Главные вкладки

    Упражнения для дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки.
    методическая разработка на тему

    Будкина Наталья Николаевна

    Материал предназначен для уроков обучения грамоте. Его можно использовать в качестве физкульминуток.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Новомосковск.

    Упражнения для дыхательной гимнастики

     и артикуляционной разминки.

    для учеников начальной школы.

                                                      Подготовила Будкина Н.Н., учитель начальных классов

    Дыхательная гимнастика.

    1.1.Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

    2.С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь.

    3.Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

    4.Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

    2.Упражнение «Свеча – 1».

    Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).

    3.Упражнение «Свеча – 2».

    Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).

    4.Упражнение «Свеча – 3».

    Принять исходное положение. Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:

    • короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;
    • длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

    5.Упражнение «Именинный пирог».

    Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух (количество порций выдохов может быть разным).

    6.Упражнение «Ароматный цветок».

    Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».

    7.Упражнение «Зимний ненастный вечер».

    Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.

    8.Упражнение «Спущенная шина».

    Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

    9.Упражнение «Пятёрочка».

    При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5. Стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

    10. Упражнение «Воздушный шарик».

    Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких. Активных вдохов через нос.

    11.Упражнение «Злая собака».

    Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить звук: р-р-р …

    12.Упражнение «Ветер».

    Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в ..

    13. Упражнение «Пилим дрова».

    Исходное положение «сидя». Дети поворачиваются лицом друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется на выдохе, движение руки на себя – на вдохе. Следить. Чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом.

    14. Упражнение «Самовар».

    Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых» …

    15. Упражнение «Коровка».

    Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му – у- у-у …

    16. Упражнение «Писк комара».

    Исходное положение «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счёте «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

    17.Упражнение «33 Егорки».

    Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д. пока хватит набранного воздуха. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.

    18. Упражнение «Рубка дров №1».

    Исходное положение «стоя». Пальцы рук сплетены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперёд и опускаем руки, имитируя рубку дров.

    19. Упражнение «Озябшие руки».

    Исходное положение «сидя». Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

    20. Упражнение «Тишина».

    Исходное положение «сидя». Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук «ч-ч-ч …».

    21.Упражнение «Раздуть угасающий костёр».

    Исходное положение «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щёки.

    22.Упражнение «Пузырь».

    Исходное положение «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приёмов, одновременно поднимая руки так же в несколько приёмов, до положения «руки в стороны». После слов учителя «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один приём со звуком [ш].

    23.Упражнение «Пожмём плечами».

     Исходное положение «сидя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.

    24. Упражнение «Группировка».

    Исходное положение «сидя». Голова и плечи опущены вниз. Плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову. Плечи поднимаем и максимально разворачиваем. На выдохе группируемся в исходное положение.

    25. Упражнение «Слоники».

    Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении втянуть воздух. При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.

    26. Упражнение «Тихий смех».

    Исходное положение «сидя». Сделать глубокий вдох носом. При выдохе беззвучно засмеяться. Положение губ соответствует произнесению звука [э]. Необходимо, чтобы дети смеялись без звука и напряжения, то есть не морщили лоб, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.

    27. Упражнение «Сердитая кошка».

    Исходное положение «сидя». Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах произвести фырканье в несколько приёмов.

    Артикуляционная разминка.

    1.Упражнение «Губы».

    1.Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение.

    2.Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

    3.Повторить упражнение 2 – 3 раза.

    2.Упражнение «Щечки».

    Исходное положение сидя. Поочерёдно надувая каждую щёку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять исходное положение. Повторить 5 – 7 раз.

    3.Упражнение «Хомячок».

    Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

    4.Упражнение «Конфета».

    Закладываем язык за щёку, как конфету, поочерёдно перемещая его из одной стороны в другую.

    5.Упражнение «Маятник».

    Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.

    6.Упражнение «Зубная щётка»

    Рот открыт. Чистим языком, как щёткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

    7.Упражнение «Сластёна».

    Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такие же движения сделать верхней губой.

    8.Упражнение «Трубочка».

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нёбо, как можно ближе к корню. Двигаем язык к передним зубам так, чтобы кончик языка остался на нёбе, упираясь в него. Образуем языком трубочку.

    9.Упражнение «Лошадка».

    Цоканье языком. Щелчок – пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза….

    10.Упражнение «Верблюд».

    Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.

    11.Упражнение «Оскал».

    Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.

    12. Упражнение «Заведём моторчик».

    Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

    13.Упражнение «Рыбка».

    Исходное положение – губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в исходное положение.

    14. Упражнение «Ковшик».

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые спинки языка опущены, прогибаются книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

    15.Упражнени «Часики» №1.

    Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла к другому и наоборот.

    16. Упражнение «Достать языком подбородок».

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку. Вернуть в исходное положение.

    17.Упражнение «Жало».

    Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык максимально и удержать его так несколько секунд. Мышцы языка напряжены.

    18.Упражнение Присоска».

    Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием её при раскрытии рта (чмоканье). Подобное всасывание нижней губы под верхнюю.

    19.Упражнение «Птенчик».

    Поочерёдно открывать и закрывать рот. В открытом положении рот должен принимать форму открытого клювика птенчика.

    20. Упражнение «Каретка».

    Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

    21. Упражнение «Лопаточка».

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края должны касаться углов рта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики?

    Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать? Ответ на данный и многие другие волнующие вопросы вы найдете в данной статье....

    Комплекс упражнений к разделу "Основы дыхательной гимнастики"

    Предложенный комплекс дыхательных упражнений основан на методике А.Н.  Стрельниковой и предназначен для самостоятельного использования родителями при невозможности посещения занятий....

    Упражнения дыхательной гимнастики

    Упражнения дыхательной гимнастики...

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой, комплекс упражнений.

    Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела:...

    Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

    Комплексы дыхательной гимнастики.Дыхательная гимнастика позволяет организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами. Гимнастика состоит из комплекса специальных упражнени...

    Буклет для родителей: "Упражнения дыхательной гимнастики".

    Занимайтесь тренировкой дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле.Несколько популярных упражнений:ü  «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльн...

    Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

    Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную...