Исследовательская работа "образ ласточки"
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Юренкова Любовь Федоровна

Исследовательская работа по  литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_lastochki.doc244.15 КБ

Предварительный просмотр:

Архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века

Исследовательская работа

Выполнила: Чучкалова А.С.

Класс: 10А

ГБОУ СОШ №17

Научный руководитель: Юренкова Любовь Федоровна

Сызрань.2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

2

Глава 1.

Особенности русской лирики первой половины XIX века………...

3

Глава 2.

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века ……………………..................................................................

6

2.1.    

Ласточка  как символ прихода весны …………...................................

6

          2.2.

Ласточка как символ воли и свободы ………………………………...

7

          2.3.

Ласточка как предвестник надвигающейся беды………….................

8

          2.4.

Ласточка как символ уюта ………………………………….................

9

          2.5.

Ласточка как символ жизни и души человека …………….................

10

          2.6.

Ласточка как образ умершего человека ……………………………...

11

          2.7.

Ласточка – болтушка…………………………………………………...

11

Заключение ……………………………………………………………….................

13

Список используемых материалов и литературы ………………………………

14

Приложения ………………………………………....................................................

15

Введение

          Исследовательская  работа на тему «Архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века»интересна тем, что она позволяет обратиться к лучшим образцам поэтического  творчества представителей «золотого века» русской поэзии.

В исследовательской работе архетип ласточки будет рассмотрен на основе произведений Д.В.Веневитинова, Н.И.Гнедича, А.Н.Дельвига, Г.Р.Державина, А.В.Кольцова, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского,  А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева.

          Согласно статье словаря изобразительного искусства, архетип (греч. archetypos — "древний, начальный вид, образ, облик" от arche — "начало" и typos — "отпечаток, изображение") — прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность. В художественной деятельности архетипом называют определенный исторически сложившийся тип, характер восприятия действительности, мироощущения и мировоззрения.

Гипотеза: следует  предположить, что в ходе работы будет выявлено большое  разнообразие смыслов, связанных с образом ласточки в различных поэтических произведениях  русских поэтов-классиков.

Цель работы состоит в том, чтобы определить  архетип ласточки в русской лирике  первой половины XIX века.

Задачи:

  • Познакомиться с литературой первой половины XIX века;
  • Отобрать материал по теме;
  • Исследовать тексты литературных произведений данного периода, отражающих образ ласточки;
  • Классифицировать художественные образы ласточек, созданные в исследуемых произведениях.

Актуальность работы  обусловлена недостаточной изученностью образа ласточки в произведениях  поэтов-лириков русской литературы первой половины XIX века.

 

Глава 1.Особенности русской лирики первой половины 19 века

         XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Основное направление в художественной литературе  первых десятилетий XIX в. - романтизм.

          В России романтизм  возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью было стремление изобразить внутренний мир человека, мир его чувств и страстей.

Русская литература первой половины XIX века  необычайно богата яркими именами. Одним из наиболее выдающихся представителей романтизма  стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки.

         Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

          В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы.

          Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне.

           Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

          Огромный вклад в развитие русской литературы неотделим от имени великого русского поэта А.С. Пушкина. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления.

          Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю. Лермонтова. Его роман "Герой нашего времени", сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

          Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав автора главным образом на изображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта», - отмечал немецкий философ Гегель.

          В начале XIX века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней.

          Поэты первой половины XIX века пересмотрели привычную систему жанров. Торжественным одам они предпочли любовную элегию, романтическую балладу; заново привили родной литературе вкус к народной культуре, к русским песням, сказкам.

          Отличительной чертой  русской лирики является использование  многозначных иносказательных  образов – символов.  Они  расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

На рубеже XVIII - XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества.

ВЫВОД: В первые десятилетия XIX в. происходит постепенный отход от идей классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков. Основное направление в художественной литературе  первых десятилетий XIX в. - романтизм.            Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав автора главным образом на изображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. Н.Я. Берковский писал: «Лирика и была тем жанром, который  в практике романтиков подчинил себе все остальные жанры»1. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя, близость к одухотворенной и целительной природе, использование образов-символов.

Глава 2.Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века

          На рубеже XVIII - XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества.  Лебеди, жаворонки, голуби, соколы и многие другие птицы  густо населяют произведения  русских поэтов-классиков. В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки.

          Ласточка — близкая к человеку птица. Она “домовитая”, потому что вьет гнезда под крышей человеческого жилья, она живет с людьми, но принадлежит небесам, потому что, в отличие от голубя или воробья, не умеет передвигаться по земле. Она посредница между землей и небом, она вестница и гостья,  иногда как вместилище души усопшего — все эти ее черты и свойства закрепились в восприятии поэтов и повлияли на поэтическую символику образа.

          Многогранность образа ласточки вызывает большой круг ассоциаций:

2.1.  Ласточка  как символ прихода весны

          В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Это ярко выражено в стихотворениях Н.И. Гнедича «Ласточка» (Приложение № 1):

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.

и А.А. Дельвига «Что вьешься, ласточка, к окну» (Приложение № 2)

Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?

Эти произведения объединяет то, что ласточка является главным персонажем. К ней обращены вопросы поэтов, именно с ней  связаны надежды на скорейший приход весны. Весна и ласточка не отделимы друг от друга. Н.И. Гнедич называет ласточку провозвестницей весны, поющей вешние песни. Ее живой и веселый вид сравнивается с самой весной. Ласточка представляется нам вольной птичкой, вьющейся к окну, щебечущей сладкие песни. Глаголы, используемые авторами,–«кружиться», «вьется», «щебечет» -   придают легкость образу маленькой птички.

         Ласточка как образ весны встречается   и в других произведениях  русских лириков начала 19 века. Например, у Кольцова А.В. в стихотворении «Ничто, ничто на свете» (Приложение № 3) есть такие строчки: «Они, кружась, резвятся, как ласточки весной…».

Они, кружась, резвятся,
Как ласточки весной,

Моим слезам смеются
С улыбкою любви.

         Здесь образ ласточки уже второстепенен. Автор вводит его в стихотворение для того, чтобы более ярко нарисовать образы юных  дев.    Их беззаботность, веселость,  легкость А.В. Кольцов сравнивает с весенним полетом ласточек.

В контексте весеннего пробуждения, но несколько с другой точки зрения упоминается ласточка в стихотворении «Юность» А.А. Бестужева-Марлинского

Юность

(подражание Гете)
      
       Реют ласточки весною
       По долам и по водам;
       Так мечтанья за мечтою
       Вдаль и в круг, и там и сям;
       Новость манит в испытанье,
       Сердце ноет взором дев;
       Грусть для юноши - питанье,
       Слезы счастия припев.

Появление ласточки в этом стихотворении не случайно. Автор использует ее образ как один из признаков весны. Так, например, можно было бы упомянуть распустившиеся листочки или  таяние снегов – сразу представляется приход весны. Но именно ласточка привносит  ощущение грядущих перемен. Стремительный полет маленькой птички  увлекает за собой и манит в будущее, наполняет чувством  возрождения  от зимы, от длительного сна, манит и чарует.  И если у  Н.И. Гнедича и А.А. Дельвига ласточка кружиться и вьется, то у А.А. Бестужева-Марлинского она реет по долам и водам. Тем самым автор раздвигает границы, передает  ощущение свободы и пространства. Вслед за ласточкой летят  и  мечтанья поэта «вдаль и в круг, и там и сям».

2.2Ласточка как символ воли и свободы

         Рассматривая образ ласточки как символ свободы и воли, нельзя не остановиться на стихотворении В.К. Кюхельбекера «Счастливицы вольные птицы» (Приложение № 4), где очень полно раскрыт этический идеал свободы, духовной  полноты и возвышенностью над этим миром.

 Счастливицы вольные птицы:

 Не знают они ни темницы,

 Ни ссылки, ни злой слепоты.

 Зачем же родился не птицею ты?

 Да! ласточкой, легкой касаткой!

 Глядел бы на мир не украдкой,

 Весь видел бы вдруг с высоты.

 Зачем же родился не птицею ты?

          Автор, обращаясь  к лирическому герою, задается вопросом: «Зачем же родился не птицею ты?».  Именно ласточка ассоциируется  у В.К. Кюхельбекера с волей и свободой. Ни про одну другую  птицу он не упоминает в своем стихотворении. Ласточка воспринимается как легкая, способная взлететь на недосягаемую высоту птица. С этой высоты она может увидеть «не украдкой» весь мир. Ласточка, по мнению автора, свободна от клеветы, может с утра до зари петь песни. Она божья птичка, не знает ни слез, ни заботы. Лишь в завершении земной жизни, когда «прильнут к раменам крылья» герой сможет как  ласточка «взлететь к небесам без усилья».  Идеал свободы для В.К. Кюхельбекера- это свобода в передвижении, свобода от людской молвы и возможность заниматься своим любимым делом. Именно такому идеалу  полностью соответствует образ ласточки.

         Раскрывая образ ласточки как символа свободы и воли, отдельно хотелось бы отметить, как в лирических произведениях описываются ее движения  и  полет. Взлетают, мчатся, реют,  «дают смелые круги», несутся и «плывут в небе» ласточки еще во многих произведениях. Так, почти все стихотворение Г.Р. Державина построено на глаголах. Автор не перестает любоваться бесконечным неустанным движением.

Ласточка

Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьешь.
Ты часто по воздуху вьешься,
В нем смелые круги даешь;
Иль стелешься долу, несешься,
Иль в небе простряся плывешь.

         Свободный, никем не ограниченный полет, возможность улететь в далекие края – все это способствует  восприятию образа ласточки как символа вольной и свободной жизни.

2.3 Ласточка как предвестник надвигающейся беды

         Иногда  образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это  вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки – к дождю, а ласточка, влетевшая в окно – к скорой смерти.

В  стихотворении «Итальянская villа» (Приложение 5) Ф.И. Тютчевым нарисована идеалистичная картинка. Все статично -  тихое журчание фонтана, благосклонность неба к земле, глубокий сон героини:

И мы вошли… всё было так спокойно!
Так всё от века мирно и темно!..
Фонтан журчал… Недвижимо и стройно
Соседний кипарис глядел в окно.

Не происходит ни какого  движения, кроме легкого дуновения ветерка и ласточки, которая «влетает и щебечет». Не сразу обращаешь внимание на эту перемену. Щебетание ласточки никоим образом не разрушает эту гармоничную картинку. Но вдруг судорожный трепет пробежал по ветвям кипариса и «та злая жизнь, с её мятежным жаром, через порог заветный перешла». Анализируя это стихотворение, понимаешь, что именно  после появления ласточки происходят роковые перемены. Сам образ ласточки не несет в себе  какой-либо угрозы, Ф.И. Тютчев использует его как символ надвигающейся беды.

Так же и  Н.И. Гнедич в стихотворении «Ласточка» (Приложение №1) подмечает  ее способность предупреждать о надвигающейся беде. Он любуется своей ласточкой и считает ее способность подать весть заслугой  этой птички.

Птица любови и мира, всех птиц ненавидишь ты хищных.
Первая, криком тревожным - домашним ты птицам смиренным
Весть подаешь о налете погибельном коршуна злого,
Криком встречаешь его и до облак преследуешь криком,
Часто крылатого хищника умысл кровавый ничтожа.

         Любимая птица поэта не только предупреждает о грозящей опасности, тем самым руша «кровавый умысел» хищника, но и преследует его. На наш взгляд, это утверждение  поэта довольно спорно. В большинстве своем образ ласточки всегда мирный.

2.4  Ласточка как символ уюта

         Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Особенно ярко этот образ представлен у Н.И. Гнедича в стихотворении «Ласточка» (Приложение №1)

Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;
Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;
Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;
Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,
И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.

Н.И. Гнедич в очередной раз любуется ласточкой. Верно подмечает, что ласточка единственная птица, которая строит свой маленький домик под крышей человеческого жилья. Являясь главным персонажем в этом стихотворении, ласточка наполняет его теплом и заботой. Нотками любви, доверия и дружбы пронизаны эти строки. Сразу представляется спокойная, уютная картина сельской жизни. Ласточка не одинока. В отличие от других произведений в этом стихотворении мы видим, что у нее есть семейство, которое она  вверяет человеку.

         Г.Р. Державин в первом варианте  стихотворения «Ласточка» называет ее домовитой птичкой. Возможно, это связано с тем, что труды хлопотуньи – ласточки не остаются не замеченными  человеком. Мы видим, как ласточка строит свой дом, находясь в неустанном движении. Вызывает умиление, когда из этого гнезда раздается писк птенцов, и мы видим их широко раскрытые желтые клювики. Ласточки как заботливые родители, с утра и до позднего вечера кормят своих малышей.

Такой образ домовитой, трудолюбивой птички, живущей очень близко с человеком, созвучен  домашнему уюту.

2.5 Ласточка как символ жизни и души человека

          Ласточка всегда воспринималась как божья птичка. Ей до ступно то, что недоступно человеку, — она способна подниматься высоко над землей и видеть с высоты “всю вселенну”. Близость к богу дает поэтам возможность проводить параллель между образом ласточки и душой человека. Так в стихотворении Г.Р. Державина «Ласточка» образ-символ птицы соотносится и с самим  лирическим героем - ласточка сравнивается с душой поэта - и с миром человеческих чувств в целом.

Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? –
Воспой же бессмертие лира!
Восстану, восстану и я, –
Восстану, – и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

          Так же, как и душа, ласточка всего лишь «гостья мира». Наступает время, и «хладея зимою, как лед, во мраке лежишь бездыханна». Но поэт верит в  бессмертие души, в то, что она также, как ласточка, встанет «от смертного сна». Тема бессмертия, нежное отношение к  «птичке», «касаточке», «певичке» не может не натолкнуть на мысль, что для поэта тождественны образ ласточки и образ души.

        В аллегорической элегии Д.В. Веневитинова «Крылья жизни» (Приложение №6)автор, ссылаясь на то, что ласточки летают на легких крылышках, проводит параллель с самой жизнью. Жизнь изменчива и ветрена, начиная от радостной юности и заканчивая «гостью сумрачной».

На лёгких крылышках
Летают ласточки;
Но легче крылышки
У жизни ветреной.
Не знает в юности
Она усталости
И радость резвую
Берёт доверчиво
К себе на крылия.

         Песенная тональность, благородная грусть, метафоричность, пластичность образных средств -  вот отличительные черты «Крыльев жизни» Д.В. Веневитинова. Жизнь представляется как целостный процесс, имеющий внутреннюю диалектику. И с первых строк прослеживается  аллегорическое сравнение жизни с образом ласточки.

2.6 Ласточка как образ умершего человека

         Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой  умершего человека.

         Такое сравнение прослеживается в стихотворении Г.Р. Державина  “На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся” (Приложение № 7),где идет обращение к ласточке, как к образу трагически умершей супруги.    

Уж не ласточка сладкогласная,
Домовитая со застрехи,
Ах! моя милая, прекрасная
Прочь отлетела, — с ней утехи.

  Поэт скорбит.«Все опустело! Как жизнь мне снести?». Он понимает, что ласточка вернется весной домой в отличие от любимой «милой супруги». У Г.Р. Державина время как бы движется по кругу, смерть в этом свете - неизбежный этап перед воскрешением, новой жизнью.

Так и А.И. Одоевский в своих строках «Матери» (Приложение №8) упоминает ласточку в контексте перехода из этого мира в «лучший»:

Когда же ласточкой взовьюся
В тот лучший мир,
Растаю и с тобой сольюся
В один эфир…

Не случайно полет ласточки поэт  характеризует глаголом «взовьюся». Как душа человека  стремительно покидает этот мир, взвившись в небесную высь, так и ласточка у А.И. Одоевского стремительно покидает эту землю, сливаясь «в один эфир» с неизведанным пространством, тая и растворяясь в нем.  Читая эти строки, сложно представить маленькую земную птичку – ярко представляется  образ души, стремительно рвущийся «в тот лучший мир».

2.7  Ласточка – болтушка

         Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Упоминание об этом мы находим в переводе Жуковского греческого мифа о двух сестрах Прокне и Филомене. Так же в стихотворении А.А. Дельвига «К ласточке» (Приложение №2) поэт называет ее болтливой  и докучной.

Что мне делать с тобой, докучная ласточка!
Каждым утром меня — едва зарумянится
Небо алой зарей и бледная Цинтия
          Там в туманы покатится, —
Каждым утром меня ты криком безумолкным
Будишь, будто назло!

Радостное щебетание ласточки  поэт называет докучным и безумолкным.  Погрузившись в сладкий сон, где есть «образ милых»  и  мечтательное счастье, он совсем не рад слышать «болтливую»  предвестницу утра. Символично, что не сладкоголосый соловей пытается разбудить ото сна своим пением, а маленькая щебетунья.

ВЫВОД:

 Образ ласточки  у поэтов-лириков первой половины XIXвека очень разнообразен. Чаще всего он ассоциируется  с приходом весны, пробуждением ото сна, надеждами на перемены к лучшему. Прилет ласточки используется как один из признаков весеннего пробуждения  природы. Образ этой домовитой птички несет в себе ощущение семейного очага и домашнего уюта. Следя за полетом ласточки, поэты имеют возможность раздвинуть горизонты, передать необъятную ширь родной земли, а также подняться в заоблачные дали. Они не перестают любоваться бесконечным неустанным движением маленькой птички.  Глаголы, используемые поэтами при описании движения ласточки, свидетельствуют о стремлении к  воле и свободе. Нередко ее называют божией птичкой, тем самым соотнося  ее образ с образом крылатой души. Иногда, как отголоски народных примет, образ ласточки используется как  предупреждение о надвигающейся беде. И самая, на наш взгляд, неустойчивая ассоциация – это «болтливая, докучная» ласточка.

Заключение

   Основным направлением литературы начала XIX века является романтизм. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeв протекала в сюжетах, насыщенных дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

          Познакомившись с лирическими произведениями первой половины XIXвека, можно сделать вывод, что образ ласточки довольно часто встречается в  творчестве поэтов-классиков. Многие поэты-лирики обращаются  к образу этой легкой весенней птички.

          Перечитав стихи о ласточках, такие разные, мы видим, что ласточка — заветная птица в русской поэзии. Ей поверяются главные темы, она — по друга поэтов, она их уносит на своих легких крыльях туда, откуда сама родом, — в те сферы, где живут вдохновение, любовь, вера, душа. Она приносит в наш дом весну и надежду на лучшее.

          В  лирических произведениях первой половины XIXвека образ ласточки довольно разнообразен. Она может быть как главным действующим лицом, так и второстепенным.  

          С ее образом устойчиво связан образ прихода весны, надежда на грядущие перемены, он символизирует волю и свободу.

От образа ласточки  веет душевностью и теплотой.

Список использованных материалов и литературы

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии Л., «Художественная литература», 1973.
  2. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980.
  3. Гура А.В. Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 2002
  4. Жуковский В.А. Лирика. Русская литература XIX века. М., 1997.
  5. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX—XX вв. Вып. 1: Птицы.  М.: Языки русской культуры, 2000.
  6. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развития стиля и жанра. Современник. М., 1978
  7. Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М., 1967. Т. 1
  8. Лермонтов М.Ю. Поэмы. Детская литература. М.,1970.
  1. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: ИРЯ РАН, 1995.
  2. Пушкин А.С. Сочинения. Том 1. М., Государственное издательство художественной литературы, 1962.
  3. Сурут И.  Три века русской  поэзии. «Новый мир», 2007, № 4.
  4. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Гнедич Н. И.

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.

Птица, любезная людям! ты любишь сама человека;
Ты лишь одна из пернатых свободных гостишь в его доме;
Днями чистейшей любви под его наслаждаешься кровлей;
Дружбе его и свой маленький дом и семейство вверяешь,
И, зимы лишь бежа, оставляешь дом человека.
С первым паденьем листов улетаешь ты, милая гостья!
Но куда? за какие моря, за какие пределы
Странствуешь ты, чтоб искать обновления жизни прекрасной,
Песней искать и любви, без которых жить ты не можешь?
Кто по пустыням воздушным, досель не отгаданный нами,
Путь для тебя указует, чтоб снова пред нами являться?
С первым дыханьем весны ты являешься снова, как с неба,
Песнями нас привечать с воскресеньем бессмертной природы.
Хату и пышный чертог избираешь ты, вольная птица,
Домом себе; но ни хаты жилец, ни чертога владыка
Дерзкой рукою не может гнезда твоего прикоснуться,
Если он счастия дома с тобой потерять не страшится.
Счастье приносишь ты в дом, где приют нетревожный находишь,
_Божия птица_,  как набожный пахарь тебя называет:
Он как священную птицу тебя почитает и любит
(Так песнопевцев народы в века благочестия чтили).
Кто ж, нечестивый, посмеет гнезда твоего прикоснуться -
Дом ты его покидаешь, как бы говоря человеку:
"Будь покровителем мне, но свободы моей не касайся!"

Птица любови и мира, всех птиц ненавидишь ты хищных.
Первая, криком тревожным - домашним ты птицам смиренным
Весть подаешь о налете погибельном коршуна злого,
Криком встречаешь его и до облак преследуешь криком,
Часто крылатого хищника умысл кровавый ничтожа.

Чистая птица, на прахе земном ты ног не покоишь,
Разве на миг, чтоб пищу восхитить, садишься на землю.
Целую жизнь, и поя и гуляя, ты плаваешь в небе,
Так же легко и свободно, как мощный дельфин в океане.
Часто с высот поднебесных ты смотришь на бедную землю;
Горы, леса, города и все гордые здания смертных
Кажутся взорам твоим не выше долин и потоков, -
Так для взоров поэта земля и всё, что земное,
В шар единый сливается, свыше лучом озаренный.

Пой, легкокрылая ласточка, пой и кружись надо мною!
Может быть, песнь не последнюю ты мне на душу напела.

                                                                                        1815

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дельвиг А.А.

ЧТО ВЬЕШЬСЯ, ЛАСТОЧКА, К ОКНУ

Что вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
Но не ко мне, — и без тебя
В певце любовь горит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
                                     1823

К ЛАСТОЧКЕ

Что мне делать с тобой, докучная ласточка!
Каждым утром меня — едва зарумянится
Небо алой зарей и бледная Цинтия
          Там в туманы покатится, —
Каждым утром меня ты криком безумолкным
Будишь, будто назло! А это любимое
Время резвых детей Морфея, целительный
          Сон на смертных лиющего.
Их крылатой толпе Зефиры предшествуют,
С ними сам Купидон летает к любовникам
Образ милых казлть и счастьем мечтательным
          Тешить жертвы Кипридины.
Вот уж третью зарю, болтливая ласточка,
Я с Филидой моей тобой разлучаюся!
Только в блеске красы пастушка появится
          Иль Психеей иль Гебою,
Только склонит ко мне уста пурпуровые,
И уж мой поцелуй, кипя нетерпением,
К ним навстречу летит, ты вскрикнешь — и милая
          С грезой милой скрывается!
Ныне был я во сне бессмертных счастливее!
Вижу, будто бы я на береге Пафоса,
Сзади храм, вкруг меня мирты и лилии,
          Я дышу ароматами.
Взор не может снести сиянья небесного,
Волны моря горят, как розы весенние,
Светлый мир в торжестве — и в дивном молчании
          Боги к морю склонилися. —
Вдруг вскипели валы и пеной жемчужною
С блеском вьются к брегам, и звуки чудесные
Слух мой нежат, томят, как арфа Еолова;
          Я гляжу — вдруг является…
Ты ль рождаешься вновь из волн, Аматузия?
Боги! пусть это сон! Филидаявилася
С той же лаской в очах и с тою ж улыбкою.
          Я упал и, отчаянный,
«Ах, богиня! — вскричал, — зачем обольстить меня?
Ты неверна, а я думал Филидою
Век мой жить и дышать!» — «Утешься, обманутый,
          Милый друг мой! (воскликнула
Снова в наших лугах Филида, по-прежнему
В свежих кудрях с венцом, в наряде пастушеском) —
Друг, утешься, я всё…» Болтливая ласточка,
          Ты крикунья докучная,
Что мне делать с тобой — опять раскличалася!
Я проснулся — вдали едва зарумянилось
Небо алой зарей, и бледная Цинтия
          Там в туманы скатилася.

                                                        1820

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кольцов А.В.

Ничто, ничто на свете

Ничто, ничто на свете
Меня не веселит
С тех пор, как я расстался
С подругой навсегда;
С тех пор, взгляну ль на юных,
Играющих девиц,
Вздохну, и горьки слезы
Польются из очей.

Они, кружась, резвятся,
Как ласточки весной,
Моим слезам смеются
С улыбкою любви.
Красавицы младые,
И я здесь счастлив был,
И я в пирах веселых
Шутил, подобно вам.
Но рано рок суровый
Сказал: расстанься с ней.
С тех пор уж не встречаю
Я радости нигде.

январь - апрель 1829

ПРИЛОЖЕНИ 4

Кюхельбекер В.К.

Счастливицы вольные птицы...

   Счастливицы вольные птицы:

   Не знают они ни темницы,

   Ни ссылки, ни злой слепоты.

Зачем же родился не птицею ты?

   Да! ласточкой, легкой касаткой!

   Глядел бы на мир не украдкой,

   Весь видел бы вдруг с высоты.

Зачем же родился не птицею ты?

   Счастливицы вольные птицы:

   Купаются в море денницы,

   Им прах незнаком суеты.

Зачем же родился не птицею ты?

   Нет божией птичке работы,

   Ни страха, ни слез, ни заботы,

   Не слышит она клеветы!

Зачем же родился не птицею ты?

   С утра и до вечера бога

   Ты славил бы в выси чертога

   Чудесной святой красоты.

Зачем же родился не птицею ты?

   Ты пел бы с утра до зарницы

Созданье премудрой десницы,

   И звезды, и луг, и цветы,

Зачем же родился не птицею ты?

   Ты грязь ненавидишь земную,

   Ты просишься в твердь голубую,

   Ты рвешься из уз темноты,

   Верь: некогда птицею будешь и ты!

   Прильнут к раменам тебе крылья,

   Взлетишь к небесам без усилья,

   И твой искупитель и бог

Возьмет тебя в райский нетленный чертог!

1846

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тютчев Ф.И.

Итальянская villa

И распростясь с тревогою житейской,
И кипарисной рощей заслонясь,—
Блаженной тенью, тенью элисейской,
    Она заснула в добрый час.

И вот, уж века два тому иль боле,
Волшебною мечтой ограждена,
В своей цветущей опочив юдоле,
На волю неба предалась она.

Но небо здесь к земле так благосклонно!..
И много лет и тёплых южных зим
Провеяло над нею полусонно,
Не тронувши её крылом своим.

По-прежнему в углу фонтан лепечет,
Под потолком гуляет ветерок,
И ласточка влетает и щебечет…
И спит она… и сон её глубок!..

И мы вошли… всё было так спокойно!
Так всё от века мирно и темно!..
Фонтан журчал… Недвижимо и стройно
Соседний кипарис глядел в окно.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вдруг всё смутилось: судорожный трепет
По ветвям кипарисным пробежал,—
Фонтан замолк — и некий чудный лепет,
Как бы сквозь сон, невнятно прошептал.

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,
Та жизнь, — увы! — что в нас тогда текла,
Та злая жизнь, с её мятежным жаром,
Через порог заветный перешла?

Декабрь 1837

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Веневитинов Д.В.

Крылья жизни
Из Мильвуа

На лёгких крылышках
Летают ласточки;
Но легче крылышки
У жизни ветреной.
Не знает в юности
Она усталости
И радость резвую
Берёт доверчиво
К себе на крылия.
Летит, любуется
Прекрасной ношею...
Но скоро тягостна
Ей гостья милая;
Устали крылышки,
И радость резвую
Она стряхает с них.
Печаль ей кажется
Не столь тяжёлою,
И, прихотливая,
Печаль туманную
Берёт на крылия
И вдаль пускается
С подругой новою.
Но крылья лёгкие
Все боле, более
Под ношей клонятся.
И вскоре падает
С них гостья новая,
И жизнь усталая
Одна, без бремени,
Летит свободнее;
Лишь только в крылиях,
Едва заметные,
От ношей брошенных
Следы осталися –
И отпечатались
На лёгких пёрышках
Два цвета бледные:
Немного светлого
От резвой радости,
Немного тёмного
От гостьи сумрачной.
1826 или 1827

ПРИЛОЖЕНИЕ7

Державин Г.Р.

На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся

Уж не ласточка сладкогласная,
Домовитая со застрехи,
Ах! моя милая, прекрасная
Прочь отлетела, — с ней утехи.

Не сияние луны бледное
Светит из облака в страшной тьме,
Ах! лежит ее тело мертвое,
Как ангел светлый во крепком сне.

Роют псы землю, вкруг завывают,
Воет и ветер, воет и дом;
Мою милую не пробуждают;
Сердце мое сокрушает гром!

О ты, ласточка сизокрылая!
Ты возвратишься в дом мой весной;
Но ты, моя супруга милая,
Не увидишься век уж со мной.

Уж нет моего друга верного,
Уж нет моей доброй жены,
Уж нет товарища бесценного,
Ах, все они с ней погребены.

Все опустело! Как жизнь мне снести?
Зельная меня съела тоска.
Сердца, души половина, прости,
Скрыла тебя гробова́ доска.

1794

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Одоевский А.И.

МАТЕРИ

Тебя уж нет, но я тобою
Туда, в лазурь, я за тобою
Еще дышу;
Спешу, спешу!
Когда же
ласточкой взовьюся
В тот лучший мир,
Растаю и с тобой сольюся
В один эфир, -
Чтоб с неба пасть росой жемчужной,
Алмазом слез
На землю ту, где крест я дружно
С тобою нес.
И, на земле блеснув слезою,
Взовьемся вновь
Туда, где вечною зарею
Горит любовь.

                              1828