Малые жанры фольклора
методическая разработка (5 класс) на тему

Каплан Евгений Борисович

Урок литературы для 5 класса. "Малые жанры фольклора" содержит немало интересных сведений об истории устного народного творчества, в конспекте урока представлены примеры необычных произведений фольклора, которые порадуют абсолютно любого пятиклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_folklor.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Малые жанры фольклора.

Цели урока:

 1)продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора;

 2)раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословицы и поговорки;

3)расширить представления пятиклассников о жанрах фольклора; развивать творческие способности детей (развивать умения отгадывать и сочинять загадки).

Оборудование: сборники загадок, пословиц, поговорок; учебники; раздаточный материал – карточки; презентация.

Класс: 5, русский язык.

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Основная часть.

Учитель.  Давайте же вспомним, что такое фольклор?

Ученик. Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по - разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, прикладное искусство,  резьбу по дереву и прочее). Более узкое понятие слова – устная словесность, устное поэтическое творчество.

Учитель. Именно в этом значении мы и знакомились с фольклором на предыдущих уроках, и будем рассматривать сегодня. Что еще вы можете сказать о фольклоре?

(показан слайд №4)

Ученик. Какие черты фольклора вы можете назвать?

а) устная форма;

б) опора на традиции;

в) народность;

г) обязательное участие исполнителя и слушателя.

Ученик. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что они были талантливыми людьми.

Учитель. Давайте вернемся к фольклорным произведениям. Назовите мне жанры фольклора.

Ребята! Есть ли среди произведений народного творчества такие, которые постоянно на устах у множества людей. Назовите их.

Ученики. Это загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Учитель. Правильно. И они очень популярны. Это произведения, которые относят к малым жанрам фольклора. (Слайд 2).

II. Загадка

Что такое загадка?

(Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.)

(Слайд 3).

Загадка появилась  давно. Древнему человеку казалось много таинственного и загадочного в окружающем мире. Эти тайны природы ему хотелось разгадать. И тогда ему на помощь приходили сметливость, догадливость, фантазия, которые подсказывали ему отгадки. Они придумывали загадки, которые объясняли тайны природы.

Послушайте загадки, попробуйте их разгадать и определить о чем идет речь в них?

Золотой хозяин на поле идет,

А серебряный пастух с поля.           (Солнце и месяц).

Сестра к брату в гости идет,

А он от нее прячется.                        (Солнце и месяц).

Много  рук, а нога одна. (Дерево).

Столбики беленые, а шапоньки зеленые. (Береза).

Среди леса кузнецы куют.  ( Дятлы).

Под кустом, под ярусом

Лежит пояс гарусный. (Змея).

Стоит  антошка на одной ножке. ( Гриб).

Вы, конечно же, понимаете, что это смена дня и ночи. А люди древние не могли объяснить, почему приходит день и ночь. Они не только удивлялись этому, они хотели отгадать тайну эту. Они считали, что природа живет, как и мы с вами, у нее есть лицо, душа. Поэтому иносказательно называя солнце хозяином, а месяц пастухом, создавали люди загадку.

Есть еще одно объяснение появления загадок.

В древности человек считал, что в окружающем мире у него много врагов. Это злые духи, злые силы. И их надо перехитрить. Вот так родилась условная загадочная речь.

(Слайд 4, 5)

Из куста шипуля за ногу тяпуля. (Змея).

Шел я по топ – топу, (дороге)

Увидел  барахтахту (медведицу).

Если бы не Мухтахта, (собака)

Заломала бы барахтахта. (много подставных слов, поэтому смысл и непонятен).

(Слайд 6, 7)

III. Пословицы и поговорки

Ученики. Пословицы – это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости.

Пословицы обычно дают оценку человеку, явлению, событию.

Пословиц в нашей речи великое множество. Когда Владимир Иванович Даль (Слайд) создавал «Словарь живого великорусского языка», то в качестве примера он использовал пословицы. Так к слову голова он подобрал 86 пословиц, к слову глаз – 110, воля – 73.

(Пословица – это законченное суждение, а поговорка – часть суждения).

Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Примеры

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Пустая бочка громче гремит.

Не зная броду, не суйся в воду.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Краткость — сестра таланта.

Мал золотник, да дорог.

Поговорка — символичная фраза или словосочетание

Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.

Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Примеры поговорок

«свинью подложить» (напакостить)

«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«остаться с носом» (быть обманутым)

остаться у разбитого корыта» (потерять что-либо из-за глупого поведения)

«когда рак на горе свистнет» (никогда)

«свадебный генерал» (важная персона, от которой нет фактического толку)

Происхождение некоторых пословиц

«Любит откладывать в долгий ящик» - «долгий ящик» - это специальный ящик, куда наши предки могли опускать просьбы, жалобы царю, но которые разбирались крайне медленно, долго, отсюда и «долгий ящик».

          «Дело- табак». Когда плохи наши дела, мы говорим: «Дело - табак». А поговорка идет от обычая бурлаков подвешивать к шее кисет с табаком. И когда вода доходила бурлакам до шеи, то есть становилось плохо, трудно идти, громко кричали: «Табак!»

 «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет». Эти пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 года, когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября).

IV. «Колыбельные песни» (Слайд 8)

– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

-Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?

(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)

Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.

***

Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

***

Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.

– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)

V. «ПЕСТУШКИ», «ПОТЕШКИ» (9, 10)

– От какого слова произошло слово “пестушки”?

(Слайд) (Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!

– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?

С гуся вода,
С Пети худоба.

– Чем пестушки отличаются от потешек?

(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.)

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, 
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

VI. Небылица (Слайд 11) весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Инсценирование.

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.

***

Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

***

Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.

*** 

Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!

VII. «Считалки» (Слайд 12)

СЛАЙД

– Что же это за жанр?

(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

VII. «Скороговорки» (Слайд 13)

– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки? (Чтобы совершенствовать речь)

Редька редко росла на грядке.

Грядка редко была в порядке.

Под диваном ванночка, в этой ванне Ванечка.

Шиншилла сшила шилом шапку.  

 (Скороговорки в исполнении детей.)

VIII. «Частушки» (Слайд 14)

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

(Исполнение частушек.)

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

 ***

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

 ***

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

 ***

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

 ***

VIII. Подведение итого урока. Итак, мы с Вами познакомились с многообразием жанров детского фольклора. Дома попробуйте сами сочинить произведение подобного рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...