ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья на тему

Трошина Надежда Яковлевна

В современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. Духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетие жизни нашей страны  отмечено невероятным аморальным давлением средств массовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни.

В то же время  большие претензии высказывают школе. Нам, учителям, больно слышать, что  эффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений неуклонно снижается. Но почему не хотят признать, что  реальных возможностей для гармоничного и полноценного духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в нашей стране, к огромному сожалению, становится всё меньше.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Трошина Н.Я., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Гимназия № 90»  г. Казань, Россия

         В современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. Духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетие жизни нашей страны  отмечено невероятным аморальным давлением средств массовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни.

          В то же время  большие претензии высказывают школе. Нам, учителям, больно слышать, что  эффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений неуклонно снижается. Но почему не хотят признать, что  реальных возможностей для гармоничного и полноценного духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в нашей стране, к огромному сожалению, становится всё меньше.    

         Современные средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей Сегодня, когда каждая вторая семья имеет два и более телевизионных приемника, компьютер,  очень трудно проследить, какие программы смотрит ребенок.  А известно, что средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей,  наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. Противостоять «натиску телевизионного зла», распространяющегося с экранов и тиражирующегося на миллионах дисков, кассет,   школа  в одиночку не в состоянии.  

         И тем не менее и в этих условиях школа делает все от нее зависящее, чтобы противостоять негативному влиянию СМИ и способствовать духовно-нравственной безопасности.

        Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народа многонациональной России.  Русский язык принадлежит к тем языкам, которые, как говорят лингвисты, обладают наибольшей информационной ценностью и коммуникативным удобством, то есть богатой традицией, научной изученностью, упорядоченной грамматикой.
        Русский язык занимает особое место в ряду всех других великих языков, так как он выполнял и продолжает выполнять огромную образовательно-познавательную функцию. Известны высказывания различных деятелей мировой культуры и просветителей на тему жизненной важности и огромной роли русского языка, как исторической необходимости в развитии взаимопонимания и сотрудничества народов: казахского акына Абая, азербайджанца Мирзо Фатали Ахундова, грузина И. Чавчавадзе, армянина М. Налбандяна, узбека Саттархана, молдаванина М. Эминеску, эстонца Ф. Крейцвальда, латыша Я. Райниса, белоруса Я. Лучины, украинца Т.Г. Шевченко. Заботясь именно о благе своих народов, они подчеркивали, что незнание русского языка будет многих обрекать на хозяйственную и культурную замкнутость, на провинциализм.

        Невозможно не привести замечательные слова выдающегося писателя - классика советской эпохи Чингиза Айтматова, который в свое время писал: «Миссия русского языка уникальна...Судьбы всех наших бывших советских национальных культур связаны с русским языком, без которого они не смогли бы получить мировое звучание...Чтобы развиваться, национальные культуры должны иметь доступ к достижению всех мировых культур. И, продуктивнее делать это пока только через русский язык». Русский  язык выступал и выступает не просто языком межнационального общения, но и языком обучения, давая возможность распространять знания, втягивать миллионы людей в центре страны и на ее окраинах в образовательную систему.
Родине.

      Все это мы, учителя русского языка, пытаемся донести до своих учеников.   И вот что пишут наши ученики.

«Я горжусь, что могу говорить и читать на таком великом и красивом русском языке» (Артур Крмаджан)

«Учите русский язык! Вас ждет великая награда, и награда – в нем самом» (Вероника Казакова)

«Даже в самом слове «русский» мне слышится сила, твердость, уверенность, широта. Русский язык похож на характер русского человека: такой же сильный, открытый, непоколебимый и добрый» (Юля Сулагаева)

«Люблю ли я свой родной язык? Разве можно не любить язык, позволяющий нам понять, любить, сказать слова поддержки и благодарности, попросить прощения?» (Никита Ваняшин)

«Родной язык не выбирают, как не выбирают мать, отца, место и время рождения. Для меня родной язык – это русский язык. Нет нашей заслуги в том, что он действительно великий, могучий и свободный. Однако это не отнимает у нас права гордиться своим родным языком и не снимает ответственности за его сохранение, чистоту и процветание. (Маша Колюшкина)
           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение информационно-психологической безопасности личности в современных условиях.

О влиянии Интернета на изменение психического развития детей...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях

Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...

"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"

Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...

Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования.

Нравственное здоровье ребёнкаЗадачи по формированию нравственного здоровья состоят в том, чтобы:обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания;развивать у дошкольников саморег...