Деепричастия совершенного вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Абрамова Валентина Федоровна
  • Ознакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида
  • Совершенствование орфографических и пунктуационных правил
  • Развитие орфографической зоркости, логического мышления, связной речи 
  • Материал содержит анализ проведенного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_deeprichastiya_sovershennogo_vida_7_klass.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

19.11.2015 7 класс  

 Тема урока Деепричастия совершенного вида

Учебно-воспитательные цели:

  • Ознакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида.
  • Совершенствование орфографических и пунктуационных правил
  • Развитие орфографической зоркости, логического мышления, связной речи

                Воспитание у учащихся чувства ответственности за свой язык.

 Методические приёмы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, сопоставительный анализ, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная работа, занимательная грамматика

                                                        Ход урока

  1. Проверка домашней работы. (2 разборы у доски, 1 предложение; заснувшими – состав).

Лингвистический анализ слова светило; омоформа - глагол светить.

Белыми ночами солнце на севере светило, почти не заходя. 

Вывод: деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие

  1. Объяснительный диктант (образовать деепричастия несовершенного вида).

Опаздывать, торопиться, черпать, следовать, побеждать, наклеивать, заворачивать, ржаветь, кричать, баловать.

Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского, прекратить сеанс, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.

Вывод: деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие; то деепричастия совершенного вида?

  1. Изучение нового материала
  • Таблица 32 параграфа суффиксы деепричастий совершенного вида
  • в, вши, ши  - Как их не перепутать с суффиксами действительных причастий прошедшего времени?
  • От простого будущего времени дыша, видя ( суффиксы –а,-я)
  • Разговорный стиль; но если стоит суффикс -ся, -сь этот оттенок исчезает

              Вывод: деепричастия – неизменяемая часть речи, нет окончаний.

  1. Занимательная лингвистика, стр. 99 М. руководство

Объяснить намеренные ошибки

У великого актёра Аркадия Райкин одной и запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусство». Его герой, тоже актёр, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи. Надел на себя личину ещё большего хама и поставил зарвавшегося соседа. Надел на себя личину ещё большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную роль они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощавши! Что это с вами случивши? Что это в лице изменивши? Никак вы заболевши!»

  1. Тренировочные упражнения
  • Устно. 200, 3 предложения «На футбольном поле».
  •  201, 3 побудительные предложения с обращениями
  1. Самостоятельная работа КИМ. Русский язык, 7 класс. Москва. Вако

Текст 13. Вариант 1, 2

Текст 13. Вариант 1,

Ключи:

№ текста

Вариант

А1

А2

А3

А4

В1

13

1

2

2

4

3

3

2

2

4

2

1

2

14

1

2

2

4

3

соединяя, ставя, добиваясь

2

3

3

4

1

читая, перечитывая, проникаясь, восторгаясь

  1. Комментированное письмо

Упр. 202 Опаздывать – гл. несовершенного вила

Дома: 32, упр.203, упр.208 (к диктанту)

Анализ урока русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие совершенного вида»

Учитель Абрамова Валентина Фёдоровна.

Класс 7.

Присутствует 9 учащихся

Учебно-воспитательные цели урока:

  • Ознакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида.
  • Совершенствование орфографических и пунктуационных правил
  • Развитие орфографической зоркости, логического мышления, связной речи

                Воспитание у учащихся чувства ответственности за свой язык.

Методические приёмы: беседа по вопросам, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, объяснительный диктант, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная работа, занимательная грамматика.

Тип урока –открытие нового знания

Место урока: 5 урок по теме «Деепричастие».

Основные структурные компоненты урока: на всех этапах урока было организовано повторение теоретического материала: проводилось повторное понятие «деепричастие», деепричастий несовершенного вида, синтаксического разбора предложения с деепричастным оборотом, проверялось умение выполнять лингвистический анализ слова. Проверка домашнего задания включает в себя синтаксический разбор предложения и лингвистический анализ слова на доске. А также фронтальный опрос учащихся на местах. Изучение нового материала построено на сравнительном анализе деепричастий, различии суффиксов деепричастий. Задания предусматривают сравнение, преобразование, поиск, комментированное чтение, самостоятельную работу, самооценивание.

Реализация основных задач урока:

Урок соответствует основным требованиям программы. На уроке формировалась элементарная лингвистическая компетенция. Проведена проверка по усвоению знаний по русскому языку и сформированности учебно-языковых умений и навыков.

Реализация развивающей функции урока:

На этапе мотивации учитель использует интересный текст, в котором намеренно искажены деепричастия. Учащиеся должны объяснить намеренные речевые ошибки и исправить их. Происходит активация мыслительной деятельности учащихся средствами родного языка (выполнение мыслительных операций по анализу. Классификации, систематизации грамматических явлений и фактов), развитие познавательной самостоятельности, организация устной и письменной речевой практики учащихся

Учащиеся подбирают задания, которые вызывают интерес у учащихся. Например, сравнить омоформы светило (существительное) и светило (глагол); при выполнении задания по образованию деепричастий, используются глаголы, вызывающие затруднения при произношении (черпать, ржаветь, баловаться), то есть одновременно отрабатываются орфоэпические навыки.

Реализация воспитывающей функции урока:

Учитель использует воспитательные возможности содержания дидактического материала. На уроке происходит воспитание культуры умственного труда, знания по данной теме пригодится им в будущем (речевые, коммуникативные навыки, умелое употребление деепричастий в речи).

Методы обучения русскому языку:

Теоретико-практические методы (выполнение аналитико-синтаксических задач, преобразование языкового материала, конструирование слов и предложений, редактирование).

Методы контроля (взаимоконтроль, самоконтроль, проверка по эталону).

Инновационные методы (т.е. методы, связанные с мотивацией обучения):

дидактическая игра, формирование мотивов обучения.

Урок соответствует всем требованиям к современному уроку.

Учитель доброжелателен, способствует активной мыслительной деятельности учащихся.

Дети с удовольствием выполняют все задания. активны.

Все цели урока достигнуты.

Директор МБОУ Садовской СОШ      Елена Владимировна Пиреева.

Руководитель МО русского языка и литературы ресурсного центра

                                                                    Надежда Николаевна Помогаева.

19.11.2015 5 класс  

 Тема урока М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Учебно-воспитательные цели:

  • Ознакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался характер поэта, понятие рифма. Работа над выразительностью,
  • Анализ стихотворения «Бородино». Знакомство с композицией стихотворения и особенностями его повествования. Дать первое представление о лирике М.Ю Лермонтова
  • Воспитание истинных патриотов своей страны, воспитание уважения, чувства гордости за историческое прошлое нашей Родины

  • Методические приёмы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, сопоставительный анализ, тренировочные упражнения, словарная работа, отработка навыков выразительного чтения

Словарь: редут, лафет, бивак, кивер, картечь, улан, драгун

                  Кивер (высокий, жесткий, головной убор),

Картечь (артиллерийский снаряд, начинённый круглыми пулями),

Редут (Сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером)

Лафет (Станок артиллерийского орудия)

Бивак (Привал)

Улан (Легкая кавалерия)

Драгун (Воин –конный, пеший)

                         Ход урока

  1.  Вступительное слово
  • Как вы думаете. Чем может гордиться человек, проживший жизнь?
  • А бывает ли, на ваш взгляд, что-то является предметом гордости всего народа?

               1812 – Бородинское сражение

  1. Знакомство с автором
  • учащиеся сообщают известные факты,
  • Почему к 25 летию Бородинское сражение (Печально я гляжу на наше поколенье: его грядущее иль пусто, иль темно…
  • Историческая справка: 12.06.1812 (26.08.1818, под деревней Бородино. Смоленская Божья Матерь), стр.125 М. руководство
  1. Выразительное чтение стихотворения.

- Какие чувства испытали вы, слушая стихотворение?

              4.  Анализ стихотворения.

                    - В чём особенность построения?

                    - Кто участник разговора?

                   - Понятие строфы как сочетание стихотворных строк, единство?

                   - Сколько строф в стихотворении? (13)

                   - Какое количество отведено монологу старого солдата?

                   - Как содержание первой строки показывает нам, как надо читать?

                   - Чего добивается автор, доверяя рассказ о сражении старому солдату?

                Вывод: рассказ участника неспешный, без ложного пафоса

  1. Фонохрестоматия

                  Дома: цитатный план, наизусть

Анализ урока литературы в 5 классе по теме: «Патриотизм в стихотворении М.Ю Лермонтова Бородино»

Учитель Абрамова Валентина Фёдоровна.

Класс 5.

Присутствует 8 учащихся

Учебно-воспитательные цели урока:

  • Ознакомить с фактами биографии поэта. Условиями. В которых формировался характер поэта;
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино», знакомство с композицией, особенностями его повествования;
  • Дать первое представление о лирике М.Ю. Лермонтова;

                Воспитание патриотических чувств, уважения. чувства гордости за историческое прошлое нашей Родины.

Методические приёмы: аналитическая беседа, лингвистический разбор, сопоставительный анализ, словарная лексическая работа, отработка навыков выразительного чтения, осуществление связи с современностью.

Вид урока –открытие нового знания.

Тип урока: урок – размышление.

Форма урока соответствует задачам урока возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Структура урока соответствует уроку данного типа.

Реализация принципов обучения:

  1. На уроке осуществляется принцип направленности обучения на комплексное решение задач.
  2. Принцип межпредметных связей.
  3. Принцип доступности.
  4. НА уроке использовался поисковый, творческий характер познавательной деятельности.

Методы обучения:

  1. Метод самостоятельной исследовательской работы развивает аналитическое мышление, способствует активизации учения школьников.
  2. В результате аналитической работы дети пришли к самостоятельным выводам.
  3. Использование оценочного листа.

               Организация учебной деятельности на уроке:

  1. Постановка учебных задач осуществлялась на каждом этапе урока.
  2. На уроке сочетались разные формы: индивидуальная. Групповая, классная.
  3. Осуществлялось чередование разных видов деятельности.
  4. Контроль за деятельностью осуществлялся учителем и самими учащимися.
  5. С помощью проблемных вопросов и самостоятельной исследовательской работы осуществлялось развитие логического мышления. критической мысли. Умения сравнивать, делать выводы.

          На этапе проверки домашнего задания учитель использует приём сравнения двух изученных                 произведений, учащиеся выявляют общие признаки и различие. Учитель ставит проблемные вопросы, осуществляя связь с современностью: бывают в жизни такие моменты, кто-то мешает быть счастливым? Какие вы читали произведения, в которых люди стремились к единству?

           На этапе усвоения нового знания, учащиеся ставят перед собой цели урока, дают объяснение новым словам, работают над композицией стихотворения, анализируют текст, рассматривают иллюстрации, отражающие содержание стихотворения. Учитель постоянно обращает внимание на чувства, которые испытывает герои и автор, проводит аналогии с событиями Великой Отечественной войной. Таким образом формируется у учащихся чувство патриотизма, уважение к людям, защищавшим Родину.

Общие результаты урока:

  1. План урока выполнен.
  2. Реализованы образовательная, развивающая и воспитывающая цели урока.
  3. Урок воспитывает нравственные, патриотические качества учащихся.
  4. На уроке формировались навыки аналитической работы с текстом стихотворения, навыки самостоятельной, исследовательской работы, умения делать выводы по прочитанному.
  5. На уроке осуществлялись межпредметные связи урока литературы с другими предметами: историей, изобразительным искусством
  6. Содержание урока способствовало развитию интереса к учению, к чтению художественной литературы.

Директор МБОУ Садовской СОШ      Елена Владимировна Пиреева.

Руководитель МО русского языка и литературы ресурсного центра

                                                                    Надежда Николаевна Помогаева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деепричастие совершенного вида"

В данном уроке рассматриваю тему "Деепричастие совершенного вида", имеется раздаточный материал по занимательной лингвистике....

Разработка урока по теме "Деепричастие совершенного вида"

Деепричастия в русском и татарском языках совпадают по своим основным грамматическим признакам. Однако русские деепричастия воспринимаются с большим трудом., т.к. они обладают категорией вида, возврат...

"Деепричастия совершенного вида" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Деепричастия совершенного вида" (7 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО.Сюжетная линия: телепередача "Главная...

Презентация к уроку русского языка "Деепричастия совершенного вида". 7 класс

Данная презентация поможет в изучении темы "Деепричастия"...