Конспект урока по теме "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Ляхта Елена Анатольевна
Цель урока: 
   закрепление и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!

- Любите ли вы путешествовать?

- С какой целью отправляетесь в путешествие?

- А если вы уже были в этом месте, будет ли вам интересно?

Эпиграфом нашего урока станут слова известного французского писателя и философа Альберта Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».

У нас сегодня не простой урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по большой стране, которая называется «Синтаксис». Начали мы это путешествие еще в начале третьей четверти.

- Какую же цель на сегодняшнем уроке мы должны поставить перед собой? (повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»)

Изучение синтаксиса и пунктуации не завершается на этом, и от того какие знания мы получили зависит наша дальнейшая учеба, цель которой – открыть дверь в мир удивительного и прекрасного русского языка.

- Открыть эту дверь нам поможет хорошо известный всем герой. Как его зовут? (Буратино)

Давайте представим, что в его руках ключ от потайной двери, ведущей в мир знаний.

Вместе с Буратино и героями сказки А.Н.Толстого  мы должны за один урок еще раз пройти весь путь, по которому шли в течение долгого времени.

У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы, в которые вы будете вносить свой результат.

Итак, путешествие начинается.

  1. Найди карту.

Нужно разгадать карту путешествия, которую спрятали коварные Лиса Алиса и Кот Базилио. Каждый из вас отвечает на вопрос и получает золотой за правильный ответ.

- Найди словосочетание. Обоснуйте ответ.

В каморке, папа Карло и Джузеппе, мастерит куклу.

Наша первая станция СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

- Узнай слово.

Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ

Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ

Окончание, как в слове НА ЗАРЕ

Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: предложение.

Наша вторая станция ПРЕДЛОЖЕНИЕ

           

            - Шапка вопросов

1. Отвечает на вопросы кто? Чаще всего выражено именем существительным.

2. Бывает глагольным и именным.

3. Отвечает на вопрос какой?чей?

4. Подчеркивается пунктирной линией.

5. Потерялся вопрос: Где?...Куда?... Откуда?....Зачем?.....

Наша третья станция  ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

         

       

   

 - Реши кроссворд.

1. Знак препинания, отделяющий прямую речь от слов автора, стоящих в начале предложения (двоеточие).

2. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, когда они выражены одной частью речи (тире).

3. «   »

4. Знак препинания, завершающий повествовательное предложение (точка).

- Что это все? Назовите обобщающее слово? (знаки препинания)

Наша четвертая станция ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

         - Дополнительные вопросы группам

1.        Какое ключевое слово должно получиться?

Диалог – еще одна станция путешествия.

2.        Что называется диалогом?

3.        Назовите второй способ передачи чужой речи.

4.        Как называется слово, с помощью которого мы обращаемся к какому-либо лицу?

Итак, мы справились со всеми заданиями, перед нами карта путешествия

  1. Путешествие начинается.

Станция 1. Орфографическая разминка.  

Нам предстоит вспомнить орфограммы в ряде терминов. (письменная работа)

Определите цель этого этапа.

Цель: Закрепить умение правильно употреблять и писать слова (развитие орфографической и языковой компетенции)

Словосочетание, простое предложение, красочное определение, обстоятельство места, дополнение, знаки препинания, двоеточие, прямая речь и диалог, поставить кавычки.

Взаимопроверка и выставление баллов в маршрутный лист.

      Станция 2. «Словосочетание».

Среди записанных слов назовите словосочетания СУЩ.+СУЩ., ГЛАГ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ.

     

Станция 3.  «Предложение».

Они сели под дубом и ждали когда у него вывалятся изо рта золотые.

Синтаксическая характеристика предложения. Вопросы от лисы Алисы.

  1. Охарактеризуйте  предложение по цели  высказывания?  
  2.  Охарактеризуйте предложение по интонации?
  3.  По наличию второстепенных членов?
  4.  По составу?
  5.  Сколько грамматических основ в предложении. Выделите их.
  6.  Расставьте знаки препинания.
  7.  Укажите вид сложного предложения.

Итог: Чему должны научиться на данном этапе?

Ответ: давать синтаксическую характеристику, хорошо знать критерии характеристики и не путать их. Подобное задание вам подготовил Карабас Барабас.

 

         

 Станция 4 . В театре Карабаса Барабаса. Главные и второстепенные члены предложения. 

Какие части речи будут играть их роль? Вы распределите их роли, работая по карточкам.

      Задание. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Укажите соответствие между членом предложения и примером.

Вариант 1

Член предложения

Пример

1.

Подлежащее

А.

Театр уехал на гастроли.

2.

Сказуемое

Б.

На сцену вышли артисты театра.

3.

Дополнение

В.

Любите ли вы театр, как люблю его я?

4.

Определение

Г.

Вся наша жизнь – театр.

5.

Обстоятельство

Д.

В театре началось представление.

                                                                                                 

Вариант 2

Член предложения

Пример

1.

Подлежащее

А.

Учиться – всегда пригодится.

2.

Сказуемое

Б.

Но у Буратино не было желания учиться.

3.

Дополнение

В.

Мальвина посоветовала ему учиться грамоте.

4.

Определение

Г.

«Я буду учиться»,- сказал Буратино.

5.

Обстоятельство

Д.

Буратино отправился учиться. ??

Взаимопроверка  и выставление результатов.

   Подведение итога: Каждая часть речи многолика и может выполнять в предложении роль как главных, так и второстепенных членов.

Станция 5.  «Знаки препинания. Прямая речь. Диалог. Обращение».

Письменное задание. 1 вариант запишет этот текст, используя способ передачи чужой речи – прямую речь, 2 вариант – диалог.

    Напутствие: Каким знаком препинания выделяется прямая речь? Каким знаком препинания выделяется реплика при диалоге?

Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро.

Я буду продавать мороженое и билеты сказала Мальвина.

Постойте ребята а учиться когда же спросил папа Карло.

Все враз ответили учиться будем утром, а вечером играть в театре. 

        1. В каком предложении слова автора находятся пред репликой? Каким знаком препинания отделите их?

    2. Найдите предложение с обращением. Назовите его.

    3. Является ли обращение членом предложения?

Потерялись обращения. (Устная работа. За правильный ответ один золотой)

  1. Свет мой ……скажи да всю правду доложи.
  2. Отпусти ты …. меня в море
  3. Поклонись ….. рыбке.  
  4. Куда ты….так рано поднялся?
  5. Скушай яблочко…….
  6. ……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  7. Ой вы гости…… вы откуда и куда?
  8. Ты…. всех милее, всех румяней и белее.

Станция 6. Тестирование. Предподготовка к ЕГЭ.

   1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

 А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Б. Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

В. Простое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Г. Простое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

2.    Укажите правильное объяснение постановки тире  в предложении:

Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро.

А. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной части речи.

Б. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов.

В. Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия  в предложении:

Все враз ответили: « Учиться будем утром, а вечером играть в театре». 

А. Двоеточие ставится , если обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения.

Б. Двоеточие ставится перед прямой речью после слов автора.

В. Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения поясняет содержание первой.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А. В комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир.

Б. Это сами куклы пишут пьесы и стихи и сами играют.

В. Мы победили своих врагов при помощи остроумия смелости и присутствия духа.

Г. Папа Карло вертел шарманку и весело подмигивал публике.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых (знаки препинания не расставлены).

А. И Арлекин и девочки и  колдуны в шляпах со звездами удрали от Карабаса Барабаса.

Б. В театре весело играла музыка раздавался хохот и хлопанье в ладоши.

В. Карабас Барабас упал и остался сидеть в луже под дождем.

Г. Куклы открыли кукольный театр и дали первое представление.

Самопроверка теста. Проверь себя  и выставь балл – сколько правильных ответов, столько и баллов.

1 Г , 2 В, 3 Б, 4 Г, 5 А

Станция 7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подсчет золотых у команд. Запись в оценочный лист.

9-10 баллов – оценка 5

7-8 баллов -  оценка 4

5-6 баллов –  оценка 3

Максимальный балл на уроке – 25

13-18 баллов- оценка 3

18-23 балла – оценка 4

24-25 баллов – оценка 5

Самоанализ достижений.

1. Отметьте в маршрутном листе, что вам в изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» хорошо понято, что недостаточно.

2. Какие темы вам необходимо повторять при изучении следующего раздела русского языка?

3. Укажите ожидаемую оценку на сегодняшнем уроке.

4. Смайликом обозначьте ваше впечатление о нашем путешествии.

Заключительное слово учителя.

     Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным, и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное в этом учебном году о первом разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации -  и  открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо за урок.

    Не забудем и про домашнее задание.

Домашнее задание.

обобщить знания по теме, подготовиться к диктанту

Приложение:

  1. Оценочный лист
  2. Список интернет-ресурсов

Оценочный лист

Ф.И.______________________                                                   Команда №____

Вид работы

Вид работы и контроля

Результат

1.

Терминологический диктант. Словосочетание.

Индивидуальная. Взаимоконтроль

2.

Главные и второстепенные члены предложения.

Индивидуальная работа по карточкам. Взаимопроверка.

3.

Прямая речь и диалог.

Самостоятельная работа. Проверка учителя.

4.

Тест в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа и самоконтроль.

5.

Командный зачет

Коллективная работа

Лист самооценки

Хорошо понял

Требует постоянного повторения

Оценка

 урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ляхта Елена Анатольевна

Слайд 2

Любите ли вы путешествовать? Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. Альберт Камю

Слайд 3

Урок-путешествие Цель урока: закрепление и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 4

Путешествуем вместе с …

Слайд 5

Карта Путешествия Третий лишний: найди словосочетание В каморке Папа Карло и Джузеппе Мастерит куклу

Слайд 6

Узнай слово Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ Окончание, как в слове НА ЗАРЕ Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Слайд 7

Шапка вопросов 1. Отвечает на вопрос кто? Чаще всего выражено именем существительным. 2. Бывает глагольным и именным. 3. Отвечает на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? 4. Подчеркивается пунктирной линией. 5. Потерялся вопрос: Где?.....Куда? Откуда? …..Зачем? и Как?

Слайд 8

Реши кроссворд 1/5 2 3 4 Знак препинания, отделяющий прямую речь и слова автора, стоящие в начале предложения. 2. Знак препинания, ставящийся между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной и той же части речи. 3. « » 4. Завершающий предложение знак препинания. 5. По вертикали прочитайте ключевое слово: один из способов передачи чужой речи

Слайд 9

Ответы к кроссворду 1. Двоеточие 2. Тире 3. Кавычки 4. Точка 5. Ключевое слово: ДИАЛОГ

Слайд 10

Государство Синтаксис Словосочетание Предложение Члены предложения Знаки препинания и однородные члены предложения Прямая речь и диалог Обращение знаний

Слайд 11

Станция 1.Орфографическая разминка. Терминологический диктант

Слайд 12

Самопроверка Слов о соч е тание, пр о стое предл о жение, красочное опред е ление, обст о ятельство места, доп о лнение, знаки пр е п и нания, дво е точие, пр я мая реч ь и д иа ло г , поставить к а вычки. 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4 и более - 2

Слайд 13

Станция 2. Словосочетание Назовите отдельные слова Назовите слова, связанные сочинительной связью. Назовите словосочетания СУЩ.+СУЩ., ГЛАГ.+СУЩ . , ПРИЛ.+СУЩ. Словосочетание «красочное определение» превратите в предложение. Укажите отличительные признаки.

Слайд 14

Словосочетание и предложение Красочное определение Определение красочное Определите синтаксическую роль слова «красочное» в первом и во втором случае. Сделайте вывод: Какое умение мы должны в себе развить? Как называется красочное определение в русском языке и литературе? Какова его роль в языке?

Слайд 15

Хочу все знать о предложении. Я приготовила вам коварные вопросы Они сели под дубом и ждали когда у него вывалятся изо рта золотые. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания? Охарактеризуйте предложение по интонации? По наличию второстепенных членов? По составу? Сколько грамматических основ в предложении. Выделите их. Расставьте знаки препинания. Укажите вид сложного предложения. Укажите способ выражения подлежащего ЗОЛОТЫЕ.

Слайд 16

Театр Карабаса Барабаса Определите, какую роль в предложении играют части речи. Будьте внимательны!!! Существительное ТЕАТР Многоликий Глагол УЧИТЬСЯ Прилагательное ДЕЖУРНЫЙ Числительное ЧЕТЫРЕ

Слайд 17

Проверь друга. КЛЮЧ: 1А 2 Г 3 В 4 Б 5 Д Критерии оценивания: 0 ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл

Слайд 18

Расставьте правильно знаки препинания и объясните их выбор.. Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро. Я буду продавать мороженое и билеты сказала Мальвина. Постойте ребята а учиться когда же спросил папа Карло. Все враз ответили учиться будем утром а вечером играть в театре.

Слайд 19

Потерялись обращения Свет мой ……скажи да всю правду доложи. Отпусти ты …. меня в море Поклонись ….. рыбке. Куда ты….так рано поднялся? Скушай яблочко……. …… ..ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Ой вы …… вы откуда и куда? Ты…. всех милее, всех румяней и белее.

Слайд 20

ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: Я буду продавать мороженое и билеты . А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Б. Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. В. Простое предложение, перед союзом И нужна запятая. Г. Простое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

Слайд 21

ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро. А. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной части речи. Б. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. В. Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

Слайд 22

ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Все враз ответили: « Учиться будем утром, а вечером играть в театре». А. Двоеточие ставится , если обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения. Б. Двоеточие ставится перед прямой речью после слов автора. В. Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения поясняет содержание первой.

Слайд 23

ЕГЭ. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены). А. В комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир. Б. Это сами куклы пишут пьесы и стихи и сами играют. В. Мы победили своих врагов при помощи остроумия смелости и присутствия духа. Г. Папа Карло вертел шарманку и весело подмигивал публике.

Слайд 24

ЕГЭ. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых (знаки препинания не расставлены). А. И Арлекин и девочки и колдуны в шляпах со звездами удрали от Карабаса Барабаса. Б. В театре весело играла музыка раздавался хохот и хлопанье в ладоши. В. Карабас Барабас упал и остался сидеть в луже под дождем. Г. Куклы открыли кукольный театр и дали первое представление.

Слайд 25

Готовимся к ЕГЭ Проверь себя : 1 Г 2 В 3 Б 4 Г 5 А

Слайд 26

9-10 баллов – оценка 5 7-8 баллов - оценка 4 5-6 баллов – оценка 3 Максимальный балл на уроке – 25 13-18 баллов- оценка 3 18-23 балла – оценка 4 24-25 баллов – оценка 5 Итоги урока

Слайд 27

Итоги урока Рефлексия 1. Отметьте в маршрутном листе, что вам в изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» хорошо понято, что недостаточно. 2. Какие темы вам необходимо повторять при изучении следующего раздела русского языка? 3. Укажите ожидаемую оценку на сегодняшнем уроке. 4. Смайликом обозначьте ваше впечатление о нашем путешествии.

Слайд 28

Окно в мир знаний. Добро пожаловать!

Слайд 29

Домашнее задание обобщить знания по теме, подготовиться к диктанту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная...

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока «Пунктуация» (знаки препинания рассказывают о себе).

Методическая разработка урока по пунктуации....