Главные вкладки

    Урок литературы в 9 классе по пьесе Мольера "Тартюф"
    план-конспект урока (9 класс) на тему

    Платонова Людмила Викторовна

    Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе в 9-ом классе по теме "Тартюф Мольера - образец ханжества и фальши"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_tartyuf_moler.docx27.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе в 9-м классе по теме "Тартюф Мольера — образец ханжества и фальши"

    Цели:

    1.  Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
    2.  Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
    3. Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.

    Ход урока

    I. Орг. момент

    II. Сообщение темы урока, целей

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня  урок внеклассного чтения по творчеству Мольера. Поэтому  хотелось бы вспомнить некоторые сведения из жизни и творчества этого человека.

    Рассказ учащегося (подготовлен заранее)

    – Теперь все вспомнили о выдающемся французском драматурге.

    - Какое произведение Мольера мы изучали с вами в этом году? («Мещанин во дворянстве»).

    - Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной

    2. Викторина

    1. Главный герой комедии. (Господин Журден)
    2. Имя маркизы. (Доримена)
    3. Имя дочери господина Журдена. (Люсиль)
    4. Молодой человек, влюблённый в Люсиль. (Клеонт)
    5. У мусульман учёный юрист, знаток мусульманского права. (Муфтий)
    6. Граф, влюблённый в Доримену. (Дорант)
    7. Слуга Клеонта. (Ковьель)
    8. Служанка в доме господина Журдена. (Николь)

    – Ключевое слово комедия. Давайте вспомним, что такое комедия?

    Комедия – драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.

    III. Обзор литературы (выставка книг)

    – Я вижу, что вы довольно хорошо помните произведение Мольера «Мещанин во дворянстве». Но это не единственное произведение, у него есть ещё много комедий. (Зачитывание первого эпиграфа.  

    Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства. Л.Н. Толстой).

    Познакомимся   ещё с несколькими комедиями, представленными на этой выставке. В этой книге вы найдёте такие комедии Мольера, как «Дон Жуан, или Каменный гость», «Скупой», «Мнимый больной», «Плутни Скапена».

    Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема  урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом берем слова А. С. Пушкина (Зачитывание второго эпиграфа.  Бессмертный Тартюф - плод самого сильного напряжения комического гения).

    IV. Знакомство с новой темой

    – Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)

    – Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать, плутовать)

    – А как вы понимаете слово ханжа? (Дети отвечают. А в толковом словаре Ожегова такое определение. Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)

    V. История создания произведения «Тартюф» 

    (Индивидуальное сообщение учащегося)

    – Итак, нам предстоит сегодня познакомиться с главным героем комедии, но сначала  хотелось бы, чтобы вы услышали несколько слов из истории создания этого произведения.

    (Сообщение учащегося на 5 минут. См. в предисловии к произведению)

    VI. Беседа по вопросам учителя

    – Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)

    – Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)

    – Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)

    VII. Знакомство с действующими лицами

    Прочитать действующих лица (1 учащийся)

    – Кто является главным героем? (Тартюф)

    – Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)

    – Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.) (Развитие характера Тартюфа)

     – Попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)

    VIII. Самостоятельная письменная работа на 5 минут

    1-й лагерь: Оргон, госпожа Пернель

    (Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга;
    «Вот человек!Он..Он.. Ну, словом, че-ло-век!»

    2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант

    (Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился
    весть кто, неведомо откуда., пустосвят, проходимец, хитёр, втирает он очки, пройдоха
    этот лживый; плут и безумец (Клеант); злодей (Дамис); тварь, мошенник; скользкая
    змея, лицемер, скотина

    IX. Проверка письменной работы (5 мин.)

    – А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?

    – Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)

    – Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ Тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.

    1. Действие 3, явление 2 – первое появление Тартюфа
    2. Действие 3, явление 6 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
    3. Явление 7 – как он себя ведёт
    4. Явление 4 – сцена разоблачения
    5. Явление 7

    X. Работа по иллюстрациям к произведению

    Какой момент запечатлён на данной иллюстрации? (Сцена разоблачения)

    – Как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?

    XI. Выразительное чтение по ролям сцены разоблачения

    (Явление 4-7)

    – Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)

    – После этой сцены разоблачения Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)

    – А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)

    – А какой момент запечатлён на второй иллюстрации? (Полное разоблачение)

    – Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие эту иллюстрацию.

    (Офицер
    «Наш государь – враг лжи. От зоркости его
    Не могут спрятаться обман и плутовство»)

    XII. Актуальность

    – Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же, как и Оргон со своей матерью, позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)

    XIII. Резерв времени

    Такое произведение глубоко на одном уроке проанализировать невозможно, совсем не коснулись характеров других действующих лиц, но  тест поможет проверить, насколько правильно вы их понимаете.

    (Тест)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Сценарий проблемного урока в 11 классе по пьесе Л.Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна!"

    Урок продолжительностью в 2 академических часа посвящён поискам ответа на вопрос: "Что значит жить по-человечески?". В основе урока - метод проектирования. В сценарии приведены рекомендации по разрабо...