Использование коми фольклора на уроках.
учебно-методический материал на тему

 

1.Реализация межпредметных связей в ходе проведения необычных уроков по коми языку. 

2. Фольклор в содержании уроков коми языка.

3. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dokument_microsoft_office_word.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

1. Реализация межпредметных связей в ходе проведения необычных уроков по коми языку.

2. Фольклор в содержании уроков коми языка.

3. Из опыта работы


1

Интеграция- это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Объединение разрозненных частей знаний на уроке, известное как процесс установления межпредметных связей только часть устойчивого стремления всего живого к целостности. Метафизическая формула античной философии “Целое всегда больше суммы своих частей” определяет в целостности наличие неискаженной, самобытной жизни. Межпредметные связи в их традиционном понимании – это попытка создать целостное знание из его механически соединенных “компонентов”, неодушевленных качествами взаимопроникновения.

Целостность, как одна составных частей гармонии, предполагает и противоположные привычным, центростремительным процессам объединения, центробежные характеристики разъединения - автономность, открытость, субъектность. Эти качества знаний, как и качества личности, только способствуют установлению равновесия и баланса в процессах интеграции на уроке. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации.

Концепция интеграции  в образовании.

Принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания.

Синергетический; общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем-физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

Системный подход: интеграция- система систем, результат систематизации более высокого порядка.

Гносеологический подход: -интеграция - это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности, это процесс и результат становления целостности (холизма)- единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.

Герменевтический подход: интеграция – это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т. д.

Деятельный подход: интеграция- это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач, создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.

Информационный подход: интеграция-ведущая тенденция обновления содержания образования. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром  в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний система научных понятий; законы, теории, идеи; модели объективных процессов.

Развивающее обучение. С позиции развития личности интеграция создает условия для: выхода на более высокий уровень осмысления; совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания; развития свободы мышления; формирования креативности учащихся.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.

Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Интегрированные уроки развивают потенциал самых учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей  науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интеграция структуры и содержания урока на основе межпредметных связей.

Такой характер свойственен интегрированным урокам, где основное внимание учителя обращено на содержательную интеграцию изучаемых знаний. В связи с этим, структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов  на каждом этапе урока; большой информативной емкостью  учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока; интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности  учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Многие исследователи приходят к выводу, что структура интегрированного урока отличается от структуры обычного не формой (традиционные этапы располагаются в той же последовательности, что и на обычном уроке), а связью с содержанием изучаемых знаний.

Связь обеспечивается благодаря межпредметной интеграции содержания.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, которые предусматривают лишь эпизодическое включение отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

Интегрированными являются многие нетрадиционные типы уроков. Что же такое нетрадиционный урок? Весьма распространено определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.

Нетрадиционные формы обучения в школьной практике не являются изобретением последнего времени и применялись в виде так называемого “метода проектов” в конце 20-х гг. 20 века. Для чего нужны такие уроки? Их цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников -  переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны,- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Необычные уроки, как и традиционные, требуют, чтобы работа с ними проводилась в системе.

Систематичность, как частота и упорядоченность проведения – очень серьезный фактор успешности использования необычных уроков.

Выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

 1.Необычные  уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.

2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в необычной форме.

3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся; поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

4. Все содержание учебного предмета не может быть представлено через необычные формы.

Существуют  много видов “ необычных уроков” например:

Урок – лекция.

Лекция – обзор.

Урок вдвоем.

Урок – встреча.  (приглашается специалист).

Данный урок я часто провожу по теме “Использование коми фольклора на уроках и во внеклассной работе”.

Урок взаимоконтроля.

Урок – инструктаж.


2

Важным условием успешного проведения уроков коми языка и литературы является разнообразие видов работы. Надо каждый урок разнообразить, построить так, чтобы у детей появилось желание учить язык. Значит, уроки должны быть интересными, целенаправленными, необычными. На таких уроках у детей воспитывается любовь к родному языку, народу, традициям; быту, обычаям, культуре.

Одним из определяющих факторов воспитания личности является культура. Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном  и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно – историческом пространстве.

Указывая на важность народного поэтического творчества, М. Горький говорил, обращаясь к Первому съезду советских писателей в 1934 году:” Я снова обращаю ваше внимание  на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным народным творчеством трудового народа”.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные – и в особенности сказки – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт национальной культуры. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Сказки, песни, былины – все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Приобщать детей младшего школьного возраста к коми культуре можно через фольклорные жанры на уроках. Фольклор в приобщении детей к коми культуре имеет  колоссальное значение. В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки - легенды, сказания, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки. Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.

Сказки - это коллективное художественное творчество народа. Основным принципом изображения жизни в сказках является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений.

Легенды и сказания помогают людям постигать не только собственную историю, но и секреты человеческого мышления, но и многовековые сокровенные чаяния народа. В отличие от песен, причитаний и сказок, число легенд и сказаний коми невелико. Легенды ориентированы на реальное прошлое, но в них конкретному времени не придается большого значения, в основе лежит само допущение существования сверхъестественного. Предания у коми разновременные по происхождению, по событиям, которые в них отразились, чем древние сюжеты, тем больше в них фантастического, воспринимаемого. Герои преданий наделялись сверхъестественными способностями и свойствами. Пословицы - коротенькая притча, это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот пол чеканом народности. (Даль.)

Поговорки – это выражение, речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Пословица может стать поговоркой и наоборот – поговорка стать пословицей. Коми пословицы и поговорки отражают разнообразные стороны жизни и быта. Героем пословиц часто упоминаются таежные звери, особенно медведь.

Загадки – один из древнейших видов фольклора. Роль загадок в создании большого фонда паремий- фразеологизмов, пословиц, сравнений, идиом, которыми изобилует язык коми, несомненно, велика. Загадки коми связаны с условиями жизни труда коми крестьянина, с природой, сферой, в которой живут коми люди.

Новым этапом в развитии фольклорной традиции явилась песенная лирика. Песня сближала людей, звала к дружбе и взаимопониманию. Произведения детского фольклора бытуют в виде импровизаций и песен, исполняются взрослыми для детей и самими детьми.

Стихи, поговорки, дразнилки, небылицы – перевертыши, песенки, в которых все поставлено “ c ног на голову”, вызывает радостный детский смех и укрепляет у ребенка понимание подлинных и реальных вещей и явлений.

Песни- сказки рассматриваются как особый жанр коми фольклора, получивших в народном творчестве чрезвычайно широкое распространение. Песни – сказки у коми-жанр довольно древний.

Фольклорный материал убедительно доказывает, насколько большое место в культуре и жизни коми народа занимали русские народные песни, понятные и близкие коми народу по своему содержанию, мелодичному строю. Использование русских народных песен в переводе на коми язык прочно вошло в быт как свои национальные песни. Таким образом фольклорный музыкальный материал показывает, русская  народная песня переведенная на коми язык, расширяет границы своего распространения.

Приобщение детей школьного возраста к национальной культуре способствует формированию такого типа личности, который хорошо приспособлен к жизни и деятельности в определенных условиях и эти же исторически обусловленные приобретения должны  остаться в бесценном фонде человеческой культуры.


3

В моей работе особое место занимают интегрированные уроки коми языка и фольклора. Я использую коми фольклор на уроках и во внеклассной работе. Это положительно влияет на обучение детей коми языку.

Дети мало знают о нашем коми крае, о культурных традициях народа. Сведения об этом они получают при обучении коми языку, использовании фольклора на уроках. На таких уроках учащиеся знакомятся с коми загадками, сказками, считалками, играми, скороговорками, песенками, пословицами, песенными сказками и изучают их с интересом. Уроки коми языка провожу по авторскому планированию. Оно имеет такие разделы: тема урока, фольклорный материал, задача урока. Материал рассчитан на 68 часов. Для каждого класса подобран фольклорный материал, включающий загадки, считалки, песни, скороговорки, пословицы.

Интегрированные уроки детям нравятся. Они знакомятся с тентюковскими поэтами, нашими известными коми людьми, историей и языком коми народа. Элементы коми  фольклора  применяла и на других уроках. Например: на математике коми считалки при  физминутках, на уроках русского языка и чтения пословицы, поговорки.

Учу детей любить родной язык, народ, край; приобщаю к традициям старшего поколения. С этой целью провожу уроки- встречи. Одна  из таких встреч была с работником Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, Верой Михайловной Кудряшовой. Вера Михайловна рассказывала учащимся о своих научных исследованиях, сборе фольклорного материала, знакомила с книгой “ Коми народные приметы”, которая предназначена для всех, кто любит и ценит духовное наследие своего народа.

Состоялся урок- встреча при знакомстве с творчеством поэта – Николая Адриановича Фролова.

К каждому такому уроку нужна определенная подготовка детей. Поэтому заранее знакомлю учащихся с книгами ученых, занимающихся коми фольклором; поэтов, использующих в своих произведениях коми фольклорный материал.

Средняя школа № 3 им. В. И. Лыткина является благоприятной площадкой для изучения творчества поэтов – выпускников нашей школы: Василия Ильича Лыткина, Николая Адриановича Фролова; ученых: Владимира Николаевича Демина, Татьяны Ивановны Жилиной, Валентины Александровны Сорвачевой, Веры Михайловны Кудряшовой.

В библиотеке школы имеется богатый фонд книг по краеведческой и национальной литературе. Для того, чтобы приобщить русско-язычных детей к коми культуре, вызвать у них интерес, я работаю в тесном контакте со школьным музеем, который создан 40 лет назад заслуженным учителем Республики Коми, Сорвачевой Зинаидой Павловной.       Посещая школьный музей, наши учащиеся узнают много интересного о старинной одежде коми людей, о его жизни и быте. При проведении тематических экскурсий они вспоминают песенки, пословицы, поговорки, загадки.

Дети с удовольствием занимаются в ансамбле «Йöлöга», который создан при школьном музее 30 лет назад. В ансамбле учащиеся учатся петь и инсценировать коми песенки, танцевать, общаться.

Ежегодно дети посещают фольклорный театр. Просмотр спектаклей на коми языке способствует глубокому пониманию языка, уважению истории, культуры, обычаев народа коми.

Учащиеся  прошлых моих выпусков принимали и принимают активное участие в сборе фольклорного материала, встречаясь со старожилами села Тентюково; участвуя в экспедициях по родному краю и выезжая за его пределы.

Ежегодно  в декабре месяце проводятся  Лыткинские чтения и праздники. Во время подготовки к ним дети учат стихи Лыткина, инсценируют, исполняют песни на слова тентюковских поэтов, иллюстрируют произведения, посещают книжные выставки. Любимые стихи Лыткина рассказывают на конкурсе чтецов.

Таким образом, фольклорные уроки, посещение театров, чтение книг, встречи с поэтами, конкурсы, выставки способствуют развитию личности ребенка, познавательного интереса, развитию речи, формированию уважительного отношения к коми языку и другим языкам. Очень стараюсь, чтобы поставленная мною цель была достигнута. Дети полюбили коми язык, научились ценить и уважать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов.

И этим я горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»

        В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...

Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики

Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...

Использование народного фольклора

Использование народного фольклора расширяет границы воображения и познания окружающего мира....

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

«Использование русского фольклора в эстетизации коррекционного воспитания»

«… способность слушать и эстетически переживать народную музыку,слышать основное, главное в ее содержании, сопереживать выраженные в ней чувства,отмечать, понимать значение выразительных средств- все ...

Педагогический проект "По страницам коми фольклора"

Технология проектной деятельности...