Использование оценочных средств на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему

Даянова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

использование оценочных средств на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Разделение тестов по уровням сложности: Первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию , т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий) Второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки , в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты , в которых учащимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д. В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи , условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.

Слайд 3

Еще более сложная форма – методика последовательных ситуаций . Задача разворачивается во времени и решается поэтапно; переход к следующему этапу возможен только в случае правильного ответа на вопросы предыдущего этапа, условия следующего этапа определяются в зависимости от варианта ответа на предыдущем этапе. (Например, при определении стратегии лечения «больного» студентами медиками если избирается путь оперативного вмешательства, то на следующем этапе студент сталкивается с одним набором проблем, если избирается путь консервативного медикаментозного лечения – с другим). Наиболее сложная форма ситуационного теста – деловая (ролевая) игра. Это метод моделирования профессиональной деятельности, при котором студенты не просто теоретически выбирают пути решения предложенных задач, а «проигрывают» их в своем поведении. Например, они проводят «производственное совещание», выступая в роли директора предприятия, председателя профсоюза, менеджера и т.д. Часто этот метод предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решение той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.

Слайд 4

Цели кейс-метода состоят в следующем: активизация с, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышении мотивации к учебному процессу; приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций; отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации; моделирование решений, представление различных планов действий; приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации; приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения; приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Слайд 5

Порядок (алгоритм) работы по кейс – методу № п/п Наименование этапа Время этапа 1. Подготовка к занятию Домашняя работа 2. Организационная часть. Выдача кейса. 5 3. Индивидуальная самостоятельная работа с кейсом. Получение дополнительной информации. 10 4. Проверка усвоения теоретического материала по теме. 10 5. Работа в микрогруппах. 30 6. Дискуссия (коллективная работа ). 15 7. Оформление итогов работы. 5 8. Подведение итогов преподавателем. 5

Слайд 6

получил распространение в отечественной и зарубежной педагогике в 1920-1930-е гг., однако затем в нашей стране был вытеснен методом систематического предметного обучения. В современной педагогике рекомендуется сочетать проектный метод с систематическим предметным, используя первый для проведения научно-исследовательской работы, во внеучебное, межцикловое время. представляет собой социально значимую задачу , связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.

Слайд 7

Студенты, готовящие проект имеют право: самостоятельно выбирать тему проекта; самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи; самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию. На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование) сбор материалов обобщение информации представление проекта (презентация).

Слайд 8

Под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. В наше время портфолио называется альбом с фотографиями, которые призваны показать мастерство фотохудожника или фотомодели. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося. Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.

Слайд 9

Оформления портфолио включает в себя обязательные элементы: титульный лист; сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения; аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио; самоанализ и прогноз на будущее. Для отбора документов в портфолио учащимся предлагаются следующие рекомендации: выбрать три лучшие работы из этого курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, которые показывают лучше всего ваши навыки из перечисленных типов работ выбрать по одному (например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, сочиненная самим учащимся, комментарии к истории, сочиненной товарищами); две работы, которыми вы гордитесь; три работы, которые ученик хотел бы представить своим товарищам

Слайд 10

Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними). Три основные типа портфолио: 1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. 2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. 3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, возможно, сокурсниками, работниками системы образования и др.

Слайд 11

Модульно-рейтинговая система – это результат совмещения двух принципов. Первый – модульная организация обучения. Учебный модуль – фрагмент программы, оформленный как самостоятельная ее часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения». Необходимыми элементами модуля можно считать: 1) его тему; 2) пакет учебных материалов (лекций, хрестоматий, упражнений и т.д.); 3) подробную инструкцию по их выполнению; 4) перечень знаний, умений, навыков, компетенций, которые студент должен продемонстрировать при успешном изучении модуля; 5) форму отчетности, контрольные материалы; 6) указание на межмодульные связи. Второй принцип – рейтинговая система оценки деятельности . Изначально предполагалось выставление оценки по унифицированной системе баллов за каждый выполненный студентом модуль и на основании общей суммы баллов определение места учащегосяв групповом рейтинге. Но в наше время обычно в рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе студента по специальности.