Сергей Есенин. Поговорим о писателе
статья (11 класс) на тему

Донская Ирина Викторовна

Такой большой мастер, каким был Сергей Есенин, часто обращался к источнику словесно-изобразительных средств. Использование художественных средств подчинено одной цели -показать свое духовное возрождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_npk.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

               Обратимся теперь к творчеству Сергея Есенина. Вполне естественно, что такой       большой мастер, каким был Сергей Есенин, часто обращался к источнику словесно-изобразительных средств. Глубоко национальная и народная поэзия С.Есенина органически вплела в свою ткань довольно значительное количество устойчивых словесных блоков. Возьмем цикл «Москва кабацкая»:

Шуми левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми левкой и резеда.

На кой мне черт,

Что я поэт

Ах, метель такая, просто чёрт возьми.

Забивает крышу белыми гвоздьми.

В стихах 1924 – 1925 годов, воспевающих Русь Советскую мы уже не встретим «бранных» фразеологизмов. Лексика «Москвы кабацкой» сменяется «другими, новыми фразеологизмами»:

И жизнь кипит,

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

Я говорю:

Настал наш срок,

Давай, Сергей,

За Маркса тихо сядем…»

     Своё новоё мироощущение, новые чувства, попытки разобраться в самом себе Есенин стремится выразить в более интимных произведениях такого жанра, как письма в стихах. «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо сестре» - автобиографические стихотворения этих лет.

     В стилистике этого жанра – исповеди – устойчивые образования также играют немаловажную роль. «Письма» легко вбирают в себя разговорно-бытовую фразеологию, с помощью которой поэт делится своими огорчениями, сокровенными думами и радостью.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

…Чтоб Вас измучила

Моя шальная жизнь,

Чтоб Вам пора задело приниматься,

А мой удел –

Катиться дальше, вниз.

Я знаю –

Время даже камень крошит…

Такой простор,

Что не окинешь оком.

     Немало просторечно-бытовых фразеологизмов вложено и в уста матери поэта. Есенин как бы со стороны, глазами матери, оценивает свою жизнь. Устойчивые словесные сочетания призваны здесь выполнить оценочно-характеристическую функцию по отношению к самому себе:

Но ты детей

По свету растерял,

Свою жену

Легко отдал другому,

И без семьи, без дружбы,

Без причал

Ты с головой

Ушёл в кабацкий омут.

Теперь сплошная грусть,

Живём мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

То было б всё…

     Отличительной особенностью использования фразеологических единиц в «Письмах» является наличие в них устойчивых штампов, принадлежащих к сугубо эпистолярному жанру. В стилистику стихов они входят органически, придавая всему повествованию подлинное звучание письма:

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

    В целом можно сказать, что использование фразеологических единиц в «Письмах»

Подчинено Есениным одной главной цели: показать своё духовное возрождение,  то ощущение радости бытия, которое он стал испытывать в эти годы.

     Итак, обращение Есенина к опыту национальной русской поэзии способствовало тому, что поэт удивительно по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком передал своё мироощущение, великую любовь к Родине. И здесь среди других художественно-изобразительных средств определенную роль играли фразеологические единицы с различной стилистической окраской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"

В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей:  поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....

Презентация "Сергей Есенин.Жизнь и творчество"

Эту презентацию можно использовать на уроке литературы при изучении жизни и творчества Сергея Есенина....

Литературно-музыкальная композиция "Знакомый ваш, Сергей Есенин"

Композиция апробирована в МОУ "СОШ ст. Курдюм". Создана для учащихся 11 класса и при их непосредственном участии. Цель: 1. Продемонстрировать богатство лирики поэта С.А. Есенина. 2. Воспитать у ребят ...

Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".

Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....

Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"

Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...

Сочинение "Сергей Есенин – мой любимый поэт"

Конкурсное сочинение, посвященное юбилею С.А. Есенина "Сергей Есенин - мой любимый поэт"...

классный час "Сергею Есенину посвящается..."

Классный час в 9 классе посвящается великому поэту России Сергею Есенину. Это заключительное мероприятие после уроков, поездки в Константиново....