Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы
рабочая программа (6 класс) на тему

Яворская Светлана Александровна

Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности : Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений. Может быть использована на уроках родного (русского) языка, на уроках словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_slov.docx19.2 КБ
Microsoft Office document icon poyasn_zapiska_r.ya_.5-9.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

    Раздел

     Содержание

Кол-во часов

   Сроки проведения

Требования к знаниям учащихся

Методы и технологии

Формы контроля

Примечания

По плану

Фактически

Текст

 Р.р.

Темы широкие и узкие.

Простой и сложный план.

Эпиграф.

Лексическое средство связи предложений  в тексте. Описательный оборот.

Самостоятельная работа по разделу.

1

1

1 КАТ

1

1

1 КАТ

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Знать признаки текста, что такое тема(широкая, узкая),основная мысль.

Уметь составлять простой и сложный план; Подбирать эпиграф.

Описательный оборот.

Слово учителя, работа с материалом учебника. Практическая работа.

Работа с учебником.

Выполнение тренировочных упражнений.

с/р по определению темы.

д/з –мини-сочинение на заданную тему.

С/р по упражнению, выборочное изложение.

Индивидуальный опрос (подробный пересказ)

Стили речи

Р.р.

Книжный стили.

Официально-деловой стиль.

1

1

1 КАТ

октябрь

Характерный признаки официально-делового стиля речи; употребление в письменной речи.

Составление алгоритма; выполнение тренировочных упражнений.

Практическая работа

Типы речи

Р.р.

Повествование.

Рассказ.

Описание.

Рассуждение.

Самостоятельная работа по разделу

1

1

5+2

(соч.)

3 КАТ

2

1 КАТ

1

Октябрь

Октябрь-ноябрь

ноябрь

Композиция рассказа.

Признаки описания(перечень одновременных или постоянных признаков предмет явления); составление плана; жанровые картины(неподвижность,

одномоментность).

Признаки рассуждения; характерный способ связи; план; тезис; док-во.

Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений.

Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений; составление рассказа по картине; составление деформированного рассказа.

Чтение по ролям; пересказ; словарная работа; выполнение упражнений.

Изложение (упр.244);

фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Сочинение рассказа на основе кртины, описание по памяти, сочинение-описание.

Фронтальный опрос; сочинение рассказа на основе упр.299.

Текст.

Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

1

1 КАТ

При изучении соотвествующей темы по русскому языку.

Способы связи предложений в тексте; сцепляющие слова;

Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений.

Фронтальный опрос; индивидуальный опрос.

Стилистические возможности слов и выражений.    Р.с.

Общеупотребительный слова. Диалектные слова.

Специальный слова(профессионализмы).

Заимствованные слова.

Неологизмы.

Употребление существительного.

Употребление прилагательного.

Употребление глагола.

Самостоятельная работа по разделу

1

1

1

1

КАТ

1

1

КАТ

1

1

КАТ

1

Ноябрь-декабрь

При изучении соответсвующих  тем по русскому языку

Стилистические возможности. Толковый словарь;

Общеупотребительная лексика; диалектные(областные) слова; профессионализмы и их роль; заимствования из разных языков, словарь иностранных слов; неологизмы в художественных произ-ях.  Употребление разных частей речи в худ. Произ-ях.

Работа по учебнику;

Выполнение тренировочных упражнений.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Составление текста –описания на основе упр. 46.

Д/з-индивидуальное.

Средства художественной изобразительности.

Р.с.

Сравнение, аллегория, эпитет.

Метафора.

Олицетворение.

Метонимия.

Синекдоха.

Гипербола.

Порядок слов в предложении.

Инверсия.

Повтор.

Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Антитеза.

Самостоятельная работа по разделу.

1

1

1

КАТ

1

1

1

КАТ

1

1

1

1

1

КАТ

1

КАТ

2 способа сравнения; определение средств художественной изобразительности и их роль в художественном произведении; 3 правила построения пред-ий; стилистическая и эмоциональная окраска порядка слов в предложении.

Выполнение тренировочных упражнений;

Упражнения по определению средств изобразительности;

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева.

Фронтальный опрос;  

Индивидуальный опрос;

Практическая работа по упражнениям учебника;

Текстовая работа по средствам изобразительности.

Юмор в произведениях словесности. Р.с.

Юмор.

Комическая неожиданность.

Соединение несоединимого.

Остроумная речь.

1

1

КАТ

1

1

КАТ

Юмор; комическое; смысловая сочетаемость слов; сочетание слов с разной стилистической окраской; Загадки, пословицы, поговорки на основе метафоры; шарж; палиндромы; метаграммы; анаграммы.

Коллективная работа по материалам упражнений учебника; пересказ, близкий к тексту; составление рассказа по картинке; индивидуальная работа(устное сочинение «лингвистической сказки»).

Фронтальный опрос;

Индивидуальный опрос;

Устное сочинение по картине.

Самостоятельная работа.

Произведения устной народной словесности.   Р.с.

Былины.

Былинный стих.

Особенности языка былины.

Легенда.

Предание.

1

1

1

КАТ

1

1

КАТ

Определение былины; сходство с мифом, сказкой; язык, ритм былинного стиха; гипербола, фантастика, постоянные эпитеты, повторы, синонимы в былинах; легенда и предание: сходство и различия.

Выполнение тренировочных упражнений; словарная работа; художественный пересказ; викторина (стр.127 № 2).

Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; составление рассказа по картине (стр. 126 №132.).

Особенности эпического произведения.  Р.с.

Особенности эпического произведения.

Литературный герой.

Характер литературного героя.

Как раскрывается характер героя в сюжете.

Герой произведения и его автор.

Особенности языка эпического произведения.

Самостоятельная работа по разделу.

2

1

КАТ

1

1

КАТ

1

1

КАТ

1

Три рода произведений;

Главное в эпическом произведении; литературный герой и его характер; отношение автора к герою; художественный образ, персонаж; очерк; описание, повествование. Рассуждение в эпическом произведении.

Выполнение тренировочных упражнений;

Краткий пересказ; составление устного рассказа по картинке; анализ текста (стр. 138 № 132).

Шарады.

Фронтальный опрос;

Индивидуальный опрос;

Викторина по разделу;  сочинение сказки.

Особенности лирического произведения.    Р.с.

Лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения.

Двусложные размеры стиха.

Трехсложные размеры стиха.

Аллитерация.

Рифма.

Главное свойство стихов.

Самостоятельная работа по разделу.

1

КАТ

1

1

КАТ

1

КАТ

1

1

1

КАТ

1

Главное-чувство и мысли автора; использование эпитетов, антитезы, метонимии, сравнения и других средств изобразительности речи в эпическом произведении; схема стиха, стопа, хорей, ямб, чётные и нечётные слоги, амфибрахий, дактиль, анапест; аллитерация, ассонанс, рифма(мужская, женская, дактилическая); ритм; каламбур; буриме;

Выполнение тренировочных упражнений; коллективная работа по материалам упражнений учебника; восстановление деформированного текста;

Викторины (стр. 188-190).

Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа;

Выразительное чтение наизусть; текстовая работа по определению стихотворного размера; конкурс на лучше стихотворение.

Особенности драматического произведения.   Р.с.

Особенности языка драматического произведения.

Как изображается характер героя в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

Инсценирование.

1

1

КАТ

1

1

1

КАТ

Композиция драматического произведения; диалоги.

Монологи.

Авторские ремарки;

Реплики;

Сюжет;

Выполнение тренировочных упражнений; коллективная работа по материалам упражнений учебника; чтение по ролям.

Фронтальный опрос;

Индивидуальный опрос;

Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста (по рабочей тетради).

Комплексный анализ текста.

30

Выполнение упражнений в рабочей тетради (в наличии у каждого ученика);

1 раз в неделю.

Тема, тип текста, стиль речи; Разный виды разбора; восстановление деформированного текста;

Выполнение заданий к тексту;

Работа над ошибками.

Устный опрос;

Письменный опрос;

Индивидуальная письменная работа.

Комплексное

повторение  в конце года.

Повторение. Играем со словами.

2

Повторение ключевых понятий.

Выполнение упражнений.

Зачётная работа.



Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка в 5 – 9 классах.

                                     Пояснительная записка.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

          -   воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

         -   совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

        -   освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

       -   обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

       -   формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической ( языковедческой), культуроведческой компетенций.

     Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

    Языковая и лингвистическая ( языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

    Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально- культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Требования к уровню подготовки выпускников с русским языком обучения.

       В результате изучения русского языка в основной школе ученик

должен знать:

       -   роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

       -   языковедческие понятия, изученные разделы науки о языке;

       -   основные единицы языка, их признаки;

       -   смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог и их виды, сфера и ситуация речевого общения;

       -   признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

       -   стили речи, их признаки и жанры;

       -   функционально-смысловые типы речи, их признаки;

       -   основные нормы русского литературного языка ( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

должен уметь:

         -   объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

       -   различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;

      -   определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

     -   опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

     -   адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

     -   владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое);

     -   извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

     -   воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

     -   создавать тексты различных стилей и жанров;

     -   владеть различными видами диалога и монолога;

     -   свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

     -   соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

     -    соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

     -    соблюдать нормы русского речевого этикета;

     -   осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     -   осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

     -   развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

     -   удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;

     -   увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

     -   получения знаний по другим учебным предметам;

Прогнозируемые результаты:

   -   получить успеваемость 100%;

   -   сформировать умения навыки осознанного и грамотного письма;

   -   освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно- коммуникативной деятельности;

   -   использовать различные виды чтения; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости ( кратко, выборочно, полно); составлять план;

   -   уверенно владеть монологической и диалогической речью; уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

   -   для решения опознавательных и коммуникативных задач свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях ( компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета);      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ___РУССКИЙ ЯЗЫК___ (____6, 8, 9 классы _) коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по русскому языку для 6, 8, 9 классов коррекционной школы VIII вида составлена на основе программы специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII...

Рабочая программа педагога по русскому языку для 8 "б" класса общеобразовательной школы

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 клас...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной школы.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательной школыИнформатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных проце...

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе. 7 класс

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе. 7 класс...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочая программа по учебному курсу "Математика" для 5-6 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)

Рабочая  программа по математике составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения п...