Рабочая программа факультатива "Мордовский фольклор"
рабочая программа ( класс) на тему

Куликова Елена Васильевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_mordovskiy_folklor.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа

факультатива «Мордовский фольклор»

в 4 классе

Руководитель факультатива: Куликова Е.В.

учитель мокшанского языка

Торбеево-2015

Пояснительная записка

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что  способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

 Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе  предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора. 

 Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (4кл.) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки.  Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

 Реализацию данной программы можно продолжить в среднем и старшем звене обшеобразовательных  учебных заведений.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским, татарским народным творчеством музыкальным искусством,  воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Данная цель реализуется в задачах:

  1. Формирование  чувства любви к   Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии,  мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе,  формированию уважения к разным  народам и их культурам, этнической толерантности..
  4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
  5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что  объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
  6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания,   у детей различных национальностей.

Основные принципы освоения музыкального искусства Мордовии:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский   фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение  фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.

  1. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством.    Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
  2. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
  3. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники.  Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений  о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
  4. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие.  

1

2

 Мы живем в многонациональной семье.    

 7

3

 

 Осенние посиделки

 4

4

 Животные в мордовском фольклоре

 2

5

Расскажи мне про сказочку  

 4

6

Вирява и ее владения

1

7

В гостях у Ведявы.

1

8

Роштувань куд (рождественский дом)

 1

9

Трудолюбие и мастерство мордовского народа

 4

10

Мордовская свадьба

 2

11

Русские и мордовские народные инструменты

2

12

  Предания и легенды мордвы .

2

13

Весенние обрядовые праздники. Отчетное мероприятие.

2

14

Посещение мордовского республиканского краеведческого музея М.П.Девятаева

1

Итого

34

Содержание программы

Вводное занятие.(1час)

 Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров:   песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.

Мы живем в многонациональной семье. (7 часов) Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни.

 Разучивание: «Умарина» (Э.), «Кафта церат тише лядихть» (Э.), «Эрзянь карть» (Э), «Сурвелесь» (Э.), «Авкай, молян мон вирев» (М.), «Луганяса келунясь» (М.), «Во поле березонька стояла», «Колыбельная», «Я на горку шла», «Во кузнице», «А я по лугу».

Слушание: «Мальчик и мотылек» (Т.), «Нармоннят, нармоннят» (М.)

        

Осенние посиделки (4часов)

  Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.

 Разучивание:  « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.

          Животные в мордовском фольклоре (2 часа)

 Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.

«Нумолня» (э. песня), «Равжа  боран» (э.песня), «Сезяка, сезяка» (потешка), «Бабазень ульсь траксоц» (колыбельная песня). Сказки: «Бука ды верьгиз», «Атя ды овто», «Пустачей», «Кода кискась ялга вешнесь».

        Расскажи мне про сказочку (4 часов) 

Мордовские, русские, татарские народные сказки.

«Кафта купт», «Пси нуртт», «Шайтан Иван», «Байский сын и три мешка»(Т.) «Глупые братья» (Т.), «Глухой, слепой и безногий» (Т.)

         Вирява и ее владения (1час)

Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Нешке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.

        В гостях у Ведявы (1час)

Ведява -  хранительница воды. «Девушка и Водяная» - тат.сказка.

Разучивание: «Тук, тук, пиземня» - закликание; «Ляйня» - игра.

        Роштувань куд (рождественский дом)(2 часа)

Колядки, загадки, пляски. Игра « Минь пандоньке».  Поздравление своих близких с рождеством.

Трудолюбие и мастерство мордовского народа (4часа)

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы),  вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое». Разучивание песни «Роман Аксясь» (М.)

Мордовская свадьба (2 часа)

Знакомство со свадебными обрядами. Сушание обрядовых песен. Разучивание игр «Офтонь кштима», «Яксярга».

Русские и мордовские народные инструменты(2 часа)

 Ложки, жужжалки ,свистушки. Импровизация на ложках песни «Ах, вы, сени, мои сени…»

           Предания и легенды мордвы (2 часа)

«Дамай и Лияна», «Пси седихтьть», «Тюштя».

        Весенние обрядовые праздники (2часа)

Масленица, Верба, Пасха.

Разучивание: «Ульцянь  мора» хороводная песня, «Вербань хлыст» - игра, «Кажварч» - игра.

Отчетное мероприятие.

       

     Посещение   музея М.П.Девятаева

Знакомство с бытом древне мордвы.  Сравнение мордовских (мокша,  эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- виды фольклорных жанров;

- названия обрядовых праздников;

 - отличительные особенности русского, мордовских(мокша, эрзя, шокша), татарского национальных костюмов;

 -названия народных инструментов;

-различные виды народных промыслов  мордвы.

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой,

-исполнять народные (русские, мордовские) песни;

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

-вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;

- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;

- исполнять на ложках несложные мелодии.

Учебно-материальная база

1. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей  «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии  М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.

2.Аудиозапись татарских народных песен.

3. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.

4. Диск «Сказки финно-угорских народов».

Список литературы для учителя:

               

1. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991

2. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998

3. Л.В.Седова.  Родники народной мудрости. Саранск. 2007

4. Г.Тукай. Татарские народные сказки. Казань. 2003

5. Искусство мордвы. Москва, 1957

6. Интернет-ресурсы:  www.mordva.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по фольклору Забайкалья

Рабочая программа по фольклору Забайкалья...

Рабочая программа "Фольклор для малышей"

Данная программа используется на отделении "Сольное народное пение" для детей 5-6 лет....

Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор"

Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор" для учащихся малокомплектной школы казачьей кадетской направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

Рабочая программа факультатива "Фольклор Урала" (8 класс)

    Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам  образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занят...

Рабочая программа "Музыкальный фольклор"

Разработка рабочей программы дополнительного образования для учащихся....