Сочинение-сравнение
план-конспект урока (10 класс) на тему

Бубенин Анатолий Олегович

Как написать сочинение сравнительного типа, Главная ошибка при написании сочинений подобного типа: сравнение ведется не параллельно, а последовательно, поэтому получаются просто обычные характеристики героев,но  никак не сравнение. Чтобы избежать подобной ошибки, надо просто ответить на определенные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тургенев.jpg                                 

                                      И.С.ТУРГЕНЕВ.  «ОТЦЫ И ДЕТИ»

                        Тема: Обучающее сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

   Цель:  подготовить учащихся к сочинению, помочь овладеть логической операцией сравнения.

                                            План урока

                                    I. Опрос.

                                   II. Составление плана – конспекта.

                                  III. Домашнее задание.

                                              Опрос

 Планы сочинения на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

                                   Составление плана – конспекта.

  В сочинении сравнительного типа сравниваемые явления рассматриваются по сходству и различию параллельно; они стоят все время вместе, рядом. Если они будут рассматриваться последовательно, одно за другим, то вместо сравнения получатся две индивидуальные характеристики, т.е. сочинение не будет раскрывать темы. С подобными темами, проблемами вы будете сталкиваться постоянно и в реальной  жизни.

  Разработаем черновой вариант сочинения на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

  Проведем логический анализ темы. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

1.  На каком основании можно сравнивать героев?

    Сильные личности, настроенные друг против друга враждебно.

 2. Что общего между ними? Вопрос кажется странным на первый взгляд, но … все же?

    -Тот и другой не поддаются чужому влиянию. Иначе сравнивать …

   -Сильно развитое чувство самолюбия, граничащее с «сатанинской гордостью».

 3. Что отличает их друг от друга?

 - Неказистый облик Базарова – изящный Павел Петрович.

 - «Плебейские»  манеры Базарова – аристократизм Павла Петровича.

 - Отношение друг к другу: Базаров недружелюбно относится к Павлу Петровичу, но старается как можно меньше обращать на него внимания. Павел Петрович ненавидит откровенно Базарова, «возмущается всеми его мнениями, придирается к нему, насильно вызывает на спор».

  -В столкновениях с Павлом Петровичем Базаров никогда не противоречит самому себе, не роняет своего достоинства, поднимается даже до проявления высокого благородства (спор в 10главе и сцена дуэли).

 Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических принципов, в конце спора (глава 10) он срывается и обзывает своего противника грубыми словами; он вызывает «плебея» на дуэль.

  -Базаров – человек твердых демократических убеждений, против которых он практически ни разу не погрешил. Павел Петрович  не имеет каких бы то ни было убеждений, они заменились у него привычками, «которыми он очень дорожит. Он по привычке толкует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». Он привык к тем идеям, которых держится общество, и стоит за эти идеи, как за свой комфорт. Он терпеть не может, чтобы кто-нибудь опровергал эти понятия, хотя в сущности он не питает к ним никакой сердечной привязанности». (Д.И.Писарев)

4. В чем смысл сравнения героев?

И.С. Тургенев: «Если сливки плохи, что же молоко?

                 III. Домашнее задание: сочинение.



Предварительный просмотр:

Тургенев.jpg                                 

                                      И.С.ТУРГЕНЕВ.  «ОТЦЫ И ДЕТИ»

                        Тема: Обучающее сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

   Цель:  подготовить учащихся к сочинению, помочь овладеть логической операцией сравнения.

                                            План урока

                                    I. Опрос.

                                   II. Составление плана – конспекта.

                                  III. Домашнее задание.

                                              Опрос

 Планы сочинения на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

                                   Составление плана – конспекта.

  В сочинении сравнительного типа сравниваемые явления рассматриваются по сходству и различию параллельно; они стоят все время вместе, рядом. Если они будут рассматриваться последовательно, одно за другим, то вместо сравнения получатся две индивидуальные характеристики, т.е. сочинение не будет раскрывать темы. С подобными темами, проблемами вы будете сталкиваться постоянно и в реальной  жизни.

  Разработаем черновой вариант сочинения на тему: «Базаров и П.П.Кирсанов».

  Проведем логический анализ темы. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

1.  На каком основании можно сравнивать героев?

    Сильные личности, настроенные друг против друга враждебно.

 2. Что общего между ними? Вопрос кажется странным на первый взгляд, но … все же?

    -Тот и другой не поддаются чужому влиянию. Иначе сравнивать …

   -Сильно развитое чувство самолюбия, граничащее с «сатанинской гордостью».

 3. Что отличает их друг от друга?

 - Неказистый облик Базарова – изящный Павел Петрович.

 - «Плебейские»  манеры Базарова – аристократизм Павла Петровича.

 - Отношение друг к другу: Базаров недружелюбно относится к Павлу Петровичу, но старается как можно меньше обращать на него внимания. Павел Петрович ненавидит откровенно Базарова, «возмущается всеми его мнениями, придирается к нему, насильно вызывает на спор».

  -В столкновениях с Павлом Петровичем Базаров никогда не противоречит самому себе, не роняет своего достоинства, поднимается даже до проявления высокого благородства (спор в 10главе и сцена дуэли).

 Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических принципов, в конце спора (глава 10) он срывается и обзывает своего противника грубыми словами; он вызывает «плебея» на дуэль.

  -Базаров – человек твердых демократических убеждений, против которых он практически ни разу не погрешил. Павел Петрович  не имеет каких бы то ни было убеждений, они заменились у него привычками, «которыми он очень дорожит. Он по привычке толкует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». Он привык к тем идеям, которых держится общество, и стоит за эти идеи, как за свой комфорт. Он терпеть не может, чтобы кто-нибудь опровергал эти понятия, хотя в сущности он не питает к ним никакой сердечной привязанности». (Д.И.Писарев)

4. В чем смысл сравнения героев?

И.С. Тургенев: «Если сливки плохи, что же молоко?

                 III. Домашнее задание: сочинение.