Диалог культур на уроках родного языка и литературы.
статья на тему

Нина Викторовна Лукашенко

     Диалог русской и родной культуры является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_kultur.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог культур на уроках родного языка и литературы

 «Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли».

 Поэтому не случайно перед современной школой стоит важная задача - воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Культурно-историческая и социальная среда Мордовии имеет свою специфику, которая в известной степени связана с национальным составом населения, историческими традициями, а также двуязычием и многоязычием в школьном обучении. Учет этих особенностей в преподавании необходим в интересах гармонизации национальных отношений, выявления взаимосвязи национальных культур и их своеобразия. Ведь диалог культур помогает лучше понять родную культуру, способствует улучшению межнационального общения.

Уроки родных языков – это уроки жизни. Хранителем духовной культуры человека является язык, поэтому сохранение языка, бережное отношение к нему, владение им в совершенстве в современном мире выдвигается на первый план. Знание культуры своего народа, среди которого ты живешь - это уважение не только своего родного языка, народа, но и других, это умение общаться и жить в мире с другими людьми.

           Как воспитывать на уроках родного языка и литературы чувство патриотизма, национальной гордости? Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Учитель-словесник тщательно отбирает «крупинки золотой пыли» - интересные тексты для изложений, диктантов, фактических текстов для комплексного анализа, отражающие региональный культуроведческий компонент, - превращает их в сплав и выковывает свою «золотую розу».

     Диалог русской и родной культур является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ. Полноценное вживание в определенный тип культуры, участие в диалоге на уроке литературы возможны при условии понимания школьниками разных типов культуры, которые определяются национальным образом мира, географической средой, национальным складом психики, мышления. Диалог русской и родной культур совершенствует восприятие и понимание произведений как русской, так и родной литературы.

         Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
родного языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в
процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге -
любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст,
являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится
важнейшим средством воспитания. Формы работы по данному направлению многообразны. Это, во-первых, словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово по его описанию; подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Вторая форма - работа с «малыми текстами» - выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием « Почему мы так говорим?»

Третьей формой работы является комплексный анализ текста, содержащего краеведческий материал, а также работа с «текстами-информаторами», которая используется для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.
           Наиболее значимая форма работы в старших классах -  тексты. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения различных жанров; исследовательские работы.

        Культура Мордовского края, являющегося неотъемлемой частью русской земли, органично связана с историей нашей необъятной России, богата  великими  знаменитыми людьми, событиями и памятными датами. Наши земляки внесли большой вклад в российскую науку и культуру, храбро защищали Отечество в годы войны, трудились на мирных стройках.

        Исторические полотна, портреты земляков, как современников, так и свидетелей минувших эпох, произведения пейзажного жанра, полотна, картины Ф.В. Сычкова, скульптуры С.Эрьзи, изображающие большой временной период - всё это может репродукциями использоваться как на уроках родного языка, так и литературы.

Так при изучении устного народного творчества в 5 классе обращаемся к картинам  В. Васнецова. Сравниваем картину «Богатыри» с мордовской сказкой Ф.Атянина «Сельведь-богатырь». Работаем по вопросам:

  1. В какие моменты запечатлел богатыря  автор?(Ф.Атянин «Сельведь-богатырь»)
  2. Представьте себя на месте В.Васнецова. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете, когда смотрите на картину « Богатыри»?
  3. Через какие детали художник и писатель выражают  своё внутреннее состояние ?

                  5)   Какими приемами воспользовался художник и какие средства выразительности включил в сказку автор для того, чтобы донести до зрителя и читателя свою мысль?

                  6)   Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину и читающего зрителя?

                  7)   Удалось ли художнику и писателю выразить душу русского и мордовского народа?

При изучении творческих работ  уделяю внимание картинам Ф.В. Сычкова . Учащимся предлагаю следующий текст:

Федот  Васильевич  Сычков  (1870-1958) - талантливый, самобытный, художник-бытописатель деревни, стоявший у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края. Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

Федот  Сычков  родился  в  селе  Кочелаево  Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия.

 Детство его прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде.

Общее образование получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика. Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Среди ранних произведений - картина «Закладка станции Арапово» (1892), которая была выполнена по заказу петербургского генерала И.А.Арапова, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева. Создание картины стало своеобразным экзаменом, проверкой способностей, которые Сычков достойно выдержал. Картину генерал показал директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е.А.Сабанееву. Отметив талант Сычкова, тот посоветовал привезти юношу в Петербург. В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского.

 Называю наиболее известные работы Сычкова:

«Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника» (1898)

«Вести с войны» (1900)

«Женский портрет» (1903)

«Портрет в черном» (1904)

 «Мяльщицы льна» (1905) «С гор»(1910)

«Возвращение с сенокоса» (1911)

«Катание на масленице» (1914)

«Возвращение с ярмарки»

 «Деревенская свадьба»

«Водосвятие» «Христославы» «Трудный переход» «Подружки» (1920) «Праздничный день» (1927)

 «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929)

«Выходной день в колхозе» (1936)

«Колхозный базар» (1936)

 «Учительница-мордовка» (1937)

«Трактористки-мордовки» (1938)

«Праздник урожая» (1938)

«Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей»(1938) «Возвращение из школы» (1945)

«Встреча героя» (1952).

Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР и РСФСР, народный художник Мордовии, награждён орденом „Знак Почёта”.

С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Этот музей мы посетили в 2013 году.

 Представленная этнокультурная информация, несомненно, ценна. Учащиеся узнали новые сведения о художнике.

При изучении жанров устного народного творчества в 6 классе вспоминаем жанры мордовского  фольклора. Изучая русские народные песни, вспоминаем и мордовские народные песни. частушки, игры, сказки.

Часто задаваемый вопрос детьми:

Почему в русских сказках Леший, а в мордовских –Вирява, Домовой- Юрхтава, Водяной- Ведява…Возникает дискуссия между детьми.

Яркое, эмоциональное восприятие текстов позволяет обогатить речь учащихся, учит бережно относиться  к литературному и  культурному наследию своих земляков.

На уроках родного языка предлагаю следующие задания:
1. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (селе, деревне).

- Что тебе известно из истории возникновения родного села,
посёлка, деревни? Как возникло его название? Менялось ли оно?

- Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство
гордости и почему?

- Какие музеи есть в вашем селе, районе, республике? Когда они были
созданы? Чем особенно интересны?

- Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края?
Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

- Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём
могут рассказать названия улиц и площадей родного края? Что та знаешь о
событиях и людях, в честь которых они названы?

- Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в
ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

- Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

- Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для
него? Чем ты поможешь ему?

 

 В 8 классе на уроках родного и русского языка.

2. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите  небольшое сочинение по выбранной теме.
Героические страницы из истории нашего края.

Мои замечательные земляки.

Их именами названы улицы нашей республики.

Достопримечательности нашего села, района, республики.

О чём рассказал памятник?

Музеи Мордовии

0 чём рассказывают географические названия?

Этнография Мордовского края.

Тема края в творчестве наших земляков.

О чём могут рассказать старые дома?

Прошлое и настоящее моего села.

Завтрашний день моего села.

Я - экскурсовод.

Удивительное рядом.

О край родной, как ты чудесен!

3. Представьте, что вы экскурсовод, и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания.
Мне хочется обратить ваше внимание на ...
Прошу вас обратить внимание ...
Обязательно обратите внимание на ...
Привлекаю ваше внимание ...
Хотелось бы привлечь внимание...
4

. Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
Где кто родится, там и пригодится.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.

5. Продолжи сочинение по его началу

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий - лес . А что представляется мне при слове «Родина»?...

Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого
мне...

Мое село... Какое оно? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй,
просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои
друзья... %

Как учитель, я вижу, что целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка, литературы позволяет повысить уровень  культуры учащихся. Такая работа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

 Именно такое отношение и должно быть к языкам народов у каждого человека, если он себя считает культурным. Этого не должны забывать учителя, так как мы формируем у учащихся общекультурную и коммуникативную компетентность для становления личности гражданина .

МБОУ «Сузгарьевская СОШ»

Диалог

культур

на уроках

 родного языка

и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

материал предназначен для учителей иностранного языка средних школ...

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...

Статья "Диалог культур на уроках русского языка и литературы"

В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы...

Диалог культур на уроках русского языка и литературы

Диалог культур на уроках русского языка и литературы...

"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".

Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....