Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности : Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений. Может быть использована на уроках родного (русского) языка, на уроках словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_slov.docx | 19.2 КБ |
poyasn_zapiska_r.ya_.5-9.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Сроки проведения | Требования к знаниям учащихся | Методы и технологии | Формы контроля | Примечания | ||||
По плану | Фактически | ||||||||||
Текст Р.р. | Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексическое средство связи предложений в тексте. Описательный оборот. Самостоятельная работа по разделу. | 1 1 1 КАТ 1 1 1 КАТ | Сентябрь Сентябрь Сентябрь | Знать признаки текста, что такое тема(широкая, узкая),основная мысль. Уметь составлять простой и сложный план; Подбирать эпиграф. Описательный оборот. | Слово учителя, работа с материалом учебника. Практическая работа. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений. | с/р по определению темы. д/з –мини-сочинение на заданную тему. С/р по упражнению, выборочное изложение. Индивидуальный опрос (подробный пересказ) | |||||
Стили речи Р.р. | Книжный стили. Официально-деловой стиль. | 1 1 1 КАТ | октябрь | Характерный признаки официально-делового стиля речи; употребление в письменной речи. | Составление алгоритма; выполнение тренировочных упражнений. | Практическая работа | |||||
Типы речи Р.р. | Повествование. Рассказ. Описание. Рассуждение. Самостоятельная работа по разделу | 1 1 5+2 (соч.) 3 КАТ 2 1 КАТ 1 | Октябрь Октябрь-ноябрь ноябрь | Композиция рассказа. Признаки описания(перечень одновременных или постоянных признаков предмет явления); составление плана; жанровые картины(неподвижность, одномоментность). Признаки рассуждения; характерный способ связи; план; тезис; док-во. | Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений. Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений; составление рассказа по картине; составление деформированного рассказа. Чтение по ролям; пересказ; словарная работа; выполнение упражнений. | Изложение (упр.244); фронтальный опрос. Фронтальный опрос. Сочинение рассказа на основе кртины, описание по памяти, сочинение-описание. Фронтальный опрос; сочинение рассказа на основе упр.299. | |||||
Текст. | Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | 1 1 КАТ | При изучении соотвествующей темы по русскому языку. | Способы связи предложений в тексте; сцепляющие слова; | Работа по учебнику; выполнение тренировочных упражнений. | Фронтальный опрос; индивидуальный опрос. | |||||
Стилистические возможности слов и выражений. Р.с. | Общеупотребительный слова. Диалектные слова. Специальный слова(профессионализмы). Заимствованные слова. Неологизмы. Употребление существительного. Употребление прилагательного. Употребление глагола. Самостоятельная работа по разделу | 1 1 1 1 КАТ 1 1 КАТ 1 1 КАТ 1 | Ноябрь-декабрь При изучении соответсвующих тем по русскому языку | Стилистические возможности. Толковый словарь; Общеупотребительная лексика; диалектные(областные) слова; профессионализмы и их роль; заимствования из разных языков, словарь иностранных слов; неологизмы в художественных произ-ях. Употребление разных частей речи в худ. Произ-ях. | Работа по учебнику; Выполнение тренировочных упражнений. | Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Составление текста –описания на основе упр. 46. Д/з-индивидуальное. | |||||
Средства художественной изобразительности. Р.с. | Сравнение, аллегория, эпитет. Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза. Самостоятельная работа по разделу. | 1 1 1 КАТ 1 1 1 КАТ 1 1 1 1 1 КАТ 1 КАТ | 2 способа сравнения; определение средств художественной изобразительности и их роль в художественном произведении; 3 правила построения пред-ий; стилистическая и эмоциональная окраска порядка слов в предложении. | Выполнение тренировочных упражнений; Упражнения по определению средств изобразительности; Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева. | Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Практическая работа по упражнениям учебника; Текстовая работа по средствам изобразительности. | ||||||
Юмор в произведениях словесности. Р.с. | Юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. | 1 1 КАТ 1 1 КАТ | Юмор; комическое; смысловая сочетаемость слов; сочетание слов с разной стилистической окраской; Загадки, пословицы, поговорки на основе метафоры; шарж; палиндромы; метаграммы; анаграммы. | Коллективная работа по материалам упражнений учебника; пересказ, близкий к тексту; составление рассказа по картинке; индивидуальная работа(устное сочинение «лингвистической сказки»). | Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Устное сочинение по картине. Самостоятельная работа. | ||||||
Произведения устной народной словесности. Р.с. | Былины. Былинный стих. Особенности языка былины. Легенда. Предание. | 1 1 1 КАТ 1 1 КАТ | Определение былины; сходство с мифом, сказкой; язык, ритм былинного стиха; гипербола, фантастика, постоянные эпитеты, повторы, синонимы в былинах; легенда и предание: сходство и различия. | Выполнение тренировочных упражнений; словарная работа; художественный пересказ; викторина (стр.127 № 2). | Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; составление рассказа по картине (стр. 126 №132.). | ||||||
Особенности эпического произведения. Р.с. | Особенности эпического произведения. Литературный герой. Характер литературного героя. Как раскрывается характер героя в сюжете. Герой произведения и его автор. Особенности языка эпического произведения. Самостоятельная работа по разделу. | 2 1 КАТ 1 1 КАТ 1 1 КАТ 1 | Три рода произведений; Главное в эпическом произведении; литературный герой и его характер; отношение автора к герою; художественный образ, персонаж; очерк; описание, повествование. Рассуждение в эпическом произведении. | Выполнение тренировочных упражнений; Краткий пересказ; составление устного рассказа по картинке; анализ текста (стр. 138 № 132). Шарады. | Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Викторина по разделу; сочинение сказки. | ||||||
Особенности лирического произведения. Р.с. | Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Двусложные размеры стиха. Трехсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов. Самостоятельная работа по разделу. | 1 КАТ 1 1 КАТ 1 КАТ 1 1 1 КАТ 1 | Главное-чувство и мысли автора; использование эпитетов, антитезы, метонимии, сравнения и других средств изобразительности речи в эпическом произведении; схема стиха, стопа, хорей, ямб, чётные и нечётные слоги, амфибрахий, дактиль, анапест; аллитерация, ассонанс, рифма(мужская, женская, дактилическая); ритм; каламбур; буриме; | Выполнение тренировочных упражнений; коллективная работа по материалам упражнений учебника; восстановление деформированного текста; Викторины (стр. 188-190). | Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; Выразительное чтение наизусть; текстовая работа по определению стихотворного размера; конкурс на лучше стихотворение. | ||||||
Особенности драматического произведения. Р.с. | Особенности языка драматического произведения. Как изображается характер героя в пьесе. Сюжет драматического произведения. Инсценирование. | 1 1 КАТ 1 1 1 КАТ | Композиция драматического произведения; диалоги. Монологи. Авторские ремарки; Реплики; Сюжет; | Выполнение тренировочных упражнений; коллективная работа по материалам упражнений учебника; чтение по ролям. | Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Самостоятельная работа. | ||||||
Комплексный анализ текста (по рабочей тетради). | Комплексный анализ текста. | 30 | Выполнение упражнений в рабочей тетради (в наличии у каждого ученика); 1 раз в неделю. | Тема, тип текста, стиль речи; Разный виды разбора; восстановление деформированного текста; | Выполнение заданий к тексту; Работа над ошибками. | Устный опрос; Письменный опрос; Индивидуальная письменная работа. | |||||
Комплексное повторение в конце года. | Повторение. Играем со словами. | 2 | Повторение ключевых понятий. | Выполнение упражнений. | Зачётная работа. |
Предварительный просмотр:
Преподавание русского языка в 5 – 9 классах.
Пояснительная записка.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической ( языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая ( языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально- культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Требования к уровню подготовки выпускников с русским языком обучения.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик
должен знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- языковедческие понятия, изученные разделы науки о языке;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог и их виды, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- стили речи, их признаки и жанры;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка ( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
должен уметь:
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать тексты различных стилей и жанров;
- владеть различными видами диалога и монолога;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам;
Прогнозируемые результаты:
- получить успеваемость 100%;
- сформировать умения навыки осознанного и грамотного письма;
- освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационно- коммуникативной деятельности;
- использовать различные виды чтения; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости ( кратко, выборочно, полно); составлять план;
- уверенно владеть монологической и диалогической речью; уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- для решения опознавательных и коммуникативных задач свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях ( компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ___РУССКИЙ ЯЗЫК___ (____6, 8, 9 классы _) коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по русскому языку для 6, 8, 9 классов коррекционной школы VIII вида составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...
Рабочая программа педагога по русскому языку для 8 "б" класса общеобразовательной школы
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 клас...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной школы.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательной школыИнформатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных проце...
Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе. 7 класс
Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе. 7 класс...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" для 5-6 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения п...