие овощи созревают осенью?

-  Какие фрукты созревают осенью?

Выбери слова на доске. Выполняют вместе, по хлопку и топанью оценивают.

     

 

    

 

 

      

    

Пальчиковая гимнастика

Осень добрая пришла, 
нам подарки принесла: 
Гречку загорелую, и пшеницу зрелую, 
Дыню полосатую, свеклу бородатую, 
Яблоки душистые, персики пушистые, 
Груши золотистые – осень принесла. 

(загибаем или разгибаем пальчики при перечислении) 

5.     Работа с карточкой

1 ученик- разрезано стихотворение, соединить –на месте

2 группа- подчеркнутые слова пропущены в задании, дети должны дописать.

3 группа- у доски

Вставить вместо пропущенных слов –правильные слова

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла: Гречку загорелую

И бруснику спелую,

Пшеницу зрелую,

Дыню полосатую,

Свёклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

 

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла: Гречку загорелую

И бруснику спелую,

Пшеницу зрелую,

Дыню полосатую,

Свёклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

 

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла: Гречку загорелую

И бруснику спелую,

Пшеницу зрелую, полосатую,

Дыню полосатую,

Свёклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

Проверка «Поменялись местами и проверяем правильность выполнения задания-  поставить запись стихотворения.

Упражнения для глаз.

1.          «Что вокруг?»

-Представьте, что можно увидеть осенью, если посмотреть вокруг (вверх, вниз, влево, вправо)?

- Посмотрели вверх (тучи, серое небо), вниз (лужи, грязь), влево (на деревьях желтые  листья), вправо (ветер качает деревья) - повторить 2 раза.

2.         «Напишем букву»

- Какой первый звук в слове осень? Напишем «в воздухе» букву о.

3.         «Солнышко»

-Зажмурьте глаза, представьте себе яркое солнышко (по счет 1-5). Открываем мы глаза, нам читать давно пора!

 

6.     Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.

Раздается детям стихотворение и карандаши.

-Давайте поставим знаки-символы, чтобы нам правильно прочитать стихотворение- выразительно.

Схема-повторение.

Проверка по экрану и выставляют оценки.

Проверим в чтении.

   Упражнение «Буксир» ( ученик 1 группы читает текст с разной скоростью, все остальные дети следят. По команде «стоп» читающий останавливается, чтение начинает другой уч-ся.)

IV.       Закрепление нового материала. (дифференцированно, по группам).

1.     Упражнение «Кто лучше»- листики команда по геом. фигурам.

Три команды:

 -1 команда и 2 команда (каждый ребенок по две строчки) читают одновременно, оценивает их 3команда (или гости).Кто лучше прочитает выразительно. Остается от каждой команды один лучший по выразительному чтению.

-Кто прочитает сам выразительно лучше? Оценивают другие дети, кто выбыл.(смайлики)

-Лучший читает как учитель, остальные следят и за учителем повторяют хором.

2.     Инсценирование «Доскажи»

Индивидуально (в группе)  с применением иллюстрации: прочитывают стихотворение с помощью картинок. Я читаю в стихотворении 2 строчки и выхожу к доске и беру соответствующую картинку.  Дальше следующий читает две строчки и выходит к доске и берет следующую соответствующую картинку. И т.д.

 

Кто хочет сам прочитать стихотворение: выразительно, громко?

 

V.        Подведение итогов урока. Выставление оценок уч-ся.

-С каким стихотворением познакомились на уроке? Кто его автор?

Какие подарки принесла осень?

Какое у вас настроение после прочтения этого стихотворения?

Какие подарки принесла нам осень?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Закончите предложение:

Сегодня я сумел…

Мне удалось…

Кому было трудно на уроке?

Что понравилось делать на уроке?

Вы сегодня были молодцы и получаете подарок от осени из нашего стихотворения, но с вашей оценкой.

А дома, в отряде расскажите о прочитанном сегодня стихотворении. И нужно будет раскрасить красиво только те «подарки» осени, которые встречались в стихотворении.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Спасибо за урок. До новых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект1 МБ
Файл часть презентации323.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ОР-ОР-ОР – поспел помид ор ОВЬ - ОВЬ - ОВЬ - хороша морк овь РОХ - РОХ - РОХ – вырос наш го рох

Слайд 3

ОР-ОР-ОР – поспел ОВЬ - ОВЬ - О ВЬ – хороша РОХ - РОХ - РОХ – вырос наш

Слайд 4

По Пол По-ло-са По-ло-са-ту-ю О Во Вос Хвос Хвост Хвос-та-ту-ю Бор Бо-ро-да Бо-ро-да-ту-ю

Слайд 5

УР О ЖАЙ Что это? Ударение Запомни! О Предложение . ! ? …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему:"Здравствуй,осень золотая"

Осенний праздник с интересными конкурсами:конкурсы загадок,пословиц,осенних песен....

Презентация к районному конкурсу военно-патриотической песни и чтений "Виктория"

Презентация иллюстрирована материалами о событиях современных  военных локальных конфликтах, в которых участвовали российские солдаты и озвучена музыкой из  6 симфонии П.Чайковского.Публикуе...

мультимедийная презентация к конкурсу выразительного чтения "Виктория-2012"

Презентация иллюстрирует события локальных конфликтов в Чечне, Цхинвале, Беслане, а также события войны в Афганистане....

Осенний бал "Здравствуй Осень, в гости просим!"

Внеклассное мероприятие для детей...

Осенний праздник для малышей "Здравствуй, Осень"

Кукольный театр я всегда использую на праздниках в ясельных и младших группах. Дети увлечены дейтствием и сами из зрителей превращаются в артистов. Очень часто родители также становятся непосредственн...

Сценарий осеннего праздника "Здравствуй, Осень!"

Сценарий праздника во 2-ой младшей группе...

Праздник осени в начальной школе "Здравствуй, Осень золотая!"

Итоговое мероприятие в рамках внеучебной деятельности начальной школы...