Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель
план-конспект урока (10 класс) на тему

Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy.docx30.46 КБ
Office presentation icon pril1.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока № 69 по литературе (10 класс)26.02.2016 по теме

«Пo страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой человек, мыслитель, писатель»

Цели:
1.Образовательные:

  • Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.

2.Воспитательные:

  • Воспитание на примере личности писателя Л.Н.Толстого, воспитание умений работы в коллективе, ответственности к порученному делу, прививать интерес к классической литературе

3.Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, умения мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы; развитие познавательной активности.

Задачи:
1.Образовательные: Расширить, углубить и систематизировать знания о личности Л.Н.Толстого.
2.Воспитательные: Активно мыслить и работать, внимательно слушать выступающих, дополнять, говорить грамотно и ясно. Сделать вывод о значении личности Л.Н. Толстого для русской и мировой литературы и культуры.
3.Развивающие: Думать, анализировать, активно высказывать свою точку зрения, сделать выводы о личностных качествах писателя. 

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, портрет Л.Н.Толстого

Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

М.Горький

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы с вами будем разговаривать о жизни Л.Н.Толстого, его мировоззрении; вспомним исторические и культурные события, свидетелем которых был Толстой, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками писателя.

2. Изучение нового материала

а) Эпоха Л.Н.Толстого

Слово учителя

В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова

М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком».

(эпиграф записан на доске)

К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты

мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под

выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это

значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком,

Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя

по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

«Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н, Толстом.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».

Слайд 2

         Учитель предоставляет слово учащемуся, который ответит на вопросы:

1.      Свидетелем каких исторических событий был писатель?

2.      На какие годы падает расцвет его творчества?

3.      С кем из выдающихся людей Л, Н. Толстой общался?

Выступление учащегося (Кушер Света):

В какое время жил писатель? Достаточно трудное, неспокойное, время освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров.

Толстой прожил долгую жизнь. (1828-1910 – 2 века охватил)

Почти целый век прошел перед глазами писателя, сам Толстой стал свидетелем и участником многих исторических событий, это повлияло на его мировоззрение:

 смерть А.С. Пушкина, 1837,

М.Ю.Лермонтова, 1841 год,

Н.В.Гоголя, 1852 год,

Крымская война, 1853-56 годы,

рост освободительного движения,

 крестьянская реформа, 1861 год,

убийство народовольцами Александра II, 1881 год,

Русско-японская война, 1904-1905 годы,

Кровавое воскресенье, 1905 год, 9 января и мн.др.)

Расцвет его творчества приходится 50-60 годы 19 века. Это время работы над эпопеей «Война и мир»

Толстой был знаком и много общался со многими выдающимися людьми: Некрасов, Тургенев, Островский, Тютчев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Добролюбов, Писарев, Репин, Крамской, Перов, Суриков, Шишкин, Левитан, Фет, Чернышевский, Чехов, Горький и мн.др.)

Вывод - обобщение (учитель):

«Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир».

Слайд 3

Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человекалмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через  чего светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Ответы учеников.

б) Л.Н.Толстой глазами художников.

Комментарии учителя: «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю.».

 «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».

Слайд 4

Сообщение ученика (Тарасенко Дима): И. Н. Крамской. «ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО. 1873 г.» Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет.  Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился, на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

Сообщение ученика (Данилевич Оксана): И. Е. Репин. «Л. Н. ТОЛСТОЙ, 1887 г.»

Слайд 5

...Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься» иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека». Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Слайд 6

б) Дневник Л.Н.Толстого.

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов Юбилейного издания его сочинений, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта — дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник — правдивое зеркало жизни великого писателя.

Его дневник — и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего — орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

Сейчас вы увидите дневниковые записи Толстого. Подумайте, что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

Работа с дневниковыми записями писателя.

Слово учителя:

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и на чал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Слайд 7

1847 год 17 марта

…Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

1848 год

…Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не повторять чужих мыслей.

Слайд 8

1855 год

18 марта

… вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,– быть деятельным, рассудительным и скромным.

21 сентября

… Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

Слайд 9

1881 год

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных… больше давать, чем брать…

1900 год 30 августа

Во что я верю? – спросил я себя. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

1902 год 21 марта

Говорят, вернись к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

Слайд 10

1907 год 26 октября

(Очень важно!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

- Что вы можете сказать о Толстом, прочитав эти записи?

Слово учителя:

Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей, Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей душой.

Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право. Толстой становится «мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям».  Жизнь и литература для него неразделимы.

в) Л.Н.Толстой глазами современников.

А как видят современники Толстого?

(на доске цитаты)

Слайд 11

 «Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»

                                                                                                                М. Горький

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

                                                                                                                   Т. Драйзер

ответы учеников

Комментарий учителя. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».

3. Подведение итогов:

 Наш урок подходит к концу, скажите:

- Каким вы увидели писателя Л.Н.Толстого?

- Стало ли вам интересно изучать творчество Л.Н.Толстого?

4. Домашнее задание:

Слайд 12

1   составить хронологическую таблицу по биографии Л.Н. Толстого, пользуясь материалом учебника;

2 читать "Севастопольские рассказы".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. .

Слайд 2

Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Свидетелем каких исторических событий был писатель? На какие годы падает расцвет его творчества? С кем из выдающихся людей Л.Н. Толстой общался? 1837 1841 1852 1854 1853-1856 1855 1859-1860 1861 1866 1870 1871 1876 1877-1878 1881 1887 1894 1898 1903 1904-1905 1905- 9 января 1905-1907 Гоголь Герцен Достоевский Тургенев Щедрин Островский Гончаров Короленко Чехов Горький Некрасов Тютчев Фет Белинский Чернышевский Добролюбов Писарев Жорж Санд Мериме Стендаль Бальзак Мопассан Роллан Репин Федотов Перов Крамской Суриков Шишкин Левитан Третьяков Шопен Чайковский Даргомыжский Бородин Мусоргский Римский-Корсаков Балакирев Садовский Мочалов Ермолова Щепкин Станиславский Обручев Сеченов Пирогов Бутлеров Менделеев Боткин

Слайд 3

слова Л. Н. Толстого: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через чего светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Слайд 4

Крамской создал поразительный по идейно-художественной глубине портрет великого писателя

Слайд 5

И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, 1887 г.»

Слайд 6

И. Репин «Л. Н. Толстой на пашне».

Слайд 7

Дневник Л.Н.Толстого 1847 год 17 марта … Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 1848 год … Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не повторять чужих мыслей.

Слайд 8

. 1855 год 18 марта … вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,– быть деятельным, рассудительным и скромным. 21 сентября … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

Слайд 9

. 1881 год Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных… больше давать, чем брать… 1900 год 30 августа Во что я верю? – спросил я себя. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом… 1902 год 21 марта Говорят, вернись к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

Слайд 10

. 1907 год 26 октября (Очень важно!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

Слайд 11

Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников «Весь мир, вся земля смотрит на него. .. , отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...» М. Горький. «Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить, весь мир прислушаться!» Т. Драйзер. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический ха­рактер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, кото­рыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

Слайд 12

Домашнее задание: 1. составить хронологическую таблицу по биографии Л. Н. Толстого, пользуясь материалом учебника. 2. читать «Севастопольские рассказы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни.

Урок-лекция-презентация о жизни и творчестве великого писателя. Рассчитан на 2 часа.  Отображены все основные этапы жизни и творческого пути, богатый иллюстративный материал....

"По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой."

Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого. Богатый иллюстративный материал....

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Устный журнал "Л. Н. Толстой. По страницам великой жизни"

Материал предназначен для учащихся 9-11 классов....

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

Конспект открытого урока в 10 классе «Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель».

Данный урок проводится в 10 классе перед изучением произведений Л.Н.Толстого. Цель урока - показать личность великого писателя, его многогранность....

ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ. Л. Н. ТОЛСТОЙ – ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ (1828-1910)

ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ С БИОГРАФИЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ПИСАТЕЛЯОБРУДОВАНИЕ: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ, ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ, СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ...