Эссе. Читательская культура личности.
план-конспект урока на тему

Захарова Елена Владимировна

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.chit_.kultura.docx20.16 КБ
Файл pedagogicheskaya_poema.docx61.01 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская культура современного школьника, или как живется  Макару Девушкину по времена мгновенных сообщений.

Захарова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Книга — царица:

Может сердцам повелеть.

Книга — богиня:

Чудо свершает порой.

Книга — рабыня:

Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский

Каждый из учителей словесников хоть раз в жизни пытался ответить на вопросы родителей своих учеников: «Как заставить ребенка читать книги?», или еще хуже «Как привить любовь к чтению?». Эти вопросы ставят в тупик, потому что мы вспоминаем выпускников школ, детей коллег и лучших подруг, своих собственных детей, которых мы не сумели научить ценить книгу. Нам становится неловко, и мы разводим руками и честно признаемся: «Не знаю», а уж потом даем советы: «А не попробовать ли вам…». Ситуация осложняется и тем, что наши старшие дети, которым книгу давно заменила Всемирная паутина, читают интервью с известными деятелями культуры, науки и порой говорят нам: «Мам, а сын Федора Бондарчука, дед которого снял «Войну и мир», тоже не читает, а ты меня все ругаешь…». А наши малыши интересуются: «Мама, как же это мышка хвостиком махнула?». И то правда, наша-то беспроводная. Да, это реалии сегодняшних дней. Что же нам делать? Смириться? Или продолжать доказывать нашим детям, как ценится и будет продолжать цениться в мире читательская культура личности. Или же это не так? Смогут ли наши ученики так же, как мы, испытывать наслаждение от чтения книг  или «отмучаются» в школе и забудут о существовании книги в своей жизни и так и не поймут, что после прочтения произведений Пушкина, Достоевского, Булгакова их личность претерпела какие-то изменения? Вопросов много. Попробуем разобраться.

Сегодняшний мир - иной. Мы, учителя русского языка и литературы, всеми силами  (понимая свою высокую миссию так, что, кроме нас, больше некому подсказать, порекомендовать, прочитать) пытаемся преодолеть так называемый «кризис чтения». Прошло объявленное ООН десятилетие грамотности, и мы с горечью осознаем, что читательская грамотность в школе так же, как и в стране в целом, катастрофически снижается. На мой взгляд, первая причина в том, что время меняется, а мы в гонке за неотехнологиями порой  не успеваем систематизировать новые навыки. В результате образуется брешь :  в третьем классе ребенок не читал, а начал читать в восьмом  или, наоборот, читал в младших классах, а после девятого интерес к чтению пропал. Вторая причина снижения читательского интереса, как мне думается, касается личности самого учителя. Как никогда (вопреки модным веяниям!) нам постоянно приходится доказывать, что Пьер Безухов ничуть не уступает Гарри Поттеру, а обсуждать на уроке поступок Анатоля Курагина интереснее, чем следить за судьбой Анастасии в 269 серии популярного российского сериала. И силы в этой борьбе мы черпаем из осознания высочайшего предназначения литературы в нашей жизни.    

Да, литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие - грань общего личностного развития человека.

Большое значение на современных уроках литературы сейчас приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Я, как и многие педагоги, придерживаюсь первой позиции: на своих уроках я часто использую следующие формы: интегральный урок, урок-сомнения, урок поиска правды, урок-формула. Последнее время занимаюсь разработкой такой формы урока как ученик-творец. Расскажу вкратце, что это за форма.

В каждом классе есть ребенок, сочиняющий стихи, пишущий прозу. Интересно следить за его творчеством, угадывать в нем тенденции современной подростковой и молодежной литературы. Приятно находить в работах своих учеников традиции или (что не всегда есть плохо) подражания классической русской прозе и поэзии.

Конечно, такие уроки подчас пугают своими результатами. Ведь учитель должен быть готов к тому, что на страницах детских творений он найдет не только новые типы героев, приятно напоминающие Печорина, Башмачкина, Бендера. И не только  традиционно являющиеся основами для творчества темы любви, одиночества, смысла жизни,  но и (к своему ужасу!) натолкнется на  захлестнувшие нас «страшилки», сцены насилия, картины, наполненные расчлененными трупами и другое.

Уроки, которые я условно называю «ученик-творец», помогают  определить тенденцию современных ребят к лаконизму (отсюда и тема моей статьи), а также учат использовать результаты этих уроков при разработке других.  Втворческих работах ребят, в их произведениях трудно найти подробные пейзажные описания, портреты персонажей, детали. Это лишь штрихи, зарисовки, много абстракного, условного.  Понимаешь также, что мир утратил нравственные ориентиры, и современным  юношам и девушкам тяжелее разобраться в жизни, нежели взрослым. Поэтому, подходя к анализу романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,  мы должны понимать, что ребят может оттолкнуть уже то, что это четырехтомник, и будет не лишним повторять на уроке «Анализ эпизода…всего лишь анализ эпизода», делая акцент на последнем слове.    

Что же касается использования информационно-компьютерных технологий на уроке литературы, то, помимо достижения учебных целей, оно   даёт возможность ребенку рассказывать о себе, а окружающим - оценить его, помогает  обрести индивидуальность; удовлетворить любопытство; почувствовать себя востребованным и т.п. Возможность самоутверждения, личностной самореализации ярко  доказывает необходимость и эффективность использования при организации урока литературы и определении его содержания интернет-ресурсов, мультимедиаматериалов.

Литература - главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта - инструмента воздействия на "тайное тайных", на душу читателя.

Но какой станет литература через 20-30 лет и как изменится преподавание данной дисциплины - это зависит и от нас. Тяжело или легко будет Девушкиным писать любовные послания в два листа или герои 21 века смогут все свои переживания высказать одним sms: «Ок, чика»?    

 



Предварительный просмотр:

Педагогическая поэма

        2006 год. Я классный руководитель 5 класса. Мы всегда вместе, мы не разлей вода, мы команда.  6 класс, 7, 8, 9  - дети в школе до позднего вечера, у нас общие интересы, много совместных дел.  И вдруг в 10 классе начинается: у меня курсы, я не могу, а я к репетитору. Пытаюсь достучаться – бесполезно, приглашаю на мероприятия – не могут. Задаю себе вопросы один за одним: Не могут или не  хотят? Что я делаю не так?  Почему детям стало неинтересно в школе? Понимаю одно – срочно нужно найти общее дело, которое объединит всех нас.

        Решение пришло случайно: посмотрев в театре спектакль «Сотворившая чудо», я поделилась своими впечатлениями с ребятами. Рассказала, что в основе этой пьесы лежит реальная история американской писательницы Хелен Келлер, которая в возрасте полутора лет вследствие тяжелой болезни потеряла слух, зрение и возможность говорить. И только благодаря своей учительнице она смогла научиться жить и общаться с людьми.  Удивительно, но я попала в самую точку, задела за живое… Уже на следующий день мои ученики пришли в школу с книгами. Это была пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо».

        А дальше все действия как бусинки на нитку стали нанизываться одно за другим. Пьесу прочитали на одном дыхании,  биографию Элен Келлер изучили, обсудили возникшие вопросы, говорили о воспитании, милосердии, толерантности… И конечно же, возникло желание посмотреть пьесу в театре. Но я, признаюсь, не разрешила идти в театр, а предложила поставить пьесу самим. Так возникло новое совместное дело, которое, с одной стороны, стало для меня педагогическим проектом, а с другой, – образовательным – для ребят. Я старалась лишь направлять, не вмешиваться в их творчество.  

      Чтобы осуществить постановку спектакля, ребята самостоятельно познакомились с  основами актёрского мастерства и техникой сценической речи,  основами режиссуры, написали сценарий для постановки, собрали творческую группу: определили режиссёра, художника по костюмам, художника-сценографа, художника по свету, звукорежиссёра, техническую поддержку и актёров (даже пробы проводили). В результате была задействована вся параллель, в театр пришли проситься многие. Дети находились в школе постоянно, их захватило общее дело, репетировали по 4 – 5 часов.

http://www.tgassan.ru/attachments/Image/unpk37_1.jpg?template=generic

    Но самое интересное, что не это оказалось  главным… На премьере в зале плакали все от мала до велика. Плакали по разным причинам. Но я знаю, почему плакала я… Театр стал для моих ребят настоящей школой жизни или, говоря словами Гоголя, истинной «кафедрой добра» и помог определиться с выбором профессии. Колупаева Марьяна – автор сценария – сегодня студентка факультета журналистики, Власичева Ульяна – художник по костюмам, будущий дизайнер, Бахтиярова Анастасия – режиссёр спектакля, сегодня студентка школы-студии МХАТ, мечтает о профессии режиссёра.

http://www.tgassan.ru/attachments/Image/unpk39_1.jpg?template=generic

    Вольтер говорил: «Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр».  Мы смогли убедиться в этом на собственном опыте.

Спектакль "Сотворившая чудо"

Реферат проекта "Любите ли вы театр так, как люблю его я?"

Презентация проекта "Любите ли вы театр так, как люблю его я?"

    В главных ролях: Антон Долгалев, Михаил Дёмин, Марьяна Колупаева, Анна Молянова, Михаил Кузнецов, Ульяна Власичева, Мария Иванцова.

Автор сценария и режиссёр: Анастасия Бахтиярова

Художник по костюмам: Ульяна Власичева

Декоратор: Мария Иванцова

Художник по свету: Антон Сподынейко

Музыкальное оформление: Марьяна Колупаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по программе "Воспитание нравственной культуры личности" "Я и культура"

Данная разработка рассчина на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания по этикету. Занятие проходит ввиде конкурсно - игровой программы....

Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников.

Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями,...

Формирование читательской культуры обучающихся на уроках географии.

Материал представлен на областной научно-методической конференции, организованной Благовещенским государственным педагогическим университетом. Основное направление конференции - научные исследования...

Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.

Формирование читательской культуры   учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...

Читательская культура школьников: проблемы и пути их решения

Приоритетной позицией российского образования является формирование общей культуры личности.  Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит литературному образованию - чтение призвано стат...

«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...