Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Демидова Надежда Александровна

Сегодня время перемен: стране нужны граждане, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование навыков исследовательской деятельности. . Исследование – один из видов познавательной деятельности, получение нового знания. В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

1. информационный,

2. ролевой,

3. практико-ориентированный,

4. творческий

5. исследовательский проекты. 

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка и литературы в условиях информатизации образования.

«Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой

Сегодня время перемен: стране нужны граждане, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, международные исследования показывают, что российские школьники не могут применять полученные в школе знания и умения в контексте жизненных ситуаций.

Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования. Всё чаще говорят о том, что современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке играет решающую роль: ему необходимо передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация становится основной, и поэтому человек должен обладать одним из важнейших умений – умением найти её, переработать и использовать в определѐнных целях. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование навыков исследовательской деятельности.

Если начать с этимологии слова «исследование», нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, что необходимо извлечь нечто "из следа”, восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности сравнивать, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, то есть понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Исследование – один из видов познавательной деятельности, получение нового знания. С исследованием связаны развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. При исследовательской работе обучающиеся заняты поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания. При этом мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе значительно повышаются. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы». Есть определѐнные наработки, прочитано и изучено немало литературы по данной теме.

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать продолжительное время.

Поинтересовавшись у ребят, что для них исследование, я получила ответ: исследование – это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе с товарищами; это работа, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Мои коллеги считают, что исследовательская работа – это одновременно и средство воспитания, и средство обучения, и средство развития. Такая деятельность выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. Родители видят в исследовании уникальную возможность сотрудничества со своим ребѐнком, активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

1. информационный,

2. ролевой,

3. практико-ориентированный,

4. творческий

5. исследовательский проекты.

1. При создании информационного проекта происходит сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью еѐ анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач».

2. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку и литературе. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне». Уже традиционными стали уроки обобщения изученного по той или иной части речи в среднем звене. Обучающиеся 5-7 классов готовят презентацию части речи: одни рисуют еѐ в виде того, с кем или чем она ассоциируется, другие сочиняют сказку о части речи, третьи эту сказку инсценируют, также придумывают каверзные вопросы для групп- соперников.

3. Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцать первого столетия» или составление словаря неологизмов. Ещѐ шестиклассники работали над проектом «Переход одушевлѐнных существительных в нарицательные», составляли словарь молодѐжного сленга.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Старшеклассники создают альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы по темам: «Пушкин и его эпоха», «Жизнь А.С.Пушкина», «Женщины в жизни А.С. Пушкина»; пытаются оформлять свои мысли в исследовательские статьи. Например, при изучении творчества А.П.Чехова было задание написать исследовательскую работу на тему «Произведения А.П.Чехова моими глазами и глазами литературных критиков». Ребятам пришлось дополнительно читать, думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. На то же было нацелено и другое творческое задание: представить театрализовано творчество великого драматурга. На уроке было представлено несколько отрывков из произведений Чехова.

При изучении сказок или басен И.А.Крылова в 5 классе детям было предложено не просто выразительно прочитать сказку, выучить басню, а распределив роли, сделать еѐ инсценировку. Конечно, каждому ребѐнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке. Но творческое задание преследует несколько иную цель: детям надо поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незатейливые костюмы.

5. Исследовательский проект. Ярким примером проекта такого рода были работы пятиклассников, защищавших свои проекты по теме «Профессиональное древо моей семьи» на уроке русского языка по теме «Профессиональные слова». Готовились к защите проекта обучающиеся в течение полутора месяцев. На защиту проектов были приглашены гости: педагоги, родители, друзья пятиклассников. Идѐт на ура и другая исследовательская работа «Что в имени тебе моѐм…». Каждый ребѐнок защищает проект, в котором отображает историю своего имени, уменьшительно-ласкательные формы, знаменитых носителей. Более долгий по времени подготовки было исследование темы «Детский фольклор и современность», которая плавно перетекла в работу над другим проектом «Традиционные народные праздники Кыштыма». Также шестиклассников заинтересовала тема «Железная дорога в русской литературе», а после изучения «Капитанской дочки» А.С.Пушкина один из восьмиклассников решил провести исследование на тему «Исторические личности в произведениях А.С.Пушкина»

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием какой-либо части речи». Над такими проектами работа ведется в небольших группах.

Так к обобщающему уроку по теме «Имя прилагательное» шестиклассникам было предложено задание написать сказку об этой части речи.

В некотором царстве, в некотором государстве с названием Русский Язык в городе Части Речи жили-поживали да горя не знали Существительные и Глаголы. И вот узнали про этот город люди, которые называли себя Прилагательными. Захотелось им стать жителями города Части Речи, и послали они к царю гонца с прошением пустить их жить к себе. А царь дал им такое задание: «Расскажите-ка о себе, гости дорогие, представьте себя так, чтобы мы захотели вас взять к себе».

Подумали, погадали Прилагательные, как себя преподнести. И вот что из этого получилось: «Я – прилагательное, всегда готов ответить за себя: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьѐ?, чьи?, каков?, какова?, каково?, каковы? Бываю во множественном и единственном числах, представляю собой мужской, женский или средний рода. Могу предстать перед Вами в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах. В достижениях имею три разряда: качественный, относительный, притяжательный; две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Вы можете увидеть меня в краткой либо полной форме. Выступаю в предложении как сказуемое и как определение»

В общем, расписал себя во всей красе, так что все аплодировали. Понял царь, что действительно не хватало им в этом городе таких жителей и что Прилагательные сделают жизнь здесь более яркой, насыщенной и разнообразной. Конечно же, все приняли Прилагательное к себе, и с тех пор Оно часть речи.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»), «Капитанская дочка в живописи», «Географии мест Капитанской дочки».

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами. Так для внеклассного мероприятия по математике и литературе «Математика и литература – два крыла одной культуры» заранее были даны задания по подготовке к занятию. Восьмиклассники изучили цитаты великих писателей, поэтов, литературоведов о математике, точных науках, повторили старинные единицы мер и длины, нашли пословицы и поговорки со старинными единицами мер и длины. И на самой викторине им было предложено написать цифровое стихотворение.

Годичные проекты по русскому языку и литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей – на городских научно-практических конференциях.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. «Изображение А.С.Пушкина современниками», «Образ богатыря в изобразительном искусстве», «Лицей А.С.Пушкина». Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Когда идёт подготовка к такому уроку по проектной деятельности, каждый участник охвачен творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами позволяют сделать урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы: предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5-6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7-8 классы любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.

Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. И практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...